НОД по развитию речи "Прогулка в зимний лес"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи для детей подготовительной к школе группы
на тему: «Прогулка в зимний лес»
Цели:
1 Совершенствование грамматического строя речи: образование форм творительного падежа, согласование прилагательного с существительным, навыка словообразования, употребление притяжательных прилагательных.
2. Развитие мышления и памяти, зрительного восприятия, общеречевых навыков, творческого воображения, умения работать в коллективе.
3. Воспитание: бережного отношения к животным и птицам, (оказывание им посильной помощи); чувство сопереживания, сочувствия, отзывчивости.
4. Систематизировать знания детей о диких животных и птицах, закрепить их места обитания.
5. Продолжать учить сочетать речь и движение, развивать темпо – ритмическую сторону речи.
Оргмомент.
(Ребята стоят полукругом).
- Ребята, поприветствуем гостей!
-Какое сейчас время года? (Зима)
- Какая сегодня погода? (Ясная, солнечная, морозная, без осадков или пасмурная, холодная, с осадками в виде снега)
- Говорят: «У природы нет плохой погоды, каждая погода - благодать!». Я предлагаю пойти на прогулку в зимний лес.
-На чем мы отправимся в зимний лес, нам поможет загадка:
«Бегут по дорожке доски да ножки» Что это? (Лыжи).
-Надеваем быстро лыжи, палки в руки мы берем
И скорее друг за другом по лыжне мы все пойдем.
Палка - вверх, палка - вниз!
Не зевай! Подтянись!
Раз, два, раз, два,
Шагает наша детвора (ходьба)
На носочки поднялись,
Опустились сразу вниз (имитация движений)
А потом, а потом, все бегом, бегом, бегом.
-Долго мы на лыжах шли, на полянку все пришли. (Мальчики становятся слева от доски, девочки- справа).
2. Игра «Какой? Какая?»
-Посмотрите, как красиво в зимнем лесу (звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года. Зима. Декабрь», дети любуются репродукцией).
-Мальчики, расскажите какой лес? (Зимний, расписной, светлый, замечательный, великолепный, таинственный, белый, прекрасный…)
-Девочки, скажите, какая зима изображена? (Снежная, сказочная, красивая, белая, лютая, холодная, студёная, морозная…)
- А теперь, я предлагаю вам присесть на пенечки (дети садятся на стулья полукругом перед доской).
3. Игра «Чьи следы»
-Весь лес засыпан снегом, он как лесная книга, можно прочитать, кто куда пробежал, по каким делам. А может быть, кто-то за кем-то гнался? Помогите узнать следы. Кому они принадлежат?
(Воспитатель показывает рисунки, на которых нарисованы следы животных)
- Чьи это следы? (лисьи, заячьи, волчьи, птичьи, беличьи, лосиные, мышиные и т. д.).
(Как только ребёнок правильно назвал следы, картинка переворачивается и ответ проверяется изображением животного).
4. Игра «Кто где живёт»
-Можно ли встретить зимой медвежьи следы? Почему? (Я считаю…….).
( Детям показываются изображения следов)
-А куда нас приведут волчьи следы? (Я думаю, к логову, так как …..).
-А птичьи? (Я предполагаю, к кустам или деревьям, потому что……).
-А лисьи? (Мне кажется, к норе, так как…..).
-А беличьи? (Я считаю к дереву, потому что там дупло, а белки…..).
-А заячьи? (Я предполагаю, к кустикам или пенечку, или коряге, или упавшему дереву, так как…..).
-Как называются животные леса? Почему дикие? (Ответы детей).
5. Физминутка: «Музыкальная прогулка»
-А сейчас предлагаю отдохнуть.
(На ковре)
(Звучит музыкальная композиция «Русская народная плясовая»)
Здесь в лесу мороз и ветер,Здесь в лесу гуляют дети. (Шагать на месте)Ручки согревают,Ручки потирают.Чтоб не зябли ножки,Потопаем немножко.Нам мороз не страшен,Весело мы пляшем. (Дети пляшут)
6. «Отгадай загадки». ( Пригласить детей к педшкафу, на котором стоит кормушка. К каждой отгадке выставляется вокруг кормушки предметная картинка с изображением птиц.)
-Я знаю, что вы любите отгадывать загадки. Попробуйте отгадать мои загадки:
Кто в ярко – красном берете
В дереве жуков, личинок не щадит
И деревья исцелит? (дятел) .
Кто красуется на ветке
В желтой праздничной жилетке?
Это маленькая птичка,
А зовут её (синичка)
Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки –
Ведь это (снегири)
Эта птица так болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока,
А зовут её (сорока) .
(Картинки-отгадки ставятся около кормушки)
• Какие это птицы? (зимующие)
• Почему они так называются? (потому что они остаются зимовать)
7. Образование форм творительного падежа.
- Зимой холодно и голодно всем птицам. Какое бы вы лакомство приготовили для птиц? (Семечки, крошки, сало несолённое, зерно…)
-Скажите кого и чем вы угостите? (Дети подходят к кормушке имитируют, что кормят птиц, называют еду):
- Я угощу синицу семечками.
- Я угощу воробья крошками.
- Я угощу снегиря ягодами.
- Я угощу сороку салом.
- Молодцы! Покормили птиц. Они очень благодарны вам. Теперь им не страшен мороз. Только не забывайте делать это каждый день.
8.Словообразование.
- Ребята, животный мир леса очень разнообразен. У каждого животного и птицы есть свои особенности.
-Вот, например, подумайте: почему так говорят: сорока- белобока? (Сама она чёрная, а бока- белые)
-У зайчика короткий хвост, значит зайчик какой? (Короткохвостый)
-У лося длинные ноги, он какой? (Длинноногий)
-Объясните, почему медведя называют косолапым? (При ходьбе медведь ставит ступни носками внутрь, пятками наружу- отсюда и прозвище)
-Ребята, у снегиря красная грудка, значит снегирь какой? (Красногрудый).
9. Подведение итогов.
-Ребята, наша прогулка в зимний лес заканчивается. Посмотрите, какие я пёрышки нашла под кормушкой для птиц. Предлагаю вам их взять на память себе. Только одно условие:
Красного цвета пёрышки берут ребята, которые сегодня работали очень хорошо.
Желтого цвета те, у кого что-то не получилось, но очень старался.
Серого цвета если совсем не старался.
- Скажем всем спасибо: и зимнему лесу, и его обитателям, и гостям, которые на нас сегодня пришли посмотреть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по развитию речи "В зимнем лесу "
«В зимнем лесу» Цель. Развивать внимание и наглядно-действе...
Интегрированное занятие по речевому развитию «Путешествие в зимний лес»
Цель: учить детей развивать речь, формировать словарный запас и грамматический строй речи, закреплять навыки полных ответов; развивать интерес к природе родного края.Задачи:• Познавательные:- за...
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития. Составление картины «Зимние забавы» и рассказа по ней.
В конспекте представлены методы и приемы работы над развитием связной речи у детей с ОНР....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию "Прогулка в зимний лес" в 1 младшей группе.
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно – речевому развитию детей 1 младшей группы«Прогулка в зимний лес»Интеграция образовательных областей – познание, коммуника...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми первой младшей группы по познавательно-речевому развитию на тему "Зимняя прогулка"
Цель: обобщить и систематизировать представление детей о зимней одежде. Задачи:Закрепить знания детей о зимней одежде, формировать умение узнавать и называть её на картинках, использовать обобщён...
Конспекты занятий по познавательно-речевому развитию на тему «Зимние виды спорта»
Даже взрослому порой непросто разобраться во всем разнообразии зимних видов спорта. Необходимо, чтобы дети понимали, что представляет собой тот или иной вид зимнего спорта, какой спортивный инвентарь ...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ/РАЗВИТИЕ РЕЧИ «В ЗИМНЕМ ЛЕСУ»
Цель: Учить правильно правильному произношению звуков [у], [ф]. Программное содержание:1.ОБУЧАЮЩАЯ ЗАДАЧА: Расширять знания детей о зиме и празднике « Новый год».2.РАЗВИВАЮЩАЯ ЗАДАЧА: Разви...