Конспект занятия в старшей группе "Путешествие по страницам книг С.Я. Маршака"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Формирование познавательного интереса к литературе, к произведениям С.Я. Маршака.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_marshak_puteshestvie.docx28.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  в старшей группе

 «Путешествие по страницам книг С.Я.Маршака»

Цель:

  • Формирование познавательного интереса к литературе, к произведениям С. Я. Маршака.

Задачи:

  • Обобщать знания детей о писателе и его произведениях;
  • Формировать умение читать стихотворения, совершенствовать умение отгадывать загадки;
  • Развивать память, внимание, связную речь, логическое мышление, интонационную выразительность речи; слуховое внимание;
  • Формировать инициативность, активность, навыки сотрудничества;
  • Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, чувствовать и понимать образный язык сказок, пьес, рассказов, стихов;
  • Воспитывать у детей умение выступать перед зрителями, развивать коммуникативные навыки, формировать доброжелательное отношение друг к другу.

Предварительная работа:

  • подбор книг  в группе по творчеству С.Я. Маршака;
  • чтение произведений С.Я. Маршака;
  • оформление выставки рисунков по творчеству С.Я. Маршака;
  • заучивание отрывков из его произведений, стихов.

Оборудование и материалы:

  • выставка книг С. Я. Маршака;
  • портрет писателя;
  • ноутбук, презентация;
  • все необходимое для изготовления стенгазеты по произведениям С.Я. Маршака (ватман, клей, ножницы, рисунки детей к произведениям писателя, отрывки произведений, распечатанные на небольшие карточки, салфетки).

Ход.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите на наш экран. Кто изображен на портрете? (На экране слайд с портретом С.Я. Маршака.)

(Ответы детей).

Воспитатель: - Правильно! Это великий детский писатель С.Я. Маршак. Он прожил очень хорошую жизнь и сделал очень много для детей. Его книги знаете вы, знают ваши мамы, папы и даже бабушки и дедушки. С детства всем известны его стихи. Ребята, а какие произведения С.Я. Маршака знаете вы? (Ответы детей).

Воспитатель: - И сегодня я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие в страну сказок и стихов С.Я.Маршака. Мы с вами будем вспоминать, и читать добрые, весёлые произведения этого замечательного писателя. Все готовы? (Ответы детей). Мы отправляемся!

И первая наша станция «Писательская». 

(Взрослый рассказывает биографию писателя (на экране слайды), дети читают отрывки из его произведений, на экране иллюстрации к произведениям, отрывки которых читают дети)

Воспитатель.

Этот писатель родился 3 ноября много лет тому назад. Папа Самуила был простым рабочим и работал на заводе. Мама занималась воспитанием детей, потому что в семье маленького мальчика было несколько братиков и сестричек. Талант к написанию стихов проснулся у Самуила еще в детстве. Он начал сочинять стихи, когда ему было столько же лет, сколько и вам, и он еще даже не умел писать. Когда Самуил вырос, то пошел учиться в гимназию. Он учился очень хорошо и получал много пятерок.

Его семья много переезжала, но мальчик всегда старался хорошо учиться. А когда он вырос, то поехал получать профессию в другую страну – в Англию. Там, в Англии, Маршак сделал очень важное для себя открытие. Он понял, что переводить на русский язык чужие стихи не менее увлекательно, чем сочинять свои собственные. И он стал переводить стихотворения английских поэтов. Например, именно благодаря Маршаку мы с вами знаем много стихотворений иностранных писателей, например, «Дом, который построил Джек»: 

Вот дом,
Который построил Джек.

А это пшеница,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.

А это весёлая птица-синица,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.

Вот кот,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.

Вот пёс без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.

А это корова безрогая,
Лягнувшая старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.

А это старушка, седая и строгая,
Которая доит корову безрогую,
Лягнувшую старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.

А это ленивый и толстый пастух,
Который бранится с коровницей строгою,
Которая доит корову безрогую,
Лягнувшую старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.

Вот два петуха,
Которые будят того пастуха,
Который бранится с коровницей строгою,
Которая доит корову безрогую,
Лягнувшую старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.

И всем известную дразнилку «Робин-Бобин»

(Даниил П. читает стихотворение «Робин-Бобин»)

Робин-Бобин
Кое-как
Подкрепился
Натощак:
Съел теленка
Утром рано,
Двух овечек
И барана,
Съел корову
Целиком.
И прилавок
С мясником,
Сотню жаворонков в тесте,
И коня с телегой вместе,
Пять церквей и колоколен -
Да еще и недоволен!

Воспитатель.

 Потом Самуил Яковлевич вернулся в Россию и стал жить в Краснодаре. Там он основал «Детский городок», где были библиотеки, мастерские. Туда ходили дети. Они там играли, смеялись, ставили представления, смотрели разные спектакли, детям там было очень весело. А сам Самуил Яковлевич Маршак писал для них разные истории. Поучительные и смешные были его рассказы. Героями в этих историях были и дети, и животные, и насекомые…
Самуил Яковлевич всегда в своих произведениях хотел передать детям что-то хорошее и доброе, научить, как надо правильно поступать. Все дети, как он считал, должны быть хорошо воспитаны, вежливы, аккуратны, внимательны. А те детки, которые не соблюдают правила, даже становятся смешными. Вот одну такую историю про рассеянного человека однажды и сочинил Самуил Яковлевич Маршак. Она так и называется «Вот какой рассеянный».
 

( Ребенок читает стихотворение «Вот какой рассеянный» (отрывок).
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Очень интересно рассказали и эмоционально прочитали стихи. А мы снова отправляемся в путь! Следующая станция «Отгадай-ка».

(Педагог загадывает загадки, если отгадали правильно, на экране появляется картинка-отгадка).

Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, что С.Я.Маршак придумывал для таких детей как вы различные загадки. Давайте попробуем их отгадать:

    1.Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не иду,

Покуда он идет. (Дождь  Слайд 3)

     2.Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И седелка на носу? (Очки  Слайд 4)

3.Принялась она за дело,

Завизжала и запела.

Ела, ела

Дуб, дуб,

Поломала

Зуб, зуб. ( Пила Слайд 5)

4.Держусь я только на ходу,

А если стану, упаду. ( Велосипед Слайд 6)

5.Мы ходим ночью,

Ходим днем,

Но никуда

Мы не уйдем.

Мы бьем исправно

Каждый час.

А вы, друзья,

Не бейте нас! (Часы Слайд 7)

6.Бьют его рукой и палкой.

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут! (Мяч Слайд 8)

     7.Всегда шагаем мы вдвоем,
    Похожие, как братья.
    Мы за обедом — под столом,
    А ночью — под кроватью.            (
Сапоги)

      8.Из темницы сто сестер
   Выпускают на простор,
   Осторожно их берут,
   Головой о стенку трут,
   Чиркнут ловко раз и два —
   Загорится голова.            (
Спички)

 

Воспитатель: - Продолжаем наше путешествие! Станция «Играй-ка».

Физкультминутка. 

Мой веселый звонкий мяч

Ты куда помчался вскачь (прыжки на 2 ногах)?

Желтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой (прыжки поочередно на правой и левой ноге)

Я тебя ладонью хлопал (хлопки в ладоши)

Ты скакал и громко топал (топанье ногами).

Воспитатель: - Ребята, что это за звук? (Ответы детей).

- А где обедал воробей? (В зоопарке у зверей!)

- А вы хотите побывать в зоопарке? (Да).

- Тогда поехали!

Станция «Зоопарк».

Семен  читает стихотворение С.Я.Маршака «Дали туфельку слону»:

Дали туфельки слону.

Взял он туфельку одну

И сказал: - Нужны пошире,

И не две, а все четыре!

 

Арина и Таня читают стихотворение С.Я.Маршака  «Обезьяна»:

Приплыл по океану
Из Африки матрос,
Малютку-обезьяну
В подарок нам привез.

Сидит она, тоскуя,
Весь вечер напролет
И песенку такую
По-своему поет:

"На дальнем жарком юге,
На пальмах и кустах,
Визжат мои подруги,
Качаясь на хвостах.

Чудесные бананы
На родине моей.
Живут там обезьяны
И нет совсем людей".

Вера читает стихотворение С.Я.Маршака  «Где обедал, воробей?»:

Где обедал, воробей?
В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва
За решеткою у льва.

Подкрепился у лисицы.
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона.
С журавлем поел пшена.

Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.

(Общение с детьми по содержанию стихотворения, и в это время появляются на экране картинки животных из произведения).

Воспитатель: А мы продолжаем наше путешествие и впереди станция «Творческая».

 Воспитатель: - Ребята, а сейчас я предлагаю вам проявить своё творчество и создать стенгазету по произведениям С.Я.Маршака. (Дети вырезают и наклеивают рисунки на ватман, с помощью педагога подбирают текст к рисунку и тоже наклеивают; придумывают название).

Воспитатель: - Понравилось вам, ребята, наше путешествие? (ответы детей) За такие чудесные стихотворения и сказки надо сказать спасибо Самуилу Яковлевичу Маршаку. Все это написал он. А вам, ребята, спасибо за то, что вы сегодня и рассказывали и показывали некоторые его произведения. Молодцы! А в завершении, я хочу всем прочитать пожелание С.Я. Маршака.

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье

Оно для дальнего пути –

Главнейшее условие.

Пусть в каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего,

А всё хорошее, друзья,

Даётся нам недёшево.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе Тема : « По страницам КРАСНОЙ КНИГИ»

Занятие направлено на изучение флоры и фауны России....

Занятие путешествие по страницам книг С.Я. Маршака

Закрепить знания о жизни и творчестве С.Я. Маршака....

Конспект НОД по развитию речи "По страницам произведения С. Я. Маршака

МБДОУ «Детский сад №2 «Сибирячок»Конспект НОД по развитию речи «По страницам произведений С. Я. Маршака»Подготовила: воспитатель Матюнина А. С.Тема: «Пу...

Образовательное мероприятие "Путешествие по страницам книг С.Я.Маршака"

Для воспитанников подготовительной к школе группе (6 - 7 лет)....

Брейн ринг "По страницам книг С. Я. Маршака"

Материал будет полезен для воспитателей старших и подготовительных групп...

Конспект занятия в старшей группе « По страницам телепередач « Промышленность города Новокуйбышевска и Самарского края»

Цель: расширить  знания  и  представления  детей  о промышленности  города  Новокуйбышевска  и Самарской  области.Задачи: - обогатить  знания  де...