Рабочая программа «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством использования различных техник» (возрастная группа 5-6 лет)
рабочая программа (старшая группа)

Золотарёва Елена Юрьевна

Рабочая программа «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством использования различных техник» (возрастная группа 5-6 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_neposedy_2020.doc322 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 313 общеразвивающего вида  с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей»

 

СОГЛАСОВАНО:

Председатель совета педагогов, протокол № 1 от 30.08.2016

Утверждено:

Заведующий МБДОУ № 313

______/В.А.Малая/

приказ №  74 от 01.09.2016 года

 

СОГЛАСОВАНО:

Председатель родительского

комитета МБДОУ № 313

протокол № 1  от 30.08.2016

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством использования различных техник»

(возрастная группа 5-6 лет)

г. Красноярск, 2016

Содержание

  1.

Целевой раздел

1.1

Пояснительная записка

1.1.1

Цели и задачи реализации Программы

1.1.2.

Принципы и подходы к формированию Программы

1.1.3.

Значимые для реализации Программы характеристики дошкольного возраста

1.2.

Планируемые результаты освоения программы

1.2.1

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

2.

Содержательный раздел

2.1.

Описание образовательной деятельности в соответствии  с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях,  с учётом используемых вариативных примерных  основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания

2.1.1.

«Художественно – эстетическое развитие»

2.2.

Описание вариативных  форм, способов, методов  и средств  реализации Программы  с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов

2.3.

Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

2.4.

Способы и направления поддержки детской  инициативы

2.5.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

2.6.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с социальными партнерами

3.

Организационный раздел

3.1.

Описание материально-технического обеспечения программы

3.2.

Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

3.3.

Комплексно-тематическое планирование        

3.4.

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

3.5.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группе

1.  Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

1.1.1. Цели и задачи реализации Программы

Цели Программы:

  1. Развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
  2. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Программа направлена на решение следующих задач:

  1. охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  2. обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  3. обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
  4. создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  5. объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  6. формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных,  нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
  7. обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
  8. формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  9. обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
  10. формирования диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
  11. формирование представлений детей об истории, современности, жизни города Красноярска и Красноярского края, его природных и культурных особенностях.
  12. развитие творческого мышления и творческой активности, через использования различных видов деятельности художественно-эстетической направленности, через призму региональных особенностей.

 

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

Программа разработана на основе культурно-исторического, деятельностного и личностного подходов, являющихся методологией ФГОС ДО.

Культурно-исторический подход определяет развитие ребенка как «…процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях» (Л.С.Выготский).

Деятельностный подход рассматривает деятельность наравне с обучением как движущую силу психического развития ребенка. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования (по А.Н.Леонтьеву, Д.Б.Эльконину, А.В.Запорожцу, В.В.Давыдову).

Личностный подход исходит из положения, что в основе развития лежит прежде всего эволюция поведения и интересов ребенка, изменение структуры направленности его поведения. Поступательное развитие ребенка главным образом происходит за счет его личностного развития. В дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты еще слабо, а потом в этот возрастной период деятельность мотивируется в основном непосредственными мотивами. Исходя из этого, предлагаемая ребенку деятельность должна быть для него осмысленной, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие (по Л.С. Выготскому,  А.Н.Леонтьеву, Л.И.Божовичу, Д.Б.Эльконину, А.В.Запорожцу).

Программа построена с учётом основных принципов дошкольного образования:

1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество Организации с семьёй;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9) учёт этнокультурной ситуации развития детей;

10)  комплексно-тематического  построения образовательного процесса;

11) интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой образовательных областей;

1.1.3.Значимые для реализации Программы характеристики, в том числе характеристики  особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

Старшая группа

(от 5 до 6 лет)

Возрастные особенности детей

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры  строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют разные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объекта -в результате различных воздействий, представления о развитии и т. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

1.2. Планируемые результаты освоения Программ

Планируемые  результаты освоения  Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально нормативные возрастные  характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного  образования

1.2.1.  Целевые ориентиры образования на этапе завершения дошкольного  образования

● ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, исследовании, конструировании и др.;  способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

● ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и сорадоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

● ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего, в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; 

● ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

● у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; 

● ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; 

  • ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;
  • ребёнок умеет отстаивать свою точку зрения и выслушивать мнение других, управлять своим эмоциональным состоянием, проявляет творческую, поисковую активность в любых нестандартных ситуациях; 
  • ребенок имеет первичные представления о своей семье, городе Красноярске (ближайшем социуме), природе Красноярского края, истории Красноярского  края, о людях, прославивших Красноярскую землю.

Целевые ориентиры освоения образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Старшая группа (5 – 6 лет) К концу года дети должны: – Уметь различать произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство). – Выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция). – Знать особенности изобразительных материалов. В рисовании – Создавать изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения. – Использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы. – Использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов. – Выполнять узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства. В лепке – Лепить предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы. – Создавать небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур. – Создавать изображения по мотивам народных игрушек. В аппликации – Изображать предметы и создавать несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания, обрывания бумаги.      Музыкальная деятельность: – различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); звучание музыкальных инструментов (клавишно-ударные и струнные: фортепиано, скрипка, виолончель, балалайка); – различать высокие и низкие звуки (в пределах квинты);

  1. Содержательный раздел

2.1.1. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование  сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию  самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.); овладение определенными навыками нетрадиционных способов рисования: рисования акварелью, восковыми карандашами, флуоресцентными и перламутровыми карандашами, формирование элементарных эмоционально выразительных приемов взаимодействия с гуашью.

Дать детям возможность соприкоснуться с искусством, почувствовать радость, вызвать у детей чувство гордости за соотечественников, певцов красоты Красноярья.  Пробудить у детей интерес к миру искусства, установить собственное отношение к  истории, культуре, природе Красноярского края, через знакомство с творчеством музыкантов, художников, композиторов, певцов.

Программное и методическое обеспечение

Программное обеспечение

Методическое обеспечение

Нищева Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи(общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. - .- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015

О.А.Радынова Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб.: Невская нота, 2010

Т.С.Комарова Изобразительная деятельность в детском саду – М.Мозаика-Синтез, 2016

Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников.-М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.

Конструирование:

Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала. Младшая группа- М., Мозаика-Синтез, 2016

Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала. Средняя группа- М., Мозаика-Синтез, 2016

Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала. Старшая группа- М., Мозаика-Синтез, 2016

Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала. Подготовительная группа- М., Мозаика-Синтез, 2016

Изобразительная деятельность

Комарова Т.С.. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа- М., Мозаика-Синтез, 2016

Комарова Т.С.. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа- М., Мозаика-Синтез, 2016

Комарова Т.С.. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа- М., Мозаика-Синтез, 2016

Комарова Т.С.. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа- М., Мозаика-Синтез, 2016

Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. - М.: Творческий центр СФЕРА, 2004.

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010.

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010.

Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб.: КАРО, 2009.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.- СПб.: КАРО, 2010.

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) К о м а р о в а Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Соломенникова О. А. Ознакомление детей с народным искусством.

Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):

для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

2.2.Вариативные формы реализации Программы:

¬ Круг; Утренний круг включает в себя несколько структурных элементов:

1. Позывные для круга. Каждая группа выбирает для себя собственную традицию для оповещения детей о начале утреннего сбора: это может быть веселая музыка, звон колокольчика, речевка.

2. Организация круга. Дети вместе с взрослыми в течение сбора сидят в кругу – на стульчиках, на именных подушках, на ленточках-лучиках общего солнышка группы, словом, каждая группа сама определяет традицию организации круга. Круг способствует открытости, вниманию детей друг к другу, дает чувство единства в коллективе.

3. Приветствие. Дети нуждаются в любви и уважении своих сверстников, они хотят чувствовать себя частью группы. Приветствие адресовано каждому, кто находится в круге.

4. Новости. Одной из самых любимых частей круга для детей является обмен новостями – ведь это возможность рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает», Образовательная программа дошкольного образования поделиться своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями. Темы новостей могут быть и свободными, и «заданными». Например, в понедельник традиционно проводятся «Новости выходного дня».

5. Обмен информацией. Также важно, чтобы на утреннем сборе происходил общий обмен информацией: календарь (погода/день недели/время года/праздник) и групповые (сколько сегодня всего детей/мальчиков/девочек, кто отсутствует/ сколько дней осталось до ближайшего дня рождения/что сегодня нам предстоит/что интересного заметили в группе). Каждый день все дети не могут поучаствовать, поэтому вводим различные критерии – кто и что будет рассказывать сегодня.

6. Динамическая пауза/ игры на взаимодействие.

7. Проблемные ситуации. Организация детей в кругу способствует активизации общения – все видят глаза друг друга, чувствуют настроение, ощущают степень участия и заинтересованности каждого из присутствующих. Поэтому важно создавать ситуации, когда предоставляется всем детям возможность поразмышлять, высказать свое мнение по этому вопросу, сообща подумать над разрешением ситуации.

Итоговый вечерний групповой сбор необходим для подведения итогов. Он проводится после того, как дети выполнят задуманное – реализуют свой план в каком-либо центре активности.

¬ Социальная акция; Социальная акция — одно из направлений позитивной социализации дошкольников. Основная цель социальной акции — формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, окружающим людям и самому себе на основе нравственного содержания. Проводятся подобные мероприятия в рамках образовательной области «Социально- коммуникативное развитие». Акции социального характера способствуют развитию нравственных и личностных качеств дошкольников, создают условия для творческой самореализации ребенка. В процессе проведения акции дети открывают для себя новые знания, делают выводы, приобретают социальный опыт взаимодействия с окружающим миром. Проводятся социальные акции различной направленности: — помощь другим людям («Подарки от друзей», «Открытка для ветерана», «Помоги другому»); — экология («Покормим птиц зимой», «Птичья столовая», «Красная книга природы»); — окружающий социальный мир («Чистые дорожки», «Безопасная дорога», «Книжка заболела»); — значимые даты и праздники («Добрые дела к Новому году», «Солнечный круг» ко Дню «солнечного» ребенка).

¬ Мини-музей; Создание мини-музея в детском саду является одним из первых источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства. Приоритетной для детского сада музея становится проблема социализации подрастающего поколения, музей является частью образовательного процесса. Через мини-музей «Окно в Россию» происходит приобщение к традициям русского народа. В каждой группе может создаваться свой мини-музей. Любой предмет в мини-музее может стать источником развития детского интереса. В рамках гостевых посещений дети знакомятся с мини-музеями друг друга. ¬ Образовательные ситуации: ситуация морального выбора, ситуация общения и взаимодействия, проблемные ситуации, игровые ситуации, ситуативный разговор с детьми, практические ситуации по интересам детей, ситуационные задачи. 

Технология проблемного обучения. Под проблемным обучением понимается такая организация занятий, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

¬ Технология моделирования;

¬ Детское экспериментирование;

¬ Детско-взрослое проектирование;

¬ Здоровьесберегающие технологии (физкультурно-оздоровительные, технология обеспечения социально-психологического благополучия ребенка);

¬ Социоигровая технология;

Способы реализации Программы в старшем дошкольном возрасте: 

¬ Моделирование ситуации развития посредством создания проблемной ситуации, при которой ребенок понимает зачем ему здесь и сейчас «архи» важно осваивать тот или иной программный материал, посредством обращения к опыту детей, выделения и удержания в нем предметной теме, посредством обнаружения проблемы (на этом этапе важно чтобы предмет разговора имел непосредственную связь с жизнью детей, их опытом);

¬ Все высказывания, суждения, несовпадения во мнениях детей должны быть услышаны, так как именно они позволяют обнаружить противоречивость ситуации и обозначить проблему (задачу), которую можно решать совместно.

Средства реализации Программы: 

¬ развивающая предметно - пространственная среда; ¬ природный и неоформленный материал; ¬ игры: дидактические, с правилами, словесные, музыкальные и т.д.;

¬ художественные средства (литература, мультфильмы, музыка); ¬ общение со взрослым и сверстниками;

¬ ТСО; ¬ игры с изобразительное искусство, музыка, театр;

¬ звуки и виды природы; Образовательная программа дошкольного образования

¬ музыкальные инструменты;

¬ фольклор;

¬ гимнастика, спортивные игры

2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.

Культурные практики представляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни. Вместе с тем они включают обычные для него (привычные, повседневные) способы самоопределения и самореализации тем самым обеспечивая реализацию культурных умений ребенка. Такие умения включают в себя готовность и способность ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм и выражают:

¬ Содержание, качество и направленность его действий и поступков; ¬ Индивидуальные особенности (оригинальность и уникальность) его действий;

¬ Принятие и освоение культурных норм сообщества, к которому принадлежит ребенок;

¬ Принятие общезначимых (общечеловеческих) культурных образцов деятельности и поведения.

 Общая психологическая атмосфера, эмоциональный настрой группы определяется взрослыми. Спокойная обстановка, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов - необходимые условия для нормальной образовательной деятельности и развития каждого ребенка. Деятельность детей в детском саду должна быть интересной, насыщенной событиями, но должна быть напряженной.

Чтобы обеспечить такую благоприятную атмосферу в группе, педагог дошкольного образования должен обладать необходимыми общекультурными компетенциями. Манера поведения с детьми должна быть ровной, а отношения с каждым ребенком доброжелательными и безоценочными.

Методами реализации культурных практик в непосредственно образовательной деятельности с детьми являются:

¬ Передача учебной информации педагогом и восприятие ее детьми средствами слушания, наблюдения, практических действий; словесный (объяснение, беседа, инструкция, вопросы и др.); наглядный (демонстрация, иллюстрация, рассматривание и др.); практический;

¬ Усвоение нового материала детьми путем активного запоминания, самостоятельных размышлений, исследований или решения проблемных ситуаций;

¬ Самостоятельная деятельность детей под руководством педагога. Методы реализации культурных практик в режимных моментах и в самостоятельной деятельности детей делятся на несколько групп в зависимости от их направленности.

Первая группа – реализация системы творческих заданий, ориентированных на познание объектов, ситуаций, явлений. Методы, используемые здесь: наглядно-практические, сериации и классификации, формирование ассоциаций и установление аналогий, выявление противоречий. Основными формами работы с детьми являются занятия и экскурсии. Активно используются ресурсы социальных партнеров.

 Вторая группа – реализация системы творческих заданий, ориентированных на использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, обеспечивающая накопление опыта творческого подхода к использованию уже существующих объектов, ситуаций, явлений. Методы, используемые в этой группе словесные, практические и игровые. Основные формы реализации организация самостоятельной деятельности детей и подгрупповые занятия.

Третья группа - реализация системы творческих заданий, ориентированных на преобразование объектов, ситуаций, явлений. Среди традиционных методов – экологические опыты и экспериментирование, развитие творческого мышления и конструирования, в том числе художественного конструирования. Основные формы работы - конкурсы детско- родительского творчества, творческая мастерская, организация подгрупповой работы детей в групповых исследовательских центрах, экологической лаборатории.

Четвертая группа – реализация системы творческих заданий, ориентированных на создание новых объектов, ситуаций, явлений. Методы, используемые в этой группе диалоговые и методы экспериментирования. Основные формы работы – организация детских выставок, организация проектной деятельности: детско-взрослые проекты, семейные проекты, макетирование, моделирование. Традиционно проводится фестиваль проектов «Мир глазами ребенка», Театральный фестиваль с участием родителей.

В дошкольной группе формируются свои культурные практики взаимодействия детей и педагогов, детей между собой в ходе режимных моментов и организации самостоятельной деятельности воспитанников. Здесь очень важно понимание педагогом методических приемов, направленных на регулирование общения детей в процессе совместной деятельности.

Например, к ним относятся:

¬ объяснение необходимости работать дружно, ориентируясь на общий результат при демонстрации способов совместно-раздельных и совместно-последовательных, совместно- распределенных действий;

¬ обучение детей взаимопомощи советом, показом, совместным со сверстником выполнением дела, указанием на то, что выполнять работу за другого — не означает помочь ему, а напротив, сделать хуже: не дать возможности научиться делать это самому;

¬ напоминание последовательности этапов совместной работы и опережающее одобрение ее результатов как результатов коллективного труда;

¬ разъяснение детям моральных правил поведения, в которых были бы даны образцы поступков с точки зрения их влияния на формирование положительных взаимоотношений в детском коллективе.

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, требует особых форм работы в соответствии с реализуемыми задачами воспитания, обучения и развития ребенка. В режимных процессах, в свободной детской деятельности воспитатель создает по мере необходимости, дополнительно развивающие проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт, проявить инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей задачи.

Образовательная деятельность, осуществляемая в утренний отрезок времени, включает:

  • наблюдения в уголке природы, за деятельностью взрослых (сервировка стола к завтраку);
  • индивидуальные игры и игры с небольшими подгруппами детей (дидактические, развивающие, сюжетные, музыкальные, подвижные и пр.);
  • создание практических, игровых, проблемных ситуаций и ситуаций общения, сотрудничества, гуманных проявлений, заботы о малышах в детском саду, проявлений эмоциональной отзывчивости ко взрослым и сверстникам;
  • трудовые поручения (сервировка столов к завтраку, уход за комнатными растениями и пр.);
  • беседы и разговоры с детьми по их интересам;
  • рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, просмотр видеоматериалов разнообразного содержания;
  • индивидуальную работу с детьми в соответствии с задачами разных образовательных областей;
  • двигательную деятельность детей, активность которой зависит от содержания организованной образовательной деятельности в первой половине дня;
  • работу по воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков и культуры здоровья.

Образовательная деятельность, осуществляемая во время прогулки, включает:

  • подвижные игры и упражнения, направленные на оптимизацию режима двигательной активности и укрепление здоровья детей;
  • наблюдения за объектами и явлениями природы, направленные на установление разнообразных связей и зависимостей в природе, воспитание отношения к ней;
  • экспериментирование с объектами неживой природы;
  • сюжетно-ролевые и конструктивные игры (с песком, со снегом,
    с природным материалом);
  • элементарную трудовую деятельность детей на участке детского сада;
  • свободное общение воспитателя с детьми.

2.4. Способы и направления поддержки детской  инициативы.

Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду. Самостоятельная деятельность детей протекает преимущественно в утренний отрезок времени и во второй половине дня. Это может быть:

- самостоятельные сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры;

- музыкальные игры и импровизации;

- речевые игры, игры с буквами, звуками, слогами;

- самостоятельная деятельность в книжном уголке;

- самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность по выбору детей;

- опыты и эксперименты

- занятия по интересам в уголках краеведения в группах

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;

8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

1) обеспечение эмоционального благополучия через:

*  непосредственное общение с каждым ребенком;

*  уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

* создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

*  создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

* создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

* развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

* развитие умения детей работать в группе сверстников;

4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через:

*  создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

* организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

* поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

* оценку индивидуального развития детей;

5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Дошкольный возраст – 5-7 лет

Приоритетная сфера инициативы -  взаимодействие друг с другом

  • развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений;
  • создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;
  •  постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно. Постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;
  • тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;
  • ориентировать дошкольников на получение хорошего результата. Необходимо своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать работу;
  • «дозировать» помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае.
  • поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества.
  • Вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта.
  • Спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание; совершенствование деталей и т. п. Рассказывать детям о трудностях, которые вы сами испытывали при обучении новым видам деятельности.
  • Создавать ситуации. позволяющие ребенку реализовывать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников.
  • Обращаться к детям с просьбой показать воспитателю и научить его тем индивидуальным достижениям, которые есть у каждого.
  • Поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворения его результатами.
  • Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей.
  • При необходимости помогать детям в решении проблем при организации игры.
  • Привлекать детей к планированию жизни группы на день, неделю, месяц. Учитывать и реализовывать их пожелания и предложения.

Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности по интересам

Эффективные формы поддержки детской инициативы.

  • Проектная деятельность.
  • Совместная познавательно-исследовательская деятельность взрослого и детей-опыты и экспериментирование.
  • Наблюдение и элементарный бытовой труд в центрах экспериментирования.
  • Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы.
  • Создание условий для самостоятельной  деятельности детей в центрах развития.
  • Педагогическая поддержка самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых, режиссерских, игр-экспериментирований), а также игр, организуемых по инициативе самих детей: игр с правилами, подвижных, досуговых, народных.  Поощрение проявлений разнообразной игровой активности, инициативности, самостоятельности; возможность свободного выбора тематики, партнеров, способов и средств реализации собственной деятельности.

2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Задачи:

  1. психолого- педагогическое сопровождение и просвещение родителей;
  2. вовлечение родителей в педагогическое самообразование возрождение традиций семейного воспитания и вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс;
  3. приобщение родителей (законных представителей) к реализации образовательной программы;
  4. изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.

В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:

  • единый подход к процессу воспитания ребёнка;
  • открытость дошкольного учреждения для родителей (законных представителей);
  • взаимное доверие  во взаимоотношениях педагогов и родителей (законных представителей);
  • уважение и доброжелательность друг к другу;
  • дифференцированный подход к каждой семье;
  • равно ответственность родителей (законных представителей) и педагогов.

На сегодняшний день в Организации  осуществляется интеграция общественного и семейного воспитания дошкольников со следующими категориями родителей:

                - с семьями воспитанников;

                - с  родителями будущих воспитанников.

Для реализации поставленной цели создаются следующие условия:

  • Создание полифункциональной предметно-развивающей среды, включение родителей в ее проектирование и трансформацию, участие в предоставлении детям условий для свободы выбора деятельности.
  • Формирование воспитательно-образовательного и социокультурного пространства взаимодействия родителей, педагогов и детей, воспитанников возрастных групп между собой.
  • Проектирование индивидуального образовательного маршрута с учетом  запросов родителей, индивидуальных особенностей и способностей детей

Средства для достижения цели:

  • Методы активизации родителей: дисскуссионные вопросы,  предложения с предоставлением альтернатив,  приведение примеров из литературных источников; приведение примеров из собственного опыта.
  • Методы формирования педагогической рефлексии: анализ педагогических ситуаций; решение педагогических задач; тренинг детско-родительских отношений.
  • Включение родителей в планирование образовательного процесса, организацию режимных моментов, в участие  в образовательной и проектной деятельности.
  • Создание творческой команды педагогов и родителей.

Структура системы педагогов и родителей

- Педагогическое просвещение родителей – проводится с целью ознакомления родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста; формирования у родителей практических навыков воспитания детей. Данная работа проводится через семинары – практикумы, педагогические брифинги и гостиные, устные педагогические журналы и игры с педагогическим содержанием.

При проведении консультаций для родителей педагоги МБДОУ активно используют такие методы общения как: ролевое проигрывание проблем воспитания, игровое взаимодействие родителей и детей в разной деятельности (познавательной, художественной, театрализованной, игровой, спортивной), моделирование способов родительского поведения, обмен опытом воспитания. Они применяются, чтобы предоставить родителям возможность из «зрителей» и «наблюдателей» стать активными исследователями собственного поведения, получить опыт нового видения привычных способов воздействия на ребенка. В противовес сугубо вербальной информации, традиционно составляющей основную тематику встреч, важным компонентом игрового моделирования используемого воспитателями, становится практическое действие с игровым заданием, игровым предметом или образом, выполнением тематического рисунка.  

 - Включение родителей в образовательный процесс через Дни открытых дверей, экологические акции, демонстрацию личностных достижений воспитанников.   Широкое распространение среди родителей МБДОУ получили совместные мероприятия как спортивные, так и развлекательные: конкурсы, выставки поделок, выпуск газет. Такие мероприятия помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители проявляют смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование данных форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения.

Особенности взаимодействия  педагогического коллектива с семьями воспитанников

Художественно –  эстетическое развитие

1. Совместная организация выставок произведений искусства (декоративно-прикладного) с целью обогащения художественноэстетических представлений детей.

2. Организация и проведение конкурсов и выставок детского творчества.

3. Анкетирование родителей с целью изучения их представлений об эстетическом воспитании детей.

4. Организация тематических консультаций, папок-передвижек, раскладушек по разным направлениям художественноэстетического воспитания ребёнка («Как познакомить детей с произведениями художественной литературы», «Как создать дома условия для развития художественных особенностей детей», «Развитие личности дошкольника средствами искусства» и др.).

5. Организация мероприятий, направленных на распространение семейного опыта художественно-эстетического воспитания ребёнка («Круглый стол», средства массовой информации, альбомы семейного воспитания и др.).

6. Встречи с родителями в «Художественной гостиной». Цель: знакомство с основными направлениями художественно-эстетического развития детей.

 7. Участие родителей и детей в театрализованной деятельности6 совместная постановка спектаклей, создание условий, организация декораций и костюмов.

8. Организация совместной деятельности детей и взрослых по выпуску семейных газет с целью обогащения коммуникативного опыта дошкольника.

9. Проведение праздников, досугов, литературных и музыкальных вечеров с привлечением родителей.

10. Приобщение к театрализованному и музыкальному искусству через аудио- и видиотеку. Регулирование тематического подбора для детского восприятия.

 11. Семинары-практикумы для родителей  художественно-эстетическому воспитанию дошкольников.

12. Создание игротеки по Художественно-эстетическому развитию детей.

13. Организация выставок детских работ и совместных тематических выставок детей и родителей.

14. Совместное издание литературно-художественного  журнала (рисунки, сказки, комиксы, придуманных детьми и их родителями).

2.6. Иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы:

2.6.1.Особенности взаимодействия коллектива с социальными партнерами

В реализации образовательной  программы с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, участвуют  научные, медицинские, культурные, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

Использование сетевой формы реализации образовательной программы  осуществляется на основании договора между организациями.

Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и научными центрами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни. Одновременно этот процесс способствует росту профессионального мастерства всех специалистов детского сада, работающих с детьми, поднимает статус учреждения, указывает на особую роль его социальных связей в развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка. Что в конечном итоге ведет к повышению качества дошкольного образования. Социальными партнерами в воспитании и развитии детей стали:

п/п

Социальный партнёр

Характер и содержание деятельности

1.

МБОУ ЦДТ № 3

¬ Концерты;

¬ Беседы о музыке;

¬ Выставки детского творчества;

¬ Консультации для педагогов и родителей;

¬ Наглядная педагогическая информация.

2.

МАОУ Гимназия № 10

¬ С педагогами и учителями:

 - взаимопосещения уроков и занятий;

- участие в работе педагогических советов;

 - проведение совместных методических объединений;

- круглые столы, дискуссионные клубы;

- посещение групп ДОУ учителями начальных классов;

 - выявление уровня адаптации выпускников ДОУ к школе;

- взаимодействие с пришкольным музеем по творчеству В.П. Астафьева.

¬ С детьми:

- прогулки, экскурсии (по предшкольной территории, в школу, в школьную библиотеку, в спортзал и т.п.);

- совместные досуги и праздники;

- знакомство детей подготовительной к школе группы с учителями начальных классов..

¬ С родителями:

- анкетирование;

- родительские собрания;

- круглые столы, дискуссионные клубы;

- индивидуальное и групповое консультирование;

- открытые показы непосредственно-образовательной деятельности; - совместные проекты;

- наглядная психолого-педагогическая информация

3.

Детская библиотека им. П.П. Бажова

¬ Познавательные занятия;

¬ Ознакомительные экскурсии;

¬ Выставки детского творчества, фотовыставки;

¬ Проведение книжных праздников;

¬ Участие в тематической «Неделе детской книги»

¬ Краеведение, традиции народов мира

¬ Встречи с писателями Красноярска

3. Организационный раздел

3.1. Описание материально-технического обеспечения программы

«Описание материально-технического обеспечения программы»

3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

«Перечень имеющегося методического материала, средств обучения и воспитания»)

     3.3.Комплексно-тематическое планирование        

Модель организации образовательной деятельности

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями социальными партнера-ми (театрами, спортивными, худ-ми школами,

Общеобр. .учрежд.).

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

1

2

3

4

5

6

Перспективный план на 2020-2021 г. «Мир на кончиках пальцев»

Методы, используемые при организации с детьми:

  • тычок жесткой полусухой кистью,
  • рисование пальчиками,
  • рисование ладошкой, оттиск пробкой,
  • оттиск печатками из картофеля,
  • обрывание бумаги, скатывание бумаги,
  • оттиск поролоном, оттиск пенопластом, оттиск печатками из ластика, оттиск смятой бумагой,
  • восковые мелки + акварель, свеча + акварель, печать по трафарету, монотипия предметная, «знакомая форма — новый образ»,
  • черно-белый граттаж (грунтованный лист),
  • кляксография обычная, кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой,
  • набрызг, отпечатки листьев,
  • тиснение, акварельные мелки, тычкование,
  • цветной граттаж,
  • монотипия пейзажная.

Месяц

Непосредственно-образовательная деятельность

Нетрадиционные техники

Программное содержание

Сентябрь

По замыслу

(свободное экспериментирование с материалами)

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

По замыслу

 (свободное экспериментирование с материалами)

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему.

Рисование

«Растения в нашей группе»

 

Оттиск поролоном

Учить прижимать поролон к штемпельной подушечке с краской и наносить оттиск на бумагу.

Рисование ватной палочкой

«Мячик»

 

Тычок

 

 

Продолжать знакомить детей со способом рисования ватной палочкой методом тычка; развивать изобразительные навыки и умения.

Аппликация

из мятой бумаги и бумажных шариков «Неваляшка»

Скатывание бумаги

Упражнять в составлении изображения из частей на плоскости, развивать мелкую моторику рук.

Октябрь

 Рисование

«Осень на опушке краски разводила»

Различные

Развивать чувства композиции, цветовосприятия.

Рисование

«Мое любимое дерево осенью»

Кляксография трубочкой

Познакомить детей с новым приемом рисования – кляксография трубочкой. Развивать воображение.

Рисование с использованием манки «Яблоко и груша»

 

Манка + гуашь

 

 

Упражнять в смешивании и разведении гуаши с манкой, расширять представления о форме, размере и цвете предметов. Развивать изобразительные навыки и умения.

 

Конструирование на плоскости «Виноградная гроздь»

Пластилинография

Развивать интерес к аппликации и конструированию, упражнять в работе с пластилином, развивать мелкую и общую моторику рук.

Рисование

«Дары осени»

 

Оттиск пробкой, печатками из картофеля, монотипия

 

Упражнять в комбинировании различных техник, развивать чувство композиции и колорита.

Аппликация объемная из готовых форм «Что растет на грядке?»

Работа с трафаретом.

Развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-двигательную координацию.

Аппликация из крупы «Боровик»

 

Крупа

 

Совершенствовать навык работы с клеем, упражнять детей в работе с крупами, развивать мелкую и общую моторику рук.

Рисование

 «Грибы на полянке»

Восковые мелки + акварель

Совершенствовать навык работы  с восковыми мелками и акварелью.

Ноябрь

Рисование

 «Мое любимое платье или свитер»

Оттиск печатками, рисование ластиками

 

Закрепить умение украшать свитер или платье простым узором, используя крупные и мелкие элементы

Рисование ватной палочкой

«Перчатки»

Рисование ватной палочкой

Знакомить детей со способом рисования ватной палочкой с помощью метода тычка, развивать изобразительные навыки и умения.

Рисование

«Платок для бабушки»

Оттиск печатками

Учить рисовать несложный цветочный орнамент по мотивам павло-посадских платков. Развивать чувство ритма, цветовосприятие.

«Необычная посуда»

 

 

Оттиск пробкой, печатками из ластика, печать по трафарету, «знакомая форма – новый образ».

Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, колорита, образные представления о предметах.

Аппликация «Завтрак куклы»

Обрывание бумаги, скатывание

Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, колорита, объемности, пространственные  представления.

Рисование

 «Обои в моей комнате»

 

Оттиск печатками + поролон

Совершенствовать умения в художественных техниках печатания и рисования. Закрепить умение составлять простые узоры.

Рисование

«Ожившая сказка»

 

«Знакомая форма - новый образ»

Развивать образную память, воображение, умение видеть необычное в обычном.

Декабрь

Рисование

«Первый снег»

Монотипия, рисование пальчиками

Учить рисовать дерево без листьев, изображать снег пальчиками.

Рисование

 «Морозные узоры на стекле»

Различные

Развивать у детей интерес к изобразительной деятельности, продолжать знакомить их с разными техниками и материалами.

Рисование  «Веселый щенок»

 

 

Тычок жесткой полусухой кистью

 

Знакомить детей со способом рисования тычком жесткой кистью, совершенствовать умение правильно держать кисточку при рисовании.

Рисование

«Дымковская игрушка» (конь)

Оттиск печатками

Закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. Развивать умение передавать колорит узора.

Рисование цветным клейстером «Медвежонок»

 

Цветной клейстер + гуашь

Развивать у детей интерес к изобразительной деятельности, продолжать знакомить их с разными техниками и материалами.

Аппликация из рваной бумаги

«Лесные друзья»

 

Обрывание бумаги

Развивать интерес к аппликации и конструированию, упражнять в работе с клеем, развивать мелкую и общую моторику рук.

Рисование

«Елочка нарядная»

 

Рисование пальчиками, оттиск поролоном

Закрепить умение изображать елочные игрушки.

Рисование солью

«Дед Мороз»

Гуашь + соль

Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения.

Январь

КВН

 «Развлекательно-познавательный КВН по изобразительной деятельности»

Различные

Способствовать включению познанного ребенком через искусство и ознакомление с окружающим в собственную эстетическую и художественную деятельность.

Рисование

 «Музыкальный рисунок»

Различные

Развивать чувство цвета посредством музыки и рисования. Стимулировать творчество детей к импровизации с цветовым пятном.

Рисование

 «Морозный узор»

Восковые мелки + акварель

Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.

Рисование

«Зимний лес»

Рисунки из ладошки

Научить прикладывать ладошку к листу и обводить простым карандашом. Каждый пальчик – ствол дерева.

Рисование восковыми мелками и акварелью  «Символ года»

Восковые мелки + акварель

Совершенствовать навык работы с акварелью и восковыми мелками, упражнять в различении и назывании цветов.

Февраль

Аппликация из рваной бумаги «Снегири и синички

Обрывание бумаги

Упражнять в обрывании бумаги по контуру, составлении изображений на плоскости.

Рисование

«Необычные машины»

Оттиск пробкой и печатками, черный маркер + акварель, «знакомая форма – новый образ»

Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение.

Рисование

«Галстук для папы»

Оттиск пробкой, печатками из ластика, печать по трафарету, «знакомая форма – новый образ».

Закрепить умение украшать галстук простым узором, используя крупные и мелкие элементы.

Рисование

«Зимние напевы»

Набрызг

Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги». Обогащать речь эстетическими терминами.

Март

Открытка для мамы

«8 Марта»

 

Печать по трафарету, воздушные фломастеры.

Учить украшать цветами открытку для мамы. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками.

Рисование

«Семеновские матрешки»

Оттиск печатками

Познакомить с семеновскими матрешками. Развивать цветовосприятие.

Рисование

«Мой портрет»

 

Черно-белый граттаж, восковые мелки + акварель, акварельные мелки

Формировать интерес к самопознанию через отображение в рисунке особенностей своей внешности; развивать чувство композиции.

Рисование + аппликация

«Моя семья»

По выбору

Учить самостоятельности в выборе сюжета и техники исполнения.

Рисование восковыми мелками через трафареты

 «Разные дома»

Тиснение

Упражнять в расположении изображения на листе, рисовании восковыми мелками, силе нажима при рисовании, зрительный контроль за движением руки.

Рисование

«Веселые человечки»

Волшебные веревочки

Познакомить детей с новым методом рисования с помощью разноцветных веревочек. Передать силуэт человека в движении.

Рисование цветным клейстером

«Клоун»

Работа с трафаретом

Развивать у детей интерес к изобразительной деятельности, продолжать знакомить их с разными техниками и материалами.

Апрель

Рисование

 «Ранняя весна»

 

Монотипия пейзажная

Научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. Половину листа протирать губкой.

Рисование

 «Ветка с первыми листьями»

Оттиск печатками

Учить рисовать ветки с натуры, передавать форму вазы и веток, учить рисовать полураспустившиеся листочки.

Рисование

«Ожившая сказка»

«Знакомая форма - новый образ»

Развивать образную память, воображение, умение видеть необычное в обычном.

Рисование

«Грачи прилетели»

Печать ластиком

Учить детей печатками из ластика изображать стаю перелетных птиц.

Рисование гуашью с манкой

«Ворона»

Гуашь + манка

Упражнять в смешивании и разведении гуаши с манкой, расширять представления о форме, размере и цвете предметов. Развивать изобразительные навыки и умения.

Май

Рисование

«Аквариум»

Рисунки из ладошки

Учить обводить растопыренные пальчики простым карандашом, дорисовывать необходимые детали.

Аппликация «Подводный мир»

Обрывание бумаги, скатывание

Упражнять в работе с бумагой разными способами и клеем, ориентироваться на листе.

Рисование

«Праздничный салют над городом»

Восковые мелки + акварель

Закрепить свойства разных материалов, используемых в работе: акварель и восковые мелки. Развивать композиционные навыки.

Рисование

«Красивый пейзаж»

Рисование песком

 

Знакомить с методом рисования пейзажа, учить располагать правильно предметы.

Аппликация из мятой бумаги и жгутиков

«Веселое солнышко»

Обрывание бумаги, скатывание

Упражнять детей в составлении изображения из частей на плоскости.

Рисование

«Ромашки на полянке»

 

Восковые мелки + акварель

Совершенствовать навык работы с восковыми мелками и акварелью, развивать мелкую моторику пальцев, зрительно-двигательную координацию.

Рисование

 «Одуванчики в траве»

Тычок жесткой полусухой кистью + манка

Продолжать знакомить детей со способом рисования тычком жесткой полусухой кистью, упражнять в работе с манкой, развивать изобразительные навыки и умения.

По замыслу.

Различные

Совершенствовать умения и навыки, необходимые для работы в нетрадиционных техниках.

3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.

В основе лежит комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения программы  являются примерные темы (праздники, события, проекты),  которые ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческого бытия, а так же вызывают личностный интерес детей к:

  • Явлениям нравственной жизни ребенка
  • Окружающей природе
  • Миру искусства и литературы
  • Традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям
  • Событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка
  • Сезонным явлениям
  • Народной культуре и  традициям.

Тематический принцип построения образовательного процесса позволил  ввести региональные и культурные компоненты, учитывать приоритет дошкольной Организации.

Одной теме уделяется не менее одной недели. Тема отражается  в подборе материалов, находящихся в группе  и центрах развития. Для каждой возрастной группы дано комплексно-тематическое планирование, которое  рассматривается как примерное. Педагоги вправе по своему усмотрению частично или полностью менять темы или названия тем, содержание работы, временной период в соответствии с особенностями своей возрастной группы, другими значимыми событиями.

Приложение № 13 «Комплексно-тематическое планирование»

Формы подготовки  и реализации тем  носят интегративный  характер, то есть позволяют решать задачи психолого-педагогической работы нескольких образовательных областей.

Традиции ДОУ:

  •  «В мире искусства». Приобщение детей к уникальному миру искусства;
  • Выставки (групповые, персональные) - развитие способности к сопереживанию радостных событий, положительных эмоций, подчеркивание значимости  вклада каждого в общее дело.
  •  «День творчества». Формирование у детей потребности в самовыражении, создании нового творческого продукта;
  • «По дорогам былых побед» - велопробег, посвященный Дню Победы. приобщение детей к историческим победам Великой Отечественной войны
  • «Парад звездочек» – гала-концерт творческих достижений воспитанников. приобщение участников образовательных отношений к поэтическому музыкально-хореографическому творчеству, формирование положительного опыта публичных выступлений;

Программа предусматривает проведение всех традиционных мероприятий в тесном контакте с родителями. Взаимодействие с ними осуществляем на основе проектной деятельности:

  1. «Семейное творчества».
  2. «Творческое увлечение».
  3. «Весь мир - творчество»

3.5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды МБДОУ.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства  ДОУ, группы, а также территории, прилегающей к ДОУ, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает: реализацию различных образовательных программ; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей. Развивающая предметно-пространственная среда содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивает:

игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство предоставляет необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3) Полифункциональность материалов предполагает:

возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) Вариативность среды предполагает:

наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

исправность и сохранность материалов и оборудования.

  1. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Организация  самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.

         Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон - центров развития, оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса

  •  «Центр творчества» обеспечивает решение задач активизации творчества детей (режиссерские и театрализованные, музыкальные игры и импровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность);
  •  «Центр сюжетно-ролевых игр» и «Центр строительно-конструктивных игр», обеспечивают организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр;
  • «Центр искусства»

 

4. Дополнительный раздел.

Краткая презентация образовательной программы

Уважаемые родители, в нашей группе  реализуется рабочая программа «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования сказок (далее по тексту – Программа) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста (5-6 лет). В Программе дано описание особенностей развития детей старшего дошкольного возраста, определено содержание образовательной работы с вашими детьми. Каких результатов сможет достичь Ваш ребёнок к моменту окончания возрастной группы. Вы сможете узнать планируемые результаты освоения программы, целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, планируемые результаты освоения Программы, (часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений).

Цели Программы:

  1. Развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
  2. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Программа направлена на решение следующих задач (по направлению работы):

Развитие творческого мышления и творческой активности, через использования различных видов деятельности художественно-эстетической направленности, через призму региональных особенностей.

          

Для повышения интереса детей в группе создаются развивающие центры.

Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса

  • «Центр творчества» обеспечивает решение задач активизации творчества детей (режиссерские и театрализованные, музыкальные игры и импровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность);
  •  «Центр сюжетно-ролевых игр» и «Центр строительно-конструктивных игр», обеспечивают организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр;

«Центр искусства».

В работе с детьми применяются следующие методики:

  • тычок жесткой полусухой кистью,
  • рисование пальчиками,
  • рисование ладошкой, оттиск пробкой,
  • оттиск печатками из картофеля,
  • обрывание бумаги, скатывание бумаги,
  • оттиск поролоном, оттиск пенопластом, оттиск печатками из ластика, оттиск смятой бумагой,
  • восковые мелки + акварель, свеча + акварель, печать по трафарету, монотипия предметная, «знакомая форма — новый образ»,
  • черно-белый граттаж (грунтованный лист),
  • кляксография обычная, кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой,
  • набрызг, отпечатки листьев,
  • тиснение, акварельные мелки, тычкование,
  • цветной граттаж,
  • монотипия пейзажная.

Также используются формы сотрудничества с библиотекой, театрами, театральной студии Гимназии № 10.

 С текстом программы можно ознакомиться на сайте МБДОУ № 313.

 Адрес сайта - http://dou 313.ru/

Разработчики Программы:

1.Куртукова З.С. воспитатель

2. Золотарева \Е.Ю. воспитатель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством использования активных форм обучения»

Цель : Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами использования активных форм обучения, воспитание творческой личности, развитие ее интересов, наклонностей,...

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста, посредством организации различных видов детской деятельности.

Выстуление на педсовете. Отчет о работе по самообразованию. Сопровождается презентацией....

Проект по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования» детей старшего дошкольного возраста

Актуальность. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» На современном этапе развития...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством использования различных техник» (возрастная группа 6-7 лет)

Планируемые  результаты освоения  Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально нормативные возрастные  х...

Обобщение педагогического опыта работы «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством интеграции различных видов деятельности»

В 2019 году я начала работу в инновационном направлении над темой: «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством интеграции различных видов деятельности» в об...