Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой. Чтение русской народной сказки "Хаврошечка".
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой. Чтение русской нородной сказкой "Хаврошечка".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_-_chtenie_russkoy_narodnoy_skazki_havroshechka.docx | 20.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой.
Чтение русской народной сказки «Хаврошечка».
Цель: Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка» (в обработке А.Н. Толстого).
Задачи приоритетной образовательной области:
«Речевое развитие»:
- развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве её содержания и художественной формы;
- развивать поэтический слух (улавливать звучность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность чтения;
- развивать познавательную и речевую активность детей, расширять словарный запас;
Задачи в интеграции образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие»:
- развивать общение ребенка со сверстниками и взрослыми;
- развивать эмоциональную отзывчивость и сопереживание;
- воспитывать доброжелательность, сочувствие тем, кто попал в беду.
«Познавательное развитие»:
- развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.
«Художественно-эстетическое развитие»:
- помочь прочувствовать и понять образный язык сказки;
- воспитывать у детей любовь к книге, способность чувствовать художественный образ.
«Физическое развитие»:
- развивать у детей координацию движений крупной и мелкой моторики.
Конспект НОД:
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
1 этап. Вхождение | |
Воспитатель приглашает детей встать в круг. - Ребята, посмотрите, что это? Я предлагаю передавать этот клубочек и закончить предложение: я иду играть с тобой, потому, что… | Дети встают в круг. -Клубочек. Передают клубок по кругу и заканчивают предложение. |
- Ребята, этот клубочек не простой, а волшебный. Он из сказочной страны, где живут все сказки. С помощью него мы можем попасть в сказочную страну. -Хотите побывать в сказочной стране? | Дети слушают и отвечают на вопрос. |
- Для этого надо взяться за руки, идти по кругу и сказать волшебные слова: «Ты катись, катись, клубок, с овражка на мосток, Только сильно не спеши, путь – дорогу укажи на сказочную поляну». | Дети выполняют движения и повторяют волшебные слова. |
2 этап. Основная часть. | |
- И вот мы на сказочной поляне. Что вы видите на ней? О чем эти книги? Вам знакомы эти сказки? Как обычно начинается сказка? С каких слов? О чем обычно рассказывается в сказках? Можно ли по иллюстрации догадаться, о чем эта сказка? | - Книги. Жили-были, это случилось давно, однажды в лесу, в некотором царстве и т.д. О приключениях людей и животных, о загадочных и волшебных событиях. |
Дидактическая игра «Узнай сказку, назови героев» | |
Воспитатель показывает детям иллюстрации к сказкам. | Дети отвечают, какая это сказка и называют героев этой сказки. |
Воспитатель предлагает прочитать сказку с одной из иллюстрации. Например «Хаврошечка». | |
- Садитесь поудобнее на поляну, слушайте внимательно и постарайтесь заметить и запомнить «сказочные» слова. Воспитатель читает сказку. | Дети садятся вокруг воспитателя и слушают сказку. |
Беседа с детьми. | |
- Расскажите коротко, о чем эта сказка. Какие «сказочные» слова вы услышали? | Влезет Хаврошечка в одно ушко, вылезет из другого – все готово; яблочки наливные; веточки серебряные; листья золотые. |
- Как вы думаете, почему сказка начинается словами: «Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, а есть и такие, которые своего брата не стыдятся»? | Потому что Крошечку – Хаврошечку взяли эти люди и работой заморили: она и ткёт и прядёт, она и прибирает, она и за всё отвечает. А хозяйские дети только и знали, что у ворот сидеть на улицу глядеть. |
- Какими были мачеха и ее дочки? Как вы это поняли? | Злыми, завистливыми, хитрыми. |
- Какой вы представляете себе Хаврошечку? Если бы вы стали рисовать ее, то какой бы нарисовали? | Доброй, умной, работящей. |
- А какими вы изобразили мачеху и сестер? | Ответы детей. |
- Как помогала Хаврошечке коровушка? | Помогала выполнять ей тяжелую работу: Хаврошечка в одно ухо влезет, в другое вылезет, готовые холсты подберет. |
- Как узнала мачеха об этом? | Она послала своих дочерей проследить за Хаврошечкой и Трехглазка всё увидела, как Хаврошечка в одно ухо влезла, а из другого вылезла и вся работа была сделана, потому что у неё два глазка заснули, а третий смотрел и всё видел. |
- Есть такая пословица «Как аукнется, так и откликнется». Подходит ли она к этой сказке? Объясните, почему вы так думаете? | Ответы детей. |
- Есть и другая пословица «Сам себя губит, кто других не любит». О ком в сказке можно так сказать? | Ответы детей. |
- Молодцы, ребята, внимательно слушали сказку и на все вопросы ответили. | |
- За это сказочная поляна дарит вам вот эти наливные яблочки. Воспитатель берет корзину и раздает яблоки детям. | Дети беру яблоки и встают в круг. |
- А я предлагаю поиграть с яблочком. | |
Физкультминутка: Яблоко. Вот так яблоко! Оно- Соку сладкого полно. Руки протяните, Яблоко сорвите. Ветер ветку стал качать, Трудно яблоко достать Подпрыгну, руку протяну И быстро яблоко сорву! Вот так яблоко! Оно- Соку сладкого полно. | Дети выполняют упражнения с яблоком. |
- И так, объясните, как вы понимаете выражения: «наливные яблочки», «мастер на все руки», «сгореть со стыда», «водой не разольешь». Когда так говорят? Как можно сказать по - другому? | Ответы детей. |
- Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Вспоминаем волшебные слова и идем по кругу. «Ты катись, катись, клубок, с овражка на мосток, Только сильно не спеши, путь – дорогу укажи в детский сад». | Дети идут по кругу, произносят волшебные слова и возвращаются в детский сад |
3 этап. Заключительный. | |
- Вот и вернулись мы в детский сад. - Где вы сегодня побывали? - Что вы делали на сказочной поляне? - Что сегодня вы узнали нового? - Что для вас было интересного? - Что было трудно? |
Информационные ресурсы:
Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. 2-е изд., дополн. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 288 с. – (Развиваем речь).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой. Чтение русской народной сказки «Хаврошечка».
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой.Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»....
Конспект НОД в средней группе по ознакомлению с художественной литературой . Чтение украинской народной сказки «Колосок»
Данный материал знакомит детей с новой сказкой, учит следить за развитием действия, характеризовать поступки героев, формировать свое отношение к персонажам...
Конспект НОД в средней группе по ознакомлению с художественной литературой чтение украинской народной сказки «Колосок» с переходом в аппликацию «Пирог»
Конспект НОД в средней группе по ознакомлениюс художественной литературой чтение украинской народной сказки «Колосок»с переходом в аппликацию «Пирог»Цель: 1. познакомить д...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой. Чтение рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков»
Помочь детям вспомнить известные им произведения, продолжить знакомить с рассказом Б.Житкова «Как я ловил человечков»...
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой. Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»
Цель. Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка» (в обработке А. Н. Толстого, помочь запомнить начальную фразу произведения....
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой «Любимые стихи Агнии Барто»
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой «Любимые стихи Агнии Барто»...
Конспект НОД в средней группе по ознакомлению с художественной литературой . Чтение украинской народной сказки «Колосок»
Цель: познакомить детей с новой сказкой, учить следить за развитием действия, характеризовать поступки героев, формировать свое отношение к персонажам...