Использование мнемотехники в работе с детьми
консультация на тему
Консультация для педагогов по использованию мнемотехники в работе с детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_mnemotekhniki_v_rabote_s_detmi.docx | 17.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование мнемотехники в работе с детьми
В настоящее время в связи с требованиями ФГОС перед педагогами поставлена основная цель - воспитание деятельной, любознательной, коммуникативно-активной личности. Но всестороннее развитие личности невозможно без грамматически развитой речи. Этому свидетельствует портрет выпускника ДОУ.
Ни для кого не секрет, что в настоящее время все чаще у детей наблюдается скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в словосочетаниях и предложениях, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление. Поэтому перед нами встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из своей жизни.
При обучении детей мы обратили внимание на такую методику, как мнемотехника. Актуальность мнемотехники для дошкольников в том, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность.
Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации.
Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.
Мнемотаблицы-схемы используются в моей работе как дидактический материал по развитию связной речи детей:
- для обогащения словарного запаса,
- при обучении составлению рассказов,
- при отгадывании и загадывании загадок,
- при заучивании стихов.
Для изготовления таблиц не требуются художественные способности, любой педагог в состоянии нарисовать символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
С детьми среднего возраста использую цветные мнемотаблицы, так как у детей еще формируются сенсорные эталоны: елочка - зеленая, ягодка – красная. Для детей старшего возраста - схемы с использованием символических изображений одного цвета.
Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
- строение рассказа,
- последовательность рассказа,
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Использование модельных схем при заучивании стихов облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью.
Работа по мнемосхемам не ограничивается работой по развитию связной речи, их можно применять во всех областях детской деятельности. Важно помнить:
- модель должна отображать обобщённый образ предмета;
- раскрывать существенное в объекте;
- замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, чтобы она была им понятна.
Вследствие работы с использованием мнемотехники я сделала выводы:
- расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно;
- заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
Данный метод является одним из эффективных способов развития дошкольников. Уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут нам в развитии дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование мнемотехники в работе с детьми 4-7 лет как одного из способов развития памяти, мышления, воображения, внимания, а именно, запоминание песен на музыкальных занятиях в ДОУ »
У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увели...
Использование мнемотехники в работе с детьми младшего возраста
Мнемотехника – это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания какой-либо информации и развития речи детей. В детском саду мы часто используем разные алгоритмы каких –либо про...
"Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей. Материал консультации знакомит с историей мнемотехники, актуальностью её использования в ДОУ, методами и приёмами мнемотехники, а также расскажет о том, что такое мнемот...
Использование мнемотехники в работе с детьми, имеющими нарушения речи.
Мнемотехника - техника запоминания информации. Это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную через зрительное восприятие образов. В статье п...
"Использование мнемотехники в работе с детьми" (Из опыта работы)
Речевое развитие...
Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста». Что такое мнемотехника?
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини пам...
Семинар-практикум для педагогов "Использование мнемотехники в работе с детьми с детьми дошкольного возраста"
Для развития речевого, умственного и психического развития детей часто используют в работе с детьми мнемотаблицы. Дети лучше запоминают стихи, пословицы, поговорки, сказки с помощью картинок в таблице...