Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой. Чтение русской народной сказки "Хаврошечка".
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Вайман Светлана Валериевна

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой. Чтение русской нородной сказкой "Хаврошечка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_-_chtenie_russkoy_narodnoy_skazki_havroshechka.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой.

Чтение русской народной сказки «Хаврошечка».

Цель: Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка» (в обработке А.Н. Толстого).

Задачи приоритетной образовательной области:

«Речевое развитие»:

  • развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве её содержания и художественной формы;
  • развивать поэтический слух (улавливать звучность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность чтения;
  • развивать познавательную и речевую активность детей, расширять словарный запас;

Задачи в интеграции образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие»:

  • развивать общение ребенка со сверстниками и взрослыми;
  • развивать эмоциональную отзывчивость и сопереживание;
  • воспитывать доброжелательность, сочувствие тем, кто попал в беду.

«Познавательное развитие»:

  • развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.

«Художественно-эстетическое развитие»:

  • помочь прочувствовать и понять образный язык сказки;
  • воспитывать у детей любовь к книге, способность чувствовать художественный образ.

 «Физическое развитие»:

  • развивать у детей координацию движений крупной и мелкой моторики.

Конспект НОД:

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1 этап. Вхождение

Воспитатель приглашает детей встать  в круг.

- Ребята, посмотрите, что это?

Я предлагаю передавать этот клубочек и закончить предложение:

я иду играть с тобой, потому, что…

Дети встают в круг.

-Клубочек.

Передают клубок по кругу и заканчивают предложение.

- Ребята, этот клубочек не простой, а волшебный. Он из сказочной страны, где живут все сказки. С помощью него мы можем попасть в сказочную страну.

-Хотите побывать в сказочной стране?

Дети слушают и отвечают на вопрос.

- Для этого надо взяться за руки, идти по кругу и сказать волшебные слова:

«Ты катись, катись, клубок, с овражка на мосток,

Только сильно не спеши, путь – дорогу укажи на сказочную поляну».

Дети выполняют движения и повторяют волшебные слова.

2 этап. Основная часть.

- И вот мы на сказочной поляне.

Что вы видите на ней?

О чем эти книги?

Вам знакомы эти сказки?

Как обычно начинается сказка? С каких слов?

О чем обычно рассказывается в сказках?

Можно ли по иллюстрации догадаться, о чем эта сказка?

- Книги.

Жили-были, это случилось давно, однажды в лесу, в некотором царстве и т.д.

О приключениях людей и животных, о загадочных и волшебных событиях.

Дидактическая игра «Узнай сказку, назови героев»

Воспитатель показывает детям иллюстрации к сказкам.

Дети отвечают, какая это сказка и называют героев этой сказки.

Воспитатель предлагает прочитать сказку с одной из  иллюстрации.

Например «Хаврошечка».

- Садитесь поудобнее на поляну, слушайте внимательно и постарайтесь заметить и запомнить «сказочные» слова.

Воспитатель читает сказку.

Дети садятся вокруг воспитателя и слушают сказку.

Беседа с детьми.

- Расскажите коротко, о чем эта сказка.

Какие «сказочные» слова вы услышали?

Влезет Хаврошечка в одно ушко, вылезет из другого – все готово; яблочки наливные; веточки серебряные; листья золотые.

- Как вы думаете, почему сказка начинается словами: «Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, а есть и такие, которые своего брата не стыдятся»?

Потому что Крошечку – Хаврошечку взяли эти люди и работой заморили: она и ткёт и прядёт, она и прибирает, она и за всё отвечает. А хозяйские дети только и знали, что у ворот сидеть на улицу глядеть.

- Какими были мачеха и ее дочки?

Как вы это поняли?

Злыми, завистливыми, хитрыми.

- Какой вы представляете себе Хаврошечку?

Если бы вы стали рисовать ее, то какой бы нарисовали?

Доброй, умной, работящей.

- А какими вы изобразили мачеху и сестер?

Ответы детей.

- Как помогала Хаврошечке коровушка?

Помогала выполнять ей тяжелую работу: Хаврошечка в одно ухо влезет, в другое вылезет, готовые холсты подберет.

- Как узнала мачеха об этом?

Она послала своих дочерей проследить за Хаврошечкой и Трехглазка  всё увидела, как   Хаврошечка  в одно ухо влезла, а из другого вылезла и вся работа была сделана, потому что у неё два глазка заснули, а третий смотрел и всё видел.

- Есть такая пословица «Как аукнется, так и откликнется».

Подходит ли она к этой сказке?

Объясните, почему вы так думаете?

Ответы детей.

- Есть и другая пословица «Сам себя губит, кто других не любит».

О ком в сказке можно так сказать?

Ответы детей.

- Молодцы, ребята, внимательно слушали сказку и на все вопросы ответили.

- За это сказочная поляна дарит вам вот эти наливные яблочки.

Воспитатель берет корзину и раздает яблоки детям.

Дети беру яблоки и встают в круг.

- А я предлагаю поиграть с яблочком.

Физкультминутка: Яблоко.

Вот так яблоко! Оно-

Соку сладкого полно.

Руки протяните,

Яблоко сорвите.

Ветер ветку стал качать,

Трудно яблоко достать

Подпрыгну, руку протяну

И быстро яблоко сорву!

Вот так яблоко! Оно-

Соку сладкого полно.

Дети выполняют  упражнения с яблоком.

- И так, объясните, как вы понимаете выражения: «наливные яблочки», «мастер на все руки», «сгореть со стыда», «водой не разольешь».

Когда так говорят?

Как можно сказать по - другому?

Ответы детей.

- Ребята, нам пора возвращаться в детский сад.

Вспоминаем волшебные слова и идем по кругу.

«Ты катись, катись, клубок, с овражка на мосток,

Только сильно не спеши, путь – дорогу укажи в детский сад».

Дети идут по кругу, произносят волшебные слова и возвращаются в детский сад

3 этап. Заключительный.

- Вот и вернулись мы в детский сад.

- Где вы сегодня побывали?

- Что вы делали на сказочной поляне?

- Что сегодня вы узнали нового?

- Что для вас было интересного?

- Что было трудно?

Информационные ресурсы:

Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. 2-е изд., дополн. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 288 с. – (Развиваем речь).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой. Чтение русской народной сказки «Хаврошечка».

Конспект занятия в старшей группе  по ознакомлению с художественной литературой.Чтение  русской народной сказки  «Хаврошечка»....

Конспект НОД в средней группе по ознакомлению с художественной литературой . Чтение украинской народной сказки «Колосок»

Данный материал знакомит детей с новой сказкой, учит следить за развитием действия, характеризовать поступки героев, формировать свое отношение к персонажам...

Конспект НОД в средней группе по ознакомлению с художественной литературой чтение украинской народной сказки «Колосок» с переходом в аппликацию «Пирог»

Конспект НОД в средней группе по ознакомлениюс художественной литературой чтение украинской народной сказки «Колосок»с переходом в аппликацию «Пирог»Цель: 1. познакомить д...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой. Чтение рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков»

Помочь детям вспомнить известные им произведения, продолжить знакомить с рассказом Б.Житкова «Как я ловил человечков»...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой. Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»

Цель. Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка» (в обработке А. Н. Толстого, помочь запомнить начальную фразу произведения....

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой «Любимые стихи Агнии Барто»

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой «Любимые стихи Агнии Барто»...

Конспект НОД в средней группе по ознакомлению с художественной литературой . Чтение украинской народной сказки «Колосок»

Цель: познакомить детей с новой сказкой, учить следить за развитием действия, характеризовать поступки героев, формировать свое отношение к персонажам...