Разработка на педагогический совет "Воспитание посредствам русских народных сказок"
методическая разработка (средняя группа)
Нравственное воспитание пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системообразующий признак - нравственное воспитание . Л.А. Григорович определяет, что нравственность - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_posredstvam_russkih_narodnyh_skazok.docx | 94.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9
«Воспитание нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Разработка к педагогическому совету.
Работу подготовила
Чурсинова Е.Н.
воспитатель МБДОУ
детский сад №9
Р.п. Заречье
2021 год
Введение
«Сказки – это зернышко, из которого
прорастает эмоциональная оценка
ребенком жизненных явлений».
В.А. Сухомлинский.
Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений и формирование у детей основ нравственных представлений. Именно в этот период жизни формируются дружеские взаимоотношения детей, уважение к старшим, трудолюбие и любовь к Родине.
Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогической науке как одно из центральных звеньев всестороннего формирования личности. Основой нравственности являются такие качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни.
Проблема нравственного воспитания детей была объектом пристального внимания таких известных классиков зарубежной как Я.А. Коменский, Дж. Локк, И.П. Песталоцци, И.Ф. Гербард.
В истории отечественной педагогики этому вопросу всегда уделялось большое внимание, а задача нравственного воспитания детей рассматривалась как приоритетная. Ряд исследователей таких как: А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, Н.И. Болдырев, И.Ф. Харламов, И.С. Марьенко, Б.Т. Лихачев, Л.А. Попов, Л.Г. Григорович, И.П. Подласый и другие, освящают в своих работах сущность основных понятий теории нравственного воспитания, содержания, методов нравственного воспитания.
Нравственное воспитание пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системообразующий признак - нравственное воспитание . Л.А. Григорович определяет, что нравственность - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм .
К сожалению, сейчас можно все чаще наблюдать детскую жестокость, агрессивность по отношению друг другу, к близким людям и по отношению к животным. Всё чаще дети остаются наедине с компьютером, телевизором под влиянием которых у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Кроме этого, в семье всё реже берут в руки книгу, чтобы вовлечь ребёнка в волшебный мир сказки.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сформулированы задачи развития у детей эмоциональной отзывчивости, сопереживания, способности к усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации .
Как говорилось выше дошкольный возраст это время, когда происходит формирование человека, становление его как личности. В эту пору у ребенка накапливается багаж знаний об окружающем его мире, о нравственных нормах, формируются привычки.
С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с дошкольного возраста необходимо показать ребенку нравственную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как «добро» и «зло», «хорошо» или «плохо», «можно» или «нельзя» целесообразно формировать у детей своим собственным примером.
Так же, на мой взгляд, одним из средств создания положительных нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является сказка. Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?
В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами, в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок - и положительные и отрицательные - прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства. Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.
Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга, следовательно, сказку возможно и необходимо использовать как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
В то же время, существует противоречие между большой значимостью применения народных сказок для развития нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста и невысокой степенью использования данного жанра в процессе обучения и воспитания детей. В практике использования сказок в нравственном воспитании дошкольников есть немало нерешенных проблем: нет системы работы по эффективному использованию сказок в формировании нравственных качеств, моральной устойчивости личности дошкольника; не выявлены педагогические условия эффективного использования сказок в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста. Проблема состоит в том, что в наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение.
Следовательно, проблема развития нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста посредством народной сказки является актуальной. Решение данной проблемы требует поиска наиболее эффективных форм работы или переосмысления уже известных.
В связи с этим поставила перед собой цель: создание условий для использования русской народной сказки в нравственном воспитании детей среднего дошкольного возраста.
В соответствии с целью были определены задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу и другие информационные источники по теме.
2. Разработать систему мероприятий по использованию русских народных сказок в воспитании нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста.
3. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;
4. Развивать у детей интерес к русским народным сказкам;
5. Сформировать у детей представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей;
6. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других;
7. Оказать родителям (законным представителям) воспитанников педагогическую помощь с целью, принятия ценности сказки, ее особой роли в нравственном воспитании ребенка.
В нравственном воспитании детей среднего дошкольного возраста следует учитывать, что дети начинают активно, самостоятельно разбираться в различных жизненных ситуациях, но при этом их оценка событий и поступков часто носит ситуативный характер.
Известно, что нравственное воспитание ребенка должно представлять собой целенаправленный процесс, систематическую деятельность воспитателя по прививанию ему основ нравственного поведения, а не хаотичное, от случая к случаю, объяснение правильности или неправильности тех или иных поступков. А использование народных сказок позволяет ненавязчиво, но в то же время результативно достигать повышения уровня нравственной культуры дошкольников.
Диагностическое обследование по выявлению динамики развития у детей среднего дошкольного возраста нравственных качеств посредством русской народной сказки необходимо проводить в начале и конце учебного года. Основные методы педагогической диагностики – педагогическое наблюдение, беседы с детьми, игровые задания.
В качестве конечных результатов реализация методической разработки по воспитанию нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста посредством русских народных сказок предполагает:
v понимание детьми смысла сказок и они смогут сформулировать основную мораль сказки;
умение применять накопленные практические навыки нравственных норм поведения в социуме;
умение различать полярные понятия «хороший» - «плохой», «красивый» - «некрасивый», «правда» - «ложь», «добро» - «зло», «можно» - «нельзя» и т. д. в сказке и в жизни;
умение детей делать самостоятельный нравственный выбор;
умение детей выражать свои чувства и переживания словами;
развитие эмоциональной отзывчивости;
формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе;
создание оптимистической детской картины мира;
гармонизацию отношений между взрослыми и детьми, со сверстниками.
В соответствии с задачами, указанными выше, разработала систему работы по воспитанию нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста посредством русских народных сказок.
Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость - результат борьбы, результат совместных усилий. Воспитание сказкой способствует воспитанию уверенности в себе и своих силах. Сказки должны входить в план воспитания детей как средство воспитания личности.
Поэтому работа велась в непосредственно организованной образовательной деятельности, совместной деятельности, самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с родителями.
Новизна данной формы работы заключается в изучении на практике эффективности влияния русских народных сказок на нравственное развитие детей среднего дошкольного возраста.
Теоретическая значимость методической разработки заключается в разработке содержания и форм работы по изучению нравственных сторон русских народных сказок, которая предусматривает поэтапную организацию воспитательного процесса, активное участие детей и их родителей в решении проблемы.
Практическая значимость методической разработки заключается в повышении качества воспитательного процесса по развитию у детей среднего дошкольного возраста нравственных качеств, создании методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по нравственному воспитанию.
Познавательная значимость русских народных сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.
Теоретические основы воспитания нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста посредством русских народных сказок
В законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечается гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей». В связи с этим развивающаяся педагогика, основанная на требованиях федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, существенно изменила подход к организации образовательной деятельности по нравственному воспитанию детей в дошкольной образовательной организации.
В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка с взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Содержание нравственного воспитания детей дошкольного возраста определено основной образовательной программой дошкольной образовательной организации. В Концепции дошкольного воспитания сказано, что у детей дошкольного возраста следует сформировать базис личностной культуры, который включает в себя общечеловеческие ценности. Гуманные чувства и составляют общечеловеческие ценности, которые закладывают общечеловеческое начало в маленьком человеке. Можно назвать следующие общечеловеческие ценности, которые формируются у детей дошкольного возраста это - доброта, чуткость, забота, милосердие, отзывчивость, сопереживание, сочувствие.
Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов.
Педагог может прибегать к методам разъяснения и убеждения. Разъяснение позволяет детям понять моральный смысл конкретных поступков и правил поведения, осознать значение необходимости их выполнения для нормальной жизни в коллективе. В разъяснении всегда раскрывается мотивация поступка, дается доказательство необходимости и пользы конкретных действий, суть которых - выражение внимания к окружающим, умение подчинить свое поведение требованиям взрослых.
Мотивированное требование, обращенное к ребенку, имеет целью убедить его в необходимости выполнения того или иного правила или недопустимости в будущем повторения совершенного поступка.
Формирование нравственных представлений ребенка связано с развитием его эмоциональной сферы. Нетрудно дать ребенку знания об этической норме, требовать и контролировать выполнение детьми моральных правил. Гораздо труднее выработать определенное отношение к моральной норме, стремление следовать добру и противостоять плохому.
Основу нравственного воспитания ребенка должны составлять нравственные представления, понятные и доступные его возрасту:
v доброта, доброжелательное отношение к окружающим;
v сочувствие, забота о близких;
v трудолюбие, уважение к труду старших;
v дружба, честность, правдивость
Одним из перспективных методов, способствующих решению проблемы воспитания нравственных качеств, является русская народная сказка.
Следует отметить, что народные сказки выполняют ряд функций, по мнению Н. Пезешкина, для сказок характерны следующие функции:
- функция зеркала (содержание сказки становится тем зеркалом, которое отражает внутренний мир человека, облегчая тем самым идентификацию с ним);
- функция модели (сказки показывают различные конфликтные ситуации и предлагают способы их решения, указывают на последствия отдельных попыток решения конфликтов);
- функция опосредования (сказка выступает в качестве посредника между воспитанником и педагогом, тем самым, воспитание детей становится более действенным);
- функция сохранения социального опыта (через сказки происходит передача от одного поколения к другому социального опыта и социальных ценностей);
-функция развития творческих способностей и воображения детей (сказка способствует пробуждению творческих сил, фантазии, образного мышления, вызывает изумление и удивление);
- функция изменения позиции (сказки вызывают у ребенка чувство переживания, сочувствия, в его сознании происходит изменение позиции, меняется отношение к поступкам и поведению человека).
Процесс воспитания нравственных качеств сложен и многогранен. Сказка в своем нравственно-поучительном качестве проходит весь путь формирования у детей нравственного сознания.
Первый компонент этого процесса - формирование у детей эмоционально-нравственного отношения. В процессе приобщения детей к искусству педагог организует так свою деятельность, чтобы дать возможность детям пережить эмоционально произведение. Слушая сказу, ребенок ставит себя на место героя, становится как бы участником действия в сказке, сопереживает с героем. Педагог активно поддерживает стремление ребенка к прекрасному, доброму, воспитывает в нем нетерпимость к злу, формирует у детей потребность помочь другому в беде, стремление преодолеть и наказать зло. У ребенка появляется желание быть красивым, умным, добрым, похожим на героя произведения.
В качестве второго компонента выступает формирование у ребенка способности к самообучению в нравственно-этической сфере. В области искусства ребенок учится самостоятельно конструировать художественный образ, находить выразительно-изобразительные средства для передачи этого образа.
Третий компонент - формирование индивидуальных нравственно- этических свойств личности. В дошкольном возрасте формируются нравственно-этические предпосылки вкуса, формируется эмоционально - оценочное отношение ребенка к окружающей действительности.[15]
Сказка - это могучее и действенное средство в нравственном воспитании детей. Она учит всем положительным человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.
Изучая методическую литературу, я выделила основные этапы работы над сказкой.
1 этап - это знакомство со сказкой, на котором решается задача развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки, через чтение, рассказывание, беседы и вопросы по содержанию, рассматривание иллюстраций, видеозаписей - с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
2 этап - эмоциональное восприятие детьми сказки. На этом этапе решается задача закрепить содержание сказки и понять, как дети поняли суть сказки, и какое отношение возникло к героям, событиям и явлениям, через пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок.
3 этап - это отражение отношения ребёнка к героям, событиям, явлениям сказки в продуктивной деятельности, цель которого развивать навыки сопереживания, сочувствия к судьбе и поступкам героев сказки, выражая своё отношения к героям и воплощая свои переживания в продуктивной деятельности, через продуктивные виды деятельности.
4 этап - подготовка к самостоятельной деятельности при разыгрывании сюжетов из сказок, игр драматизаций, театрализованных, творческих игр, что способствует развитию симпатии и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки героев и окружающих людей.
Самым целесообразными методами в плане формирования нравственных качеств у детей, на мой взгляд, будут являться те, которые позволяют наряду со знакомством с содержанием сказки, вовлекать детей в деятельность. Поэтому во время работы я использовала различные методы и приемы по ознакомлению детей со сказкой:
1. Чтение сказки воспитателем, то есть дословная передача текста. Выразительное чтение сказки с применением интонации и мимики. При чтении педагогу необходимо следить не только за своим исполнением, но и за восприятием, за вниманием слушателей. Важно не читать, а рассказывать, так как необходимо видеть лицо ребенка, его жесты, мимику, как они изменяются в процессе слушания. Рассказывая сказку и выполняя вышеназванные функции, педагог параллельно выполняет функцию наблюдателя. Наблюдая за ребенком, можно заметить, какие моменты его взволновали. По отношению ребенка к рассказываемому можно определить те или иные психологические проблемы, понять, что волнует ребенка в данный момент его жизни. По мере развития сюжета сопереживание героям у детей усиливается, появляется эмоциональная оценка событий. Этот процесс вызывает у многих детей необходимость общаться друг с другом, делиться своими переживаниями и оценками. Здесь педагог берет на себя функцию партнера, которая проявляется в его реакции на эмоциональную активность детей. Не следует делать детям замечаний, призывать сидеть тихо. Это может помешать им полноценно переживать события сказки и замаскирует многие эмоциональные оценки. Когда дети ведут себя активно, высказываются, радуются и предаются печали, их эмоции и направленность чувств обычно не вызывают сомнений. Сказки, которые невелики по объему, можно рассказать детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений лучше читать по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.
2. Следующий метод - рассказывание, то есть более свободная передача текста. В процессе рассказывания допускается сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Однако, главное в передаче рассказчика - это яркое, красочное пересказывание с передачей характерных особенностей сказочных персонажей.
3. Еще один прием - повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить тут же еще 1 - 2 раза. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Необходимо повторение этого материала и на других занятиях, чтобы достичь наиболее глубокого восприятия, предотвратить забывание. Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с занятиями рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети. Задача воспитателя поощрять разнообразное изобразительное творчество. Один из приемов, способствующих лучшему усвоению текста - выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок).
4. Беседа по сказке. Это комплексный приём, включающий в себя целый ряд простых приемов - словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения. Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков. В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок. Вместе с детьми педагог обсуждает героев, особенности их характеров. Важно побуждать детей по собственной инициативе высказываться по поводу различных персонажей, проявлять отзывчивость, умение пожалеть, посочувствовать, порадоваться, вспомнить случаи из собственного опыта. В ходе такого обсуждения отношение детей к событиям может быть не только выявлено, но и изменено под воздействием других ребят и при косвенном руководстве педагога.
5. Рассматривание иллюстраций в книге, является методом усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию. Иллюстрация - рисунок, относящийся к определенной части текста, поясняющий какой - то момент. Она может быть полностью понята, если известно содержание соответствующего отрывка. Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения. Нужно учить ребенка внимательно, долго рассматривать иллюстрации, узнавать на них героев прочитанной сказки. Показывая какую - либо иллюстрацию, необходимо вновь обращаться к тексту, повторно прочитать эпизоды, в которых описывается изображенное на рисунках. Таким образом, осуществляется взаимосвязь между восприятием текста и иллюстрации.
6. Не менее эффективным методом работы со сказками являются творческие задания, которые могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Результатом таких заданий является изготовление продукта, такого как, поделка, рисунок.
7. Для закрепления знаний полезны дидактические игры на материале знакомых сказок. Например, игры «Знаешь ли ты сказку?», «Узнай героя сказки по описанию», «Собери картинку», пазлы, мозаики и другие. Необходимо отметить, что такие игры сопровождаются беседой по обсуждению героев сказок, их поведения. Вся беседа проходит непринуждённо, что делает ребёнка открытым для общения с взрослым.
8. Технические средства обучения. Используется прослушивание записи в исполнении артиста или просмотр мультфильма по сказке.
Все вышеперечисленные методы и приемы должны использоваться в работе с учетом возраста детей, их индивидуальных особенностей и даже настроения.
Выделяют основные принципы нравственного воспитания детей посредством русских народных сказок:
- v Принцип развивающего обучения, целью которого является нравственное становление и развитие ребенка.
- v Принцип социально - педагогического партнерства субъектов образовательного процесса - объединение и взаимодействие взрослых, участвующих в образовательном процессе на основе познания и принятия каждым участником нравственных ценностей, в соответствии с которыми воспитывается ребенок.
- v Принцип интеграции образовательного процесса, предполагающий комплексный и системный подходы к содержанию и организации образовательного процесса. В основе систематизации содержания работы по нравственному воспитанию детей посредством русских народных сказок.
- v Принцип личностно - ориентированного подхода - принятие ребенка таким, как он есть, проявление доброжелательности, теплоты в отношениях, вера в его позитивное развитие, стремление взрослого быть значимым для ребенка.
- v Принцип индивидуально - дифференцированного подхода - индивидуальный подход к детям с учетом их возможностей, индивидуальных темпов развития, интересов, с учетом семейных, национальных традиций.
- v Принцип деятельстного подхода - развитие ребенка в специфических для дошкольника видах деятельности, содействие появлению у ребенка субъектной позиции в нравственном поведении.
- v Принцип культуросообразности - следование в процессе нравственного воспитания и развития традиционным российским ценностям, воспитание ребенка с использованием материала народной педагогики, народной культуры и искусства, народных, в том числе национальных традиций.
- v Принцип соответствия задач, содержания, форм и методов воспитания возрастным особенностям дошкольников, закономерностям их физического, психического и личностного развития.
При помощи сказок развиваются коммуникативные способности детей, их умение строить гармоничные отношения в социуме. У детей дошкольного возраста проявляется ряд психологических потребностей, которые возможно удовлетворить за счет использования сказок:
- v Потребность в автономности. Герои сказок действуют автономно: сами принимают решения, предусматривая последствия своих действий. Они сами несут ответственность за свои поступки, тем самым подавая пример юным читателям.
- v Потребность в знаниях и опыте. При помощи обретенных персонажем знаний ему удается одолеть своего врага, уступающего ему в объеме знаний и опыта.
- v Потребность в активности. В сказках герои всегда проявляют активность: они отправляются в путешествия, спасают друзей от злодеев, оказывают помощь другим положительным героям.
Удовлетворению этих естественных потребностей в процессе чтения сказок сопутствует масса положительных моментов: ребенок учится взаимопониманию, осознает необходимость доброго, толерантного отношения ко всем людям, начинает понимать значение слова «ответственность» и учится отвечать за свои поступки сам, а не винить окружающих в своих ошибках. Дети при помощи сказок получают необходимые знания о взаимодействиях в обществе, учатся правильно общаться со взрослыми или с другими детьми, не ссориться с ними из-за различных взглядов на одну проблему.
Подбирая детям народную сказку для чтения, необходимо учитывать множество факторов. Одним из основных является наличие в нем такого героя, которым дети могли бы восхищаться, которому у них бы возникло желание подражать. Это должен быть персонаж, обладающий такими положительными качествами, как верность друзьям, стремление к справедливости, готовность приложить усилия для достижения своей цели, способность к сочувствию и взаимопомощи, высокие моральные принципы и другие свойства личности, которые необходимо развить у детей.
При выборе книги со сказками необходимо ориентироваться также на качество ее переплета, на яркость обложки и, конечно же, на количество и качество картинок в ней. Все эти детали чрезвычайно важны, если речь идет о чтении этой книги детям: они довольно восприимчивы, и красивый внешний вид книги может произвести на них приятное впечатление, повлиять на их восприятие сказки. Картинки в книге облегчают запоминание детьми сюжета, внешнего вида героев, пейзажа, на фоне которого разворачивается действие сказки. Не менее важна и речь педагога, его дикция в процессе чтения книги детям. Яркая, эмоционально насыщенная речь способна с первых слов заинтересовать ребенка, увлечь его развитием сюжета, в то время как недостаточно выразительная речь, лишенная эмоциональной окраски, может лишить детей любой заинтересованности в ходе действия произведения.
Процесс формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста будет более успешным, если:
v задачи будут реализовываться в условиях сотрудничества педагогов, родителей и воспитанников;
v если действия участников образовательного процесса будут соответствовать целям и задачам основной образовательной программы дошкольного образования;
v все формы и методы, которые будут использованы во время работы, будут способствовать установлению доверительных отношений между педагогами, родителями и детьми;
v целенаправленно использовать русскую народную сказку на занятиях и в совместной деятельности взрослого и детей.
Таким образом, можно сделать вывод, что сказки имеют большое педагогическое и воспитательное значение. Сказки оптимистичны, они воспевают победу добра над злом, мир и дружбу, прославляют благородство простого народа. Через них дети познают веками сложившиеся традиции народа, его душу - глубокую почтительность и уважение к родителям, младших к старшим, доброту и отзывчивость, сострадание к ближнему, формирует у детей представление о труде, мудрость и находчивость, смышленость, послушание, ответственность. Систематическое использование сказок, бесед, игры в сказку - способствует закреплению положительного эффекта. Какими будут дети - внимательными, заботливыми, добрыми, отзывчивыми, дружными или напротив - эгоистичными, бестактными, агрессивными - зависти только от нас взрослых.
Методическое обеспечение воспитания нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста посредством русских народных сказок
Работу по использованию русских народных сказок в воспитании нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста начала с подбора литературы, как художественной (соответствующей возрасту детей), так и методической, поиск и изготовление дидактического материала. Сформировав методический банк и наметив план, приступила к работе.
Для успешной работы по созданию условий и разработке системы мероприятий по использованию русских народных сказок в воспитании нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста были определены следующие направления: работа с детьми, работа с родителями, работа с педагогами. В каждом направлении мною были подобраны формы, методы и приёмы реализации поставленных задач. С этой целью свою работу разбила на этапы, используя интегративный метод:
Подготовительный этап:
- Изучение нормативной правовой базы;
- Анализ программно - методического обеспечения;
- Подбор и изучение методической литературы;
- Систематизация научно-методической базы (методическая литература, конспекты занятий, консультации для родителей, поиск и обработка интернет ресурсов; консультации и мастер - классы для педагогов):
- Подбор диагностических материалов;
- Подбор дидактических игр и сказок;
- Составление перспективного плана работы по использованию русских народных сказок в воспитании нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста (Приложение 1);
- Составление перспективного плана работы с родителями (законными представителями) (Приложение 2);
- Анкетирование родителей (Приложение 3).
Практический этап:
- Создание интегрированного образовательного пространства, обеспечивающего воспитание нравственных качеств у детей посредством русской народной сказки;
- Начальный мониторинг по выявлению сформированности у детей нравственных качеств;
- Реализация перспективного плана работы с детьми;
- Реализация перспективного плана работы с родителями (законными представителями)
Завершающий этап:
- Итоговый мониторинг. Анализ результативности системы работы по использованию русских народных сказок в воспитании нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста.
- Определение перспективы работы.
Работа с детьми по воспитанию нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста посредством русской народной сказки проходила через следующие формы работы:
- непосредственно организованная образовательная деятельность (знакомство со сказкой: чтение, рассказывание, пересказ, показ настольного театра, прохождение данной темы через другие виды деятельности - лепку, рисование)
-совместная деятельность взрослого с детьми (просмотр мультфильмов и обсуждение, проблемные ситуации, применения полученного опыта конкретным ситуациям)
-создание условий для самостоятельной деятельности детей включает в себя доступную развивающую предметно - пространственную среду, чтобы ребёнок мог свободно в ней действовать.
Подобрав сказки, направленные на формирование нравственных качеств у детей, я систематизировала нравственные качества каждой сказки в таблицу.
таблица 1
Сказка в системе нравственного воспитания (пример)
№ п/п | Название сказки | Нравственные качества (4-5 лет) |
1 | Сказка «Репка» | Общее дело, значимость даже малой помощи. |
2 | «Лисичка со скалочкой» | Справедливость |
3 | «Теремок» | Умение жить дружно |
4 | «Кот, петух и лиса» | Дружба, взаимопомощь, отзывчивость |
5 | «Волк и семеро козлят» | Послушание / обман. Как добрые и миролюбивые побеждают, заботятся друг о друге и помогают друг другу. |
6 | «Лиса и заяц» | Добро/зло; мудрость/хитрость; гостеприимство/коварность; осмотрительность/неосторожность; беззащитность/непорядочность. Сочуствие, смелость, отзывчивость, справедливость |
7 | «Гуси – лебеди» | Послушание/непослушание; любовь, отзывчивость. |
8 | «Зимовье зверей» | Дружба, согласие |
9 | «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | Послушание/непослушание; осмотрительность/неосторожность; взаимная любовь, заботливость, терпение |
10 | «Маша и медведь» | Уважение, послушание, уважительное отношение к родителям |
11 | «Петушок и бобовое зернышко» | Взаимопомощь, трудолюбие |
12 | «Коза Дереза» | Доверие, доброта, хитрость, обман |
13 | «Рукавичка» | Отзывчивость, доброта |
14 | «У страха глаза велики» | Смелость, трудолюбие |
15 | «Снегурушка и лиса» | Послушание/непослушание; Взаимопомощь Добро; хитрость/доверие |
16 | «Привередница» | Послушание/непослушание; любовь, отзывчивость. |
17 | «Жихарка» | Послушание/непослушание. смекалка. Взаимовыручка. Дружба |
Для более эффективной работы по использованию русских народных сказок в воспитании нравственных качеств у детей необходимо выполнение определенных условий. Во - первых нужно вызвать интерес у детей, во-вторых, подобрать специальные методы, приемы и формы работы.
Словесные методы: диалог, обсуждение содержания сказки, объяснение, беседы, проблемные ситуации, ситуации выбора, игровые упражнения, загадывание загадок по сказкам.
Наглядные методы: показ иллюстраций, фотографий, мультфильмов, показ театра, организация развивающей предметно-пространственной среды.
Практические приемы: творческие задания – нарисовать сказку, раскрасить картинку, игры - драматизации, этюды, дидактические игры.
При ознакомлении со сказкой использовала с детьми проведение непосредственно организованной образовательной деятельности (Приложение 4,5) дидактические игры, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций, беседы (Приложение 6,7), предлагала детям решить проблемные ситуации - если бы колобок ушёл от лисы, как помочь Машеньке уйти от медведя? и так далее. Например, при знакомстве со сказкой «Снегурушка и лиса», я использовала дидактическую игру: «Такая разная лиса» с помощью которой, мы сравнивали поступки лисы в разных сказках. В ходе этой игры дети смогли оценить ее поступки, сделать элементарные выводы: лиса не во всех сказках отрицательный герой. Для того, чтобы закрепить содержание сказки и проанализировать поступки героев, я использовала дидактические игры (Приложение 8): например «Ступеньки доброты», «Назови героя-помощника», «Волшебный кубик со сказками», «Угадай и собери сказку», «Оцени поступок», «Собери цветок из сказок» и другие. В игре «Оцени поступок» детям были предложены карточки с сюжетами сказок. Затем они должны были рассказать о поступке того или иного героя и дать оценку его действиям. В дидактической игре «Ступеньки доброты» (они имеют цвета радуги) нужно распределить героев сказок по их качествам: синий, фиолетовый, голубой, зеленый-отрицательные герои, желтый, оранжевый, красный - положительные герои. Распределяя героев по ступенькам, ребенок объясняет свой выбор (Лиса из сказки «Лиса и заяц» злая. Она выгнала зайчика из избушки, значит, ее мы поставим на самую нижнюю ступеньку - фиолетового цвета. Петушок - отзывчивый, добрый. Он помог зайчику выгнать лису, его мы поставим на самую высокую ступень - красного цвета.) Очень нравится детям игра «Волшебный кубик по сказкам». В этой игре могут принимать участие сразу несколько детей, у каждого - свой кубик, на котором наклеены картинки с сюжетами сказок. Дети по очереди подкидывают свой кубик и рассказывают о той сказке, которая выпала на кубике, далее можно попросить ребенка восстановить последовательность действий данной сказки, какой нравственный урок она несет, дать характеристику отдельным героям. В игре «Собери цветок из сказок» детям предлагаются лепестки с сюжетами сказок, а серединка цветка - мордочка героя-животного. Например, дети выбрали мордочку зайчика. Теперь нужно вспомнить сказки, в которых встречается заяц, и выбрать лепестки с сюжетами этих сказок, выкладывая их вокруг серединки-мордочки. Закрепление впечатлений от сказок происходило и в изобразительной деятельности. Дети сами выбирали понравившиеся сюжеты из сказок, любимых героев. Затем фантазируют, рисуют, лепят. Очень нравится детям выполнять коллективную аппликацию по мотивам сказок. В ходе работы дети активно обсуждают героев, их поступки, иногда спорят. В итоге мы приходили к единому мнению, сделав определенные выводы. После того, как дети достаточно хорошо запомнили содержание сказки, мы начинали подготовку к самостоятельной театрализованной деятельности. Это игры драматизации, этюды. Благодаря которым дети не только передавали образ героя, но и показывали свое отношение к тому или иному герою, что способствует умению оценивать поступки героев, а затем и поступки своих сверстников. Очень важно постоянно использовать ситуации, которые ставят ребенка перед выбором между собственными интересами и интересами сверстников. Именно такие ситуации учат детей умению стать на место товарища, оценить ситуацию объективно, прийти к гуманному решению.
Так же я использовала нетрадиционные методы и приемы, которые усиливают эмоциональное воздействие на детей. Например, «Комната сказок», куда мы отправлялись с детьми при помощи волшебных слов «В лево, в право повернись, в комнате сказок очутись». В этой комнате (сидя в группе на ковре) мы с детьми читали и пересказывали сказки, рассуждали о поведении героев. Так же для усиления эффекта сказочности, мы с детьми окунались в мир сказок с помощью сказочного ларца. Дети уже знают, если в группе звучит волшебная музыка (заставка к передаче «В гостях у сказки»), то значит, в ларце появился какой либо сказочный предмет, который покажет нам дорогу к сказке. Для того, чтобы дети лучше поняли суть сказки, и какой нравственный урок она несет, мы используем «Дерево Дружбы». Оно помогало нам оценивать поступки не только сказочных героев, но и детей. Это дерево можно использовать на занятиях, в режимных моментах, в играх. Дети уже знают, если на дереве появились сухие цветочки (или они опали), значит что-то в группе случилось. Мы вместе с детьми выясняли, что же нам сделать, чтобы дерево вновь зацвело. (помириться тем, кто поссорился; помочь зайчику и др.). (Приложение 9)
Очень эффективным является метод проектирования. Проектная деятельность даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, что способствует качественному формированию нравственных качеств. Применение метода проекта в формировании у детей нравственных качеств позволяет обеспечить воспитание у ребёнка гуманного отношения к окружающему миру, формировать социально-коммуникативные умения и навыки, этические представления, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей, создаются благоприятные условия для воспитания отзывчивости, сочувствия, заботы, доброты. Были реализованы следующие проекты «Чему учит сказка», «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок» (Приложение 10; 11)
Чтобы мораль сказки была понятна и доступна детям использовала приемы, основанные на методике Л.Б. Фесюковой «Воспитание сказкой» [30]
- Прием «Волшебная палочка». Детям он очень нравится. С помощью «волшебной палочки» можно спасти героя. Например: Снегурочку превратили в простую девочку, которая осталась такой же доброй и ласковой, но не растаяла, потому что не боится тепла. «Волшебная палочка» может превращать злого героя в доброго. В сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» с помощью «волшебной палочки» мы изменили конец сказки: вместо наказания ведьмы, дети превратили ее в добрую старушку.
- Прием «Превращения». Дети любят «превращаться» в героев сказки, высказывать «свои» чувства, рассказывать «о себе». Этот метод позволяет ребенку говорить правду о своем герое, даже если он отрицательный. Дети думают, рассуждают, оценивают различные характеры, ситуации, учатся нравственным нормам жизни.
- Прием «Телеграмма». Вместе с детьми сочиняли телеграммы, где давали героям совет, предупреждали об опасности. Отправляли телеграмму Зайцу с предупреждением, что бы ни пускал коварную лису в избушку.
Используя вышеуказанные методы и приемы работы со сказкой, воздействовала на характер детей, мягко и бережно формировала положительные черты и корректировала негативное поведение. Данные формы работы со сказкой, позволяют развивать коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми. Дети принимают активное участие в играх, и одновременно ребенок сам активно творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение. Такие виды деятельности помогают детям выражать свои мысли, чувства, учат их думать, рассуждать, оценивать различные характеры, ситуации, учатся нравственным нормам жизни.
Взаимодействие с родителями предполагает такие формы работы, как: консультации, родительские собрания, анкетирование, беседы, участие родителей в проектной деятельности, в подготовке костюмов и атрибутов к драматизации и развлечениям, в выставках совместной творческой деятельности детей и родителей. А так же выполнение родителями и детьми домашних заданий творческого характера (придумывание загадок; оформление книги сказок, подбор иллюстраций к сказкам, конструирование сказок из бумаги, природного материала совместная работа с родителями) и участие в акции «Подари книгу детскому саду». Информировала родителей о том, какие сказки входят в круг чтения детей среднего дошкольного возраста. Информацию представляла в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будем читать в детском саду, и что рекомендуется для домашнего чтения. В уголке для родителей помещала советы, пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях, под такими рубриками: «Сказка в жизни ребенка», «Как и когда, рассказывать сказки», «О чем и как беседовать с детьми после чтения»; «Рисуем сказку» и др.
Апробация воспитания нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста посредством русских народных сказок
Методическая разработка «Воспитание нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста посредством русских народных сказок» апробирована с детьми средней группы. Свою работу я начала с мониторинга уровня сформированности нравственного развития детей.
Проанализировав психолого-педагогическую, методическую литературу Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной, А.Д. Кошелевой, Т.А. Пономаренко, С.Г. Якобсон и Г.И. Моревой за опорную классификацию я взяла структурные компоненты содержания нравственной сферы личности ребенка автора Н.В. Мельниковой:
- когнитивный (информационный) компонент и его показатель – знания о нравственных нормах;
- представления о нравственных качествах личности и требованиях; знания о нравственных эталонах;
- аффективный (эмоционально-мотивационный) компонент и его показатель - нравственные чувства и переживания; нравственные отношения; мотивационные предпочтения личности; нравственная оценка и самооценка;
- поведенческий (практический) компонент и его показатель -нравственные привычки и поступки; нравственные действия (реальное выполнение нравственных норм).
Выделила следующие компоненты для оценки уровней сформированности нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста, ими являются когнитивный, аффективный (эмоционально мотивационный) и поведенческий, которые представлены в таблице.
Таблица 2
Содержание нравственной сферы личности ребёнка в её структурных компонентах
Когнитивный (информационный) | Аффективный (эмоциональномотивационный) | Поведенческий (практический) |
знания о нравственных нормах; представления о нравственных качествах личности и требованиях; знания о нравственных эталонах | нравственные чувства и переживания; нравственные отношения; мотивационные предпочтения личности; нравственная оценка и самооценка | нравственные привычки и поступки; нравственные действия (реальное выполнение нравственных норм) |
воспитываемые нравственные качества (доброта, трудолюбие, правдивость), а также распознание безнравственных качеств (злость, жадность, лживость, лень) |
Уровень показателей сформированности нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста определяется суммой набранных баллов, в процессе проведения и выполнения диагностических заданий.
В соответствии с компонентами и показателями воспитанности нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста подобраны и применены следующие диагностические методики:
По первому компоненту - методика «Придумай конец сказки» и методика «Сюжетные картинки», авторов Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина.
По второму компоненту - методика А.Д. Кошелевой изучение социальных эмоций (по Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной).
По третьему компоненту - методика Т.А. Пономаренко; методика С.Г. Якобсон и Г.И. Моревой «Изучение морального поведения».
Диагностические задания по когнитивному (информационному) компоненту:
1. Методика исследования «Придумай конец сказки» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной.
Цель: изучение осознания детьми таких нравственных качеств, как доброта – злость, трудолюбие - лень, щедрость - жадность, правдивость - лживость.
Диагностика проводится индивидуально. Педагог говорит: «Я буду рассказывать сказки, а ты придумай их конец». Детям предлагались следующие сказки:
Сказка 1. Жил-был зайчик Ушастик. Однажды решил Ушастик погулять в лесу. Вышел он из норки и поскакал по лесной тропинке. Вдруг навстречу ему…
Сказка 2. Пошла как-то девочка Маша в лес за грибами. Встретила Маша в лесу белку - она помахала ей пушистым хвостом и ускакала по веткам деревьев. Дальше встретила Маша зайца, да только зайчишка трусишка сразу спрятался в кустах - испугался. Много грибов Маша насобирала, и земляники спелой наелась. Так ходила она по лесу, ходила да и забрела в совершенно незнакомое ей место. Сначала девочка чуть- чуть испугалась, но потом вспомнила, что она очень смелая (иначе как бы она одна в лес пошла?) и стала осматриваться. Смотрит Маша по сторонам, чтобы понять, где она очутилась и вдруг видит…«Что увидела девочка? Что она собирала? Что могло случиться с ней в лесу? Кто мог помочь Маше выбраться из леса?».
Оценка умений по результатам выполнения задания:
- 3 балла (сформированы) - ребенок активно участвует в процессе придумывания сказки, с удовольствием описывает события, оценивает поступки героев сказки;
- 2 балла (частично сформированы) - ребенок затрудняется самостоятельно продолжить сказку, придумывает продолжение при поддержке педагога, с помощью наводящих вопросов;
- 1 балл (на стадии формирования) - ребенок не проявляет желание, не может придумать окончание сказки, затрудняется в формулировке ответов, не может назвать положительные и отрицательные черты героев.
2. Методика исследования «Сюжетные картинки» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной. Цель: изучение эмоционального отношения к тем же нравственным качествам доброта – злость, щедрость – жадность, трудолюбие – лень, правдивость – лживость.
Материал: картинки с изображением ситуаций, подлежащих нравственной оценке.
Исследование проводится индивидуально. Ребенку показывают картинки: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки героев сказок, а с другой стороны – плохие... Объясни, почему ты именно так разложил картинки».
Оценка умений по результатам выполнения задания:
- 3 балла (сформированы) - ребенок правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, называя хорошие и плохие поступки героев сказок;
- 2 балла (частично сформированы) - ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия;
- 1 балл (на стадии формирования) - ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением, как положительных поступков героев сказок, так и отрицательных), эмоциональные реакции неадекватны моральным нормам.
Уровни воспитанности нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста по когнитивному компоненту в сравнении на начало, и конец учебного года представлены в диаграмме.
диаграмма 1
Уровни воспитанности нравственных качеств по когнитивному компоненту
Диагностические задания по аффективному (эмоционально - мотивационному) компоненту:
1. Методика А.Д. Кошелевой.
Цель: изучение эмоциональных проявлений детей и уровня формирования у них способности к вербализации эмоций при разыгрывании сюжетных сценок. Педагог описывает знакомые и понятные детям ситуации из сказки и предлагает их изобразить.
1. В третий раз закинул старик невод - пришёл невод с одною рыбкой, с не простою рыбкой - золотою.
2. Идёт Красная Шапочка по лесу, собирает цветы, поёт песенку, вдруг навстречу ей злющий волк. А Красная Шапочка вовсе его и не испугалась.
3. Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал козлёночком... Зовет Алёнушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький козлёночек. Залилась Алёнушка слезами, села на стожок - плачет, а козлёночек возле неё скачет.
Оценка умений по результатам выполнения задания:
- 3 балла (сформированы) - ребенок изображает эмоциональное состояние, адекватное описанной ситуации, без помощи взрослого, использует различные экспрессивно-мимические средства общения;
- 2 балла (частично сформированы) - ребенок изображает эмоциональное состояние, адекватное описанной ситуации после объяснения взрослым эмоционального состояния героев, ограничено использует экспрессивномимические средства общения;
- 1 балл (на стадии формирования) - ребенок затрудняется изобразить эмоциональное состояние даже после объяснения взрослого. При попытках изображения отмечается резко ограниченный набор экспрессивно -мимических средств общения.
2. Методика изучения социальных эмоций (по Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной).
Цель: изучить социальные эмоции (сопереживание, сострадание, сочувствие) у детей среднего дошкольного возраста. Педагог задает индивидуально ребенку вопросы:
1. Почему старушка подарила Жене волшебный цветочек в сказке «Цветик-семицветик»? 2. Почему Аленушке и братцу помогала печка, яблонька и речка когда им нужна была помощь?
3. Почему маленькая Герда оказалась могущественней Снежной Королевы?
Оценка умений по результатам выполнения задания:
- 3 балла (сформированы) - ребенок дает обоснованную оценку эмоциям и поступкам персонажей сказок, аргументирует свои предпочтения, может сформулировать нравственные представления, воплощенные в сюжете сказки;
- 2 балла (частично сформированы) - ребенок правильно оценивает эмоции и поведение героев с точки зрения соответствия или несоответствия нравственным нормам;
- 1 балл (на стадии формирования) - ребенок не может назвать положительные и отрицательные черты героев, не помнит проблемных ситуаций, в которые попадают герои; у него нет сопереживание, сострадание, сочувствие.
Уровни воспитанности нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста по аффективному (эмоционально-мотивационному) компоненту в сравнении на начало и конец учебного года представлены в диаграмме.
диаграмма 2
Уровни воспитанности нравственных качеств по аффективному (эмоционально-мотивационному) компоненту
Диагностические задания по поведенческому (практическому) компоненту воспитания нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста:
1. Методика Т.А. Пономаренко.
Цель: изучить уровень развития у детей представлений о дружбе, сочувствии, взаимовыручки, гуманности. Исследование проводилось с подгруппой детей.
Детям предлагалось ответить на вопрос на примере конкретной сказки. Вспомните сказку «Гуси-лебеди».
1. Старичок со старушкою пошли на работу и что наказали дочке?
2. . Какой сначала была девочка и какой стала?
3. Какие добрые слова мы можем сказать о печке, речке и яблоньке?
4. Представьте себя на месте сестрицы. Как бы вы спасали братца?
Оценка умений по результатам выполнения задания:
- 3 балла (сформированы) - ребенок даёт ответ, проявляет сочувствие, сострадание;
- 2 балла (частично сформированы) - ребенок с помощью взрослого вспоминает сказку и с помощью наводящих вопросов даёт ответ;
- 1 балл (на стадии формирования) - ребёнок затрудняется в ответе, не знает, как бы он поступил бы в данной ситуации.
2. Методика С.Г. Якобсон и Г.И. Моревой «Изучение морального поведения».
Цель: изучить, как дети оценивают нравственные нормы и их проявления в поступках героев сказок. Какие поступки хорошие, какие плохие, умение сопереживать, сочувствовать героям сказок.
Детям было предложено посмотреть отрывки из сказки: «Цветик семицветик» и «Морозко».
Детям предлагалось ответить на вопросы:
1. В каких случаях у сказочных персонажей проявлялось плохое отношение к другим героям?
2. Как узнать добрый поступок совершил герой сказки или злой?
3. Какие хорошие черты характера заметили у положительных персонажей?
4. После этого детям был задан вопрос: «Представь, что у тебя есть цветик - семицветик только с одним лепестком, какое бы желание ты загадал, чтоб помочь одному из сказочных героев»?
Оценка умений по результатам выполнения задания:
- 3 балла (сформированы) - ребенок четко дает ответ, оценивает нравственные нормы поведения героев, находит в произведениях какие хорошие, какие плохие поступки;
- 2 балла (частично сформированы) - ребенок с помощью взрослого и наводящих вопросов оценивал нравственные нормы в поступках героев сказок;
- 1 балл (на стадии формирования) - ребёнок затрудняется оценивать нравственные нормы и их проявления в поступках героев сказок.
Уровни воспитанности нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста по поведенческому компоненту в сравнении на начало, и конец учебного года представлены в диаграмме.
диаграмма 3
Уровни воспитанности нравственных качеств по поведенческому компоненту
Анализируя результаты педагогической диагностики по реализации методической разработки «Воспитание нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста посредством русской народной сказки» можно сделать вывод о положительной динамике в воспитании нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста по всем трем компонентам:
по когнитивному (информационному) компоненту расширились знания и представления о нравственных нормах; нравственных качествах личности.
по аффективному (эмоционально-мотивационному) компоненту стоит подчеркнуть, что дети научились сочувствию, сопереживанию, у детей сложились нравственные отношения, мотивационные предпочтения личности; сформировалась нравственная оценка героев русских народных сказок и самооценка.
по поведенческому (практическому) компоненту можно отметить склонность к нравственному поступку, отождествление себя с положительными сказочными героями и их нравственными поступками.
В ходе целенаправленного и системного использования русских народных сказок у детей заметно возросли положительные эмоции, желание быть в чем-то похожими на полюбившего героя, повысился интерес к слушанию книг, обсуждению прочитанного. Дети научились различать «что такое хорошо и что такое плохо» во взаимоотношениях и поступках людей. Все это является решающим фактором, обеспечивающим нравственное развитие дошкольников.
Таким образом, проведенная работа позволила сделать вывод, что сказка оказывает огромное влияние на развитие личности. Считаю, что в результате проделанной работы у детей сформировались нравственные представления. По результатам наблюдения за детьми можно отметить, что дети стали более общительны, доброжелательны, стали реже конфликтовать друг с другом, у них появились представления о таких нравственных качествах как храбрость, честность, гуманность, ответственность. Использование нетрадиционных приёмов работы со сказкой оказало большое влияние на моральную сторону личности ребенка - все это будет способствовать более радостному проживанию ребенком периода детства и успешной подготовки его к будущей жизни. Нравственное воспитание ребенка возможно через русские народные сказки, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах.
Так же проводимая работа позволила обогатить уровень знаний родителей по эффективному использованию русских народных сказок в формировании нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста.
Содержащиеся в работе теоретические, научно-методические и практические материалы, по воспитанию нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста посредством русской народной сказки могут быть использованы в практике воспитателями дошкольных образовательных организаций и родителям воспитанников.
Подводя итоги проделанной работы, можно сделать выводы о том, что в современном образовательном процессе практическая значимость опыта использования русских народных сказок для воспитания нравственных качеств детей весьма ценна как для педагогов, так и для детей и их родителей.
Исходя из этого, планирую продолжить работу по использованию русских народных сказок для воспитания нравственных качеств детей в старшей группе, чтобы научить детей ясно, лаконично формулировать основную мораль сказки, применять накопленные практические навыки нравственных норм в социуме и делать самостоятельный нравственный выбор. Для дальнейшей эффективной работы и достижения поставленной цели планирую использование русских народных сказок по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста во всех образовательных областях.
Не зря И. А. Ильин – известный русский педагог и философ - говорил: «Сказка будит и пленяет мечту, она дает ребенку первое чувство героического - чувство испытания, опасности, усилия и победы: она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие правды от кривды. В сказке народ сохранил свое видение, своё страдание, свой юмор и свою мудрость» [3]
Список литературы
1. Алексеенкова, Е. Г. Зависимость эмоционального отношения дошкольников к персонажам сказки от ее композиции. Вопросы психологии. - 2006. - № 6. - С. 39-47.
2. Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников - М.: ЦГЛ, 2005. - 256 с.
3. Бозорова, Х. Т. Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе. Молодой ученый. - 2014. - № 9. - С. 458-460.
4. Болдырев, Н. И. Нравственное воспитание школьников - М.: Педагогика, 1979. - 224 с.
5. Борытко, Н. М. Онтологический подход в воспитании. Духовнонравственное воспитание: от методологии к педагогической деятельности: Сборник науч. и метод. трудов.- Волгоград, 2005. - С. 142-152.
6. Бунятова, А. Р. Роль сказки в формировании духовно – нравственных ценностей у детей дошкольного возраста.Успехи современного естествознания. - 2010. - № 6. - С. 85 - 88.
7. Буре, Р. С. Основы нравственного воспитания детей - М.: Перспектива. - 2009. - 298 с.
8. Ветохина, А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий - М., СПб.: Детство-пресс, 2010. - 192 с.
9. Виноградова, А. М. Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств. Книга для воспитателя детского сада. - 2-е изд., 61 испр. и доп. - М.: Просвещение, 1989. - 96 с.
10. Григорович, Л. А. Педагогика и психология: учебное пособие - М.: Гардарики, 2003. - 287 с.
11. Зеньковский, В. В. Психология детства - М.: Академия, 1995. - 350 с.
12. Зимина, И. К. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. Дошкольное воспитание. - 2005. - № 5. - С. 23-25.
13. Козлова, С. А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. - М.: Издат. Центр «Академия», 2001. - 336 с.
14. "Концепция дошкольного воспитания" (одобрена решением коллегии Гособразования СССР 16.06.1989 N 7/1)
15. Кузнецова, Л. В. Формирование нравственного здоровья дошкольников: занятия, игры, упражнения - М.: Сфера, 2002. - 120 с.
16. Куликовская, И. Э. Современные подходы к духовнонравственному воспитанию ребенка-дошкольника Современные научные исследования. - 2011. - № 2 (2). - С. 15-25.
17. Лихачев, Б. Т. Педагогика: курс лекций - М.: Прометей, 1996. - 464 с.
18. Немов, Р.С. Психология : учебник для студентов высших пед. учеб. заведений.- М.: Владос, 2000. - 365 с.
19. Новиковская, О. А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет- СПб.: Паритет, 2007. - 112 с.
20. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений - М.: ООО «А ТЕМП», 2006. - 944 с.
21. Селиванов, В. С. Средство воспитания как педагогическая категория Педагогика. - 2000. - № 9. - С.34-36.
22. Сластенин, В. А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных педагогических учебных заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
23. Смирнова, Е. О. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений Дошкольное воспитание. - 2003. - № 9. - С. 68-74.
24. Султанова, Н. Н. Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Дошкольное воспитание. - 2004. - № 5. - С. 7-14.
25. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям - Минск: Народная асвета, 1981. - 288 с.
26. Урунтаева, Г. А., Афонькина, Ю. А. Практикум по детской психологии - М.: ВЛАДОС, 1995, - 296 с.
27. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии - М.: ОЛМАПРЕСС, 2004. - 576 с.
28. Ушинский. К. Д. Собрание сочинений. Том 2. Педагогические статьи - Москва-Ленинград: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1948. - 659 с. 45.
29. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»
30. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
31. Фесюкова, Л. Б. Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста - Харьков.: Фолио, 1996. - 464 с.
32. Якунина, И. В. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - № 1. - С. 19-21.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект по работе с родителями «Приобщение детей к чтению посредством русских народных сказок»
Наблюдая за детьми 4-го года жизни, я выявила, что дети плохо ориентируются в сюжетах сказки, главных героях, с трудом выстраивают последовательность действия героев. Родители мало уделяют внимания чт...
ПРОЕКТ « ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК»
Приобщение детей к русской народной культуре является одной из актуальных задач дошкольного воспитания в детском саду. В народном сознании издревле большое место занимали представления о душе, стыде,...
«ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК»
Каждый год в детский сад приходят разные дети, с разными стартовыми возможностями, личностными особенностями, но всех их объединяет одно - они меньше удивляются и восхищаются, интересы их однообразны,...
Методическая разработка реализации плана самообразования в средней группе по теме: «Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Методическая разработка представляет из себя полный комплект материалов для реализации в течение учебного года плана самообразования в средней группе ДОУ по теме "Воспитание нравственных качеств ...
самообразование на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"
план по самообразованию педагога на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"...
Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов
Сказка является мощным средством, помогающим формировать моральные качества ребёнка....