Конспект занятия по «Развитию речи» в средней группе «Путешествие в сказку «Заюшкина избушка»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Конспект занятия с применением метода наглядного моделирования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по «Развитию речи» в средней группе (4-5 лет)
Тема: «Путешествие в сказку «Заюшкина избушка»
Доминирующая образовательная область: «Речевое развитие»
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие
Деятельность детей: игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора
Цель: Обучение детей рассказыванию сказки с помощью моделей.
Программное содержание: обучать детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной модели, развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, речь, память при отборе условных заместителей персонажей сказки, подбирая их по заданному признаку (величине, цвету), воспитывать отзывчивость у детей, сопереживать и понимать героев сказки
Предварительная работа: чтение сказки «Заюшкина избушка», рассматривание иллюстраций, игра «Чей хвост»
Материалы и оборудование: модели на каждого ребенка, картинки: собака, лиса, медведь, волк, петушок, волшебный мешок, игрушка заяц, музыкальная колонка, картина: поляна с цветами
Планируемые результаты: рассказывают сказку с помощью моделей
Структура занятия
I | Вводная часть | Организационный момент | 1 мин |
II | Основная часть | 17 мин | |
1 | Пальчиковая игра | «Замок» | 1 мин |
2 | Сюрпризный момент | 1 мин | |
3 | Беседа | 2 мин | |
4 | Загадки | 3 мин | |
5 | Физкультминутка | «Звериная загадка» | 2 мин |
6 | Модели заместители | 2 мин | |
7 | Упражнение для глаз | «Глазки крепко закрываем» | 1 мин |
8 | Моделирование сказки | 5 мин | |
III | Заключительная часть | Итог | 2 мин |
Длительность 20 минут
Ход занятия
I. Вводная часть
Организационный момент:
- Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с гостями.
Дети стоят в кругу.
«Встаньте дети, встаньте в круг,
Ты мой друг и я твой друг,
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся».
Поднимем руки вверх и поздороваемся с солнышком, почувствуем его тепло и подарим это тепло друг другу. (Опустить руки, подуть на ладони)
II. Основная часть
Воспитатель:
- А вы любите сказки?
Много сказок есть на свете,
Сказки очень любят дети.
Все хотят в них побывать
И немного поиграть!
- Ребята, хотели бы вы отправиться в волшебный мир сказок?
- Только вот как нам с вами попасть в страну сказок? Давайте приготовим ваши пальчики и произнесем волшебные слова. (Дети произносят волшебные слова)
Пальчиковая игра «Замок»
Начинаем колдовать, двери в сказку открывать. (С силой сжимаем и разжимаем кулаки.)
Хоть замочек очень крепкий – (сложить ладони в замок)
Металлический и цепкий, (развести ладони и потянуть замок)
Мы его покрутим, (крутим “замочек”)
А потом три раза дунем, (вдох через нос 3 раза дунем)
Покачаем – раз, два, три.
Дверь, замочек, отопри! (Локти на уровне груди, ладони крепко прижать друг к другу, повороты “замочка” от себя.)
Двери открываются, сказка начинается.
(Звучит волшебная музыка)
2. Сюрпризный момент.
Появляется волшебный мешок, в котором находится игрушка зайца.
-Ребята, посмотрите, что это?
-Правильно, кто-то забыл волшебный мешок, а внутри что-то есть. Давайте попробуем с вами отгадать, что там, но не при помощи глаз, а по волшебному, при помощи рук. Давайте дадим мешок нескольким ребятам, смогут ли они угадать, что внутри рюкзака.
Дети ощупывают содержимое и пытаются отгадать, кто внутри.
3. Беседа.
- Правильно, это заяц.
- А как вы догадалась, что в мешочке спрятался заяц? (У него короткий хвост, длинные ушки).
- Что можно сказать о характере зайца, какой он в сказках? (трусишка, боязливый.)
-А как в сказках называют зайца? (зайчишка, зайка — побегайка, зайчонок, зайчишка-трусишка).
-Молодцы, ребята.
В каких сказках мы с вами встречаем зайца? («Заяц хваста», «Колобок», «Теремок», «Рукавичка».)
-Да, действительно, в этих сказках мы встречаем зайчишку,
- Заяц прибежал к нам из сказки, а как вы думаете из какой?
- Заяц прибежал из сказки, где его обидела лиса и выгнала из домика.
- Как называется эта сказка?
- Правильно, ребята, сказка называется «Заюшкина избушка».
- Заяц хочет, чтобы вы отгадали его загадки.
- Давайте послушаем их внимательно и отгадаем.
4. Загадки.
1. Сама рыжевата,
Мордочка плутовата,
Ей не до пирожка,
Ей бы скушать петушка? (лиса)
-Ребята, как можно назвать лису ласково? (лиска, лисонька, лисичка)
2. Кто, большой и косолапый,
Мед достал из бочки лапой?
Скушал сладость и реветь.
А зовут его? (Медведь.)
Назовите медведя ласково (мишка, мишенька, медвежонок)
3. «Ку-ка-ре-ку» кричит он звонко,
Крыльями хлопает громко.
Курочек верный пастух,
Как зовут его? (Петух.)
- Назови петуха ласково (петушок, Петенька)
4. У меня отличный слух,
Острый взгляд и тонкий нюх.
Сразу лезу с кошкой в драку,
Потому что я… (Собака.)
-Назовем собаку ласково (собачка, собачонка)
5. Дружбу водит лишь с лисой,
Этот зверь сердитый, злой.
Он зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый ... (Волк)
-Ребята, посмотрите, каких животных мы с вами угадали. Все они герои сказки «Заюшкина избушка»
5. Физкультминутка.
- Заяц видит, что вы устали и хочет с вами поиграть. Хотите поиграть с ним? Тогда встаем в круг.
«Звериная зарядка»
Раз — присядка, (Присесть)
два - прыжок. (подпрыгнуть)
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснуться, (Потереть кулачками глаза)
Любят долго потянуться, (Потянуться руками вверх)
Обязательно зевнуть, (Открыть рот, прикрыть его ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть. (Движения бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнут (Прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнут. (Подпрыгнуть на месте)
Ну, а мишка косолапый, (Руки согнуты в локтях перед собой,
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч, переступать с ноги на
То одну, то обе вместе, ногу, раскачивать туловище в стороны)
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало - (Хлопать в ладоши, подняв руки над головой)
Начинает все сначала!
6. Моделирование сказки.
Воспитатель:
-Вот мы немного отдохнули, и заяц приглашает вас за столы.
- Какие геометрические фигуры лежат перед вами? (круги). Чем они отличаются? (цветом, размером).
- Назовите цвета (белый, серый, оранжевый, красный, коричневый, черный).
- А по размеру круги какие? (большой, поменьше, самый маленький)
Сказку «Заюшкина избушка» мы будем с вами составлять и рассказывать по моделям-заместителям. Для каждого героя сказки — круг определенного цвета.
- Какой цвет соответствует герою сказки «Заюшкина избушка» - волку? (серый)
- Для зайчика, как вы думаете — какой? (белый).
Оранжевый круг для… (лисы). Почему? (лиса рыжая).
- Медведю, какого цвета кружок, почему?(коричневый)
- А для петушка какой кружок? (красный)
- А какой цвет собаке? (черный).
(дети объясняют, почему круги разного размера, каждый цвет соотносят с героями сказки).
- А что есть еще у вас на столах ? (избушки).
- А в сказке какие избушки были?
- Они разного цвета, почему? (лубяная – коричневого, а ледяная – синего).
- Правильно ребята.
А теперь мы с вами будем рассказывать сказку, используя цветные кружочки. Я рассказываю сказку, а вы выкладываете кружочки друг за другом. Будьте внимательны. (рассказываю сказку, дети раскладывают кружочки)
7. Рассказывание сказки
Жили-были лиса и заяц. У лисицы была избенка ледяная, а у зайчика лубяная. (дети ставят модели избушек) Пришла весна, и у лисы избушка и растаяла. И лиса попросилась к зайчику в избушку погреться, да и выгнала зайчика. Идет зайчик по дорожке и плачет, а навстречу ему собака:
– Гав, гав! Что, зайчик, плачешь?
– Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла и попросилась она ко мне, да меня самого и выгнала.
– Не плачь, зайчик! Я ее выгоню!
Пошла собака к избушке, и говорит:
- Гав-гав уходи лиса вон!
-А лиса с печки отвечает:
– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Собака испугалась и убежала. Зайчик опять идет и плачет. Ребята, покажите, как зайка плачет (дети показывают, как плачет заяц). Навстречу ему волк:
– О чём, зайчик, плачешь?
– Как же мне не плакать? Была у меня избушка, какая ребята? — лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Так она меня из моей же избушки и выгнала.
– Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу, мы ее из избушки прогоним!
– Нет, не поможешь! Собака гнала, не выгнала. И ты, волчок, не выгонишь.
Подошли они к избёнке, Волк как завоет:
– Уходи, Лиса, вон из избушки!
А Лиса с печи как закричит:
– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Волк испугался и убежал. А как испугался волк? (дети показывают)
Опять сидит заинька, плачет. Навстречу ему медведь:
- О чём, зайчик, плачешь?
- Как же мне не плакать? Попросилась лиса ко мне погреться, да из дома меня и выгнала. – Не плачь, зайка! Я помогу, выгоню лису!
- Нет, не выгонишь! Собака гнала, не выгнала, волк гнал, не выгнал. И ты, Миша, не выгонишь!
Подошёл медведь к избушке, да как начал реветь:
- Уходи, Лиса, вон из избушки!
А Лиса с печи как закричит:
- Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Медведь испугался, в лес убежал. Идет зайчик дальше по дорожке, плачет. Навстречу ему петушок:
– Кукареку! O чем, зайчик, плачешь?
– Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Так она меня из моей же избушки и выгнала.
– Пойдем, зайчик, я тебе помогу, лису выгоню!
– Нет, петух, не поможешь!
Кто ребята помогал зайке выгонять лису? (собака, волк, медведь). Собака гнала — не выгнала, волк гнал — не выгнал, медведь гнал — не прогнал.
Подошли они к избёнке,
– Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Пойди, лиса вон!
Лиса услыхала, испугалась и говорит:
– Одеваюсь.
Петух громче закричал, ребята помогайте мне:
– Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Пойди, лиса, вон!
А лиса:
- Шубу одеваю.
Петушок еще громче закричал, ребята помогаем петушку:
– Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Пойди, лиса, вон!
Испугалась лиса и убежала, а петух с зайчиком стали жить поживать и добра наживать.
Во время рассказывания дети изображают: как плачет зайка, как собака испугалась лису, как петушок поет песню: сначала тихо, потом громче и громче.
8. Упражнение для глаз «Глазки крепко закрываем»
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем,
Открываем, поморгаем,
И работать продолжаем.
-Ребята, скажите, хорошо ли поступила лиса с зайцем? (Нет).
-Какая лиса в этой сказке? (Лиса – хитрая, умная, бессердечная, коварная, лгунья, плутовка)
- А какой зайчик? (Зайчик – добрый, слабый, беззащитный, доверчивый, горемыка).
-Почему не помогли зайцу собака, волк и медведь? (Волк, собака и медведь струсили и убежали).
-Кто оказался настоящим героем – помощником, не испугавшимся лису? Кто он? (Петушок смелый, храбрый, хороший, красивый).
-Что же победило в сказке, добро или зло? (Добро).
Молодцы, ребята. Вы все правильно составляли и помогали мне рассказывать сказку.
- Как она называется? («Заюшкина избушка»). Вам понравилось составлять сказку при помощи моделей?
III. Заключительная часть
- Ребята, ну а нам пора прощаться со сказкой и с зайчиком. Зайчик говорит вам спасибо, ему очень понравилось , как вы рассказывали сказку про него.
Дети: До свидания!
Воспитатель:
- Давайте вернемся в детский сад. Произнесем волшебные слова:
1, 2, 3, 4, 5
В сад вернемся мы опять!
(звучит музыка)
- Вот мы и вернулись в детский сад.
- Ребята, где мы с вами побывали?
- Что делали?
- Ребята, посмотрите на полянке растут цветочки. Какого цвета цветочки? (желтые и синие).
- Если вам понравилось занятие, то срываете желтые цветочки, а если было не интересно, то срываете цветочки синего цвета.
- Все сегодня молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Путешествие в сказку»
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Путешествие в сказку»Цель: формировать умение пересказывать художественное произведение при помощи метода моделирования.Задачи1.Образ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Путешествие в сказку"
Конспект предназначен для детей средней группы ДОУ....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Путешествие в сказку»
Конспект занятия по развитию речи в средней группе«Путешествие в сказку»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Путешествие в сказку»
Закрепление умения пересказывать художественное произведение при помощи метода моделирования....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Путешествие в сказку»
Конспект занятия по развитию речи в средней группе«Путешествие в сказку»...

Конспект ООД по развитию речи в средней группе «Путешествие в сказку Заюшкина избушка»
Способствовать эмоциональному раскрепощению детей и побуждать интерес к фольклору. Воспитывать любовь к сказкам; воспитывать доброжелательное отношение, желание помогать попавшим в беду....