Конспект занятия для старшей группы по развитию речи и культуре речевого общения. «КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Задачи:
Активизировать в речи детей имена существительные (названия планет, космос, звездочет, метеориты, комета, телескоп).
Совершенствовать умение произносить звуки [л], [л'], [з], [з'], [р], [к], [д] в словах и фразовой речи, дифференцировать мягкие - твёрдые согласные.
Закреплять у детей навыки правильного звукопроизношения; умение определять место звука в словах и различать твёрдые и мягкие согласные звуки.
Упражнять в умении согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе.
Упражнять в чётком проговаривании слов, регулируя темп речи и силу голоса.
Упражнять в составлении сюжетного рассказа, опираясь на схему- модель.
Развивать интонационную выразительность речи, слуховое восприятие, речевое творчество детей.
Развивать мышление, внимание, память, воображение.
Содействовать воспитанию у детей нравственных качеств личности
(доброта, умение сопереживать).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия для старшей группы по развитию речи и культуре речевого общения.
«КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ».
Задачи:
Активизировать в речи детей имена существительные (названия планет, космос, звездочет, метеориты, комета, телескоп).
Совершенствовать умение произносить звуки [л], [л'], [з], [з'], [р], [к], [д] в словах и фразовой речи, дифференцировать мягкие - твёрдые согласные.
Закреплять у детей навыки правильного звукопроизношения; умение определять место звука в словах и различать твёрдые и мягкие согласные звуки.
Упражнять в умении согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе.
Упражнять в чётком проговаривании слов, регулируя темп речи и силу голоса.
Упражнять в составлении сюжетного рассказа, опираясь на схему- модель.
Развивать интонационную выразительность речи, слуховое восприятие, речевое творчество детей.
Развивать мышление, внимание, память, воображение.
Содействовать воспитанию у детей нравственных качеств личности
(доброта, умение сопереживать).
Материал:
Декорация звёздного неба, макет космической ракеты, элементы костюма космонавта, конверт, схема-модель письма, карточки с картинками на определение места звука в слове (дидактическая игра «Ракета»), карточки с предметными картинками для определения твердости (мягкости) звука (дидактическая игра «Твердый – мягкий»), предметные картинки с изображением продуктов (дидактическая игра « Подбери продукт на заданный звук»), карточки с предметными картинками названия, которых похожи по звучанию (дидактическая игра «Рифмовки»), силуэты звёзд с зажимами, магнитофон, фонарик.
Предварительная работа: беседа «Воздушный транспорт», рассматривание иллюстраций энциклопедии « Космическая азбука», дидактические игры на развитие фонематического слуха, слухового восприятия, разучивание скороговорок и чистоговорок.
Ход занятия:
Воспитатель (В.). - Ребята, сегодня утром почтальон принес нам заказное письмо? (показывает).
В. - Интересно, а кто его нам прислал?
(Дети рассматривают конверт, высказывают свои предположения).
В. - Да, наверное, это письмо пришло из космоса. Давайте посмотрим, что там внутри и всё узнаем.
(Воспитатель открывает конверт, вынимает схему – модель письма, дети рассматривают).
В. - Какое необычное письмо. Наверное, это послание от жителей другой планеты, давайте попробуем расшифровать его.
(Дети высказывают свои предположения о рисунке, воспитатель обобщает).
В. - Вот мы и догадались, что это жители «Доброй планеты» просят нас о помощи. Космические пираты забрали звёзды около этой планеты и рассыпали их возле других планет. Теперь на «Доброй планете» темно и неуютно. Поможем, вернуть звёзды? Тогда отправляемся в волшебное космическое путешествие.
В. - А на чём можно полететь в космос?
(Ответы детей).
- Давайте сегодня мы полетим на ракете - в космос навстречу приключениям.
В. - А космос огромный как…(высказывания детей - как море, как небо…), холодный как…, тихий как…, красивый как…, опасный как…, волшебный как…
В. - Молодцы! Сколько интересных сравнений вы знаете о космосе.
- А сейчас приготовимся к полёту.
(Дети надевают элементы костюма космонавта)
Окрашен космос в тёмный цвет,
Поскольку атмосферы нет,
Ни ночи нет, ни дня.
Там нет земной голубизны,
Там виды странны и чудны:
И звёзды сразу все видны,
И солнце и луна,
Вы готовы?
Дети: Да!
В. - Занимайте свои места в ракете. Я буду капитаном, а вы моими помощниками - космонавтами. Наша ракета готова к старту.
- Перед вами бортовые компьютеры. Они помогут нам запустить реактивный двигатель. Внимание, запускаем по слову «старт». Покажите на своём компьютере, где находится звук «с» - в начале, в середине или в конце слова. Молодцы, у всех получилось, взлетаем!
(звучит музыка, дети делают пальчиковую гимнастику «Летит ракета»).
- Летит в космической дали (ладони сложены треугольником)
Стальная ракета (движения рук влево - вправо)
Вокруг земли (изобразить пальцами шар)
И хоть малы её окошки (большим и указательным пальцем сделать круг)
Всё видно в них как на ладошке: (правую ладонь приставить к голове)
Степной простор, (гладим одной ладонью другую)
Морской прибой (волнообразные движения руками)
А может быть и нас с тобой (двумя руками притронуться к груди).
В. - Вот мы и прилетели на первую планету - «Планету Незнаек»
(Воспитатель направляет луч фонарика на первую планету).
- Выходим из ракеты. Жители этой планеты всё делают неправильно, они в словах меняют один звук на другой, и поэтому ничего не понятно. Давайте поможем им подобрать слова подходящие по смыслу.
Водитель вовсе не простак -
Налил бензина полный МАК.
В. - А как правильно нужно сказать? Какой звук нужно заменить?
Дети: - Не мак, а бак, звук М на звук Б.
Сяду с книжкой на кровать,
Поскорей начну ЧИХАТЬ (ЧИТАТЬ).
Лает из ДУДКИ (БУДКИ) собака.
Видно, она забияка
Поцарапалась Алёнка!
Дайте ВАЗУ (ВАТУ) и зелёнку!
РАКЕТЫ (ПАКЕТЫ) с молоком нёс Рома:
- Скорей бы уж дойти до дома!
На почту очень я спешу -
КОНЦЕРТ (КОНВЕРТ) для писем попрошу.
В. - Молодцы, вы назвали нужные слова, и теперь на этой планете всё будет правильно.
- В благодарность жители дарят нам чистоговорку: да-да-да, горит… Какая-то незаконченная чистоговорка. Давайте мы придумаем её окончание
(Дети придумывают свои варианты).
- А теперь эту чистоговорку произнесет Арина от имени какого-нибудь животного или птицы, а мы будем отгадывать, кого она задумала.
(Ребёнок произносит чистоговорку низким, грубым голосом «как медведь» и т.д.)
- А как эту чистоговорку могут произнести жители этой планеты?
(Варианты детей).
- Жители «Планеты Незнаек» дарят нам звезды, которые забрали космические пираты, и мы продолжаем наш полёт.
В. - Садитесь в ракету. Внимание, запускаем двигатель по слову «полёт». Покажите на своём компьютере место звука «л’». Молодцы, взлетаем! (звучит музыка).
В. - А летим мы на планету «Умней-ка», жители которой всё знают и умеют. Вот мы и прилетели. Выходим из ракеты.
- Жители планеты хотят узнать, какие вы сообразительные и находчивые. Они оставили для вас задание: нужно определить первый звук в названии каждой картинки. Если звук согласный, то нужно определить какой он - твёрдый или мягкий. Если вы выделили звук, но не знаете каким цветом его обозначить - потрогайте пальчиком цветные квадраты - они вам помогут.
(Дети выполняют задание).
В. - Все вы справились с заданием - жители этой планеты тоже дарят нам звёзды для «Доброй планеты».
- Нужно лететь дальше, неизвестно что нас ждёт нас на пути- какие препятствия нам нужно преодолеть. А какими должны быть космонавты?
Дети. - Сильными и смелыми.
В. - А помогает им в этом космическая зарядка. Давайте и мы с вами сделаем такую зарядку.
(Дети выполняют движения и произносят соответствующий текст).
На Луне жил звездочёт (смотрят в «телескоп»),
Он планетам вёл учёт: (указательным пальцем «считают»),
Меркурий - раз (описать круг руками),
Венера - два (хлопок),
Три - Земля, четыре - Марс (присесть),
Пять - Юпитер, шесть - Сатурн (наклон вправо - влево),
Семь - Уран, восемь - Нептун (руки вперёд, на пояс),
Девять - дальше всех Плутон (прыжок)
Тайною окутан он. (руками обвести круг).
В.- Мы так долго летели и немножко проголодались. Нужно подкрепиться, а то у нас совсем не будет сил. Девочки возьмите те тюбики с продуктами, в названии которых есть звук «Р» , а мальчики - звук «К». А потом девочки проверят своих подружек, мальчики - своих друзей.
(Дети выбирают).
В.- Подкрепились, летим дальше, занимайте места в ракете. Включаем автопилот и давайте немного отдохнём - закройте глазки и прислушайтесь, что можно услышать в космосе?
(Звучит музыка).
- Так что же вы услышали, ребята?
(Ответы детей)
- Молодцы, вот, сколько интересного вы услышали: и шум падающих звёзд, и пролетающих метеоритов ...
- А впереди нас встречает «Планета Друзей».
В. -Ребята на этой планете живёт много друзей. Но они поссорились, давайте их помирим.Нужно на ваших карточках соеденить между собой слова похожие по звучанию.
(Дети выполняют задание).
В. -А чтобы жители этой планеты больше никогда не ссорились, мы придумаем про них стихотворение.
(Дети сочиняют стихотворение-рифмовку на оределённые слова).
- Жителям планеты очень понравились стихи и они дарят нам звёзды для «Доброй планеты».
В. - А теперь мы отправляемся в полёт дальше. Садитесь в ракету. Но что-то ракета не взлетает. И тут нас ждёт испытание - нужно вспомнить знакомые вам скороговорки. (Воспитатель показывает рисунок, дети произносят соответствующую скороговорку).
А эту скороговорку мы будем произносить по-разному: тихо - громко, быстро - медленно:
Зажглась зелёная звезда
Запустят звездолёт туда!
В. - Ну вот, все системы у ракеты работают, летим дальше. А впереди совсем темно, наверное, мы приближаемся к «Доброй планете». Выходим из ракеты. Давайте возьмем наши звёздочки и вернем их «Доброй Планете» (Дети прикрепляют звезды возле планеты).
- Как сразу стало красиво и уютно!
В. - Молодцы, ребята. Мы помогли «Доброй планете». Ну, а нам нужно возвращаться на нашу планету Земля.
- Садитесь в ракету - полетели, а пока летим, давайте попрощаемся с космосом и его частичками- до свидания звезда, до свидания планета.
(Звучит музыка).
В. - Вот мы и прилетели на Землю. Выходим из ракеты. Космическое путешествие закончилось.
- Дети Вам понравилось наше путешествие?
- А что больше всего Вам понравилось?
(Ответы детей).
- А как вы думаете, правильно мы сделали, что помогли планете?
- А всегда ли нужно помогать тому, кто нуждается в помощи?
(Ответы детей).
В. - Молодцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД в старшей группе по развитию речи: «Звуковая культура речи – дифференциация звуков Ч и Ц»
Данный конспект разработан с учетом ФГОС...
Сборник конспектов занятий для старшей группы по развитию речи методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
В данном пособии представлены конспекты занятий по развитию речи для детей 5-6 лет. Они дают возможность организовать работу в соответствии с новыми технологиями обучения.Цель: Оказат...
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш»
Цель: совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различие звуков с-ш....
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш»
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи«Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш»...
Методическая разработка по развитию речи .Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш»
«Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш»...