Проект "Развитие речи через коммуникативные игры"
проект по развитию речи (старшая группа)

Безрукова Анжела Петровна

В данном проекте рассматривается понятие коммуникативной сферы, как части социального пространства личности ребенка. Раскрывается актуальность и необходимость речевого развития дошкольников через коммуникативные игры. Представлены цели, задачи и приёмы формирования коммуникативных навыков через игровую деятельность. Проект представлен в двух этапах: подготовительно-информационном и практическом. К проекту прилагается картотека коммуникативных игр для дошкольников старшего возраста. Данный проект будет интересен воспитателям дошкольных учреждений, учителям-логопедам, родителям.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие речи через коммуникативные игры» ПРОЕКТ

Слайд 2

Цель проекта: ввести в практическую работу развитие речи детей через коммуникативные игры в образовательной организации. Актуальность темы . Уровень речевого развития дошкольника в значительной мере зависит от его достаточной речевой практики . Дети с речевой патологией испытывают чувство неуверенности, закомплексованности в общении, как со сверстниками, так и с взрослыми. Особенно трудно дается таким детям участие в праздниках. Чтение стихотворений, участие в сценках, диалогах – все это вызывает у детей не только определенное психо -эмоциональное напряжение, но и речевой дискомфорт. Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывает игровая деятельность, которую надо проводить каждый день. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии — через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные педагогом вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Одновременно игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, окружающему миру. Огромно и воспитательное значение игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Слайд 3

Задачи: 1. Преодоление застенчивости, нерешительности, скованности, формирование самоконтроля у гиперактивных детей. 2. Развитие умения адекватно выражать свои эмоции, распознавать эмоциональные реакции других детей. 3. Развитие навыков совместной деятельности, воспитание навыков доброжелательного отношения друг к другу. 4.Развитие умения детей строить грамматически правильные высказывания, отображающие мысли, чувства во взаимодействии с другими детьми и взрослыми. 5. Развитие связной, диалогической, монологической речи (пересказ, составление рассказов по картинке, по серии картинок, на отвлеченные темы, диалогов со взрослыми и детьми...)

Слайд 4

Срок реализации: 1 месяц. Участники проекта: дети старшей группы, учитель - логопед, воспитатели группы. I этап - Подготовительный этап: - подборка игр для развития фонематического слуха, мелкой моторики, координации речи с движениями; составление рекомендаций для родителей, воспитателей; разработка бесед с детьми; -составление календарно-тематического плана

Слайд 5

Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, создавая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых навыков; воспитатель проводит познавательное занятие, лепку или рисование по теме, дидактические, настольные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, беседы, наблюдения, знакомит детей с произведениями художественной литературы по данной тематике. Педагог-психолог ведет коррекцию основных психических процессов, снятие тревожности, эмоционального напряжения. Игры и задания он также проводит в соответствии с данной темой. Музыкальный руководитель проводит педагогическую диагностику, на занятиях ведет работу по развитию мелкой моторики рук, логоритмику , музыкально-речевые игры на активизацию внимания, воспитание музыкального ритма, ориентировку в пространстве, а также закрепление лексических тем, что благоприятно влияет на формирование речевых функций у детей с патологией. Инструктор по физкультуре проводит педагогическую диагностику, развивает двигательную активность с помощью подвижных игр разной сложности, совершенствует моторные навыки, формирует игровые навыки, совершенствует просодические компоненты речи.

Слайд 6

Календарно-тематический план на декабрь месяц № п\п Тема недели Коммуникативные игры 1 неделя «Звери наших лесов» Игра «Кто больше?» Цель: приучать детей отвечать на вопрос полным предложением 2 неделя «Зима» Игра «Снежный ком». Цель: способствовать осознанному распространению и запоминанию предложения. Игра «Чудесный мешочек» Цель: формировать у детей умение задавать вопрос для уточнения необходимой информации. 3 неделя «Посуда» Игра «Невпопад» Цель: научить ребенка прислушиваться к вопросу, чтобы дать совершенно противоположный ответ, т.е. невпопад. «Ищу ответ в вопросе» Цель: помочь ребенку начать полный ответ, используя часть вопроса 4 неделя «Одежда» Игра «Зеркало» Цель: способствовать развитию навыков сотрудничества через подражание действиям партнера

Слайд 7

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ПРАКТИЧЕСКИЕ НАГЛЯДНЫЕ СЛОВЕСНЫЕ Игровые приемы Использование макетов и пособий Рассказ Моделирование Рассматривание картин Предметные, сюжетные картинки Беседа Упражнения Дидактические игры Игры - драматизации

Слайд 8

II Этап – Практический – познавательный. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста. Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции. Словарь: дети старшего дошкольного возраста 5- 6 лет имеют большой запас слов - 3000-3500. Это преимущественно слова, которые наиболее часто употребляются при общении с окружающими. Несмотря на довольно большой запас слов, речь детей иногда бывает бедна, потому что в общении они активно пользуются значительно меньшим количеством слов. Их обиходный, активный словарь ограничен. Нередко дети употребляют слова и выражения некстати, неточно, вкладывая в них свой смысл. В отдельных случаях словарь детей засорен просторечными словами и оборотами. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще неверно понимают или используют слова, например по аналогии с назначением предметов говорят вместо поливать из лейки « леять », вместо лопатка « копатка » и т. п. Вместе с тем такое явление свидетельствует о «чувстве языка». Это значит, что у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству. Грамматический строй: к шести годам дети постигают основные закономерности изменения слов и соединения их в предложении. Но в речи старших дошкольников еще встречаются морфологические ошибки они неправильно изменяют слова по числам и падежам, например: «У меня нет перчатков », «Она не нашла подругов » и др. Звукопроизношение: в условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических недостатков речи ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. Иногда у детей подготовительной к школе группы еще остается некоторая нечеткость речи, небрежное произношение звуков, слов, недостаточно четкая дифференциация звуков, т. е. они смешивают их при произношении и восприятии на слух. Чаще всего это относится к детям с быстрым темпом речи и нечетким произношением; к недавно усвоившим правильное произношение тех или иных звуков; к страдающим ложной дислалией ; к детям с задержкой общего развития речи. В процессе работы нужно научить детей правильно произносить звуки родного языка; различать и правильно употреблять сходные звуки.

Слайд 9

Перечень методик коммуникативного развития . Большой блок методик основан на лингводидактическом подходе к коммуникативной компетентности и большую роль уделяют речевому развитию и диалогическому общению ребенка со сверстниками и взрослыми. При этом работа может строиться в различных видах деятельности . Д.Н. Дубина, Ю.А. Судаплатова (2013) за основу своей работы берут народную сказку. Они считают, что одним из способов расширения языкового поведения, формирования коммуникативных умений личности дошкольника является диалогическое общение на основе произведений устного народного творчества. Н.К. Ледовских (2003), Н.А. Богданова (2010) как коммуникативный повод для общения педагога с детьми видят изобразительную деятельность. Авторы считают, что общение по поводу изобразительной деятельности — это эмоционально насыщенное общение, сближающее детей и взрослых. Изобразительная деятельность требует коммуникативного взаимодействия на всех этапах: на этапе обсуждения темы, выбора средств и техники изображения, в процессе непосредственно изобразительной деятельности и на этапе осмысления ее результатов. Очень много проектов (Г.А. Саитова, 2012; Н.Н. Кулиш, 2011; С.С. Мальцева, 2012; С.А. Мурзина, 2011), связанных с игрой как средством формирования коммуникативной компетентности. При этом авторы решают насколько задач: формируют монологическую и диалогическую речь, учат сотрудничеству. И это очень обосновано, ведь игра представляет собой совместную деятельность детей. Общие интересы, цели, задания, совместные действия в игре способствуют воспитанию положительных взаимоотношений между сверстниками. Именно игра позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развивает умения и навыки, стимулирует развитие дошкольника в целом. В качестве методического материала педагоги используют достаточно известные среди воспитателей детских садов пособия: Л. Дубининой «Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений»; К. Фопель «Как научить детей сотрудничать». (2008) Существуют и более частные программы по формированию коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста. Среди них: Т.А. Благовещенская (2003) – Развитие основ коммуникативной компетентности при изучении английского языка в подготовительной группе; И.А. Лыкова (2008) — Развитие коммуникативной компетентности через диалог с искусством: смысловое общение на языке образов, знаков и символов культуры; В.Н. Чиркова (2005) – Здоровьесберегающая коммуникативная среда.

Слайд 10

Картотека коммуникативных игр (старшая группа) «Вежливые слова». Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи). « Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся». Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека. Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Воспитатель даёт задания: - Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки; - снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки; - ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями. «Изобрази пословицу» . Цель: развить умение использовать невербальные средства общения. Детям предлагается изобразить с помощью жестов, мимики какую-либо пословицу: “Слово не воробей – вылетит, не поймаешь” “Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты” “Нет друга – ищи, а найдёшь – береги” “Как аукнется, так и откликнется” «Закорючка». Цель: Развивать уважение в общении. Учитывать интересы других детей. Воспитатель предлагает детям волшебный фломастер, который превращает простые закорючки в разные предметы, животных, растения. Первый игрок берет фломастер и рисует на листе небольшую закорючку. Затем предлагает этот лист следующему игроку, который дополнит закорючку так, чтобы получился какой-нибудь предмет, или животное, или растение. Потом второй игрок рисует для следующего игрока новую закорючку и т.д. В конце определяют победителя игры. "Испорченный телефон." Дети по цепочке передают на ухо друг другу какое-нибудь слово. Последний должен назвать это слово вслух. Затем ребята выясняют, какое слово должны были передать, где "телефон" испортился. Игра «Липучки». Все дети передвигаются по комнате. Двое детей, держась за руки, пытаются пытаются поймать сверстников. При этом припевают (приговаривают): «Я - липучка – приставучка , я хочу тебя поймать- будем вместе прилипать!». Каждого пойманного ребёнка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей «липучей» компании. Затем они вместе ловят других детей.

Слайд 11

Картотека коммуникативных игр (старшая группа) «Ау!» Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия. Количество играющих: 5-6 человек. Описание игры: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал. Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве. “Мой хороший попугай”. Цель: развитие эмпатии , умение работать в группе. Дети стоят в кругу. Ведущий рассказывает, что к ним в гости прилетел попугай, чтобы познакомиться и поиграть с детьми. Предлагает подумать, что нужно сделать, чтобы попугаю понравилось в гостях, и он захотел прилететь к ним снова. Ведущий предлагает детям игрушку – попугая и предлагает погладить, приласкать, поговорить ласково. «Передай сигнал». Цель: игра для преодоления защитных барьеров, отгораживающих сверстников друг от друга. Содержание: Дети берутся за руки. Ведущий посылает сигнал стоящему рядом с ним ребёнку через пожатие руки, сигнал можно передавать влево и вправо, разговаривать нельзя. Когда сигнал придёт снова к ведущему, он поднимает руку и сообщает о том, что сигнал получен. Затем предлагает детям передать сигнал с закрытыми глазами. Игра проводится 3-4 раза. Главное условие-общение без слов. «Моё начало – твой конец». Цель: учить понимать смысл сообщений, выделять основную идею высказывания, продолжать мысль собеседника. Оснащение: игрушки. Содержание. Педагог разделяет детей на две команды. Участникам одной команды нужно придумать начало истории про игрушку, игрокам другой команда – её конец. По окончании команды меняются местами. «Угадай, кто позвал?» Цели: - Развитие слухового внимания; - Развитие навыков дифференциации речевых звуков по тембру голоса. Описание: Взрослый предлагает ребенку отвернуться и догадаться, кто из детей (если игра происходит в группе) или кто-то из родных (если играют дома) позвал его. Вначале ребенка зовут по имени, затем (для усложнения) произносят которое «АУ».

Слайд 12

Картотека коммуникативных игр (старшая группа) «Четвертый лишний» Цели: - Развитие навыков слуховой дифференциации длинных и коротких слов. - Развитие слухо – речевую память. Описание: Из каждых четырех названных взрослым слов, ребенок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три: Мак - бак - так - банан Сом - ком - индюк - дом Лимон - вагон - кот - бутон Мак - бак - веник - рак Совок - гном - венок - каток Пятка - ватка - лимон - кадка Ветка - диван - клетка – сетка. «Собери чемодан». Цель : развивать слуховое восприятие и память, проявлять внимание к собеседнику . Содержание. Участники садятся на пол или на стульчики, образуя круг. Воспитатель говорит: - Представьте себе, что мы отправляемся в путешествие. Давайте собирать чемодан. Подумайте, что можно взять с собой. «Путешественник » называет предмет, который он возьмет с собой, второй повторяет то, что сказал первый, а затем называет свой предмет. Третий припоминает , что взял второй «путешественник» и добавляет свой предмет и так далее. Помните, что повторяться нельзя, упражнение можно усложнить, попросив детей повторять название всех предметов, которые прозвучали до них. «Художник слова». Цель : развивать ассоциативное мышление, внимание, память. Содержание. Участники садятся на стульчики или на пол, образуя круг. Выбирается водящий, который рисует словесный портрет кого – либо из группы, не называя имени этого ребенка. Остальные участники должны догадаться, о ком идет речь. Затем водящий меняется, упражнение возобновляется. « Библиотека». Цель : развивать слуховое восприятие память, описательная речь. Оснащение: книги, хорошо известные детям. Содержание. С помощью считалки выбирается водящий «Библиотекарь », остальные дети – «читатели». Один из «читателей» описывает содержание нужной книги, не называя её. По его описанию «библиотекарь» должен догадаться, о какой книге идет речь, и «выдать ее читателю»

Слайд 13

Фронтальное занятие логопеда по обучению грамоте в старшей группе Тема: Слово. Обозначение гласного звука. Дата:05.12.2022 Продолжительность: 25 мин Задачи. Образовательные: Формировать у детей представление о гласных звуках. Ввести обозначение гласных звуков. Формировать умение отчетливо, внятно произносить каждый звук в отдельности и слово целиком. Воспитательные: Воспитание мотивации к учению. Воспитание активности в различных видах деятельности. Развивающие: Развитие зрительного восприятия через игровую ситуацию на этапе актуализации знаний. Материал Демонстративный: плакат «Гласные звуки», плакат со схемами слов, « Звуковички » магнитные, магнитная доска, экран. Раздаточный: рабочие тетради, цветные карандаши, фишки красного цвета. этапы содержание приемы методические указания Введение в ситуацию (2 мин) Логопед предлагает сесть на стульчики тем детям, в имени которых есть звук [ А ] Пояснение. Игровая развивающая деятельность Дети садятся на свои места в заданной последовательности Актуализация знаний (2 мин) Логопед обращает внимание детей на таблицы на доске «Мак», «Кот», «Кит», «Сыр», «Лук», Лес». - В каждом этом слове есть «волшебный звук», когда мы его произносим, воздух выходит свободно, не мешают ни губы, ни зубы, ни язык. Эти звуки можно долго тянуть, петь. Пояснение. Дети внимательно слушают педагога. Затруднение, проблема (2 мин) Логопед предлагает поискать детям «волшебный» звук в слове МАК. Вызывает к доске ребенка, который громко проговаривает слово, ведя указкой по схеме. - Какой первый звук в этом слове? Вопросы пояснение Дети предлагают ответы на вопросы педагога

Слайд 14

этапы содержание приемы методические указания Решение проблемы в деятельности (5 мин) Педагог напоминает, что «волшебный» звук можно долго тянуть, воздух выходит свободно, без преград. Каждый звук в слове разбирается совместно, обсуждается. Вместе с детьми делается вывод. Все вместе приходят к выводу, что в слове «мак» один «волшебный» звук – [ А ] . Затем переходят к такому же подробному разбору остальных слов. Так обнаруживаются все шесть гласных звуков [ А, О, У, Ы, Э, И ] и разбираются их особенности. Пояснения Беседа Игровая деятельность Дети совместно произносят звуки, определяют, какой звук «волшебный». Физкультминутка (2 мин) Музыкально-ритмический видеоклип «Конфетка» Двигательная деятельность Дети выполняют ритмичные упражнения под музыку. Включение новых знаний (7 мин) Логопед сообщает детям, что «волшебные» звуки называются гласными звуками. Несколько раз повторяется название, совместно и индивидуально. Эти звуки на схеме слова будем обозначать красным цветом. На таблице со схемами обозначаются все гласные звуки « Звуковичками ». Педагог просит каждого ребенка назвать все звуки, которые обозначили красной фишкой. Вместе с детьми считает, сколько всего гласных звуков (6). Составление моделей Дети выполняют задание в рабочей тетрадке (стр. 13. Подготовка к обучению грамоте, 5-6 лет), обозначают красными фишками гласные звуки.

Слайд 15

этапы содержание приемы методические указания Подведение итога (5 мин) Игра в слово «Жук». Педагог предлагает 3 детям изобразить звуки (берут звуковичков ) и выстраивает их по порядку и вразбивку. Остальные дети называют звуки, определяют место гласного звука. Игра «Назови слово». Логопед предлагает назвать слова с гласным звуком слова «жук» [ У ] . Логопед в конце занятия просит ответить на вопросы: -Какие звуки называются гласными? -Назовите гласные звуки. Сколько их всего в русском языке? Беседа Игровая деятельностть Ответы на вопросы Дети называют звуки в словах, подбирают слова на звук [ У ] . Педагог подводит итог занятия, хвалит детей. Выводы При постановке целей занятия и его планировании были учтены возрастные и характерологические особенности детей. Структура занятия соответствует целям обучения, воспитания и коррекции, прослеживалась логическая последовательность и взаимосвязь этапов занятия, четкость перехода от одного этапа к другому. Практически все дети проявили интерес к занятию, показали достаточно хорошее качество выполнения заданий, умение применять знания в различных ситуациях. На протяжении всего занятия сохранялась высокая активность большинства детей. В целом, проведенное занятие показало положительные тенденции в речевом развитии детей.

Слайд 16

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ОВЗ (тяжелое нарушение речи) дошкольного возраста в условиях ДОУ (2022 – 2023 учебный год) Месяц Этап Задачи Содержание работы Форма работы ответственный сентябрь наблюдения мониторинг -Организация комплексного психолого-педагогического изучения ребёнка в целом -Обследования ребенка всеми специалистами на психолого- педагогическом консилиуме ДОУ -Коллегиальное определение трудностей ребенка в каждом конкретном виде деятельности - Разработка рекомендаций для составления индивидуального маршрута ребёнка - Динамическое наблюдение за динамикой развития ребенка в ходе коррекционно- воспитательного процесса Воспитатели, специалисты, участвующие сопровождении ребенка (педагог- психолог, логопед) в течение всего учебного периода Формы работы – индивидуальная и подгрупповая Общие задачи на период реализации ИОМ: Создание коррекционно-педагогических условий для обучения и воспитания, с целью устранения и уменьшения недостатков речевой деятельности, речемыслительной деятельности , коммуникативной деятельности, познавательной деятельности, организации эмоционально -волевой сферы, двигательной деятельности и компенсации нарушений в развитии.

Слайд 17

Месяц Этап Задачи Содержание работы Форма работы ответственный Октябрь - апрель основной коррекционный этап Коррекция звукопроизношения Разрабатывать речевой аппарат, подготовка его к постановке звуков. 2. Сформировать правильное произношение и первоначальное закрепление неправильно произносимых звуков и отсутствующих в произношении звуков (индивидуальная работа). 3. Автоматизировать звуки в слогах, словах, предложениях, словосочетаниях, связной речи Работа над слоговой структурой слова (индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребёнком звуков) Учить говорить слова сложной слоговой структуры сначала изолировано, потом в словосочетаниях, потом в предложениях, соблюдая последовательность и количество слогов, интонационно правильно оформляя их. 2. Выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трех слогов; подбирать слова с заданным количеством слогов. Проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики. 2. Использование элементов биоэнергопластики . 3. Постановка нарушенных звуков. 4. Автоматизация поставленных звуков. Плавно переключаться со слога на слог. 2. Плавно произносить стечения согласных в рамках одного слога. 3. «Наращивать» слова. 4. Произносить слова со стечением согласных. 5. Делить слова на слоги, подсчитывать слоги, называть 1-ый, 2-ой, 3-ий и пр. слог в слове. Учитель-логопед, воспитатели Формы работы – индивидуальная и подгрупповая

Слайд 18

Месяц Этап Задачи Содержание работы Форма работы ответственный Октябрь - апрель основной коррекционный этап Развитие фонематического слуха и навыков языкового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте Развивать слуховое внимание на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки). 2. Развивать слуховое внимание на материале гласных звуков. 3. Развивать слуховое внимание на материале согласных звуков. 4. Знакомить с буквами. 5. Формировать умение осознанно читать слоги, слова, предложения, тексты с изученными буквами. Знакомство с гласными звуками [а], [у], [о], [и], [ы], [э], 2. Анализ и синтез звукосочетаний из 2-3 гласных звуков (ау, уа и т.д.). 3. Выделение гласного в начале слова (Оля), в конце слова (пила), в середине односложных слов (шар, бык, стол и т.п.). 4. Подбор слов на гласные звуки. 5. Знакомство с согласными звуками. Совершенствование умения выделять звук из ряда звуков, на фоне слога, слова. 6. Знакомство с понятиями: «гласный звук» и «согласный звук», «звук» и «буква», «твёрдый согласный звук» и «мягкий согласный звук». 7. Выделение изучаемых согласных звуков из слова (начало, конец, середина). 8. Определение последовательности звуков в слоге, слове. 9. Определение количества звуков в слоге, слове. 10. Определение ударного слога, звука в слове. 11. Составление звуко -слоговой схемы слов. 12. Выкладывание слогов, слов из букв, чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами. 13. Совершенствование умения «печатать» буквы, слоги, слова, предложения с пройденными буквами. 14. Закрепление умения выкладывать буквы из палочек, кубиков, мозаики, шнурочка ; лепить их из пластилина; узнавать буквы с недостающими элементами или «зашумленные» буквы; различать правильно и неправильно «напечатанные» буквы. 15. Читать слоги, слова, предложения, тексты с изученными буквами. 16. Закрепление знания известных детям правил правописания. 17. Формирование умения решать кроссворды, разгадывать ребусы, читать изографы. Учитель-логопед, воспитатели Формы работы – индивидуальная и подгрупповая

Слайд 19

Месяц Этап Задачи Содержание работы Форма работы ответственный Октябрь - апрель основной коррекционный этап Развитие словаря Расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем. 2. Упражнять в словоизменении. 3. Упражнять в словообразовании. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами 2. Обогащение экспрессивной речи сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами и словами-синонимами. 3. Расширение представления о переносном значении и активизация в речи слов с переносным значением. 4. Обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными. 5. Дальнейшее овладение приставочными глаголами . 6. Практическое овладение всеми простыми предлогами и сложными предлогами. 7. Обогащение экспрессивной речи за счет имен числительных, местоименных форм, наречий, причастий. Учитель-логопед, Воспитатели Формы работы – индивидуальная и подгрупповая

Слайд 20

Месяц Этап Задачи Содержание работы Форма работы ответственный Октябрь - апрель основной коррекционный этап Совершенствование грамматического строя речи Формировать грамматические категории имён существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, числительных, наречий (по лексическим темам) 2. Формировать навыки правильного согласования имён существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, числительных, наречий. 3. Формировать навыки грамматически правильного составления предложений. 4. Формировать навыки анализа предложений и составления графических схем предложений. Совершенствование умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже по всем изучаемым лексическим темам (заморозок — заморозки, гриб — грибы, береза — березы, яблоко — яблоки). 2. Закрепление умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами по всем изучаемым лексическим темам (дрозда, дрозду, дроздом, о дрозде; у конюшни, по конюшне, над конюшней, в конюшне; жуков, жукам, жуками, о жуках; у белок, по белкам, над белками, о белках). 3. Совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами по всем изучаемым лексическим темам (листочек, картошечка, пальтишко; кругленький). 4. Формирование умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами ( медведище , головища) и суффиксами единичности (горошинка, клюквинка ). 5. Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным (косой заяц, голубая стрекоза, длинноногие журавли; быстрая, проворная, стремительная ласточка). Учитель-логопед, воспитатели Формы работы – индивидуальная и подгрупповая Формы работы – индивидуальная и подгрупповая

Слайд 21

Месяц Этап Задачи Содержание работы Форма работы ответственный Октябрь - апрель основной коррекционный этап 6. Закрепление умения образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах (собираться, притаиться; улетает, улетел, улетит). 7. Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (яблоко растёт, яблоки растут). 8. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. 9. Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои. 10. Согласование числительных два и пять с существительными. 11. Совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами. 12. Совершенствование навыков составления и использования сложносочиненных предложений и сложноподчиненных предложений с придаточными времени и причины (Мы пошли кататься с горки, когда закончился снегопад. Девочки намочили рукавички, потому что лепили снеговика.) 13. Закрепление навыков анализа простых распространенных предложений без предлогов и с простыми предлогами (со зрительной опорой и без нее) и навыка составления графических схем предложений. Учитель-логопед, Воспитатели Формы работы – индивидуальная и подгрупповая

Слайд 22

Месяц Этап Задачи Содержание работы Форма работы ответственный Октябрь - апрель основной коррекционный этап Развитие связной речи Составлять простые распространённые предложения. 2. Обучать задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом. 3. Обучать составлению описательных рассказов по лексическим темам. 4. Работать над диалогической речью (с использованием литературных произведений). 5. Обучать пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ). Формирование желания рассказывать о собственных переживаниях, впечатлениях. Развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения. 2. Совершенствование навыков ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко. 3. Закреплять умение составлять описательные рассказы и загадки-описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану. 4. Совершенствование навыка пересказа сказок и небольших рассказов по заданному или коллективно составленному плану. Обучение пересказу с изменением времени действия и лица рассказчика. 5. Совершенствование навыка составления рассказов по серии картин и по картине по заданному или коллективно составленному плану. Учитель-логопед, Воспитатели Формы работы – индивидуальная и подгрупповая

Слайд 23

Месяц Этап Задачи Содержание работы Форма работы ответственный май Заключительный Итоговая диагностика Подведение итогов Анализ достижений -Мониторинг эффективности реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы -Обследования ребенка всеми специалистами на психолого-педагогическом консилиуме ДОУ Воспитатели, специалисты, участвующие сопровождении ребенка (педагог- психолог, логопед) Формы работы – индивидуальная и подгрупповая Результативность и эффективность такой работы прослеживается в сравнении диагностик специалистов в начале и в конце учебного года.

Слайд 24

Рекомендации родителям и педагогам по развитию речи детей. Необходимо содержательное и многоплановое общение взрослого с ребенком. Быть только рядом с ним – этого мало. Мы много объясняем, поучаем, но не находим тем для интересных разговоров с ребенком. Чаще всего они посвящены тому, как ребенок чувствует себя, не замерз ли он, как ел, как спал в детском саду, не обидел ли его кто-нибудь. Поэтому целесообразно проводить совместные прогулки в парк, на стадион, в лес, которые создают условия для развития речи и общения с ребенком. Отвечать на детские «почему», а не отмахиваться, как чаще всего это бывает. Отвечать на вопросы грамотно, четко, внятно. Не иронизировать, не посмеиваться над нелепостью и наивностью вопросов. Иногда полезно отвечать ребенку вопросом на вопрос: «А как ты думаешь почему?» Пусть попытается сам добраться до истины. Пусть посмотрит, понаблюдает, сравнит, порассуждает вслух. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Собирать мозаику, перебирать горох и фасоль, лепить из теста, пластилина. Все это способствует речевому развитию детей. Развивать речевое дыхание, от которого зависит громкость , чистота и выразительность звучащей речи. В этом вам помогут специальные упражнения по формированию правильной осанки и правильного речевого дыхания. Предложите детям сдуть с рукава пушинку, задуть свечи (одну за другой) на праздничном торте, дуть на кораблики в воде, в мыльные пузыри. Проговаривать чистоговорки , потешки , стихотворения. Учить говорить выразительно. Что значить говорить выразительно? «Выразительность» предполагает умение выражать свое отношение к тому, о чем идет речь, подчеркивать самое главное, важное; «выразительно говорить» - говорить ярко, образно, заразительно, привлекая внимание слушателей. Предложить детям повторить фразу «СНЕГ ПОШЕЛ» с помощью интонационной выразительности речи: - спросить, удивляясь - восхититься радуясь - огорчиться смене погоды - грустить - спросить, уточняя - радостно сообщить об этом Предлагать речевые словесные игры детям. 1) «Положи в кузовок, все что кончается на «ОК» (грибок, клубок, колобок,…) 2) «Ты начни, а я продолжу» - Я взял мяч,…. - Мама пошла в магазин,… 3) «Скажи ласково», «1-2-5», «Чего не стало?» 8. Развивать связную речь. - «Сочиняем сказку» - пересказывать небольшие рассказы, сказки - игры «Я начну, а ты продолжи…» - находить на картинках начало, середину, конец рассказа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через коммуникативные игры

Подборка коммуникативные игр в помощь педагогам  на : -Формирование доброжелательного отношения детей старшего дошкольного возраста с ОНР друг к другу;·-Принятие каждого р...

Проект "Развитие речи через коммуникативные игры"

Проект "Развитие речи через коммуникативные игры"...

Проект «Развитие речи через коммуникативные игры»

Развитие коммуникативных навыков детей, пропаганда ценности русского литературного языка, повышения престижа грамотной, культурной и чистой речи  посредством  определенных  коммуникатив...

Проект "Развитие речи через коммуникативные игры"

Цель проекта: развитие речи в процессе игровой деятельностиЗадачи:Помочь детям в установлении контактов друг с другомСоздать атмосферу  доброжелательности и взаимопомощиДать элементарные сведения...

Презентация на тему: "Развитие речи через коммуникативные игры"

Презентация на тему: "Развитие речи через коммуникативные игры"....

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ЧЕРЕЗ КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ

развитие речи через коммуникативные игры в образовательной организации...

Проект "Развитие речи через коммуникативные игры"

Ввести в практическую работу развитие речи через коммуникативные игры в образовательной организации;-Формирование распознавания эмоционального состояния окружающих, умение выражать собственные пережив...