НОД по развитию речи " Звуковая культура речи: работа со звуками ч - щ"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Котова Анастасия Константиновна

Цель:

 Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.

Программное содержание.

Образовательные задачи:

- Учить различать на слух звуков близких по звучанию и произношению;

-Формировать умение дифференцировать звуки ч-щ, слышать и различать в словах, выделять слова с заданным звуком, определять место звука в слове, подбирать слова на заданный звук.

Развивающие задачи:

Развивать артикуляционный аппарат; память, внимание, мышление.

Воспитательные задачи:

Воспитывать у детей самоконтроль за речью, желание говорить правильно и красиво.

Оборудование: мяч; мягкая игрушка Чебурашка; предметные картинки на звуки «ч», «щ»; изображения букв Ч, Щ; карточки с заданием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЦЕЛИННЫЙ ДЕТСКИЙ САД « КОЛОСОК» ФИЛИАЛ МБДОУ КЛЮЧЕВСКИЙ «ДЕТСКИЙ САД № 1 « АЛЕНУШКА»» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

Конспект открытого занятия

по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе

Тема: « Звуковая культура речи: работа со звуками ч - щ»

Провела: воспитатель

Котова А.К.

Целинный 2023г.

Цель:

 Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.

Программное содержание.

Образовательные задачи:

- Учить различать на слух звуков близких по звучанию и произношению;

-Формировать умение дифференцировать звуки ч-щ, слышать и различать в словах, выделять слова с заданным звуком, определять место звука в слове, подбирать слова на заданный звук.

Развивающие задачи: 

Развивать артикуляционный аппарат; память, внимание, мышление.

Воспитательные задачи:

Воспитывать у детей самоконтроль за речью, желание говорить правильно и красиво.

Оборудование: мяч; мягкая игрушка Чебурашка; предметные картинки на звуки «ч», «щ»; изображения букв Ч, Щ; карточки с заданием.

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята, я Вам загадаю загадку, а вы отгадайте, кто пришел к нам в гости.

У Крокодила Гены

В руках гармошка играет,

На макушке фуражка,

А рядом с ним важно

Сидит… (Чебурашка)

Дети, посмотрите, какой Чебурашка грустный. Он очень сильно устал и замерз с дороги. Давайте напоим нашего гостя горячим чаем.

Воспитатель:

Сегодня мы с вами продолжим знакомство со звуками. Чтобы узнать, какие звуки мы сегодня будем учиться чётко произносить и различать, нужно отгадать загадки.

Мы ходим ночью ходим днем,

Но никуда мы не уйдем.

Мы бьем исправно каждый час,

А вы, друзья, не бейте нас. (Часы)

Опущу я в речку руку,

Чтоб поймать на ощупь ... (Щуку)

На доску выставляется картинка.

Воспитатель:

Какой первый звук в слове «часы»?

Дети:

Первый звук «ч».

Воспитатель:

Какой первый звук в слове «щука»?

Дети:

Первый звук «щ».

Воспитатель:

Ребята, предлагаю послушать, как звучат «ч» и «щ».

Попробуйте повторять -ч, -щ, -ч, -щ

Дети повторяют.

Воспитатель:

Как они звучат? Звонко или мягко?

Дети: Мягко.

Ребята, эти звуки по своему произношению очень схожи между собой, но, кроме этого, у них есть еще один общий Секрет: эти согласные звуки никогда не бывают твердыми, они всегда только мягкие и обозначаются зеленым цветом!

Воспитатель:

А теперь давайте все вместе подумает и назовем слова, начинающиеся на звук «ч».

Дети:

Часы, чашка, червяк, чемодан, чучело, Чиполино, чайка, чиж, чай, человек, чупа - чупс, черный, черепаха, чародейка, четыре.

Воспитатель:

Молодцы, ребята!

Я буду называть слова, измените его так, чтобы в нем появился звук Ч.

Например: щенок - щеночек, диван, чемодан, ребенок, платок, червяк, лист, чашка, щетка, горшок, коза, василек, забор, жук, птица, кофта, палец, рука.

Ребята, давай те с вами поиграют в игру и немножко отдохнем. (воспитатель предлагает пройти детям на ковёр и проводится физкультминутка).

Физкультминутка: Звуки Ч - Щ

Щегленок выпал из гнезда, (Наклон вперед)

Ему теперь грозит беда: (Приседания)

Котище черный рыщет, (Ходьба)

Птенцов и птичек ищет (Поставить руки ладошками к голове).

Щегленка видит черный кот, (Повороты влево, вправо).

К нему, мурлыча вот идет, (Прыжки на месте).

Щегленок помощи не ждет (Прыжки)

И отчаянья - в полет! (Руки в стороны, взмах руками)

И вот удача - высота

Спасла щегленка от кота. (Потягивание, руки к плечам, вниз, встать на носочки).

Воспитатель:

Молодцы! Отдохнули. Поиграли в игру, а теперь снова садитесь на свои места.

А теперь давайте поучимся говорить чистоговорку.

Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

Воспитатель:

В каких словах встречается звук «щ»?

Дети:

Щёткой, щенка, щекочу.

Воспитатель:

Теперь найдите слова, которые начинаются со звука «Ч»

Дети:

Чищу.

Воспитатель:

А в каких словах встретились оба звука? 

Дети:

Чищу, щекочу.

Воспитатель:

Давайте повторим чистоговорку (повторяется 1 раз хором, и 2-3 индивидуально).

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Четвертый лишний».

На доске выставляет картинки со звуками ч или щ, где в названии одной картинки нет этих звуков. Дети проговаривают слова, находят лишнюю картинку и объясняют свой выбор.

Отгадывание загадок.

1.В брюхе баня, в носу решето, на голове пупок.

Всего одна рука и та на спине. (чайник)

2.Носит воду хозяину в угоду!

При нем живет, пока не упадет. (чашка)

3. Осторожно разливай

Всем по чашкам

Сладкий … (чай)

4.У меня пропал носок,

Утащил его …(щенок)

5. Она чистит зубы четко,

У меня зубная…(щетка)

6. Маленький, горький,

Луку брат. (чеснок)

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, Чебурашка перепутал свои картинки. Нужно помочь Чебурашке распределить правильно картинки. И ещё нужно будет определить место этих звуков в слове.

(Картинки стопкой лежат на столе. Дети выходят к доске по одному.)

Воспитатель:

Молодцы ребята. Хорошо справились с заданием. Помогли Чебурашке собрать правильно свои картинки.

Для закрепления звуков «Ч», «Щ» предлагаю слепить их из пластилина.

Дети по образцу лепят звуки.

Рефлексия:

Ребята, Чебурашке очень понравилось в нашей старшей группе, он многому научился и самое главное, он никогда не будет путать звуки Ч и Щ!

Вам понравилось занятие? Что вам больше всего понравилось?

Какие звуки мы учились различать?

Как произносятся [Ч], [Щ]?

Какие задание понравились? Какие задания для вас были сложными? 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш.

Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе. Звуковая культура речи: работа со звуками ш- ж.

Автоматизация звуков [ш], [ж] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш], [ж]....

Звуковая культура речи. Работа со звуками [ж] - [ш].

Тема: Звуковая культура речи. Работа со звуками [ж] - [ш].Цель: развивать фонематический слух и умение дифференцировать звуки [ж] - [ш]Задачи: 1. Упражнять детей в отчетливом произнесении сл...

Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш.

Конспект  занятия по развитию речи в старшей группе....

Конспект занятия по развитию речи Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш.

Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж...

Конспект НОД развитию речи (обучение грамоте) Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш\

Упражнять детей в отчётливом произнесении слов со  звуками « ж и ш»; развивать  фонематический  слух:  упражнять  в  различении  (на  слух)  зн...

Технологическая карта дистанционной ООД по развитию речи на тему "Звуковая культура речи. Работа со звуками [Ж]-[Ш]"

цель: упражнять в отчетливом произношении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж –ш в слов...