План по самообразованию педагога
методическая разработка по развитию речи

Еремеева Раиса Евгеньевна

Этап работы над темой: диагностический (первый год работы над темой)

Тема: «Дидактическая игра,  как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

 

Цель: Создать условия для развития речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры. Повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения дидактических игр в современные технологии.

Задачи:

• Повысить собственный уровень знаний по выбранной теме путём изучения необходимой литературы, посещения РМО, работы с банком педагогической информации, в системе Интернет;

• Разработать и реализовать стратегию взаимодействия с родителями, систему работы с детьми, перспективный план работы с детьми и т. д.

• Подготовить и провести педагогическую диагностику на начало и конец учебного года;

• Оформить в группе уголок дидактических игр.

• Обобщить свой педагогический опыт и распространить его посредством проведения консультации для педагогов на тему: 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_na_2019-2023_gg.docx39.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №35»

Нижнекамского муниципального района  Республики Татарстан

План по самообразованию

воспитателя высшей квалификационной категории Еремеевой Р.Е.

на 2019-2023 гг.

Тема: «Дидактическая игра,  как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

 

Этап работы над темой: диагностический (первый год работы над темой)

Тема: «Дидактическая игра,  как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

Цель: Создать условия для развития речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры. Повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения дидактических игр в современные технологии.

Задачи:

• Повысить собственный уровень знаний по выбранной теме путём изучения необходимой литературы, посещения РМО, работы с банком педагогической информации, в системе Интернет;

• Разработать и реализовать стратегию взаимодействия с родителями, систему работы с детьми, перспективный план работы с детьми и т. д.

• Подготовить и провести педагогическую диагностику на начало и конец учебного года;

• Оформить в группе уголок дидактических игр.

• Обобщить свой педагогический опыт и распространить его посредством проведения консультации для педагогов на тему: Актуальность проблемы:

«Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, организованность». Н. К. Крупская

В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на первый план выдвигается развивающая функция дидактической игры. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Дидактические игры с правилами заняли должное место среди методов обучения и воспитания детей. С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей.

Дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения, развития важных интегративных качеств: любознательный, активный; эмоционально-отзывчивый; способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; способный управлять своим поведением и планировать свои действия.

Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дух соревнования ускоряет умственные процессы, рождает познавательную активность, заряжает чувством, ведет к сильным эмоциональным переживаниям. Развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленные задачи.

Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.

Ожидаемые результаты:

• повышение качества воспитательно-образовательного процесса.

      • разработка и внедрение системы работы с детьми по теме.

• создание педагогических разработок и публикаций на интернет ресурсах

      • обогащение предметно-пространственной среды

      • повышение профессионального уровня педагога.

Срок реализации:  2019  - 2 023 гг.

        

Перспективный план с детьми второй младшей группы.

Раздел

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Самореализация педагога

Подбор и изучение научно-методической литературы по теме. Составление библиографии.

Проведение мастер-класса

«Су–Джок терапия».

Составление буклета для педагогов «Рекомендации по планированию дидактических игр»

Систематическое размещение материала из опыта работы на сайтах для педагогических работниках и на персональном сайте.

Показ открытого ООД по речевому развитию на родительском собрании в группе.

Участие в конкурсах .ГМО,

региональных семинарах для обогащения опыта работы.

Составление картотек сюжетно-ролевых игр по разным возрастным группам

Проведение мероприятия «Играем в сказку».

Выступление на родительском собрании

По теме «Чему мы научились».

Работа с детьми

Диагностика детей по развитию речи.

Игровые ситуации на закрепление названии игрушек «Найди игрушки», «Кто в домике живёт», «Угадай, что в руке», «Кто как кричит» и т.д. 

Упражнения  в составлении простых предложений: действия с игрушкой, например, «Мишка си-дит», «Миш-ка спит», «Мишка по-шёл гулять» и т.д. 

Игры с дидактической куклой, созданных Е.И. Тихеевой. «Покормим куклу», «Купание куклы», «Уложим куклу спать» и т.д.

Дидактические игры на группировку знакомых детям предметов: посуды, одежды, игрушек, мебели, овощей и другие.

Дидактические игры на определении названия предмета, его действия, уточнение цвета, форму, величину.

Настольно-печатные игры для составления короткого рассказа, увиденного на картинке.

Драматизация русских народных сказок с использованием различных видов теат-ра: настоль-ного, на фланелеграфе, пальчико-вого, на магнитной доске.

Серия игр о домашних и диких животных, птицах, комнатных растениях, сезонных изменениях в природе. 

Работа с родителями

Консультация на тему: «Развитие мелкой моторики - залог правильной и красивой речи»

Анкетирование родителей на тему

«Играете ли вы с ребенком?»

Круглый стол «Семейные игры»

Совместное занятие детей и родителей с использованием игр и упражнений для развития речи детей

Оформление фотовыставки «Вот как мы играем»

  1. Консультация ««Я играю целый день, мне играть совсем не лень».

Папка – передвижка «Дидактические игры - развиваем речь ребенка»

Проведение конкурса среди родителей «Дидактические игры своими руками».

День открытых дверей.

Создание развивающей, предметно – пространственной среды

Картотека игр по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста.

Изготовление дид\пособия «Варим суп и компот»

Изготовление дид\пособия  на развитие тактильных ощущений «Чудесный мешочек»

Изготовление  игр, способствующих развитию восприятия  цвета: «Спрячь мышку», «Цветные корзинки», « Подбери пару варежек», «Подбери заплатку к одежде»

Изготовление дид\игры «Большие и маленькие».

Изготовление  дид\пособия  для  развития мелкой моторики  рук «Чудо - прищепки»

Пополнить театральный уголок разными видами театра.

Изготовление дид\игры «Чей малыш?»

Изготовление дид\игры «Один-много».

Перспективный план с детьми средней группы.

Раздел

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Самореализация педагога

Подбор и изучение научно-методической литературы по теме. Составление библиографии.

Сбор мате-риала для педагогической копилки, изготовле-ние методи-ческого по-собия по развитию речи.

Посещение открытых занятий у воспитателей своего сада и района, по-сещение педсоветов, семинаров, конферен-ций.

Подготовка материала к публикации в печатных изданиях.

Распространение опыта работы по теме самообразования.

Составление буклета для педагогов «Рекомендации по планированию дидактических игр»

Показ открытого ООД по речевому развитию на родительском собрании в группе.

Составление памяток для родителей

по теме самообразования.

Распространение педагогического опыта по развитию речи.

Обработка анкетных данных. Подведение итогов рабо-ты по раз-витию речи. Отчёт о проделанной работе.

Работа с детьми

Диагностика детей по развитию речи.

Использование кругов Луллия, настольно печатных игр и лепбуков на занятиях и в свободной игровой деятельности.

Дидактические игры на развитие фонетико-фонематической стороны речи

«Испорченный телефон»

«Светофор»

«Повтори»

Поймай звук»

«Поиграем в сказку»

Картотека дидактических игр на развитие лексической стороны речи (формирование словаря).

«Вершки-корешки»

«Фрукты и овощи»

«Новоселье»

«В мире растений»

Картотека дидактических игр на раз-витие грамм-матического строя речи.

«Живые сло-ва», «Допол-ни предло-жение», «Размытое письмо»,

«Придумай предложе-ние», «До-скажи сло-вечко»

Дидактические игры и упражнения на развитие связной ре-чи». Исполь-зование при-емов мнемо-техники при развитии связной речи у детей до-школьного возраста

«Найди кар-тинке место»

«Исправь ошибку»

«Отгадай-ка».

Картотека дидактических игр и упражнения на развитие монологической речи».

«Мишкины картинки»

«Нарисуем портрет»

«Магазин игрушек»

«Выбери начало» 

«Составляем разные рассказы»

«Сочиняем сказку»

Дидактические игры и упражнения на развитие диалогической речи».

«Когда можно и нужно звонить?»

«Ведение диалога по телефону»

«Передай письмо»

«Волшебный ключ»

Сбор и обработка данных. Мониторинг.

Работа с родителями

Анкетирование родителей

Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по развитию речи дошкольников.

Привлечение родителей к благоустройству и оформлению группы.

Обучение родителей дидактическим играм в домашних условиях.

Подготовка к родитель-скому собра-нию: «Разви-тие речи младших дошкольников через иг-ровую де-ятельность»

Конкурс с родителями «Любимые дидактические игры своими руками»

  1. Составление папок-перед-вижек и кон-сультаций " Простые советы по развитию речи".

Консультация на тему «Развитие речи через дид.игру»

Круглый стол «Роль игры в развитии речи ребенка»

День открытых дверей для наблюдения за игровой деятельностью детей.

Создание развивающей, предметно – пространственной среды

Подбор и изучение литературы по теме дидактических игр и упражнений.

Картотека игр по речевому развитию для детей среднего дошкольного возраста.

Подбор речевых игр на развитие  фонетико-фонематической стороны речи.

Изготовление атрибутов к дидакти-ческим иг-рам.

Составление картотеки д\игр по развитию грамматического строя речи.

Подбор игр по развитию связной речи.

Фотовыставка

«Вот как я играю в детском саду».

Выставка дидактических игр по развитию речи.

Оформление картотеки  «Словесные дидактические игры»

Перспективный план с детьми старшей группы.

Раздел

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

    Работа с детьми

Беседа с детьми «Моя любимая игра»

Познакомить детей с новыми дидактическими играми.

Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи

 «Поиграем в сказку», «Испорченный телефон», «Светофор».

Итоговое занятие для детей старшего возраста на тему «Осень» с дидактическими играми.

Проведение речевых дидактических игр «На что это похоже?», «Здравствуйте, я Петрушка!» и т.д.

Проведение проблемных ситуаций по составлению описательного рассказа «Что у меня, а что у тебя?», «Любимая игрушка».

Игры для развития грамматического строя речи

 «Размытое письмо», «Живые слова», «Дополни предложение», «Придумай предложение».

Игры для развития связной речи

«Кто больше заметит небылиц?», «Где начало рассказа?», «Найди картинке место», «Исправь ошибку».

Совместные дидактические игры по лексическим темам «Игрушки», «Одежда. Обувь. Головные уборы», «Наше тело, лицо, семья», «Посуда»,

«Комнатные растения», «Дикие животные и их детеныши

Домашние животные и птицы и их детеныши».

Игры для развития лексической стороны речи «Четвертый лишний», «Верно ли это?», «Найди лишнее слово».

   

     Самореализация педагога

Подбор и изучение научно-методической литературы по теме. Составление библиографии.

ГМО «Проектная деятельность дошкольников в контексте речевого развития» (ДОУ № 60)

Мастер-класс на ГМО «Современные подходы к организации речевого развития дошколь-ников в соот-ветствии с требованиями ФГОС ДО»

Консультация  для воспитателей "Дидактическая игра как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста"

Показ открытого ООД по речевому развитию на родительском собрании в группе.

Составление буклета для педагогов «Рекомендации по планированию дидактических игр»

Фотовыставка

«Вот как я играю в детском саду».

Составление памяток для родителей

по теме самообразования.

Показ открытого ООД по речевому развитию на родительском собрании в группе.

 

   Работа с родителями

Консультация

«Игра, как средство развития речи дошкольника».

«Поиграем!».

Анкетирование

«Во что и как играют ваши дети».

Круглый стол «Роль игры в развитии речи ребенка»

Папка передвижка на тему «Развиваем речь ребёнка дома

с помощью игр».

Консультация

«Значение дидактической игры в жизни ребёнка».

Показ открытого ООД на родительском собрании.

Памятка для родителей

«Дидактическая игра, как форма развития детей дошкольного возраста».

Советы родителям «Дидактические игры для старших дошкольников»

День открытых дверей для наблюдения за игровой деятельностью детей.

 

Создание развивающей, предметно – пространственной среды

Подбор методического материала по теме самообразования

Подбор и изучение материала с использованием интернет ресурсов.

Разработка картотеки  речевых дидактических игр.

Оформление картотеки «Комплекс дидактических игр и упражнений способствующих развитию речи у старших дошкольников»

Составление картотеки д\игр по развитию грамматического строя речи.

Подбор игр по развитию связной речи.

Подготовить дидактические игры по лексическим темам.

Выставка дидактических игр по развитию речи.

Оформление картотеки  «Словесные дидактические игры»

Перспективный план с детьми подготовительной к школе группы.

Раздел

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

  Работа с детьми

Мониторинг речевого развития детей 6-7 лет. 

Совместные дидактичекие игры по лексическим темам: домашние птицы, домашние животные, декоративные животные, дикие животные.

Итоговое занятие для детей подготовительной группы с дидактическими играми.

Развлечение «Кто больше знает скороговорок  и чистоговорок».

Развлечение в форме квест игры «Путешествие в страну Знаний» (с использованием дидактических игр)

Оформление индивидуальных альбомов: «Мои лучшие сказки и рассказы».

Продолжать учить подбирать несколько объектов, обладающих  сразу тремя и более признаками.

Развлечение «КВН» для детей 6-7 лет. 

Итоговый мониторинг речевого развития детей. Анализ проведенной работы.

   

    Самореализация педагога

 Разработка консультаций и памяток для родителей о дидактических играх по речевому развитию детей 

Подготовка консультации для воспитателей доу на тему: «Дидактические игры речевого содержания для детей 6-7 лет».  

ГМО «Обучение детей рассказыванию по картине»

Консультация для педагогов «Значение дидактической игры в жизни ребёнка».

Выступление на педсовете тема выступления «Дидактические игры и их значение в жизни ребенка"

Зональный «Семинар-практикум «Игровые технологии в познавательном развитии дошкольников "

Оформление выставки «Дидактические игры для детей».

Мастер-класс для родителей «Игра в жизни ребенка».

Показ открытого ООД по речевому развитию на родительском собрании в группе.

 

  Работа с родителями

Познакомить с задачами воспитания и обучения на учебный год.

Анкета для родителей по развитию речи дошкольников.

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. 

Привлечение родителей к сочинению и схематизации рассказов и сказок.

Консультация

«Использование дидактических игр в жизни детей» 

Папка-передвижка для родителей на тему: «Дидактическая игра в жизни ребенка»

Консультация для родителей: «Домашняя игротека».

День открытых дверей для наблюдения за игровой деятельностью детей.

Оформление фотогазеты  для родителей.

Индивидуальные  беседы по результатам диагностики. Рекомендации родителям на летний период.

 

Создание развивающей, предметно – пространственной среды

Подбор методического материала по изготовлению дидактических игр.

Пополнение картотеки загадками, составленными  детьми.

Разработка дидактических игр.

Создание картотеки дидактических игр

Изготовление атрибутов к дидактическим играм

Пополнение картотеки символами для составления рассказов и сказов.

Изготовление дидактического материала для новых игр кольца Луллия.

Изготовление дидактических игр на развитие связной речи детей: «Поезд», Кто в домике живёт?».

Изготовить дидактическую игру «Слоговое лото»

(логопедический компьютер).

Литература.

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: 2000г.

2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М: 1991г.

4. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. - М.: 1974г.

5. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: 1981 г.

6. Колунова Л.А., Ушакова О.С. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1994г. №"9 .

7. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.: 1982г.

8. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М.: 1984г.

9.Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М.: 1991г.

10. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет. - М.: 2010г.

11. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Влияние словарной работы на связность речи // Дошкольное воспитание. - 1981 г. № 2.

12. Швайко Т.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.: 1983г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию педагога «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ С СЕМЬЕЙ»

 Очень важна роль семьи в воспитании ребенка, особенно для ребенка с особыми потребностями в обучении. Наличие у родителей опыта систематических самостоятельных занятий является одним из важных услови...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

Консультация для педагогов «Как оформить план по самообразованию педагога»

Консультация для педагогов«Как оформить план по самообразованию педагога»            В начале учебного года каждый педагог разра...

Консультация для педагогов «План по самообразованию педагога»

Работа педагога по теме самообразования – это самостоятельная (индивидуальная) деятельность педагогического работника по преодолению профессиональных затруднений в организации профессиональной д...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА на 2019 - 2022 уч.г. на тему «Здоровьесберегающие технологии в работе педагога – психолога ДОУ»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГАна 2019 - 2022 уч.г.на тему«Здоровьесберегающие  технологии в  работе педагога – психолога ДОУ»...

Консультация для педагогов "Как оформить план по самообразованию педагога"

Консультация для педагогов«Как оформить план по самообразованию педагога»В начале учебного года каждый педагог разрабатывает индивидуальный план работы на учебный ...