Использование мнемотехники при работе с детьми.
материал по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Использование мнемотехники при работе с детьми
"Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету”.
К.Д.Ушинский
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.
Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы).
Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка.
Использование мнемотехники позволяет решить такие задачи как:
1. Развитие связной речи.
2. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации).
3. Развитие мелкой моторики рук.
4. Развитие основных психических процессов – зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, образного и ассоциативного мышления, воображения; помогает овладению приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей . Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов.
Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов:
1 этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному.
Мнемотаблицы могут быть:
1. Предметные (таблицы, в которых изображены определенные предметы/персонажи).
Мнемотаблица к сказке «Маша и медведь»
2. Предметно - схематические (таблицы, в которых есть определенные предметы/персонажи, а также схематическое изображение предметов/персонажей).
Мнемотаблица к сказке «Колобок»
3. Схематические (таблицы, в которых предметы/персонажи изображены схематически).
Мнемотаблица к сказке «Курочка Ряба»
Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно – схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается схематическая мнемотаблица.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: лимон – желтого цвета, лягушка зеленая, клубника красная.
Нужно отметить, если вы сделали, например волка – изображением зубов, тогда это должно быть на протяжении всего возрастного периода. С переходом в другую группу можно усложнить или заменить другой графической заставкой.
Стихотворения.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Мнемотаблица на стихотворение С.Я. Маршака «Апрель»
На дворе | звенит | капель, |
по полям | бежит | ручей, |
На дорогах | лужи. | Скоро выйдут |
муравьи | после | зимней стужи. |
Пробирается | медведь | сквозь |
лесной | валежник. | Стали птицы |
песни | петь, | и зацвел подснежник. |
Описательный рассказ.
Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета. В этом детям помогает обучение по мнемотаблицам и самостоятельное их создание.
Мнемотаблица «Кошка»
Примерный описательный рассказ по таблице:
Я кошка. Я умею ходить и бегать. Я умею лакать молоко. Я умею царапаться.
Я умею умываться язычком. Я умею играть в мячик. Я умею ловить мышей. Я умею мяукать: мяу!
Пересказ.
Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Мнемотаблица на сказку «Репка»
Творческие рассказы.
Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы.
Мнемотаблица «Я и моя семья»
Конечно использование мнемотехники ни в коем случае не призвано заменить самый известный и широко популярный метод в развитии и укреплении памяти — традиционное заучивание текстов наизусть. Однако с задачей помочь сделать процесс запоминания более простым и интересным мнемоника справляется великолепно.
Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем – моделей удается достичь следующих результатов:
• у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
• появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
• появляется интерес к заучиванию стихов;
• словарный запас выходит на более высокий уровень;
• дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Поэтому, чем раньше начинается обучение детей рассказыванию или пересказу, используя метод мнемотехники, тем лучше происходит подготовка их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование мнемотехники в работе с детьми 4-7 лет как одного из способов развития памяти, мышления, воображения, внимания, а именно, запоминание песен на музыкальных занятиях в ДОУ »
У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увели...
Использование мнемотехники в работе с детьми младшего возраста
Мнемотехника – это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания какой-либо информации и развития речи детей. В детском саду мы часто используем разные алгоритмы каких –либо про...
"Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей. Материал консультации знакомит с историей мнемотехники, актуальностью её использования в ДОУ, методами и приёмами мнемотехники, а также расскажет о том, что такое мнемот...
Использование мнемотехники в работе с детьми
Консультация для педагогов по использованию мнемотехники в работе с детьми...
Использование мнемотехники в работе с детьми, имеющими нарушения речи.
Мнемотехника - техника запоминания информации. Это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную через зрительное восприятие образов. В статье п...
"Использование мнемотехники в работе с детьми" (Из опыта работы)
Речевое развитие...
Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста». Что такое мнемотехника?
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини пам...