НОД по коммуникативному развитию в старшей группе Тема: «Имя твое – птица в руке»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Танбаева Таисья Петровна

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе ознакомления детей с правом на имя

Задачи:

создать условия для:

- развития представлений о том, что у каждого человека есть свое имя, которое отличает его от других;

- развития интереса к своему имени, к происхождению имен, их смысловой значимости для человека;

- развития любознательности, умения делать выводы;

- воспитания чувства самоуважения и уважения к другим

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 05.12.23_kommunikativnaya_deyatelnost.docx17.66 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по коммуникативному развитию в старшей группе

Тема: «Имя твое – птица в руке»

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе ознакомления детей с правом на имя

Задачи:

создать условия для:

- развития представлений о том, что у каждого человека есть свое имя, которое отличает его от других;

- развития интереса к своему имени, к происхождению имен, их смысловой значимости для человека;

- развития любознательности, умения делать выводы;

- воспитания чувства самоуважения и уважения к другим

Оборудование : кукла, завернутая и издающая звук - плач ребенка, куклы (2 - 3) - новорожденные с бирочками - номерками, заготовки букв имен детей, вырезанные заготовки разных фигурок, цветов, листиков для украшения букв, клей, кисти.

Содержание НОД:

Звучит плач ребенка.

- Как вы думаете, кто это плачет ? Маленький ребенок. Да, с таким плачем рождаются все дети. Это родился ребенок. Посмотрите, это новорожденные дети, на них прикреплены номерки 1, 5, 10 12, 21 и т. д. (Дети рассматривают кукол, завернутых с номерками).

- Посмотрите, пожалуйста, и скажите, эти новорожденные малыши чем-нибудь отличаются друг от друга? (Дети рассматривают, сравнивают, обобщают).

- Они почти все одинаковые, отличить их друг от друга очень трудно, имен у них нет, а есть только бирочки с номерками-цифрами. Вам бы понравилось, если бы вас называли цифрой, которая была на вашей бирочке: первый, пятый, десятый...

- Ребята, как выдумаете, о чем мы с вами будем сегодня вести беседу? Верно, об именах. Зачем люди придумали имена. (Дети размышляют, воспитатель уточняет, дополняет).

- У каждого человека есть имя, и оно выделяет его среди других.

Обращаясь к другу, мы называем его по имени. Можно спросить: «Тебе здесь нравится?» - ваш вопрос прозвучит в пустоту. А можно так: «Вика, тебе здесь нравится?» - и Вика сразу поймет, что нам важно именно ее мнение. По имени мы называем человека, когда хотим о нем что-то сказать. Например: «Катя так красиво поет!» или «Молодец, Игорь. Он пропустил Юлю вперед себя». И Катя, И Игорь, и любой другой человек, услышав свое имя, поймут, что другие говорят именно о них.

Каждый ребенок со дня своего рождения имеет право на собственное имя. Когда ребенок появляется на свет, родители выбирают ему имя, в которое они вкладывают свои надежды, пожелания. С этим именем он проживет всю жизнь.

О хорошем человеке говорят: «У него доброе имя!» Если же хотят предостеречь от плохого, советуют: «Не губи своего имени». И это значит-не поступай плохо. - Каждого из нас можно назвать ласково и нежно - Олечка, Мишенька, Сашуля...

А можно совсем по-взрослому - Ольга, Михаил, Александр...

- Давайте с вами поиграем в игру «Назови ласково соседа». Вы будете называть ласково сидящего рядом соседа. (Дети называют соседа)

- Ласковым словом -именем можно воодушевить, поднять настроение, а грубым (Сашка, Юлька)-обидеть.

- Каждое имя имеет свое значение. Давайте попробуем разобраться, что обозначает русское имя Владимир. Послушайте: Владимир. Какие 2 слова вы здесь слышите? Владеет миром. Это большая ответственность, Владимир должен стараться сохранить свое доброе имя и соответствовать ему. Еще: Людмила - людям милая.

- Имен много, каждый человек любит, чтобы к нему обращались по имени или имени отчеству - если взрослый.

- У каждого из вас есть не только День рождения, но и День ангела - Именины.

Родители стараются давать имена своим детям в честь святых. А к лику святых причисляли людей, совершивших славные поступки, за которые все их благодарят и помнят о них.

- Я изготовила вот такой календарь дней ваших рождений и именин, чтобы вы и ваши родители могли вам их напоминать, а вы их должны знать. Еще я указала, что обозначает ваше имя. Позже мы подробнее поговорим об этом.

- Послушайте стихотворение, которое написала Марина Цветаева.

«Имя твое - птица в руке...

Имя твое - льдинка на языке.

Одно - единственное движение губ...

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту...»

- Кто запомнил, с чем сравнивает Марина Цветаева имя? Верно, с птицей, льдинкой, мячом, бубенцом. Значит, как имя будет звучать? Легко, остренько, прыгуче, звонко.

- Произнесите каждый свое имя и послушайте, как по-разному оно может звучать.

- Молодцы, а сейчас я предлагаю немного отдохнуть.

Физкультминутка

Под дождем, под дождем (руки вверх-вниз, делать «волны» кистями рук)

Мы под зонтиком идем. (руками «держим» зонт и шагаем)

Мама слева, (поворот влево)

Папа справа, (поворот вправо)

Мы шагаем босиком. (шагать на месте)

- Хорошо, а сейчас послушайте сказку «Ласковые имена».

«Во дворе на скамеечке, пригорюнившись, сидела девочка Оля. Злодей-грубиян обозвал ее и заколдовал. Теперь она не может веселиться, пока кто-нибудь не расколдует ее, назвав ласковыми именами. Петя, ее друг, узнав об этом, быстро стал придумывать эти ласковые имена».

Игра «Назови ласково девочку Олю».

«Как только Петя произнес седьмое ласковое имя, девочка заулыбалась, лицо ее расцвело и засветилось. Она теперь уже умела веселиться и играть».

- Ребята, можно ли обзывать друг друга, называть грубо? Нет. Нужно обращаться друг к другу доброжелательно, ласково.

- А ваши родители рассказывали вам, как они выбирали для вас имена?

- Давайте вы спросите у них и на следующем занятии поделитесь с нами.

- А я хочу спросить у вас, о чем было наше занятие, о чем мы разговаривали?

- Что вы нового узнали?

- В честь кого детям дают имена?

- У каждого человека есть не только День рождения, но и. .. День ангела - Именины.

- Как нужно обращаться друг к другу?

- Молодцы, вижу, вы запомнили, о чем мы сегодня вели беседу, что нового узнали об имени человека.

- Может быть, вы станете известными спортсменами, музыкантами, строителями, писателями. .. И ваши имена прославят нашу страну, а все мы с гордостью будем вспоминать о том, что детство ваше прошло в нашем детском саду.

- Любите свое имя, берегите, гордитесь!

- А сейчас предлагаю вам проявить выдумку, фантазию, творчество и украсить букву своего имени, т. е. букву, на которую начинается ваше имя. Мы постараемся своими работами удивить других детей, своих родителей.

- Мы сделаем выставку из ваших работ, и вы сможете их внимательно рассмотреть еще раз со своими родителями.

(Дети украшают буквы.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по "Социально-коммуникативному развитию" в старшей группе "Перелётные и зимующие птицы"

Конспект НОД по "Социально-коммуникативному развитию" в  старшей группе "Перелётные и зимующие птицы"...

Конспект сюжетно-ролевой игры по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в старшей группе. Тема: «Путешествие в зоопарк»

Тема: Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в зоопарк»Цель: Обеспечить у детей интерес к сюжетно-ролевой игре, создать игровую обстановку.Задачи:1. Образовательная:- Способствовать расширению знаний...

Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в старшей группе. тема: "Секреты дружбы"

Образовательная деятельность в соответствии с ФГОС в старшей группе. Цель: Развитие дружеских отношений в детском коллективе через освоение воспитанниками дружеских отношений....

НОД по социально-коммуникативному развитию в старшей группе Тема: «Кто такой настоящий друг?»

НОД по социально-коммуникативному развитию в старшей группеТема:    «Кто такой настоящий друг?»Задачи:·        обогащать лексику дошкольников синонима...

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в старшей группе. Тема: "Я- человек"

Цель данного занятия, закркепить знания детей об основном документе "Конвенция о правах ребенка". Формировать представления о воспитании ребенка в семье, о правах ребенка на отдых....

План - конспект родительского собрания по социально-коммуникативному развитию детей старшей группы. Тема : "Влияние детско - родительских отношений на становление различных сторон личности ребёнка - дошкольника"

Цель:   Укрепление детско - родительских  отношений, создание  безопасной  и благоприятной  обстановки  в семье  в  ходе повышения уровня  педагогичес...