Открытое занятие по образовательной области «Познание (формирование целостной картины мира)» Тема: «Москва – столица нашей Родины»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Гурина Ольга Геннадиевна

Занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста. Цели занятия: 1.Продолжать знакомить детей с главным городом России – Москвой.

2. Формировать у детей представления об истории возникновения Москвы.

3.Обобщить и расширить знания о достопримечательностях города, учить узнавать их по иллюстрациям.

4. Познакомить со стихами, закрепить знание пословиц и поговорок о  Москве.

5. Воспитывать патриотические чувства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moskva5.docx24.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 1 муниципального образования Кавказский район

_______________________________________________

ГУРИНА О.Г.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание»

(Формирование целостной картины мира)

Тема: «Москва – столица нашей Родины»

2013г.

Открытое занятие по образовательной области «Познание (формирование целостной картины мира)»

Тема: «Москва – столица нашей Родины»

Старшая группа

Цель:

1.Продолжать знакомить детей с главным городом России – Москвой.

2. Формировать у детей представления об истории возникновения Москвы.

3.Обобщить и расширить знания о достопримечательностях города, учить узнавать их по иллюстрациям.

4. Познакомить со стихами, закрепить знание пословиц и поговорок о  Москве.

5. Воспитывать патриотические чувства.

Предварительная работа:

1. Ознакомление  с картой России.

2. Беседы о Москве.

3. Рассматривание иллюстраций и фотографий о Москве.

4.Чтение рассказов, разучивание стихов, пословиц и поговорок о Москве.

Материалы и оборудование: карта России, иллюстрации с видами Москвы: Красная площадь, Спасская башня Кремля,  Покровский собор, Большой театр, Останкинская башня, Царь – пушка, Царь – колокол.

Ход занятия:

Воспитатель:

- В какой стране мы живём?  (В России.) Кто мы? (Россияне.)

Воспитатель вешает карту России, предлагает показать её границы.

- В каждой стране есть главный город – столица. Кто знает, как называется столица России? (Ответы детей.)

- Правильно, Москва.

Воспитатель предлагает ребёнку показать на карте и отметить флажком.

- Как следует называть жителей Москвы? (Москвичи.)

- Москва очень красивый и древний город. Посмотрите, как Москва выглядела в старину.

Воспитатель показывает иллюстрации с видами старинных московских улиц.

- Кто был основателем Москвы? (Юрий Долгорукий.)

- Много лет тому назад на месте Москвы были большие леса, где водились звери; реки, в которых было много рыбы. Здесь стали селиться люди, образовалось много маленьких сёл. И именно князь Юрий Долгорукий решил объединить эти сёла. Так появилась Москва.

Воспитатель показывает детям иллюстрации с видами современной Москвы.

- А это современная Москва. В Москву приезжают люди со всех концов света полюбоваться её красотами. Вот и мы с вами совершим сегодня экскурсию по Москве, познакомимся с её достопримечательностями. Достопримечательности – это то, что отличает один город от другого, то, что запоминается гостям больше всего. (Воспитатель рассказывает о достопримечательностях и показывает иллюстрации.)  Начинается Москва, как известно от Кремля. Кремль находится на самой главной площади. Как она называется? (Красная.)

- Почему она так называется? (Потому что она красивая.)  Красная площадь – главная площадь страны, на которой проходят военные парады в праздники. В древние времена на Москву часто нападали враги, и чтобы защититься от них, построили крепость – Кремль. Он был обнесён толстыми стенами, сначала деревянными, потом из белого камня (Москву называли белокаменной), и, наконец, эти стены построили из красного кирпича. В стенах Кремля много башен, каждая имеет своё название. Одну из них вы знаете. Она самая главная. Какая это башня? (Спасская, потому  что на ней часы – куранты. По этим часам сверяет время вся страна.)  В Кремле работает правительство России, которое управляет, руководит жизнью нашей страны. Кто является главой нашего государства? (Президент.) Какие ещё сооружения на Красной площади вы знаете? (Храм Василия Блаженного, памятник Минину и Пожарскому.)

- Мы покидаем Красную площадь и отправляемся дальше. Посмотрите на здание впереди, может кто – нибудь его знает? (Это Большой театр. Здесь зрители слушают оперу и смотрят балет, в которых выступают знаменитые люди.)

- Обратите внимание на высокую башню. (Это телевизионная башня.)

- Верно, ребята, это Останкинская телевизионная башня. Зачем же было создано такое сооружение? Только для красоты? (Ответы детей.) 

Конечно, это и трансляции в эфир программ радио и телепередач для многомиллионной аудитории телезрителей и радиослушателей, это и работа метеорологического центра. А со смотровой площадки Останкинской башни можно увидеть всю Москву.  

- В Москве много красивых храмов, театров, памятников известным россиянам. Но все туристы обязательно спешат увидеть два великолепных памятника (Воспитатель показывает иллюстрации). (Царь – пушка и Царь – колокол.)

- Правильно, ребята. Так уж повелось на Руси, всё самое большое и удивительное называлось словом «царь».  Сначала была изготовлена Царь – пушка. Её отлил из чугуна замечательный русский мастер Андрей Чохов. Царь – пушка всем пушкам пушка! Названа она так потому, что имеет огромный  размер и вес. Она предназначалась для обороны Кремля, но из неё никогда не стреляли.  А огромные ядра, которые лежат рядом, никакого отношения к пушке не имеют. Кто знает, почему? (Потому что из неё должны были стрелять мелкими камнями, кусочками железа.)

-  Верно, ребята. Это артиллерийское орудие относится к так называемым дробовикам, т. е. стреляет «дробом».

А это, ребята, Царь – колокол. Он был изготовлен по приказу русской императрицы Анны Иоанновны. Отлили Царь – колокол русские мастера Иван и Михаил Моторины. А как вы думаете, почему Царь – колокол никогда не звонил? (Однажды в Кремле случился пожар. Мастера, испугавшись, что от огня колокол расплавится, стали его заливать холодной водой. Колокол треснул, и от него отвалился кусок.)

- Верно. Колокол треснул из – за перепада температур. Долго потом колокол лежал в земле. И только через 100 лет его извлекли из ямы и поставили на постамент. Туристы очень любят фотографироваться на фоне этих памятников. О Москве написано много стихов, песен, пословиц и поговорок. А вы, ребята, знаете пословицы и поговорок о Москве?

Дети отвечают по очереди:

- Москва – всем городам мать!

- Кто в Москве не бывал, красоты не видал.

- Москва белокаменная, православная, хлебосольная, златоглавая!

- Москва славится колоколами, калачами, да невестами.

- Верно. Много ещё в Москве всего удивительного, но на этом наша экскурсия завершается.  Когда вы станете постарше, обязательно узнаете обо всех московских памятниках. Но не только за памятники архитектуры любят россияне свою столицу. Каждому русскому  человеку дорога Москва, потому что она главный город нашего государства – России.

Вот какими тёплыми словами говорил Пушкин о Москве:

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе.

Москва…Как много  в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нём отозвалось!

Итог занятия:

Воспитатель предлагает детям по желанию нарисовать башню Кремля, Царь – пушку или  Царь – колокол.

 

Список используемой литературы:

1. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.

2. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

3. Ветохина А.Я., Дмитренко З.С. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010.

4. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. – Волгоград: Учитель, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредсвенно-образовательной деятельности. Образовательная область "Познание"(формирование целостной картины мира). Тема Дары осени.

конспект Непосредственно-образовательной деятельности О.О.Познание(формирование целостной картины мира) составлен в соответствии с ФГТ.В нем дается  интеграция образовательных областей. В результ...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Познание» (формирование целостной картины мира). Тема: «Мой дом, моя улица»

Это занятие было проведено с детьми средней группы. Цели занятия:.1.Продолжать знакомить детей с родным городом.2. Закрепить знание об адресе (название города, улицы, номер дома, квартиры). 3. Ди...

Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область "Познание. Формирование целостной картины мира". Тема: "Дружат люди всей Земли"

Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область "Познание. Формирование целостной картины мира". Тема: "Дружат люди всей Земли"...

Образовательная область «Познание» Формирование целостной картины мира. Тема:"Транспорт"

Цели: расширение представлений о видах машин; изучение правил пешеходов; активизация словаря по теме занятия ( наземный, водный, воздушный, специальный транспорт); воспитание интереса к професси...

Открытое занятие по образовательной области «Познание (формирование целостной картины мира)» Тема: «Так пусть навеки сохранится здесь память светлая о вас!»

Занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста. На основе этого занятия хочется дать детям представления о Великой Отечественной войне, показать на примере конкретных судеб события того в...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Познание» (формирование целостной картины мира). Тема: «Мой дом, моя улица»

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Познание» (формирование целостной картины мира).Тема: «Мой дом, моя улица»Цели:...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы.Образовательная область: Познание (формирование целостной картины мира) тема: «Животные Севера».

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы.Образовательная область: Познание (формирование целостной картины мира)    тема: &l...