Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе.
Тема: «Москва – столица нашей Родины»
Цель: Формирование представлений детей о столице России – городе Москве.
Задачи:
1. Сформировать представления детей о Москве, как о главном городе нашей страны, научить находить Москву на карте России.
2.Сформировать представления о достопримечательностях исторического центра столицы: Кремль, Красная площадь, Царь-пушка, Царь-колокол.
3.Уточнить представления о понятиях: «столица», «герб».
4.Содействовать развитию чувства гражданина большой страны.
Предварительная работа: беседы о Родине, оформление выставки «Наша Родина», заучивание стихотворений, пословиц, проведение индивидуальных исследований о Москве.
Материал: карта России, значок, плакат с картинками о Родине(фото г. Спасска Дальнего, природа, флаг России, фото семьи);плакат с фотографиями о Москве; виды Москвы крупного плана, музыка.
Словарная работа: звонарь, парадная, орнамент, пушкарь, литейщики.
Ход занятия:
Игра: «Здравствуй, друг».
Ребята, я приглашаю вас посмотреть на доску. Назовите, предметы, объекты, которые вы видите .Скажите, что их объединяет? (Наш город, дом, флаг, природа-это наша Родина).
Стихотворение В. Степанова «Родные просторы»
Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна
И поймем тогда какая
Наша Родина большая
Необъятная страна!
Посмотрите на следующий плакат.(Фото Москвы)
-Это виды города. Догадались, какого?(Это Москва).
-Вы хотите узнать о Москве что-то новое, интересное? Как мы это можем сделать? (Почитать в книге, узнать в интернете и т. д.)
-Я вам предлагаю совершить экскурсию по Москве, согласны?
Но для того, чтобы нам попасть в Москву, нужно знать, где она находится? Что нам поможет? (Карта)
-Кто может показать на карте, где живём мы?
Находится Москва между двух рек: Оки и Волги, на обоих берегах реки Москвы. (Ставим значок)Теперь мы знаем какой дальний путь нам предстоит, нужно пересечь всю Россию. Как же нам добраться до Москвы.
-А есть ли герб у нашей столицы? Найдите его.
-Кто изображен на гербе?(Воин-Георгий Победоносец). Как вы думаете, почему? (Ответы детей).Кого ещё вы видите? (Змея). Что змей обозначает? (Враг – злой и страшный Что общего у всех гербов? (Щит-это защита)..Забираем в конверт значок герба.
-Мы летим в столицу нашей Родины, главный город. государства. –А что вы знаете о Москве ?
Он самый большой и красивый! Его дома, дворцы, памятники строили самые лучшие архитекторы. В Москве много улиц, площадей, и мы совершаем посадку на главной площади города.(Дети встают и подходят к стенду)Начинаем экскурсию с площади.
-Знаете, как она называется? Почему её назвали «Красная»? (Ответы детей)
– Красная площадь, а значит красивая, главная, почётная. Когда –то давно разбойники совершали набеги на русские города, грабили земли. А после победы московского войска, по приказу царя Ивана Грозного, на площади выстроили Покровский собор (Презентация). Расписали его «травами и цветами», был он очень красивым, что и площадь перед ним народ назвал Красной-прекрасной Тогда на ней стояли торговые ряды, но потом площадь
стала парадной. Здесь проходят праздничные парады, салюты, выступления знаменитых артистов.
Смотрите, ребята, и здесь 2 значка, кладём их в конверт.
-Продолжаем нашу экскурсию, хотите ? Мы находимся в историческом центре Москвы – у Кремлевской стены..
-Что такое Кремль ? (Ответы детей)
Кремль – это огороженное место, крепость, которую люди строили в старину, защищая себя от врагов и диких животных. Стены Кремля высокие, зубцы на стенах похожи на хвосты ласточек.
- Ребята, как вы думаете, служит ли сейчас Кремлёвская стена – крепостью?(Нет). Сейчас Кремль украшение города, крупнейший в мире музей. .
Московский Кремль-великий свидетель истории. Его красоту воспевали поэты и композиторы, ему посвящали свои произведения и труды писатели и ученые.
Кремлевская стена соединяет башни, их 20. Все они имеют своё название и назначение. 5 башен Кремля украшают рубиновые звёзды. Ни в одной стране мира нет такой красоты!
Главная башня Кремля – Спасская.(детская презентация) Что мы видим на ней? (Башенные часы с золотыми цифрами – это Куранты ) –Чем они знамениты? (.Бой этих часов мы слышим по радио, по телевизору.) Народ любил и почитал Спасскую башню, когда старинные куранты начинали играть, все на площади снимали шапки.(Забираем 2 значка)
Через главный вход в Спасской башне мы попадаем в Кремль, и здесь на Ивановской площади мы видим старинные памятники архитектуры. Назовите, что это? (Царь-пушка, Царь-колокол.)
-Что вы знаете о них, расскажите.(Детские исследования)
Колокол отливали колокольных дел мастера Иван и Михаил. Выбрали место в Кремле на Ивановской площади и отлили бронзовый колокол, какого ещё ни когда не было. Удивительно большой колокол украшал орнамент: растения, фигуры людей. Но однажды Кремль охватил пожар, и во время тушения огня , колокол треснул и от него отвалился огромный кусок. Так и не сбылась мечта мастеров позвонить в этот прекрасный колокол.
Не далеко от колокола на Ивановской площади стоит Царь –пушка. Больше её нет во всём мире.. Пушка бронзовая, ствол украшен орнаментом, предназначалась для защиты Красной площади, стрелять должна была
огромными камнями. Чтобы зарядить пушку требовались сутки. Назвали её Царь-пушкой из-за её больших размеров. Ядра, которые лежат рядом с пушкой, не боевые, их не смог бы поднять ни один воин, потому что весят они целую тонну каждое. Ядра показывают насколько велик диаметр ствола. Пушка произвела всего один выстрел.
В Москве ещё много интересного . (детские презентации)
-Вам понравилась экскурсия по Москве? Вам было интересно? Занимайте свои места, мы возвращаемся в свой родной город.