Использование мнемотехники в обучении детей старшего дошкольного возраста
презентация урока для интерактивной доски по развитию речи (старшая группа)
В настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас,
неумение согласовывать слова в предложении, внимания, несовершенно логическое мышление.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный
характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.
Мнемосхемы облегчают запоминание у детей, путём образования дополнительных ассоциаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мнемотехника | 1.33 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
МНЕМОНИКА - ( греческий mnemonika - искусство запоминания) ( мнемотехника ) , совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника - система «внутреннего письма», основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации.
Актуальность В настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, внимания, несовершенно логическое мышление. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Мнемосхемы облегчают запоминание у детей, путём образования дополнительных ассоциаций. « Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Ушинский К.Д.
отдельный схематичный рисунок с определенной информацией таблица из 4 и более клеток, расположенных линейно.
Мнемотаблица (мнемосхема) - схема в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово, маленькое словосочетание или предложение придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы - рисунки ребенок легко запоминает информацию. Шел дед лесом . Обронил рукавичку . Вот бежит мышка, влезла в эту рукавичку и говорит: - Тут я буду жить.
Мнемосхемы используются для решения следующих задач: - развитие связной речи у детей -обогащения словарного запаса -при обучении составлению рассказов -пересказах художественной литературы -отгадывание и загадывание загадок -помогают при заучивание стихов -при разучивании чистоговорок -помогают в развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного и ассоциативного мышления -сокращение времени обучения
Перед нами ёлочка: Шишечки, иголочки. Шарики, фонарики, Зайчики и свечки, Звёзды, человечки 1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено 2 этап. Преобразование символов в образы 3 этап. Чтение произведения с опорой на символы (образы), т.е. обработка метода запоминания Этапы работы с мнемотаблицами .
НОД по ознакомлению с художественным произведением 1.Чтение воспитателем текста и демонстрация картинок. 2.Ответы на вопросы по содержанию( языковой разбор текста). 3.Демонстрация и разбор каждой ячейки мнемосхемы. 4.Повторное чтение рассказа с опорой на мнемосхему.
Цель работы – развивать у детей старшего дошкольного возраста умение пересказывать художественные произведения и разучивать стихотворения, используя мнемотехнику в образовательном процессе. Задачи: - Совершенствовать монологическую речь у детей: умение связно, последовательно излагать содержание; Содействовать развитию интереса у детей, принимать активное участие в образовательном процессе; Осваивать методы и приёмы запоминания, их осознанное применение; - Способствовать формированию умений и навыков у детей восприятия, воспроизведения; - Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности; - Способствовать развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления.
Разучивание стихотворения «Ходит осень в нашем парке» Выразительное чтение стихотворения. Сообщение, что это стихотворение будим учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемосхему. Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль. Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме. Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемосхему. Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемосхему.
Самостоятельная деятельность детей Театрализованная деятельность Разгадывание загадок и мнемозагадок Он коричневый, бывает овальный и круглый. Он маленький, растёт на грядке в огороде. Его можно варить или жарить
Результаты Мнемосхемы помогают: сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим; у детей овладение навыками пересказа сказок , текстов и разучивание стихов происходит легче и быстрее ; у дошкольников появляется желание пересказывать как на занятиях, так и в повседневной жизни; активизировался словарный запас.
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование мнемотехники при обучении детей старшего возраста связному высказыванию
Статья посвящена мнемотехнике, одной из древнейших дисциплин, которая пользуется неизменной популярностью. Мнемотехника определяется как совокупность различных приемов, способствующих з...
Использование мнемотехники при обучении детей старшего возраста связному высказыванию
Речь — важнейший механизм интеллектуальной деятельности человека, который оказывает огромное влияние на все стороны жизни маленького человека. И к моменту поступления в школу...
Использование мнемотехники при обучении детей старшего возраста связному высказыванию
Речь — важнейший механизм интеллектуальной деятельности человека, который оказывает огромное влияние на все стороны жизни маленького человека. И к моменту поступления в школу малыш должен ...
Использование мнемотехники при обучении детей старшего возраста связному высказыванию
Речь — важнейший механизм интеллектуальной деятельности человека, который оказывает огромное влияние на все стороны жизни маленького человека. И к моменту поступления в школу малыш должен полнос...
« Использование мнемотехники при обучении детей старшего возраста связному высказыванию»
Речь — важнейший механизм интеллектуальной деятельности человека, который оказывает огромное влияние на все стороны жизни маленького человека. И к моменту поступления в школу...
«Использование мнемотехники при обучении детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ рассказыванию»
Речь — важнейший механизм интеллектуальной деятельности человека, который оказывает огромное влияние на все стороны жизни маленького человека. И к моменту поступле...
Использование мнемотехники при обучении детей старшего возраста связной речи.
речи.Речь — важнейший механизм интеллектуальной деятельности человека, который оказывает огромное влияние на все стороны жизни маленького человека. И к моменту поступления в школу малыш должен п...