Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе. Звуковая культура речи: работа со звуками ш- ж.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Автоматизация звуков [ш], [ж] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш], [ж].
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_neposredstvenno_obrazovatelnoy_deyatelnosti.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по речевому развитию в старшей группе.
Звуковая культура речи: работа со звуками ш- ж.
Цель.
Учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж – ш, упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш ; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж – ш в словах; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.
Методы и приемы: словесный: артикуляционная гимнастика, загадка, стихотворение Р. Х. Фархади «Про ослика», потешка; игровой: физкультминутка.
Предварительная работа:
Дидактические игры: «Угадай, кто жужжит», «Скажи что-нибудь о картине»; упражнение «Слушай внимательно»,игровое упражнение «Кто в домике живет», проговаривание чистоговорок, скороговорок, чтение загадок, стихов, разучивание «жужжалочек».
Материал к занятию: картинки, в названии которых есть звуки [ж] и [ш], картинка с изображением ослика, кубики (3 –зеленых, 1- желтый).
Ход занятия
Воспитатель | Дети |
Жил- был веселый язычок в своем домике. Догадайтесь, что это за домик. В домике этом Красные двери, Рядом с дверями Белые звери. Любят зверюшки Конфеты и плюшки. Догадались? Этот домик- рот. Двери в домике то открываются, то закрываются (рот закрыт, открыт). Непоседливый язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из Домика погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке(язык «лопаткой на нижней губе»), поиграть в «футбол» (рот закрыт, упирать язык попеременно в правую и в левую щеку по 3 сек.) - Ребята, а сейчас язычок хочет поиграть со своими друзьями- зубками. Кто вспомнит, чья это песенка? Ж- ж- ж Ш- ш- ш -Услышав звук [ш] вы должны показать рукой так (зигзагообразное движение), так ползет змея, звук [ж]- поставить руки перед грудью и двигать кистями вверх- вниз. – Как называется песенка жука? (Ребята вспоминают и рассказывают, выученные на предыдущих занятиях жужжалочки) -А теперь я буду называть слова со звуками [ж] и [ш]. если вы услышите звук [ж]- исполните песенку жука, а со звуком [ш]- песенку змеи. Сначала упражнение выполняют девочки, затем мальчики. -Карандаш, ежи, малыши, живут, шея, нужен, ужин, черепашка, чебурашка, лягушка, душ, Шапокляк. Детям, которые допустили ошибки, воспитатель предлагает выполнить задание еще раз. -Ребята, книжица- это большая книга? -Как можно сказать про очень большую и толстую книгу? Физминутка «Как живёшь». - Выполняем движения согласно тексту. Как живёшь - Вот так (показать большие пальцы рук) Как плывёшь - Вот так (движения, имитирующие плавание) Как бежишь - Вот так (бег на месте) Вдаль глядишь – Вот так (правая рука на уровне лба) Ждёшь обед – Вот так (правую руку под щёку) Машешь вслед – Вот так (помахать) Утром спишь – Вот так (руки сложить под щёку ,наклон головы вправо) Как шалишь – Вот так ( надуть щёки и кулачками нажать на них) -Дети, посмотрите, какой ослик пришел к нам в гости. А вы знаете, почему у него длинные уши? Сейчас узнаете. Послушайте сказку «Про ослика» Р.Х.Фаркади. Если это сказка, то в ней может быть что-то и не так, как в жизни, но зато очень занимательно. У ослика Был день рождения. И он принимал поздравления. Барбос ему сена принес, Коза подарила овес. Вошли торопливо барашки. Они принесли две ромашки. Тянули осленка за ушки Лошадки, овечки и хрюшки. И ушки росли-подрастали И к вечеру длинными стали. Воспитатель сначала сам, затем просит детей прочитать последнюю строку так, чтобы сразу почувствовалось, какой длины стали уши у ослика «Дли-и-и-инными стали» (хоровое и индивидуальные повторения). Затем воспитатель повторяет строчки: «Тянули осленка за ушки лошадки, овечки и хрюшки». - Здесь есть три слова со звуком ш . Педагог ставит на свой стол три пирамидки одинакового цвета и одну – другого цвета. - Назовите слова со звуком ш. По мере называния слов убирает одну за другой три пирамидки. Ребята, на столе осталась еще одна пирамидка. В сказке про ослика есть еще одно слово со звуком [ж] . Послушайте (читает первые две строчки). У ослика Был день рождения. -Какое это слово? Выделите голосом звук [ж]. Наш язычок захотел поиграть с нашим горлышком (голосочком) Далее педагог несколько раз произносит первую строчку потешки «Пошел котик на торжок», меняя логическое ударение: -Пошел котик на торжок. Пошел котик на торжок. Пошел котик на торжок ». -Назовите слова, которые я выделила голосом. -Кто нам напомнит, какие звуки мы учились различать сегодня? | -Жука -Змеи Дети выполняют движения -Жужжалочка -Жук, жук, пожужжи Дети выполняют упражнение -Не очень большая, может, совсем маленькая. -Книжища. - -Дли-и-и-инными стали (хоровое и индивидуальные повторения). -Ушки, лошадки, хрюшки. -Рождение Ж-ж-ж -Котик - Пошел -Торжок Сегодня мы различали звуки [ж] и [ш]. |
физкультминутка
Игра с
мячом.
Я иду, и ты …
Я пою, и ты…
Я несу, и ты…
Я беру, и ты…
Я веду, и ты…
Я плыву, и ты…
Я лечу, и ты…
Я стою, и ты.
Я бегу, и ты…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ц»
Данный конспект предназначен для воспитателей...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект НОД для старшей руппы...
КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по музыкальному развитию в старшей группе Тема: «Как Зимушка-Зима свои звуки потеряла»
Занятие с мспользованием римосхем....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: продолжать расширять знания детей о многообразии профессий....
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ц»
Конспекторганизованной образовательной деятельностипо речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ц»...
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков л — р»
упражнять детей в различении звуков л — р в словах, фразовой речи...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе. "О работе людей в авиации".
Конспект непосредственно образовательной деятелтьности по речевому развитию в старшей группе. " О работе людей в авиации"....