Конспект НОД по "Социально-коммуникативному развитию" в старшей группе "Перелётные и зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Тупикина Марина Викторовна

Конспект НОД по "Социально-коммуникативному развитию" в  старшей группе "Перелётные и зимующие птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perelyotnye_i_zimuyushchie_ptitsy.doc193.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение «Детский сад №17» города Бийска

   

        

Конспект занятия

«Перелетные и зимующие птицы»

                                                                                                              Выполнила:  воспитатель    Тупикина  Марина   Викторовна                                                                                              

                                                                                                     

Схема конспекта непосредственно-образовательной деятельности                                                                                                                               

Образовательная область: «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическая культура», «Художественно-эстетическое развитие».

Возрастная группа: Старшая.

Тема занятия: Перелетные и зимующие птицы.

Цель занятия: Создать условия для расширения и закрепления знаний детей о перелетных и зимующих птицах.

Задачи:                           - расширить и закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах;

                                         - развивать познавательный интерес к живой природе, мышление, память, речь детей;

                                         - воспитывать любовь к птицам, желание заботиться о них.

Предварительная работа: - наблюдение за птицами на прогулке;

                                                - работа в уголке природы с иллюстрациями птиц;

                                                - чтение с художественными произведениями о птицах (Пришвин М., Ушинский К. и др.);

                                                - инсценировка коротких стихотворений о птицах;

                                                 - работа с энциклопедией «Птицы наших лесов»;

                                                -  консультации с родителями «Изучаем птиц».

Материалы:                         - ТСО

                                                - иллюстрации птиц;

                                                - загадки и стихи о птицах;

                                                - логических блоки Дьенеша;

                                                - карточки заданий для детей;

                                                - пластиковые бутылки;

                                                - старичок – лесовичок – игрушка-самоделка;

                                                - шапочка совы.


  1. Организационный момент

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети вместе с педагогами стоят в кругу.

Нужно пропеть, а не проговаривать:

Доброе утро, Саша

(улыбнуться и кивнуть головой),

Доброе утро, Маша…

(называть имена детей по кругу),

Доброе утро, Татьяна Ильинична,

Доброе утро, солнце

(все руки поднимают, затем опускают),

Доброе утро, небо

(алогичное движение руками),

Доброе утро, всем

(все разводят руками в стороны, затем опускают)!

Дети с радостью соглашаются. Включаются в занятие добровольно из-за интереса к содержанию письма.

Предлагают на чем мы поедем.

Дети идут по кругу, изображая выбранный транспорт.

Игра на эмоциональный настрой.

Заходит заведующая Татьяна Петровна, заносит письмо, полученное по электронной почте.

Читаю письмо:

«Дорогие ребята у меня в лесу, большой переполох, все птицы готовятся к полету. А кто же у нас останется в лесу? Дети приезжайте, пожалуйста, помогите мне. Буду очень Вам благодарен.

Старичок-Лесовичок.»

Поедем, ребята, поможем Старичку-Лесовичку.

А как мы доберемся в лес?

Включаю диск с шумом леса, пением птиц, ставлю пенек, на котором сидит Старичок-Лесовичок.  

  1. Основная часть занятия.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Приветствуют Лесовичка.

Отвечают.

Осень.

Дети называют приметы осени.

Дети отвечают на вопросы.

Дети садятся на стулья.

Скворец.

Перелетная.

Потому, что холодно, они питаются червяками, а червяки прячутся.

Сорока.

Дети рассматривают.

Думаю и отвечают – зимующая.

Они питаются всем: зерно, семена, пищевые отходы.

Дети повторяют – всеядные.

Думают и отвечают – воробьи.

Рассказывают стихотворение «Воробьи».

Отвечают – не улетают. Потому что это птица – всеядная.

Отгадывают – дятел.

Зимующая.

Тем же чем и летом.

Соловей.

Перелетные. Питаются насекомыми.

Дети – кукушка.

Стихотворение «Кукушка.»

Перелетная.

Клест.

Зимующая.

Она питается семенами хвойных деревьев.

Синицы.

Стихотворение «Синица»

Зимующие.

Ворона.

Зимующая. Так как она всеядная.

Зайчик.

Дети удивляются.

Дети доказывают, опираясь на схему,

что заяц не птица.

Дети с удовольствием играют.

Дети рассматривают и отвечают.

Они прилетают к нам на зиму.

Сделать кормушки, подкармливать и т.д.

Прощаются. Возвращаются в группу на том же виде транспорта.

Дети садятся,

работают с блоками Дьенеша,

выполняют задания по своим карточкам.

Дети выполняют пальчиковую гимнастику «Пой ка  -  подпивай-ка десять птичек стайка»

Сделать кормушки.

Дети вырезают кормушки из пластиковых бутылок.

Дети любуются,

оценивают свои кормушки.

Лесовичок здоровается с детьми.

«Спасибо, что приехали. Смотрите как красиво у меня в лесу!!! А почему деревья такие красивые?

А почему вы так думаете?

Ребята, а сможете вы мне разобраться с птицами?

Знаете ли вы птиц?

Беру папку:

Ребята, Лесовичок приготовим для нас загадки.

  1. «На шесте дворец, во дворце певец, а зовут …»

Показываю иллюстрацию.

Спрашиваю «Какая, ребята, это птица?»

А почему скворцы улетают?

  1. «Эта хищница болтлива,

воровата, суетлива, стрекотунья, белобока,

а зовут её…»

Показываю иллюстрацию.

Какая это птица? Зимующая или перелетная?

А почему сороки остаются?

Ребята, такие птицы называются – всеядные.

Повторите, пожалуйста.

Помещаю иллюстрацию сороки на доску.

  1. Показываю иллюстрацию воробьев.

Как называются эти птицы?

А воробьи улетают в теплые края? А почему?

Помещаю иллюстрацию на доску.

  1. «Я по дереву стучу, червяка добыть хочу.

Хоть и скрылся под корой,

всё равно он будет мой.»

Показываю иллюстрацию. Какая это птица?

А чем он зимой питается?

Располагаю на доску.

  1. «Кто без слов и без свирели лучше всех выводит трели?

Голосистей и нежней.

Кто это?

Какие это птицы?

Ложу иллюстрацию на стол.

  1. Посмотрите. что это за птица.

Показываю иллюстрацию.

Какая это птица?

Ложу на стол иллюстрацию.

  1. «Кто там прыгает, шуршит?

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистым, чистым –

клё, клё, клё поет со свистом.

Какая это птица?

Располагаю иллюстрацию на доску.

  1. Показываю иллюстрацию синиц.

А это что за птицы?

Какие это птицы?

  1. «Окраской сероватая, повадкой вороватая,

крикунья хрипловатая,

известная персона,

зовут её …

Какая это птица?

  1. Любит шубку серую, а зимою белую.

Носит попрыгайчик,

боязливый …

Ребята, это разве птица? Старичок - Лесовичок ошибся.

Давайте докажем Лесовичку, что это не птица.

Помещаю на доску схему описания птиц.

Убираю иллюстрацию зайца в сторону.

Вот Старичок – Лесовичок  - это птицы зимующие – они остаются у нас, а вот эти – перелетные, они улетаю в теплые края.

А теперь ребята давайте поиграем.

Подождите, Лесовичок хочет нам что-то сказать:

«Ребята не забудьте, что вы в лесу.

Не кричите громко.

А то испугаете лесных обитателей.

Подвижная игра «Совушка».

Молодцы, ребята. Никого совушка не поймала.

Старичок – Лесовичок:

 «Ребята а вот таких птиц вы знаете?»

Показываю иллюстрацию снегирей и свиристелей.

Спасибо, ребята, вы мне очень помогли.

Ребята, а чем вы можете помочь птицам зимой?

Лесовичок прощается.

Ребята, а мы Лесовичку обещали помогать зимой птицам.

Давайте построим для зимующих птиц домики.

Садитесь за столы.

Хожу, помогаю, поощряю.

Молодцы, все справились.

А сейчас ребята приготовьте пальчики,

разомнем их немного.

Ребята, а ещё чем мы может помочь птицам зимой.

Предлагаю сделать кормушки из пластиковых бутылок.

Хожу, помогаю.

Молодцы, ребята, хорошие кормушки получились.

3. Заключительная часть занятия:

Деятельность детей

Деятельность  педагога

Примечание

Отвечают:

помогли Старичку-Лесовичку разобраться с птицами,

узнали, что птицы бывают всеядными,

построили домики для зимующих птиц,

сделали кормушки.

Ребята, как много хорошего мы сделали сегодня.

Что нового узнали?

Мы сегодня пойдем гулять и довешаем кормушки у нас на участке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы»

Цель: формирование представлений о зимующих птицах;прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.Задачи:развивающие:• вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления с...

Конспект НОД посоциально-коммуникативному развитию , для 1 младшей группы группы

Конспект НОД для 1 младшей группы "В гости к нам пришёл зайчишка"...

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Зимующие птицы"

Цель: формировать экологическую культуру у детей; Задачи: Развивающие: вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания; совершенствовать ...

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Зимующие птицы"

В конспекте предоставлен материал для закрепления знаний детей по теме "Зимующие птицы"...