«Использование мнемотехники при обучении детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ рассказыванию»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Речь — важнейший механизм интеллектуальной деятельности человека, который оказывает огромное влияние на все стороны жизни маленького человека. И к моменту поступления в школу малыш должен полностью владеть этим инструментом общения. Вот почему так много внимания уделяется проблемам развития речи в детском саду, в частности, в старшем дошкольном возрасте.
К 7 годам, то есть к моменту выпуска из детского сада, ребенок должен уметь:
- адекватно использовать 2–3 тысячи слов;
- правильно выстраивать предложения, используя все части речи;
- рассуждать, а также излагать своё мнение;
- правильно использовать устойчивые выражения;
- объяснять значение слов;
- понимать правила построения диалога (прежде всего, проговаривание своей реплики после того, как это сделал собеседник);
- уметь составлять устные тексты разного жанра (повествование, например, в рассказе о том, как прошли выходные; описание, если речь идёт о комментировании видео или картинки; рассуждение, если нужно дать оценку действиям персонажей сказки).
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Использование мнемотехники при обучении детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ рассказыванию»
Никитина Т.И, воспитатель
ГБОУ ООШ №9 СПДС «Родничок»
г. о. Новокуйбышевск, Самарская область
Речь — важнейший механизм интеллектуальной деятельности человека, который оказывает огромное влияние на все стороны жизни маленького человека. И к моменту поступления в школу малыш должен полностью владеть этим инструментом общения. Вот почему так много внимания уделяется проблемам развития речи в детском саду, в частности, в старшем дошкольном возрасте.
К 7 годам, то есть к моменту выпуска из детского сада, ребенок должен уметь:
- адекватно использовать 2–3 тысячи слов;
- правильно выстраивать предложения, используя все части речи;
- рассуждать, а также излагать своё мнение;
- правильно использовать устойчивые выражения;
- объяснять значение слов;
- понимать правила построения диалога (прежде всего, проговаривание своей реплики после того, как это сделал собеседник);
- уметь составлять устные тексты разного жанра (повествование, например, в рассказе о том, как прошли выходные; описание, если речь идёт о комментировании видео или картинки; рассуждение, если нужно дать оценку действиям персонажей сказки).
Из опыта работы мы знаем, что наибольшую трудность для детей представляет умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы; составлять собственные рассказы повествовательного, описательного и творческого характера. Эти трудности у нормально развивающихся детей зачастую связаны с непониманием смысловых звеньев рассказа, с трудностями запоминания логической последовательности повествования, с тем, что ребенка сбивают детали произведения, при этом ребенок, акцентируя внимание на деталях, забывает о главной цели – передать сюжет и быть понятым.
Поэтому педагогам необходимо целенаправленно и систематически учить детей по плану и образцу рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием, развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам. Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.
Для успешного усвоения этих умений и навыков необходимо использовать облегчающие и активизирующие примы обучения. Одним из таких приемов, является использование мнемотехники и наглядного моделирования в развитии связной речи детей.
Мнемотехника – это в переводе с греческого - «искусство запоминания»; система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Моделирование - это прием, где используется применение схем. Модель- это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта. В моделях связных высказываний речи - это их структура, содержание (свойства объектов при описании, взаимоотношения героев и развитие событий в повествовании), средства внутри текстовой связи.
Суть развития связной речи на основе использования мнемотехники и моделирования основывается на использовании мнемосхем/мнемотаблиц: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Из этих картинок выстраивается последовательная модель рассказа или пересказа. Где с помощью, специальных знаков и обозначений указывается взаимосвязь каждого отдельного слова/высказывания/предложения с предыдущим и/ или последующим. Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Прием использования мнемотаблиц /мнемосхем помогает детям логически мыслить (анализировать и систематизировать), логически строить свои высказывания, развивает умение образно и выразительно передавать свое отношение к объектам, развивает образное мышление (благодаря освоению техники кодирования любой информации), развивает все виды памяти (слуховую, зрительную, ассоциативную, словесно-логическую).
Высокая эффективность этого метода заключается в том, что он основан на наглядно-образном мышлении, которое является преобладающим у детей дошкольного возраста, и носит непроизвольный характер запоминания, основанный на эмоциях и интересе ребенка (дети легко могут пересказать увиденную рекламу или сюжет современного мультика, но с трудом воспроизводят стихотворные строки и пересказывают тексты, где требуется произвольное запоминание, с большей ориентацией на слух). Рассматривание предметов, картин помогает детям назвать предметы, характерные признаки, производимые с ними действия. Структура используемой модели помогает создать план высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный советский психолог Л.С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной программе, схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.
Мнемотехническое запоминание состоит из 4-х этапов:
Первый – кодирование информации в образы. Мы должны избрать для себя вид модели, который мы будем использовать. Подготовить схемы и символы кодирования информации. Какие могут быть виды кодирования: предметное (цветные картинки предметов или персонажей, фигурки предметов и персонажей, цветные картинки персонажей, выполняющий какое-то действие в сказке или рассказе, стихотворении, чистоговорке); графическое (зарисовка сюжета с помощью схематических рисунков); самый трудный вид – схематический (использование вместо картинок и зарисовок геометрических фигур разного размера и цвета), его используют с детьми более старшего возраста, имеющих опыт работы с предметно-графическим моделированием. Этот вид моделирования требует хорошего уровня развития памяти, мышления, воображения. Для детей старшего возраста рекомендуется подбирать и зарисовывать картинки в одном цвете (к примеру, черно-белые), чтобы дети не отвлекались на разглядывание и не сбивались на детали. Также педагог продумывает схему отображающую структуру рассказа/пересказа. Это может быть таблица, в графы которой потом выставляются картинки-символы, это могут быть отдельные квадраты, связанные стрелками (мномодорожки), или же круг разделенный на неравные части, отображающий части текста (начало, середина, конец). В одну из долей круга, соответствующую части текста выставляются картинки-символы.
На начальных этапах работы с моделированием нужно использовать больше символов и более подробные схемы, далее можно объединять несколько символов в один и, тем самым, сокращать количество символов (стимулируя память и мышление детей).Необходимо также подбирать максимально точные символы, доступные для понимания детям и сделать их яркими и достаточного размера, чтобы все дети могли видеть их на доске.
Второй – запоминание и соединение образов между собой, запоминание последовательности событий.
После избрания вида моделирования мы знакомим детей с отрабатываемым текстом (свободное прочтение без нацеливания на пересказ, с целью обеспечения свободного восприятия). Потом определяем структуру текста (начало, основная часть, конец) и знакомим детей со схемой, отображающей структуру текста. После чего, параллельно с прочтением частей текста, вводим в каждую часть образы-символы (героев/их действий) рассказа/стихотворения/сказки.
Далее проводится работа над пониманием текста: выявляются взаимосвязи событий и героев; последовательность и логика изложения. Для этого используются традиционные методы работы с текстом: вопросы по тексту; объяснение незнакомых слов; зачитывание отрывков текста (например, повторяющихся слов, песенок, диалогов); оценка поведения и характера героев; предположение как бы дети поступили на месте героя и/или, чтобы было, если бы герой поступил иначе или не сделал этого; впечатления детей от рассказа; определение и резюмирование смысла рассказа педагогом;
Текст прочитывается еще раз и дети по схеме определяют последовательность событий (расставляя символы в нужном порядке или соединяя их стрелками).
На этом, этапе желательно придерживаться следующих принципов:
- для привлечения внимания к тексту и к его лучшему восприятию прочтение педагогом текста должно быть ярко интонировано (нужно максимально точно передать голосом характер и настроение героев);
- вопросы по тексту должны быть заданы последовательно по содержанию текста;
- на начальном этапе работы с моделированием лучше подбирать: простые по объему и содержанию тексты или же хорошо знакомые ребенку (в которых четко выражен характер героев, понятны мотивы их поступков, есть четкая композиция с хорошо выраженной последовательностью событий); тексты с знакомыми героями; соответствующие возрасту ребенка; имеющие воспитательную ценность.
Третий – пересказ с опорой на схемы и символы. Нацеливаем детей на пересказ и еще раз читаем текст, одновременно, работая указкой по схеме. Организуем пересказ с опорой на модель: несколько детей могут рассказывать текст по частям или же по ролям. Для начала, пересказ может быть совместный, а потом самостоятельный.
Четвертый - воспроизведение мнемотаблицы и закрепление в памяти. После пересказа, рассказа, детей просят воссоздать таблицу педагога по памяти, основываясь на тексте, а на более поздних этапах составлять таблицу самому, отбирая или зарисовывая нужные символы.
Моделирование может использоваться также для:
- обогащения словарного запаса;
- обучения правильному построению предложений;
- развития диалогической речи;
- отгадывания и загадывания загадок;
- заучивания стихотворений, чистоговорок, скороговорок.
Какой план работы можно предложить педагогу для развития связной речи в старшей и подготовительной группе? На начальных этапах обучения (в начале учебного года) следует использовать более легкую форму связного высказывания - пересказ знакомых сказок. Постепенно (в середине учебного года), для усложнения пересказа, рек м, выразить свое отношение к героям. В конце изучения лексической темы, в течение всего учебного года, рекомендуется обучать детей рассказам – описаниям (например, по завершении лексической темы «Фрукты», можно провести занятие на тему: «Фрукт, который я люблю»). В середине учебного года педагог начинает обучать детей навыкам составления рассказа по серии сюжетных картинок, постепенно переходя к одной сюжетной картинке. К концу учебного года педагог предлагает воспитанникам попробовать себя в творческом составлении собственный рассказов по предложенной теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Использование современных технологий при обучении детей старшего дошкольного возраста рассказыванию»
Для успешного освоения программы обучения в школе у детей старшего дошкольного возраста должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на ...
Публикация опыта. МАУ г.Нижневартовска "Центр развития образования" секция «Речевое развитие детей дошкольного возраста» «Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по Экокниге посредством использования мнемотаблиц"
[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"14187241","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]]http://cro.edu-nv.ru/opyt/78-obshchestvennye-ob-edineniya/rm...
Использование мнемотехники при обучении детей старшего возраста связному высказыванию
Статья посвящена мнемотехнике, одной из древнейших дисциплин, которая пользуется неизменной популярностью. Мнемотехника определяется как совокупность различных приемов, способствующих з...
Использование мнемотехники при обучении детей старшего возраста связному высказыванию
Речь — важнейший механизм интеллектуальной деятельности человека, который оказывает огромное влияние на все стороны жизни маленького человека. И к моменту поступления в школу...
Использование мнемотехники в обучении детей старшего дошкольного возраста
В настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас,неумение согласовывать слова в предложении, внимания, несовершенно логическое мышление.В дошкольном возрасте ...
"Дидактический материал по обучению детей старшего дошкольного возраста разным видам рассказывания на основе технологий моделирования"
Дидактический материалпо обучению детей старшегодошкольного возраста разным видамрассказывания на основетехнологий моделирования...
Мастер класс по теме : " Использование карт Проппа в обучении детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию".
Цель мастер класса: Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов по использованию технологии "Карты Проппа"....