Конспект занятия по «Развитию речи» в средней группе «Путешествие в сказку «Заюшкина избушка»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Рахматулина Альбина Куандыковна

Конспект занятия с применением метода наглядного моделирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_po_razvitiyu_rechi.odt34.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по «Развитию речи» в средней группе (4-5 лет)

Тема: «Путешествие в сказку «Заюшкина избушка»

Доминирующая образовательная область: «Речевое развитие»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие

Деятельность детей: игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора

Цель:  Обучение детей рассказыванию сказки с помощью моделей.

Программное содержание: обучать детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной модели, развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, речь, память при отборе условных заместителей персонажей сказки, подбирая их по заданному признаку (величине, цвету), воспитывать отзывчивость у детей, сопереживать и понимать героев сказки

Предварительная работа: чтение сказки «Заюшкина избушка», рассматривание иллюстраций, игра «Чей хвост»

Материалы и оборудование:  модели на каждого ребенка, картинки: собака, лиса, медведь, волк, петушок, волшебный мешок, игрушка заяц, музыкальная колонка, картина: поляна с цветами

Планируемые результаты: рассказывают сказку с помощью моделей

                                              Структура занятия

I

Вводная часть

Организационный момент

1 мин

II

Основная часть

17 мин

1

Пальчиковая игра

«Замок»

1  мин

2

Сюрпризный момент

1 мин

3

Беседа

2 мин

4

Загадки

3 мин

5

Физкультминутка

«Звериная загадка»

2 мин

6

Модели заместители

2 мин

7

Упражнение для глаз

«Глазки крепко закрываем»

1 мин

8

Моделирование сказки

5 мин

III

Заключительная часть

Итог

2 мин

Длительность  20 минут

                                                                Ход занятия

I. Вводная часть

Организационный момент:

- Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с гостями.

Дети стоят в кругу.

«Встаньте дети, встаньте в круг,

Ты мой друг и я твой друг,

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся».

Поднимем руки вверх и поздороваемся с солнышком, почувствуем его тепло и подарим это тепло друг другу. (Опустить руки, подуть на ладони)

II. Основная часть     

Воспитатель:                        

- А вы любите сказки?

Много сказок есть на свете,

Сказки очень любят дети.

Все хотят в них побывать

И немного поиграть!

- Ребята, хотели бы вы отправиться в волшебный мир сказок?

- Только вот как нам с вами попасть в страну сказок? Давайте приготовим ваши пальчики и произнесем волшебные слова. (Дети произносят волшебные слова)

Пальчиковая игра «Замок»

Начинаем колдовать, двери в сказку открывать. (С силой сжимаем и разжимаем кулаки.)

Хоть замочек очень крепкий – (сложить ладони в замок)

Металлический и цепкий, (развести ладони и потянуть замок)

Мы его покрутим, (крутим “замочек”)

А потом три раза дунем, (вдох через нос 3 раза дунем)

Покачаем – раз, два, три.

Дверь, замочек, отопри! (Локти на уровне груди, ладони крепко прижать друг к другу, повороты “замочка” от себя.)

Двери открываются, сказка начинается.

(Звучит волшебная музыка)

2. Сюрпризный момент.

Появляется волшебный мешок, в котором находится игрушка зайца.

-Ребята, посмотрите, что это?

-Правильно, кто-то забыл волшебный мешок, а внутри что-то есть. Давайте попробуем с вами отгадать, что там, но не при помощи глаз, а по волшебному, при помощи рук. Давайте дадим мешок нескольким ребятам, смогут ли они угадать, что внутри рюкзака.

Дети ощупывают содержимое и пытаются отгадать, кто внутри.

3. Беседа.

- Правильно, это заяц.

- А как вы догадалась, что в мешочке спрятался заяц? (У него короткий хвост, длинные ушки).

- Что можно сказать о характере зайца, какой он в сказках? (трусишка, боязливый.)

-А как в сказках называют зайца? (зайчишка, зайка — побегайка, зайчонок, зайчишка-трусишка).

-Молодцы, ребята.

 В каких сказках мы с вами встречаем зайца? («Заяц хваста», «Колобок», «Теремок», «Рукавичка».)

-Да, действительно, в этих сказках мы встречаем зайчишку,

- Заяц прибежал к нам из сказки, а как вы думаете из какой?

- Заяц прибежал из сказки, где его обидела лиса и выгнала из домика.

- Как называется эта сказка?

- Правильно, ребята, сказка называется «Заюшкина избушка».

- Заяц хочет, чтобы вы отгадали его загадки.

-  Давайте послушаем их внимательно и отгадаем.

4. Загадки.

1. Сама рыжевата,

Мордочка плутовата,

Ей не до пирожка,

Ей бы скушать петушка? (лиса)

-Ребята, как можно назвать лису ласково? (лиска, лисонька, лисичка)

2. Кто, большой и косолапый,

Мед достал из бочки лапой?

Скушал сладость и реветь.

А зовут его? (Медведь.)

Назовите медведя ласково (мишка, мишенька, медвежонок)

3. «Ку-ка-ре-ку» кричит он звонко,

Крыльями хлопает громко.

Курочек верный пастух,

Как зовут его? (Петух.)

- Назови петуха ласково (петушок, Петенька)

4. У меня отличный слух,

Острый взгляд и тонкий нюх.

Сразу лезу с кошкой в драку,

Потому что я… (Собака.)

-Назовем собаку ласково (собачка, собачонка)

5. Дружбу водит лишь с лисой,

Этот зверь сердитый, злой.

Он зубами щёлк да щёлк,

Очень страшный серый ...  (Волк)

-Ребята, посмотрите, каких животных мы с вами угадали. Все они герои сказки «Заюшкина избушка»

5. Физкультминутка.

- Заяц видит, что вы устали и хочет с вами поиграть. Хотите поиграть с ним? Тогда встаем в круг.

«Звериная зарядка»
Раз — присядка,                   (Присесть)

два - прыжок.                       (подпрыгнуть)
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснуться,   (Потереть кулачками глаза)
Любят долго потянуться,     (Потянуться руками вверх)
Обязательно зевнуть,           (Открыть рот, прикрыть его ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть.   (Движения бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнут     (Прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнут.     (Подпрыгнуть на месте)
Ну, а мишка косолапый,       (Руки согнуты в локтях перед собой,
Широко расставив лапы       (ноги на ширине плеч, переступать с ноги на
То одну, то обе вместе,          ногу, раскачивать туловище в стороны)
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало -          (Хлопать в ладоши, подняв руки над головой)
Начинает все сначала!

6. Моделирование сказки.

Воспитатель:

-Вот мы немного отдохнули, и заяц приглашает вас за столы.

- Какие геометрические фигуры лежат перед вами? (круги). Чем они отличаются? (цветом, размером).

- Назовите цвета (белый, серый, оранжевый, красный, коричневый, черный).

- А по размеру круги какие? (большой, поменьше, самый маленький)

Сказку «Заюшкина избушка» мы будем с вами составлять и рассказывать по моделям-заместителям. Для каждого героя сказки — круг определенного цвета.

- Какой цвет соответствует герою сказки «Заюшкина избушка» - волку? (серый)

- Для зайчика, как вы думаете — какой? (белый).

 Оранжевый круг для… (лисы). Почему? (лиса рыжая).

- Медведю, какого цвета кружок, почему?(коричневый)

- А  для петушка какой кружок? (красный)

- А какой цвет собаке? (черный).

(дети объясняют, почему круги разного размера, каждый цвет соотносят с героями сказки).

- А что есть еще у вас на столах ? (избушки).

- А в сказке какие избушки были?

- Они разного цвета, почему? (лубяная – коричневого, а ледяная – синего).

- Правильно ребята.

А теперь мы с вами будем рассказывать сказку, используя цветные кружочки. Я рассказываю сказку, а вы выкладываете кружочки друг за другом. Будьте внимательны. (рассказываю сказку, дети раскладывают кружочки)

7. Рассказывание сказки

Жили-были лиса и заяц. У лисицы была избенка ледяная, а у зайчика лубяная. (дети ставят модели избушек) Пришла весна, и у лисы избушка и растаяла. И лиса попросилась к зайчику в избушку погреться, да и выгнала зайчика. Идет зайчик по дорожке и плачет, а навстречу ему собака:

– Гав, гав! Что, зайчик, плачешь?

– Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла и попросилась она ко мне, да меня самого и выгнала.

– Не плачь, зайчик! Я ее выгоню!

Пошла собака к избушке, и говорит:

- Гав-гав уходи лиса вон!

-А лиса с печки отвечает:

– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Собака испугалась и убежала. Зайчик опять идет и плачет. Ребята, покажите, как зайка плачет (дети показывают, как плачет заяц). Навстречу ему волк:

– О чём, зайчик, плачешь?

– Как же мне не плакать? Была у меня избушка, какая ребята? — лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Так она меня из моей же избушки и выгнала.

– Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу, мы ее из избушки прогоним!

– Нет, не поможешь! Собака гнала, не выгнала. И ты, волчок, не выгонишь.

Подошли они к избёнке, Волк как завоет:

– Уходи, Лиса, вон из избушки!

А Лиса с печи как закричит:

– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Волк испугался и убежал. А как испугался волк? (дети показывают)

Опять сидит заинька, плачет. Навстречу ему медведь: 

- О чём, зайчик, плачешь? 

- Как же мне не плакать? Попросилась лиса ко мне погреться, да из дома меня и выгнала. – Не плачь, зайка! Я помогу, выгоню лису!

- Нет, не выгонишь! Собака гнала, не выгнала, волк гнал, не выгнал. И ты, Миша, не выгонишь!  

Подошёл медведь к избушке, да как начал реветь: 

- Уходи, Лиса, вон из избушки! 

А Лиса с печи как закричит:  

- Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! 

Медведь испугался, в лес убежал.  Идет зайчик дальше по дорожке, плачет. Навстречу ему петушок:

– Кукареку! O чем, зайчик, плачешь?

– Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Так она меня из моей же избушки и выгнала.

– Пойдем, зайчик, я тебе помогу, лису выгоню!

– Нет, петух, не поможешь!

Кто ребята помогал зайке выгонять лису? (собака, волк, медведь). Собака гнала — не выгнала, волк гнал — не выгнал, медведь гнал — не прогнал.

Подошли они к избёнке,

– Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Пойди, лиса вон!

Лиса услыхала, испугалась и говорит:

– Одеваюсь.

Петух громче закричал, ребята помогайте мне:

– Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Пойди, лиса, вон!

А лиса:

- Шубу одеваю.

Петушок еще громче закричал, ребята помогаем петушку:

– Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Пойди, лиса, вон!

Испугалась лиса и убежала, а петух с зайчиком стали жить поживать и добра наживать.

Во время рассказывания дети изображают: как плачет зайка, как собака испугалась лису, как петушок поет песню: сначала тихо, потом громче и громче.

8. Упражнение для глаз «Глазки крепко закрываем»

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем,

Открываем, поморгаем,

И работать продолжаем.

-Ребята, скажите, хорошо ли поступила лиса с зайцем? (Нет).

-Какая лиса в этой сказке? (Лиса – хитрая, умная, бессердечная, коварная, лгунья, плутовка)

- А какой зайчик? (Зайчик – добрый, слабый, беззащитный, доверчивый, горемыка).

-Почему не помогли зайцу собака, волк и медведь? (Волк, собака и медведь струсили и убежали).

-Кто оказался настоящим героем – помощником, не испугавшимся лису? Кто он? (Петушок смелый, храбрый, хороший, красивый).

-Что же победило в сказке, добро или зло? (Добро).

Молодцы, ребята. Вы все правильно составляли и помогали мне рассказывать сказку.

- Как она называется? («Заюшкина избушка»). Вам понравилось составлять сказку при помощи моделей?

III. Заключительная часть

- Ребята, ну а нам пора прощаться со сказкой и с зайчиком. Зайчик говорит вам спасибо, ему очень понравилось , как вы рассказывали сказку про него.

Дети: До свидания!

Воспитатель: 

- Давайте вернемся в детский сад. Произнесем волшебные слова:

1, 2, 3, 4, 5

В сад вернемся мы опять!

(звучит музыка)

- Вот мы и вернулись в детский сад.

- Ребята, где мы с вами побывали?

- Что делали?

- Ребята, посмотрите на полянке растут цветочки. Какого цвета цветочки? (желтые и синие).

- Если вам понравилось занятие, то срываете желтые цветочки, а если было не интересно, то срываете цветочки синего цвета.

- Все сегодня молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Путешествие в сказку»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Путешествие в сказку»Цель: формировать умение пересказывать художественное произведение при помощи метода моделирования.Задачи1.Образ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Путешествие в сказку"

Конспект предназначен для детей средней группы ДОУ....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Путешествие в сказку»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе«Путешествие в сказку»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Путешествие в сказку»

Закрепление умения пересказывать художественное произведение при помощи метода моделирования....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Путешествие в сказку»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе«Путешествие в сказку»...

Конспект ООД по развитию речи в средней группе «Путешествие в сказку Заюшкина избушка»

Способствовать эмоциональному раскрепощению детей и побуждать интерес к фольклору.  Воспитывать любовь к сказкам; воспитывать доброжелательное отношение, желание помогать попавшим в беду....