Методическая разработка Игра-викторина для детей дошкольного возраста 5-6 лет "Знатоки сказок"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Данная разработка предлагается педагогам ДОУ с целью создания необходимых условий для развития связной речи у дошкольников через приобщение к сказкам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игра-викторина "Знатоки сказок" | 26.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 «Берёзка»
Методическая разработка
Игра-викторина
Для детей дошкольного возраста 5-6 лет
На тему: «Знатоки сказок»
Направление: Речевое и познавательное развитие через приобщение к сказкам
Образовательные области: Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие
Разработала:
Воспитатель
Логунова Н.В.
г. о. город Кулебаки
2023 год
Актуальность
Сказки есть в каждом доме. В дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов, и дети их очень любят. Из сказок они черпают множество познаний: первое представление о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло.
Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.
Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников - это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированости зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.
Такие задачи решаются педагогами через различные виды деятельности, в том числе такие, как КВН, викторины и другое.
Цель:
Создание необходимых условий для развития связной речи у старших дошкольников через приобщение к сказкам.
Задачи:
- Развивать у детей самостоятельность при пересказе знакомых сказок по картинкам;
- Формировать умение к словотворчеству;
- Развивать инициативу и самостоятельность в процессе пересказывания сказок;
- Развивать стремление к общению со сверстниками в процессе познавательной деятельности;
- Развивать активность для участия в мероприятии;
- Продолжать формировать умение содержательно и выразительно пересказывать сказки;
- Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
- Пополнять литературный багаж детей сказками;
- Закреплять названия, героев, содержание сказок в соответствии с возрастом;
- Пополнять и активизировать словарный запас;
- В процессе мероприятия формировать у детей отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи;
- Воспитывать у детей доброжелательность и готовность выручить сверстника, умение считаться с мнением товарищей, умение слушать собеседника;
Оборудование и материалы:
- Ноутбук;
- Сундучок;
- 2 конверта с героями сказок;
- Диск с фонограммами – музыкой из сказок;
- Пазлы «Сказочные герои» – 2 набора»
- Игра – ходилка;
- Угощение – шоколадки по количеству детей
Ход мероприятия:
(Дети под музыку из сказки проходят в зал и присаживаются на стульчики за свои столики)
Ведущая: Ребята, я сегодня вас приглашаю в гости к сказке. Готовы к приключениям? (Ответы детей).
Ведущая: Ребята, мне кажется, к нам кто-то стучится. Подождите, я посмотрю.
(Воспитатель подходит к двери, открывает, в дверь влетает на метле Баба-Яга)
(Воспитатель пугается и отходит от двери)
Баба-Яга: Так я и знала, собрались, в сказках сейчас путешествовать будете. Ничего у вас не получится, я здесь для того, чтобы всё испортить, я же злой сказочный герой. Сказки читали про меня?
(Дети отвечают)
Баба-Яга: Вот, знаете про меня всё! Знаете, какая я вредная и пакостная.
Ведущая: Баба-Яга, может не будет нам портить праздник, ребята так хотели поучаствовать в этом мероприятии.
Баба-Яга: Нет, я должна выполнить свою миссию и всё испортить. Я у вас заберу сундучок со сказками, и у вас больше никаких сказок не будет, а ещё и перемешаю всё в сундучке, чтобы всё перепутать.
Ведущая: А, что же нам делать? Как спасти сказки?
Баба-Яга: Вы можете спасти сказки, если выполните все задания и тогда я вам сундучок со сказками верну. Ну всё, пока, мне пора улетать!
Ведущая: Вот, ребята, что наделала Баба-Яга. Нам нужно обязательно спасти сказки, а то Баба-Яга нам никогда сундучок со сказками не вернёт.
Прежде, чем приступить к первому заданию, я вам предлагаю немного потанцевать.
Вставайте и повторяйте за мной движения. (Звучит музыка «Всем на свете нужен дом», дети выполняют весёлую разминку).
Ведущая: Молодцы! А теперь, мы с вами отправляемся в путешествие по спасению сундучка со сказками!
Но сначала нам с вами нужно разделиться на две команды.
(Дети делятся на команды)
Ведущая: Первое задание будет таким, перед каждой командой, на столе лежит конверт, в котором лежат картинки с героями сказок. Нужно будет вспомнить, из какой сказки сказочные герои, сказать, как их зовут, назвать сказку и рассказать краткое содержание сказки.
Ну что, готовы?
(Сказки «Хаврошечка» и «Царевна-лягушка»)
(Дети выполняют задание)
Ведущая: Молодцы, ребята! Следующее задание называется «Угадай, из какой сказки музыка». Готовы?
(Ответы детей)
(Звучит музыка, дети угадывают, из какой сказки мелодия и какой сказочный герой её исполняет. Для каждой команды по пять мелодий).
Ведущая: Молодцы ребята, и с этим заданием справились!
Готовы к следующему заданию?
(Ответы детей)
Ведущая: Следующее задание называется «Отгадай загадки про сказки»
- Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нёс,
Кто садился на пенёк
И хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь?
Кто же это был? … (Медведь)
- Из муки он был печен,
На сметане был мешен.
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
Был он весел, был он смел
И в пути он песню пел.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От нее уйти не смог.
Что за сказка? (Колобок)
- И зайчонок, и волчица -
Все бегут к нему лечиться. (Доктор Айболит)
- Дед и баба вместе жили,
Дочку из снежка слепили,
Но костра горячий жар
Превратил девчурку в пар.
Дед и бабушка в печали.
Как же их дочурку звали? (Снегурочка)
- Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали. (Дюймовочка)
6. Бабушка в лесу живёт,
Травы-зелье собирает,
Пол в избе метлой метёт.
В ступе по небу летает,
Из кости её нога.
Эту бабу звать … (Яга)
7. Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее! (Красная Шапочка)
8. У отца был мальчик странный,
Необычный — деревянный.
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?.. (Буратино)
9. Он кривой и хромоногий,
Всех мочалок командир.
Он, конечно, всех отмоет,
Умывальник...
(Мойдодыр)
10. Лисий дом был изо льда.
Солнце вышло — вмиг вода.
Из домишки лубяного
Лиска выгнала косого.
Эта сказка вам знакома?
Кто лису прогнал из дома? (Петух)
(Дети отгадывают загадки)
Ведущая: Молодцы, ребята, и с этим заданием справились!
А теперь, я вам предлагаю отдохнуть и поиграть в музыкальную игру «Как живёшь?» Выходите!
(Дети играют в музыкальную игру «Как живёшь?»)
Ведущая: Ну что, немного отдохнули? Сейчас нас ждёт последнее задание. Нужно собрать пазлы. На картинке изображён сказочный герой. Нужно составить про него небольшой рассказ-описание. Готовы?
(Ответы детей)
Ведущая: Тогда, приступайте!
(Дети собирают пазлы: «Цветик-семицветик» (девочка Женя) и «Серебрянное копытце» (Козлик), составляют мини-рассказ-описание о герое сказок и рассказывают его).
Ведущая: Молодцы, ребята! Очень интересные рассказы.
(Слышится шум, звучит музыка и в зал влетает на метле Баба-Яга)
Баба-Яга: Вот, как и обещала, вернуться, когда выполните все задания. Вот, возвращаю вам сундук со сказками, забирайте. Вы молодцы!
Все задания выполнили правильно и заслужили награду. Награда в сундучке! А мне пора улетать! Пока!
Ведущая: До свидания, Баба-Яга!
Ребята, давайте посмотрим, какую награду для нас приготовила Баба-Яга?
(Дети с воспитателем смотрят в сундук и находят там игру-ходилку по сказкам и сладкое угощение).
Ведущая: Ребята, понравилось вам путешествие по сказкам?
(Ответы детей)
Список литературы и интернет-источников:
- nsportal.ru›detskii-sad/hudozhestvennaya-…Загадки про сказочных героев;
- kladraz.ru›blogs/kryuchkovoi-svetlany/avtorskie-…Загадки о сказках и сказочных героях;
- http://spalenushka.minobr63.ru›wp-content/uploads/2023/… Федеральная образовательная программа дошкольного образования;
- Миронова, Н. Как научить ребенка любить литературу /Н. Миронова // Дошкольное воспитание. – 2016. – №5. – С. 177-183.
- Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: Владос, 2016. - 288с.-10000 экз.- ISBN 5-691-00871-4
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – 5 –е изд. (инновационное), испр. и доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2019. -336 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Развитие математических способностей детей дошкольного возраста с использованием математических сказок"
Вопросом формирования математических представлений у детей дошкольного возраста занимались многие педагоги (начиная с Я.А. Коменского и заканчивая современными исследователями - Т.И.Ерофеевой, Н.Я. Бо...
Презинтация "Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредствам русских народных сказок".
В презинтации по теме "Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредствам русских народных сказок" освещена проблемма актуальности, а так же цели, задачи и методы работ...
Статья на тему "Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок".
Задача - рассказать о важности знакомства с русской сказкой детей дошкольного возраста....
Методическая разработка "Развитие речи детей дошкольного возраста от 3 до 6 лет с применением малых форм фольклора и театрализации русских народных сказок"
В методической разработке представлен практический материал и перспективные планы включения малых форм фольклора и театрализации русских народных сказок в совместную образовательную деятельность...
Методическая разработка реализации плана самообразования в средней группе по теме: «Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Методическая разработка представляет из себя полный комплект материалов для реализации в течение учебного года плана самообразования в средней группе ДОУ по теме "Воспитание нравственных качеств ...
Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов
Сказка является мощным средством, помогающим формировать моральные качества ребёнка....
Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»
Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...