НОД по развитию речи " Звуковая культура речи: работа со звуками ч - щ"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель:
Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.
Программное содержание.
Образовательные задачи:
- Учить различать на слух звуков близких по звучанию и произношению;
-Формировать умение дифференцировать звуки ч-щ, слышать и различать в словах, выделять слова с заданным звуком, определять место звука в слове, подбирать слова на заданный звук.
Развивающие задачи:
Развивать артикуляционный аппарат; память, внимание, мышление.
Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей самоконтроль за речью, желание говорить правильно и красиво.
Оборудование: мяч; мягкая игрушка Чебурашка; предметные картинки на звуки «ч», «щ»; изображения букв Ч, Щ; карточки с заданием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_razvitiyu_rechi_i_obucheniyu_gramote_v_starshey_gruppe.docx | 18.73 КБ |
Предварительный просмотр:
ЦЕЛИННЫЙ ДЕТСКИЙ САД « КОЛОСОК» ФИЛИАЛ МБДОУ КЛЮЧЕВСКИЙ «ДЕТСКИЙ САД № 1 « АЛЕНУШКА»» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»
Конспект открытого занятия
по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе
Тема: « Звуковая культура речи: работа со звуками ч - щ»
Провела: воспитатель
Котова А.К.
Целинный 2023г.
Цель:
Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.
Программное содержание.
Образовательные задачи:
- Учить различать на слух звуков близких по звучанию и произношению;
-Формировать умение дифференцировать звуки ч-щ, слышать и различать в словах, выделять слова с заданным звуком, определять место звука в слове, подбирать слова на заданный звук.
Развивающие задачи:
Развивать артикуляционный аппарат; память, внимание, мышление.
Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей самоконтроль за речью, желание говорить правильно и красиво.
Оборудование: мяч; мягкая игрушка Чебурашка; предметные картинки на звуки «ч», «щ»; изображения букв Ч, Щ; карточки с заданием.
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, я Вам загадаю загадку, а вы отгадайте, кто пришел к нам в гости.
У Крокодила Гены
В руках гармошка играет,
На макушке фуражка,
А рядом с ним важно
Сидит… (Чебурашка)
Дети, посмотрите, какой Чебурашка грустный. Он очень сильно устал и замерз с дороги. Давайте напоим нашего гостя горячим чаем.
Воспитатель:
Сегодня мы с вами продолжим знакомство со звуками. Чтобы узнать, какие звуки мы сегодня будем учиться чётко произносить и различать, нужно отгадать загадки.
Мы ходим ночью ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час,
А вы, друзья, не бейте нас. (Часы)
Опущу я в речку руку,
Чтоб поймать на ощупь ... (Щуку)
На доску выставляется картинка.
Воспитатель:
Какой первый звук в слове «часы»?
Дети:
Первый звук «ч».
Воспитатель:
Какой первый звук в слове «щука»?
Дети:
Первый звук «щ».
Воспитатель:
Ребята, предлагаю послушать, как звучат «ч» и «щ».
Попробуйте повторять -ч, -щ, -ч, -щ
Дети повторяют.
Воспитатель:
Как они звучат? Звонко или мягко?
Дети: Мягко.
Ребята, эти звуки по своему произношению очень схожи между собой, но, кроме этого, у них есть еще один общий Секрет: эти согласные звуки никогда не бывают твердыми, они всегда только мягкие и обозначаются зеленым цветом!
Воспитатель:
А теперь давайте все вместе подумает и назовем слова, начинающиеся на звук «ч».
Дети:
Часы, чашка, червяк, чемодан, чучело, Чиполино, чайка, чиж, чай, человек, чупа - чупс, черный, черепаха, чародейка, четыре.
Воспитатель:
Молодцы, ребята!
Я буду называть слова, измените его так, чтобы в нем появился звук Ч.
Например: щенок - щеночек, диван, чемодан, ребенок, платок, червяк, лист, чашка, щетка, горшок, коза, василек, забор, жук, птица, кофта, палец, рука.
Ребята, давай те с вами поиграют в игру и немножко отдохнем. (воспитатель предлагает пройти детям на ковёр и проводится физкультминутка).
Физкультминутка: Звуки Ч - Щ
Щегленок выпал из гнезда, (Наклон вперед)
Ему теперь грозит беда: (Приседания)
Котище черный рыщет, (Ходьба)
Птенцов и птичек ищет (Поставить руки ладошками к голове).
Щегленка видит черный кот, (Повороты влево, вправо).
К нему, мурлыча вот идет, (Прыжки на месте).
Щегленок помощи не ждет (Прыжки)
И отчаянья - в полет! (Руки в стороны, взмах руками)
И вот удача - высота
Спасла щегленка от кота. (Потягивание, руки к плечам, вниз, встать на носочки).
Воспитатель:
Молодцы! Отдохнули. Поиграли в игру, а теперь снова садитесь на свои места.
А теперь давайте поучимся говорить чистоговорку.
Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
Воспитатель:
В каких словах встречается звук «щ»?
Дети:
Щёткой, щенка, щекочу.
Воспитатель:
Теперь найдите слова, которые начинаются со звука «Ч»
Дети:
Чищу.
Воспитатель:
А в каких словах встретились оба звука?
Дети:
Чищу, щекочу.
Воспитатель:
Давайте повторим чистоговорку (повторяется 1 раз хором, и 2-3 индивидуально).
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Четвертый лишний».
На доске выставляет картинки со звуками ч или щ, где в названии одной картинки нет этих звуков. Дети проговаривают слова, находят лишнюю картинку и объясняют свой выбор.
Отгадывание загадок.
1.В брюхе баня, в носу решето, на голове пупок.
Всего одна рука и та на спине. (чайник)
2.Носит воду хозяину в угоду!
При нем живет, пока не упадет. (чашка)
3. Осторожно разливай
Всем по чашкам
Сладкий … (чай)
4.У меня пропал носок,
Утащил его …(щенок)
5. Она чистит зубы четко,
У меня зубная…(щетка)
6. Маленький, горький,
Луку брат. (чеснок)
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, Чебурашка перепутал свои картинки. Нужно помочь Чебурашке распределить правильно картинки. И ещё нужно будет определить место этих звуков в слове.
(Картинки стопкой лежат на столе. Дети выходят к доске по одному.)
Воспитатель:
Молодцы ребята. Хорошо справились с заданием. Помогли Чебурашке собрать правильно свои картинки.
Для закрепления звуков «Ч», «Щ» предлагаю слепить их из пластилина.
Дети по образцу лепят звуки.
Рефлексия:
Ребята, Чебурашке очень понравилось в нашей старшей группе, он многому научился и самое главное, он никогда не будет путать звуки Ч и Щ!
Вам понравилось занятие? Что вам больше всего понравилось?
Какие звуки мы учились различать?
Как произносятся [Ч], [Щ]?
Какие задание понравились? Какие задания для вас были сложными?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш.
Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе. Звуковая культура речи: работа со звуками ш- ж.
Автоматизация звуков [ш], [ж] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш], [ж]....
Звуковая культура речи. Работа со звуками [ж] - [ш].
Тема: Звуковая культура речи. Работа со звуками [ж] - [ш].Цель: развивать фонематический слух и умение дифференцировать звуки [ж] - [ш]Задачи: 1. Упражнять детей в отчетливом произнесении сл...
Конспект занятия по развитию речи Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш.
Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж...
Конспект НОД развитию речи (обучение грамоте) Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш\
Упражнять детей в отчётливом произнесении слов со звуками « ж и ш»; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) зн...
Технологическая карта дистанционной ООД по развитию речи на тему "Звуковая культура речи. Работа со звуками [Ж]-[Ш]"
цель: упражнять в отчетливом произношении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж –ш в слов...