Конспект НОД "Осенние приметы" в старшей группе ( с использованием мнемотаблиц)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Силантьева Надежда Викторовна

Занятие на закрепление представлений об осени как времени года, умение составлять рассказ по заданной теме, используя мнемосхему,  умение читать по мнемодорожкам пословицы об осени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kon._razvitie_rechi_0.docx16.48 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие речи при помощи мнемотаблиц»

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Этому-то и способствует мнемотехника.

К. Д. Ушинский

        Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием развития ребенка. Но на сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста явление очень редкое. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном.                  Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой. Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, используется прием мнемотехники.

       Использование приемов мнемотехники для развития речи - это новое направление. У дошкольников память носит непроизвольный характер, т.е. лучше запоминаются предметы, события, явления.

       Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.

       Мнемоквадрат – это графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т. д.

       Мнемодорожка – это последовательность изображений, которые расположены в ряд. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь текст разрисовывается схематично. Глядя на эти рисунки – схемы ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.

       Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. В качестве символов заместителей используются: - предметные картинки, - силуэтные изображения, - геометрические фигуры. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог или родитель в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Работа по мнемотаблице строится из нескольких этапов:

1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2 этап. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы.

3 этап. После перекодирования осуществляется составление рассказа с опорой на символы – образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

Что дает мнемотехника?

- сокращает время запоминания;

- развивает основные психические процессы;

- развивает умение перекодировать информацию;

- устанавливает причинно-следственные связи;

- помогает делать выводы и схематизировать материал.

        В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц:

Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.

Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.

       Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.

Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников. Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребенка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Времена года" в старшей группе с использованием мнемотаблиц.

Конспект предназначен для закрепления у детей знаний о временах года и их признаках. Мнемотаблицы помогают детям освоить навыки разговорной речи , учат их излагать свои мысли простыми и сложными предл...

Конспект НОД по заучиванию стихотворения Е. Благининой "Посидим в тишине" в старшей группе с использованием мнемотаблиц.

Конспект НОД для детей старшей группы. Цель: вызвать желание заучивать и выразительно читать стихотворение с помощью мнемотаблиц....

Конспект по развитию речи в старшей группе с использованием мнемотаблиц и слайд-презентации «Весенний лес».

Задачи:Образовательные: закреплять классификацию предметов, обобщающих слов, признаки времен года (по схемам), названия животных и их детенышей, место их обитания, цвет и форму; совершенствовать грамм...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием мнемотаблиц «Путешествие по сказкам»

Программные задачиОбразовательные:1. Уточнить и обогатить знания детей об устном народном творчестве, о произведениях русских писателей;2. Учить детей ассоциировать содержание художественного произвед...

Конспект НОД «Осенние приметы» в старшей группе (с использованием мнемотаблиц)

Занятие на закрепление представлений об осени как времени года, умение составлять рассказ по заданной теме, используя мнемосхему,  умение читать по мнемодорожкам пословицы об осени....

Конспект НОД в старшей группе с использованием мнемотаблиц «Осень».

Образовательные задачи:1. Обобщить и систематизировать знания детей об осени;2. Побуждать детей устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных и птиц;3. Закреплять уме...