Технологическая карта НОД по речевому развитию для детей среднего дошкольного возраста:«Чтение произведения Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост»
план-конспект занятия по развитию речи

Лебедева Ольга Васильевна

Цель: Познакомить детей с авторской литературной сказкой. Помочь им понять, почему автор так уважительно называет комара.

Задачи:

- содействовать формированию умения понимать содержание авторского литературного произведения, давать оценку поведение героев;

- продолжать развивать умение внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы по ее содержанию, поддерживать беседу;

- закреплять умение на слух воспринимать информацию;

- упражнять в произношении звуков у,э,ы; з;

- воздействовать на совершенствование слухового восприятия, памяти, интонационной выразительности речи.

- воспитывать у детей интерес к чтению художественного произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechinod_4-5.docx26.07 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА» Г. НАДЫМА»

Технологическая карта занятия по развитию речи

Тема: Чтение произведения Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост»   

Образовательная область

Речевое развитие

Возраст детей, группа

Средняя группа 4-5 лет

Тип НОД

Обучающее

Тема НОД

Чтение сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост»

Цель:

Цель: Познакомить детей с авторской литературной сказкой. Помочь им понять, почему автор так уважительно называет комара.

Задачи:

Задачи:

- содействовать формированию умения понимать содержание авторского литературного произведения, давать оценку поведение героев;

- продолжать развивать умение внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы по ее содержанию, поддерживать беседу;

- закреплять умение на слух воспринимать информацию;

- упражнять в произношении звуков у,э,ы; з;

- воздействовать на совершенствование слухового восприятия, памяти, интонационной выразительности речи.

- воспитывать у детей интерес к чтению художественного произведения.

Материал

Оборудование: воздушный шар, конверт с  письмом, картинки комара и медведя, сказка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост»   

Предполагаемый результат

Созданные условия помогли в формировании способности детей понимать смысл авторского произведения, умения точно отвечать на вопросы по содержанию сказки.

Этапы технологии «Ситуация»

Деятельность воспитателя

Методы, приемы

Деятельность воспитанника

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

I. Введение в игровую ситуацию

-Доброе утро. Сегодня чудесное весеннее утро, но солнышко спряталось за облака и нам так его не хватает.

-Ребята, посмотрите,  к нам прилетел воздушный шарик.  Он такой яркий, красивый. А  на что он похож?

Смотрите, у него на ниточке привязан конверт. Вам интересно, что там? Давай его откроем.

«Здравствуйте,  ребята! Я, Весна-Красна, слышала, что вы умные и сообразительные дети. Хочу узнать, умеете ли вы отгадывать загадки. Вот моя первая загадка.

Пищит над ухом он всю

      ночь

И укусить тебя не прочь

Ну и зануда, вот кошмар

Писклявый, маленький… ( комар)

- Молодцы. Слушайте

вторую загадку.

Он коричневый, лохматый.
Угадайте-ка, ребята,
Кто, построив теплый дом,
Спит всю зиму в доме том?(медведь)

-А что вы знаете о медведе? Он какой?

Сюрпризный момент

Словесный

Вопрос

загадки

Наглядный

(показ картинки комара)

Показ картинки медведя

Вопросы

Дети стоят в кругу

На солнышко, на полянку

Дети отгадывают загадки

Косматый, толстый, большой, лохматый, сильный, сердитый,

Коммуникативная

Ответы детей на вопросы педагога

Этапные задачи: Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность,  постановка так называемой «детской цели».

II.Актуализация знаний

Давайте поиграем с нашим шариком. Будем передавать его друг другу и говорить,  какой медведь.

- А сейчас, кому я дам шарик, тот  и скажет о комаре. Комар, какой?

Давайте вспомним, как звенит комар? Помашите  руками-крылышками , покружитесь вокруг себя и позвените громко (тихо).

 -Покажите, как медведь передвигается и рычит.

-Посмотрите, какой большой комарик на картинке. А нос у него какой? ( длинный), а медведь хоть и большой, зато хвост у него(короткий

Ребята, а на самом деле такой большой? А медведь?

Игровой

огромный, неуклюжий, неповоротливый

Маленький, быстрый, звонкий, шустрый, писклявый

худенький

Дети выполняют движения

 - произносят звук  Ззззззз

Дети выполняют движения

- произносят звуки Ууууу-ээээ-ыыыыы

Нет. Он маленький.

Большой.

Учебно-познавательная

Здоровье сбере гающая

Ответы детей на вопросы педагога

Этапные задачи: Актуализация знания детей о внешнем виде и характерных признаках насекомых и диких животных (медведя).

III. Затруднение в ситуации

-Дети, как вы думаете, кто сильнее? Медведь или комар? Вы все так думаете? А как нам в этом убедиться?

Предлагаю вам послушать сказку, которую написал

Словесный

Ответы детей: Я думаю, что сильнее… (медведь)

Учебно-познавательная

Ответы детей на вопросы педагога

Этапные задачи: Создание ситуации, в которой дети сталкиваются с затруднением,  анализ детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения.

IV.

Открытие нового знания или способа действий

 писатель Дмитрий Мамин -Сибиряк. Она так и называется «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост».

- Садитесь поудобнее и приготовьтесь слушать внимательно.

Чтение сказки.

После чтения сказки.

Физкультминутка

Только в лес мы вошли,

Появились комары.

Дальше по лесу шагаем

И медведя мы встречаем.

Снова дальше мы идем,

Появился водоём.

Прыгать мы уже умеем

Раз – два, раз – два!

Позади теперь вода

Наглядный

(портрет)

Словесный

Чтение художественного произведения

Информационная

Здоровье сбере гающая

Чтение худо-

жественого произведения

Этапные задачи: Участие детей в обогащении и открытии новых знаний при чтении художественного произведения.

V Осмысление

(Итог)

-Как называется сказка, которую вы слушали?

-Кто главные герои сказки?

-Где поселился медведь?
-Как комары пытались прогнать медведя?

-Что делал медведь, чтобы прогнать комаров?
-Кто победил: маленькие комарики или большой, сильный медведь? Почему? Ведь они были маленькие.

-Вот ведь каким незадачливым оказался медведь Миша – Короткий хвост, Думал, что велик и силен, никто его не осилит. Однако ошибся косолапый и мохнатый. Комары его перехитрили, из болота, объединившись, выгнали.   Писатель Мамин -Сибиряк восхищается комаром  и уважительно называет его Комар Комарович.

- Чему нас учит эта сказка? Какими надо быть?

- Да, надо помогать друзьям в беде. Про комаров можно сказать пословицу. «Один за всех и все за одного».

- Вы молодцы, все отлично поработали: были внимательны и правильно отвечали на вопросы.

Думаю, вашими ответами довольна и Весна-Красна.

Словесный

Заключительная беседа

Вопросы

- «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост»

- В болоте

- Пищали, кусали, нападали на медведя

- Рычал, бил лапой, кидался камнями

Сказка нас учит быть дружными

Информационная Коммуникативная

Ответы детей на вопросы педагога

Ответы детей на вопросы педагога

Этапные задачи: Побуждение детей к осмыслению своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по развитию речи в средней группе .Тема: «Чтение детям сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост»

Цель. Ознакомление детей с авторской литературной сказкой. Помочь им понять, почему автор так уважительно называет комара.Задачи:1. Развивать умение на слух воспринимать информацию и слуховую пам...

Конспект НОД в группе дошкольного возраста с 3-х до 4-х лет (по речевому развитию) Чтение детям сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост»

Знакомство детей с авторской литературной сказкой Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост». Помочь понять, почему а...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по теме: Чтение детям сказки Д. Мамина – Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий Хвост»

Конспект занятия по развитию речи по теме: Чтение детям сказки Д. Мамина – Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий Хвост&raqu...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе Чтение детям сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост»

Конспект НОД по речевому развитию в средней группеЧтение детям сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост»Цель....

Конспект ООД в средней группе Чтение детям сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост»

Познакомить детей с авторской литературной сказкой. Помочь понять, почему автор так уважительно называет комара. Воспитывать интерес к чтению художественной литературы....

НОД по развитию речи в средней группе. Тема: «Чтение детям сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост»

У ребенка развивается логическое мышление. Благодаря чтению ребенок учится правильно составлять предложения, его словарный запас расширяется, развивается воображение. Кроме того, у ребенка формируется...