Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе. Звуковая культура речи: работа со звуками ш- ж.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Кочуева Галина Владимировна

Автоматизация звуков [ш], [ж] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш], [ж].

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_neposredstvenno_obrazovatelnoy_deyatelnosti.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по речевому развитию в старшей группе.

Звуковая культура речи: работа со звуками ш- ж.

Цель

Учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж – ш, упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш ; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж – ш в словах; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.

Методы и приемы: словесный: артикуляционная гимнастика, загадка,  стихотворение Р. Х. Фархади «Про ослика», потешка; игровой: физкультминутка.

Предварительная работа:

Дидактические игры: «Угадай, кто жужжит», «Скажи что-нибудь о картине»; упражнение «Слушай внимательно»,игровое упражнение «Кто в домике живет», проговаривание чистоговорок, скороговорок, чтение загадок, стихов, разучивание «жужжалочек».

Материал к занятию:  картинки, в названии которых есть звуки [ж] и [ш], картинка с изображением ослика, кубики (3 –зеленых, 1- желтый).

Ход занятия

Воспитатель

Дети

Жил- был веселый язычок в своем домике. Догадайтесь, что это за домик.

В домике этом

Красные двери,

Рядом с дверями

Белые звери.

Любят зверюшки

Конфеты и плюшки.

Догадались?

Этот домик- рот. Двери в домике то открываются, то закрываются (рот закрыт, открыт). Непоседливый язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из Домика погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке(язык «лопаткой на нижней губе»), поиграть в «футбол» (рот закрыт, упирать язык попеременно в правую и в левую щеку по 3 сек.)

- Ребята, а сейчас язычок хочет поиграть со своими друзьями- зубками. Кто вспомнит, чья это песенка?

Ж- ж- ж

Ш- ш- ш

-Услышав звук [ш] вы должны показать рукой так (зигзагообразное движение), так ползет змея, звук [ж]- поставить руки перед грудью и двигать кистями вверх- вниз.

– Как называется песенка жука? 
Вспомним жужжалочку: 
Не жужжу, когда лежу, 
Не жужжу, когда сижу, 
Не жужжу, когда тружусь, 
А жужжу, когда кружусь. 

– Какие еще жужжалочки вы знаете?

(Ребята вспоминают и рассказывают, выученные на предыдущих занятиях жужжалочки) 

-А теперь я буду называть слова со звуками [ж] и [ш]. если вы услышите звук [ж]- исполните песенку жука, а со звуком [ш]- песенку змеи. Сначала упражнение выполняют девочки, затем мальчики.

-Карандаш, ежи, малыши, живут, шея, нужен, ужин, черепашка, чебурашка, лягушка, душ, Шапокляк.

Детям, которые допустили ошибки, воспитатель предлагает выполнить задание еще раз.

-Ребята, книжица- это большая книга?

-Как можно сказать про очень большую и толстую книгу?

Физминутка «Как живёшь».

- Выполняем  движения согласно тексту.

Как живёшь - Вот так (показать большие пальцы рук)

Как плывёшь - Вот так (движения, имитирующие плавание)

Как бежишь - Вот так (бег на месте)

Вдаль глядишь – Вот так (правая рука на уровне лба)

Ждёшь обед – Вот так (правую руку под щёку)

Машешь вслед – Вот так (помахать)

Утром спишь – Вот так (руки сложить под щёку ,наклон головы вправо)

Как шалишь – Вот так ( надуть щёки и кулачками нажать на них)

-Дети, посмотрите, какой ослик пришел к нам в гости. А вы знаете, почему у него длинные уши? Сейчас узнаете. Послушайте сказку «Про ослика» Р.Х.Фаркади. Если это сказка, то в ней может быть что-то и не так, как в жизни, но зато очень занимательно.

    У ослика

    Был день рождения.

    И он принимал поздравления.

    Барбос ему сена принес,

    Коза подарила овес.

    Вошли торопливо барашки.

    Они принесли две ромашки.

    Тянули осленка за ушки

    Лошадки, овечки и хрюшки.

    И ушки росли-подрастали

    И к вечеру длинными стали.

Воспитатель сначала сам, затем просит детей прочитать последнюю строку так, чтобы сразу почувствовалось, какой длины стали уши у ослика «Дли-и-и-инными стали» (хоровое и индивидуальные повторения).

  Затем воспитатель повторяет строчки: «Тянули осленка за ушки лошадки, овечки и хрюшки».

- Здесь есть три слова со звуком ш .

    Педагог ставит на свой стол три пирамидки одинакового цвета и одну – другого цвета.

- Назовите слова со звуком ш.

 По мере называния слов убирает одну за другой три пирамидки.

Ребята, на столе осталась еще  одна пирамидка. В сказке про ослика  есть еще одно слово со звуком [ж] . Послушайте (читает первые две строчки).    

     У ослика

    Был день рождения.

-Какое это слово? Выделите голосом звук [ж].

Наш язычок захотел поиграть с нашим горлышком (голосочком)

    Далее педагог несколько раз произносит первую строчку потешки «Пошел котик на торжок», меняя логическое ударение:

-Пошел котик на торжок. 

Пошел котик на торжок.

Пошел котик на торжок ».

 -Назовите слова, которые я выделила голосом.   

-Кто нам напомнит, какие звуки мы учились различать сегодня?

-Жука

-Змеи

Дети выполняют движения

-Жужжалочка

-Жук, жук, пожужжи 
Где, ты прячешься, скажи? 
-
Жу-жу-жу, жу-жу-жу, 
Я на дереве сижу. 

Дети выполняют  упражнение

-Не очень большая, может, совсем маленькая.

-Книжища.

-

-Дли-и-и-инными стали (хоровое и индивидуальные повторения).

-Ушки, лошадки, хрюшки.

-Рождение  

   Ж-ж-ж

-Котик

- Пошел

-Торжок

Сегодня мы различали звуки [ж] и [ш].

физкультминутка

Игра с

мячом.

Я иду, и ты …

Я пою, и ты…

Я несу, и ты…

Я беру, и ты…

Я веду, и ты…

Я плыву, и ты…

Я лечу, и ты…

Я стою, и ты.

Я бегу, и ты…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ц»

Конспекторганизованной образовательной деятельностипо речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ц»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе. "О работе людей в авиации".

Конспект непосредственно образовательной деятелтьности по речевому развитию в старшей группе. " О работе людей в авиации"....