Педагогическая технология "«Развитие речи посредством игр драматизаций" (Ерофеева Т.И. ,Малыхина Е.В)
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем, поэтому формирование связности речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из многих или нескольких предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Для развития связной речи ребенка необходимо применять различные дидактические игры, занятия, в том числе и театрализованные игры-драматизации.
Проблемами развития речи детей дошкольного возраста занимались такие ученые как Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Е.И. Тихеева, С.Л. Рубинштейн, О.И. Соловьева и другие. У каждого из них свое понимание проблемы обучения, свое отношение к методическому решению проблемы, свои позиции в разработке содержания и методов развития связной речи.
С.Л. Рубинштейн пишет: «Речь – это деятельность общения - выражения, воздействия, сообщения посредством языка. Речь – это форма существования сознания (мыслей, чувств) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности или форма осуществления мышления. Речь, слово является специфическим единством чувственного и смыслового содержания"
А.А. Леонтьев рассматривает речь следующим образом: «Деятельность познания, т.е. такая деятельность, которая заключается в «распределении» действительности при помощи языка, познавательных задач, выделенных ходом общественной практики. Эта деятельность общения, коммуникативная деятельность. Речь может выступать как орудие планирования речевых или неречевых действий.
Рассматривая основные задачи, направленные на развитие речи детей, следует отметить, что младший дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонематической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Проблема развития речи дошкольников была и остается в центре внимания психологов и педагогов.
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Игра-драматизация как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.
Объектом данного исследования является игра-драматизация в воспитательно – образовательном процессе.
Предметом исследования – развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования – Определить пути и охарактеризовать условия эффективного применения игры-драматизации, как средства развития речи у детей младшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. На основе изученной научно – педагогической литературы, определить наиболее эффективные методы и приемы, направленные на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.
2. Исследовать эффективность намеченных педагогических действий, направленных на развитие речи детей младшего дошкольного возраста в практике работы ДОУ.
3. Разработать методические рекомендации для педагогов ДОУ по развитию речи младших дошкольников посредством игры-драматизации
Гипотеза: Если педагог в своей деятельности будет:
· учитывать возраст, индивидуальность, психические особенности детей в возрасте 3-4 лет,
· использовать эффективные формы, методы, приемы организации детской деятельности,
· систематически проводить игры-драматизации,
· проводить эту работу в сотрудничестве с родителями,
· создавать необходимые условия в группе,
· соблюдать принципы проведения игры-драматизации,
то развитие речи детей младшего дошкольного возраста будет проходить наиболее успешно.
Для решения поставленных задач были использованы методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы; практические: анализ планов воспитательно-образовательной работы воспитателей и педагогов; педагогический эксперимент.
Практическая значимость опыта - опыт работы направлен на овладение дошкольниками определённой системой знаний, которая станет основой для формирования связной речи; на развитие и обогащение личного опыта детей, знаний и формирование на этой основе связной речи.
ссылка на автора материала: https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-igra-...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
23_effektivnost_tehnologii_razvitie_rechi_posredstvom_igra_dramatizatsiy_.docx | 55.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Диаграмма эффективности по освоению технологии «Развитие речи посредством игр драматизаций» (Ерофеева Т.И. ,Малыхина Е.В) за 2020 по 2023учебный год.
№ | имя фамилия | развитие речи и правильной артикуляции 2020 2021 | пополнение словарного запаса 2020 2021 | умение взаимодействия в игре с детьми 2020 2021 | развитие дикции 2020 2021 | развитие зрительного, слухового внимания, памяти, 2020 2021 | |||||
показатели мониторинга | 65 | 105 | 81 | 97 | 72 | 101 |
62 | 86 | 54 | 75 | |
Учебный год | задача | результат | |||||||||
2020-2023 | 1 развитие речи и правильной артикуляции | 105 | |||||||||
2 пополнение словарного запаса | 97 | ||||||||||
3 умение взаимодействия в игре с детьми | 101 | ||||||||||
4 развитие дикции | 86 | ||||||||||
5 развитие зрительного, слухового внимания, памяти, | 75 | ||||||||||
1задача- развитие речи и правильной артикуляции
2 задача- пополнение словарного запаса
3 задача- умение взаимодействовать в игре с детьми
4задача- развитие дикции
5 задача- развитие зрительного ,слухового внимания ,памяти,
Диаграмма эффективности по освоению технологии за 2020 по 2023 учебный год.
Вывод: По данным представленным выше , отмечаются положительные результаты освоения педагогической технологии ««Развитие речи посредством игр драматизаций» (авторы Ерофеева Т.И.,Малыхина Е.В., Жуковская Р.И.) На диаграмме можно проследить эффективность применения технологии и задачи, которые еще необходимо продолжать развивать. Небольшое снижение показателя освоения программы отмечалось на период изоляции .В дальнейшем воспитанники показывали высокие результаты освоения программы .У воспитанников повысились познавательные способности, пополнился словарный запас, развились театральные предпосылки . Во время работы с данной технологией был проведен театральный проект. Воспитанники показывают хорошие результаты освоения технологии ,благодаря грамотно выстроенной психолого-педагогической работе и сотрудничеству с родителями. В дальнейшем планируется продолжить реализацию технологии .
Учебный год | задача | результат |
сентябрь 2020 | 1 развитие речи и правильной артикуляции | 65 |
2 пополнение словарного запаса | 81 | |
3 умение взаимодействия в игре с детьми | 72 | |
4 развитие дикции | 62 | |
5 развитие зрительного, слухового внимания, памяти, | 54 | |
май 2021 | 1 развитие речи и правильной артикуляции | 85 |
2 пополнение словарного запаса | 83 | |
3 умение взаимодействия в игре с детьми | 75 | |
4 развитие дикции | 72 | |
5 развитие зрительного, слухового внимания, памяти, | 61 | |
сентябрь 2021 | 1 развитие речи и правильной артикуляции | 87 |
2 пополнение словарного запаса | 83 | |
3 умение взаимодействия в игре с детьми | 77 | |
4 развитие дикции | 75 | |
5 развитие зрительного, слухового внимания, памяти, | 65 | |
май 2022 | 1 развитие речи и правильной артикуляции | 92 |
2 пополнение словарного запаса | 86 | |
3 умение взаимодействия в игре с детьми | 78 | |
4 развитие дикции | 77 | |
5 развитие зрительного, слухового внимания, памяти, | 68 | |
сентябрь 2022 | 1 развитие речи и правильной артикуляции | 90 |
2 пополнение словарного запаса | 89 | |
3 умение взаимодействия в игре с детьми | 80 | |
4 развитие дикции | 82 | |
5 развитие зрительного, слухового внимания, памяти, | 70 | |
май 2023 | 1 развитие речи и правильной артикуляции | 98 |
2 пополнение словарного запаса | 95 | |
3 умение взаимодействия в игре с детьми | 96 | |
4 развитие дикции | 95 | |
5 развитие зрительного, слухового внимания, памяти, | 98 | |
сентябрь 2023 | 1 развитие речи и правильной артикуляции | |
2 пополнение словарного запаса | ||
3 умение взаимодействия в игре с детьми | ||
4 развитие дикции | ||
5 развитие зрительного, слухового внимания, памяти, | ||
Аналитическая записка о выполнении педагогической технологии
«Развитие речи посредством игр драматизаций»
(Ерофеева Т.И. ,Малыхина Е.В) за 2020-2023 учебный год
№ п/п | Организация | Мероприятие | год | Примечание |
с детьми | ||||
1 | МАДОУ д/с№14 «Подмосковье» | знакомство с творчеством и сказками русского народа | 2020 | показ и чтение |
2 | МАДОУ д/с№14 «Подмосковье» | Изготовление поделок к проекту «Сказка за сказкой» | 2020 | фотографии проекта |
3 | МАДОУ д/с №14 «Подмосковье» | постановка мини спектакля «Витамины» | 2020 | Грамота МАДОУ д/с№14 «Подмосковье» |
4 | Домодедовская СОШ №9 им. Героя Советского Союза Д.К. Курыжова | Подготовка сценки к показу открытого просмотра «Вечерний сбор» | 2021 | сертификат МАДОУ д/с14 «Подмосковье» |
с родителями | ||||
1 | Домодедовская СОШ №9 им. Героя Советского Союза Д.К. Курыжова | проект «Сказка за сказкой» | 2020 | сотрудничество |
2 | Домодедовская СОШ №9 им. Героя Советского Союза Д.К. Курыжова | Конкурс работ «Театр начинается с вешалки» | 2020 | грамота МАДОУ д/с№14 «Подмосковье» |
3 | Домодедовская СОШ №9 им. Героя Советского Союза Д.К. Курыжова | Консультация «В мире интересного» | 2020 | наглядная информация |
4 | Домодедовская СОШ №9 им. Героя Советского Союза Д.К. Курыжова | общение через соц. сети | ||
5 | Домодедовская СОШ №9 им. Героя Советского Союза Д.К. Курыжова | консультация для родителей «Сказкотерапия» | 2021 | наглядная информация |
с педагогами | ||||
1 | Домодедовская СОШ №9 им. Героя Советского Союза Д.К. Курыжова | «Современные направления сказкотерапии и формы работы со сказками в ДОУ» | 2020 | сайт |
2 | МАДОУ д/с №13 «Кораблик» , г.о. Домодедово | выступление «Формирование добрых чувств» | 2020 | опыт |
3 | Домодедовская СОШ №9 им. Героя Советского Союза Д.К. Курыжова | Конкурс мини-спектаклей «За здоровьем в детский сад!» | 2020 | постановка спектакля |
№ п/п | Организация | Мероприятие | год | Примечание |
с детьми | ||||
1 | Домодедовская СОШ №9 им. Героя Советского Союза Д.К. Курыжова | знакомство с творчеством и сказками русского народа | 2022 | показ и чтение |
2 | Домодедовская СОШ №9 им. Героя Советского Союза Д.К. Курыжова | Изготовление поделок к проекту «Сказка за сказкой» | 2023 | фотографии проекта |
3 | Домодедовская СОШ №9 им. Героя Советского Союза Д.К. Курыжова | подготовка к мини спектаклю для малышей | 2023 | |
4 | Домодедовская СОШ №9 им. Героя Советского Союза Д.К. Курыжова | инсценировка сказки «Теремок» для 2 младшей группы | 2022-2023 | |
с родителями | ||||
1 | Домодедовская СОШ №9 им. Героя Советского Союза Д.К. Курыжова | проект «Добро и зло в русских сказках» | 2023 | сотрудничество |
2 | Домодедовская СОШ №9 им. Героя Советского Союза Д.К. Курыжова | Конкурс работ описательная сказка | 2023 | |
3 | Домодедовская СОШ №9 им. Героя Советского Союза Д.К. Курыжова | Консультация «Сказки в жизни ребенка » | 2023 | наглядная информация |
4 | Домодедовская СОШ №9 им. Героя Советского Союза Д.К. Курыжова | общение через соц. сети | социальные группы | |
5 | Домодедовская СОШ №9 им. Героя Советского Союза Д.К. Курыжова | консультация для родителей «Сказкотерапия» | 2021 | наглядная информация |
с педагогами | ||||
1 | Домодедовская СОШ №9 им. Героя Советского Союза Д.К. Курыжова | «Современные направления сказкотерапии и формы работы со сказками в ДОУ» | 2020 | сайт |
Вывод:
- в результате использования данной технологии у воспитанников пополнился словарный запас слов, улучшилась коммуникация между детьми, повысились познавательные способности. Реализация данной технологии позволяет детям раскрыть и показать свои творческие способности и улучшить качество речи.
- планирую в дальнейшем продолжить работу с воспитанниками и расширить работу с детьми и работу по предоставлению педагогического опыта работы по данной технологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение педагогической культуры родителей посредством организации совместной деятельности взрослых и детей.
Представлен опыт работы по взаимодействию с семьёй...
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ РОДИТЕЛЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
статья для родителей...
Консультация для родителей "Повышение педагогической компетентности родителей посредством использования ресурсов интерактивной доски в подготовительной группе.
Использование интерактивной доски в работе с родителями....
Повышение педагогической грамотности родителей посредством различных форм работы с ними. Работа с родителями детей, не посещающими ДОУ.
Работа с родителями....
Доклад Повышение уровня педагогической компетенции педагогов посредством внедрения ФГОС ДО
В системе дошкольного образования произошли серьёзные изменения. Федеральные государственные стандарты задают ориентиры развития системы дошкольного образования и вносят ряд изменений в организацию во...
Технологии управления развитием педагогического персонала ДОО посредством повышения квалификации педагогов.
В статье рассказывается о технологии управленческого развития, системе управления персонала, направления, функциях и формах повышения квалификации как одной из системы методической работы в ДОО....
Разработка на педагогический совет "Воспитание посредствам русских народных сказок"
Нравственное воспитание пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии л...