НОД по развитию речи "Дети Севера"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи для детей подготовительной к школе группы
на тему: «Дети Севера»
Направление: познавательно – речевое.
Основная образовательная область: коммуникация.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, физическая культура.
Методические приёмы:
Игровой метод - использование сюрпризных моментов.
Наглядный метод — использование карточек, слайдов, картина «Дети севера».
Словесный метод — вопросы воспитателя, ответы детей, указания, обобщение.
Методы: игровые, словесные, наглядные.
Программное содержание: Связная речь. Учить детей составлять рассказ по картинке с использованием имеющихся у них знаний о жизни детей Севера; развивать способность самостоятельно придумывать события, предшествующие изображённым и следующие за ними.
Словарь. Расширять знания детей о народах нашей страны (названия народностей, национальностей); упражнять в подборе определений и слов, близких по смыслу.
Звуковая культура речи. Упражнять детей в подборе коротких и длинных слов.
Ход НОД:
Воспитатель предлагает детям сделать гимнастику для глаз.
В руки вы снежки возьмите,
И на них вы посмотрите.
А теперь их поднимите
Вверх, на них вы посмотрите.
Вниз снежки вы опустите,
И опять на них взгляните.
Снежок вправо,
Снежок влево.
«Нарисуйте» круг умело.
Снежок близко, вот вдали,
Ты внимательно смотри.
Вот такой у нас снежок,
Улыбнись ему, дружок.
Быстро, быстро вы моргайте,
А теперь в игру вступайте.
Воспитатель: - Молодцы, у меня в руке есть цветик – семицветик, сейчас, я сорву лепесток, мы произнесем волшебные слова и полетим на Север, там очень холодно. Пока будем лететь, сделаем гимнастику для язычка. Сначала, чтобы мы не замерзли, сделаем гимнастику для язычка.
Сказка «О Веселом Язычке»
«Жил да был Веселый Язычок. У него был домик. Домик был очень интересный. Что это за домик? Это рот. Вот какой интересный домик был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Но, кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Улыбаемся, и показывает ребенку зубы). Как называется эта дверка? Зубы. Но чтобы увидеть вторую дверку, надо научиться правильно открывать первую дверку. (Улыбаемся, показывая верхние и нижние зубы).
Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка (приоткрываем губы и предлагаем ребенку сделать то же самое), а затем и вторая. И Язычок высунулся, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался - холодно на улице, лето прошло.
В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. (Обращаем внимание ребенка на то, как спокойно лежит язык). Пока не будем его будить, пусть Язычок спит.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, я вижу картину, давайте спустимся, посмотрим.
На интерактивной доске картинка «Дети Севера». Воспитатель обращается к детям с вопросами.
- Что изображено на этой картинке? Какой край нарисовал художник? (Север.)
Почему вы думаете, что это Север?
Как называются сани? Погонщик? (Если дети не знают, воспитатель говорит: «Сани называются нарты, а погонщик – каюр».)
- Какую пользу, принося олени? Чем они питаются?
Какое настроение у детей на нартах? (Веселое.) Откуда это видно? Что делают остальные дети, изображенные на картинке?
- Что вы знаете о жизни детей на Севере?
- Как можно назвать эту картинку? (Дети отвечают.)
- А сейчас придумайте рассказ о детях, изображенных на картинке. Подумайте, как эти дети оказались на нартах. Затем расскажите, как они катались, и придумайте, чем все это закончилось.
После рассказа детей, Физминутка «У оленя дом большой».
У оленя дом большой, (Руки над головой – изображаем крышу дома)
Он сидит, глядит в окошко. (Правым кулачком подпираем щёчку, левой рукой поддерживаем правую)
Зайка по полю бежит, (Бег на месте)
В дверь к нему стучит: (Топот ногами, руки на поясе)
«Тук-тук, дверь открой, (Имитация стука в дверь поочерёдно каждой рукой)
Там в лесу охотник злой». (Руки на поясе, поворачиваемся вправо и влево)
«Зайка, зайка, забегай! (Зазывание движения рукой)
Лапку мне давай». (Протягиваем руки с открытой ладонью)
- Ребята, посмотрите на детей, которые сидят на нартах. Они веселые. А как еще можно сказать, какие они? К слову веселые подберите слова, близкие по смыслу, (радостные, добрые, довольные, оживлённые).
- Посмотрите на оленей. Они быстро бегут. А как можно по – другому сказать? Олени (мчатся, несутся, летят).
- Какие рога у оленя? (Ветвистые, гладкие, загнутые.)
- Какие народности живут на Севере? (Ненцы, эскимосы, якуты, чукчи.)
-Люди, каких других национальностей живут в нашей стране?
Опрашиваются 5 – 8 человек.
- Чей рассказ вам понравился и чем? Кто из детей придумал интересное содержание, рассказал выразительно?
Воспитатель: - Нам пора возвращаться в детский сад, но сначала, мы поиграем.
Игра – упражнения «Кто первый заметит?»
- Ребята, посмотрите внимательно вокруг себя – поищите «спрятанные» короткие и длинные слова. Вначале будем искать предметы с короткими названиями.
Выбирается ведущий; он ходит по комнате, останавливается около предметов с коротким названиями и хлопает в ладоши. Дети следят за его действиями, проверяют, правильно ли он выполняет задание. Следующий ведущий ищет предметы или игрушки только с длинными названиями. Предметы с короткими названиями размещаются в один ряд на столе слева, а предметы, в названиях которых слышится много звуков, - справа. В заключении подсчитывается количество коротких и длинных слов.
После игры воспитатель отрывает лепесток, вместе с детьми произносят волшебные слова и оказываются в группе.
Рефлексия. Ребята, где мы с вами сегодня побывали?
- Что вам понравилось?
Что не получилось? (Ответы детей.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия по развитию речи "Животные Севера"
(старшая группа) Составитель: Панченко Л. И.Цель: Уточнять и расширять знания детей о животных Севера.Задачи:- закрепить представление о внешнем виде, повадках, питании, детенышахживотных Севера...
Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему "Животные и птицы Севера"
НОД направлена на развитие речи, коммуникативных навыков, уточнение и расширение представлений детей о птицах и животных Севера....
Конспект непосредственно организованной деятельности по развитию речи "Животные Севера" (старшая группа)
Занятие по развитию речи для старшей группы«Животные Севера» Программное содержание: - расширить представления дет...
Конспект комплексного занятия по развитию речи "Животные Севера".
Уточнять и расширять знания детей о животных Севера: характерном внешнем виде, повадках, питании, детёнышах; активизировать в речи детей прилагательные и глаголы; обогащать словарный запас детей; учит...
Картотека игр по развитию речи "Животные Севера"
Для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект НОД по развитию речи «Животные Севера»
Конспект НОД по развитию речи «Животные Севера»Юлия ЛарионоваКонспект НОД по развитию речи «Животные Севера»Конспект НОД по развитию речи «Животные Севера»Прио...
Коспект занятия по развитию речи "Животные Севера"
Цель: учить составлять рассказ-описание о животном по плану, используя разнообразные грамматические конструкции в речевых высказываниях, развивать диалогическую речь детей.Задачи: - уточнять...