Конспект занятия в старшей группе "Путешествие по страницам книг С.Я. Маршака"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Формирование познавательного интереса к литературе, к произведениям С.Я. Маршака.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_marshak_puteshestvie.docx | 28.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе
«Путешествие по страницам книг С.Я.Маршака»
Цель:
- Формирование познавательного интереса к литературе, к произведениям С. Я. Маршака.
Задачи:
- Обобщать знания детей о писателе и его произведениях;
- Формировать умение читать стихотворения, совершенствовать умение отгадывать загадки;
- Развивать память, внимание, связную речь, логическое мышление, интонационную выразительность речи; слуховое внимание;
- Формировать инициативность, активность, навыки сотрудничества;
- Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, чувствовать и понимать образный язык сказок, пьес, рассказов, стихов;
- Воспитывать у детей умение выступать перед зрителями, развивать коммуникативные навыки, формировать доброжелательное отношение друг к другу.
Предварительная работа:
- подбор книг в группе по творчеству С.Я. Маршака;
- чтение произведений С.Я. Маршака;
- оформление выставки рисунков по творчеству С.Я. Маршака;
- заучивание отрывков из его произведений, стихов.
Оборудование и материалы:
- выставка книг С. Я. Маршака;
- портрет писателя;
- ноутбук, презентация;
- все необходимое для изготовления стенгазеты по произведениям С.Я. Маршака (ватман, клей, ножницы, рисунки детей к произведениям писателя, отрывки произведений, распечатанные на небольшие карточки, салфетки).
Ход.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите на наш экран. Кто изображен на портрете? (На экране слайд с портретом С.Я. Маршака.)
(Ответы детей).
Воспитатель: - Правильно! Это великий детский писатель С.Я. Маршак. Он прожил очень хорошую жизнь и сделал очень много для детей. Его книги знаете вы, знают ваши мамы, папы и даже бабушки и дедушки. С детства всем известны его стихи. Ребята, а какие произведения С.Я. Маршака знаете вы? (Ответы детей).
Воспитатель: - И сегодня я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие в страну сказок и стихов С.Я.Маршака. Мы с вами будем вспоминать, и читать добрые, весёлые произведения этого замечательного писателя. Все готовы? (Ответы детей). Мы отправляемся!
И первая наша станция «Писательская».
(Взрослый рассказывает биографию писателя (на экране слайды), дети читают отрывки из его произведений, на экране иллюстрации к произведениям, отрывки которых читают дети)
Воспитатель.
Этот писатель родился 3 ноября много лет тому назад. Папа Самуила был простым рабочим и работал на заводе. Мама занималась воспитанием детей, потому что в семье маленького мальчика было несколько братиков и сестричек. Талант к написанию стихов проснулся у Самуила еще в детстве. Он начал сочинять стихи, когда ему было столько же лет, сколько и вам, и он еще даже не умел писать. Когда Самуил вырос, то пошел учиться в гимназию. Он учился очень хорошо и получал много пятерок.
Его семья много переезжала, но мальчик всегда старался хорошо учиться. А когда он вырос, то поехал получать профессию в другую страну – в Англию. Там, в Англии, Маршак сделал очень важное для себя открытие. Он понял, что переводить на русский язык чужие стихи не менее увлекательно, чем сочинять свои собственные. И он стал переводить стихотворения английских поэтов. Например, именно благодаря Маршаку мы с вами знаем много стихотворений иностранных писателей, например, «Дом, который построил Джек»:
Вот дом,
Который построил Джек.
А это пшеница,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.
А это весёлая птица-синица,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.
Вот кот,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.
Вот пёс без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.
А это корова безрогая,
Лягнувшая старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.
А это старушка, седая и строгая,
Которая доит корову безрогую,
Лягнувшую старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.
А это ленивый и толстый пастух,
Который бранится с коровницей строгою,
Которая доит корову безрогую,
Лягнувшую старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.
Вот два петуха,
Которые будят того пастуха,
Который бранится с коровницей строгою,
Которая доит корову безрогую,
Лягнувшую старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.
И всем известную дразнилку «Робин-Бобин»
(Даниил П. читает стихотворение «Робин-Бобин»)
Робин-Бобин
Кое-как
Подкрепился
Натощак:
Съел теленка
Утром рано,
Двух овечек
И барана,
Съел корову
Целиком.
И прилавок
С мясником,
Сотню жаворонков в тесте,
И коня с телегой вместе,
Пять церквей и колоколен -
Да еще и недоволен!
Воспитатель.
Потом Самуил Яковлевич вернулся в Россию и стал жить в Краснодаре. Там он основал «Детский городок», где были библиотеки, мастерские. Туда ходили дети. Они там играли, смеялись, ставили представления, смотрели разные спектакли, детям там было очень весело. А сам Самуил Яковлевич Маршак писал для них разные истории. Поучительные и смешные были его рассказы. Героями в этих историях были и дети, и животные, и насекомые…
Самуил Яковлевич всегда в своих произведениях хотел передать детям что-то хорошее и доброе, научить, как надо правильно поступать. Все дети, как он считал, должны быть хорошо воспитаны, вежливы, аккуратны, внимательны. А те детки, которые не соблюдают правила, даже становятся смешными. Вот одну такую историю про рассеянного человека однажды и сочинил Самуил Яковлевич Маршак. Она так и называется «Вот какой рассеянный».
( Ребенок читает стихотворение «Вот какой рассеянный» (отрывок).
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Очень интересно рассказали и эмоционально прочитали стихи. А мы снова отправляемся в путь! Следующая станция «Отгадай-ка».
(Педагог загадывает загадки, если отгадали правильно, на экране появляется картинка-отгадка).
Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, что С.Я.Маршак придумывал для таких детей как вы различные загадки. Давайте попробуем их отгадать:
1.Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет. (Дождь Слайд 3)
2.Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И седелка на носу? (Очки Слайд 4)
3.Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела
Дуб, дуб,
Поломала
Зуб, зуб. ( Пила Слайд 5)
4.Держусь я только на ходу,
А если стану, упаду. ( Велосипед Слайд 6)
5.Мы ходим ночью,
Ходим днем,
Но никуда
Мы не уйдем.
Мы бьем исправно
Каждый час.
А вы, друзья,
Не бейте нас! (Часы Слайд 7)
6.Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут! (Мяч Слайд 8)
7.Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья.
Мы за обедом — под столом,
А ночью — под кроватью. (Сапоги)
8.Из темницы сто сестер
Выпускают на простор,
Осторожно их берут,
Головой о стенку трут,
Чиркнут ловко раз и два —
Загорится голова. (Спички)
Воспитатель: - Продолжаем наше путешествие! Станция «Играй-ка».
Физкультминутка.
Мой веселый звонкий мяч
Ты куда помчался вскачь (прыжки на 2 ногах)?
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой (прыжки поочередно на правой и левой ноге)
Я тебя ладонью хлопал (хлопки в ладоши)
Ты скакал и громко топал (топанье ногами).
Воспитатель: - Ребята, что это за звук? (Ответы детей).
- А где обедал воробей? (В зоопарке у зверей!)
- А вы хотите побывать в зоопарке? (Да).
- Тогда поехали!
Станция «Зоопарк».
Семен читает стихотворение С.Я.Маршака «Дали туфельку слону»:
Дали туфельки слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: - Нужны пошире,
И не две, а все четыре!
Арина и Таня читают стихотворение С.Я.Маршака «Обезьяна»:
Приплыл по океану
Из Африки матрос,
Малютку-обезьяну
В подарок нам привез.
Сидит она, тоскуя,
Весь вечер напролет
И песенку такую
По-своему поет:
"На дальнем жарком юге,
На пальмах и кустах,
Визжат мои подруги,
Качаясь на хвостах.
Чудесные бананы
На родине моей.
Живут там обезьяны
И нет совсем людей".
Вера читает стихотворение С.Я.Маршака «Где обедал, воробей?»:
Где обедал, воробей?
В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва
За решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы.
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона.
С журавлем поел пшена.
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.
(Общение с детьми по содержанию стихотворения, и в это время появляются на экране картинки животных из произведения).
Воспитатель: А мы продолжаем наше путешествие и впереди станция «Творческая».
Воспитатель: - Ребята, а сейчас я предлагаю вам проявить своё творчество и создать стенгазету по произведениям С.Я.Маршака. (Дети вырезают и наклеивают рисунки на ватман, с помощью педагога подбирают текст к рисунку и тоже наклеивают; придумывают название).
Воспитатель: - Понравилось вам, ребята, наше путешествие? (ответы детей) За такие чудесные стихотворения и сказки надо сказать спасибо Самуилу Яковлевичу Маршаку. Все это написал он. А вам, ребята, спасибо за то, что вы сегодня и рассказывали и показывали некоторые его произведения. Молодцы! А в завершении, я хочу всем прочитать пожелание С.Я. Маршака.
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условие.
Пусть в каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего,
А всё хорошее, друзья,
Даётся нам недёшево.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по ознакомлению с природой "Страницы Красной книги" Тема: "Растения Красной книги"(старшая группа)
Тема: " Растения Красной книги"...
Конспект занятия в старшей группе Тема : « По страницам КРАСНОЙ КНИГИ»
Занятие направлено на изучение флоры и фауны России....
Занятие путешествие по страницам книг С.Я. Маршака
Закрепить знания о жизни и творчестве С.Я. Маршака....
Конспект НОД по развитию речи "По страницам произведения С. Я. Маршака
МБДОУ «Детский сад №2 «Сибирячок»Конспект НОД по развитию речи «По страницам произведений С. Я. Маршака»Подготовила: воспитатель Матюнина А. С.Тема: «Пу...
Образовательное мероприятие "Путешествие по страницам книг С.Я.Маршака"
Для воспитанников подготовительной к школе группе (6 - 7 лет)....
Брейн ринг "По страницам книг С. Я. Маршака"
Материал будет полезен для воспитателей старших и подготовительных групп...
Конспект занятия в старшей группе « По страницам телепередач « Промышленность города Новокуйбышевска и Самарского края»
Цель: расширить знания и представления детей о промышленности города Новокуйбышевска и Самарской области.Задачи: - обогатить знания де...