Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук «З» и «Зь» (октябрь)
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Астахова Алина Игоревна

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук «З» и «Зь»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

                         

Конспект НОД по развитию речи в средней группе.

Тема: «Звуковая культура речи: звук «З» и «Зь»

Цель: Упражнять детей в произношении изолированного звука «З» (в слогах, словах); учить произносить звук з твердо и мягко; различать слова со звуками  «З», «зь»

Задачи:

обучающие: Познакомить со звуком з-зь, научить его произносить, находить слова в которых есть звук З-зь. Формировать у детей интерес к устному народному творчеству, чистоговоркам, загадкам.

Развивающие: Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе этот звук, развивать речевое внимание.  Совершенствовать интонационную выразительность.

Воспитательные: Воспитывать звуковую культуру речи, чувство товарищества.

Материал, оборудование:

1.Демонстрационный материал: Обруч с листочками, экран, обручи, цветы.

Словарная работа: улей (домик для пчёл), нектар (сладкий сок выделяемый цветком).

Методические приёмы: использование  ТСО,  дидактическая игра малой подвижности «Пчёлы,   беседа.

План занятия:

1. Вводная часть (длительность 3мин)

Создание интереса, эмоционального настроя к НОД, сюрпризный момент.

1. Упражнения на развитие речевого выдоха.

2.   Основная часть (длительность 15мин)

Методические приёмы

  1. Артикуляционная гимнастика
  2. Логопедическая распева  «Песок», «Лиса» (Звук С)
  3. Знакомство со звуком З-Зь
  4. Дидактическая игра «Пчёлы»
  5. Работа по картинкам
  6. Логопедическая распевка  «Коза»

3.  Заключительная часть. Подведение итога НОД (длительность 2мин)

Ход занятия:

I.Вводная часть

Воспитатель. Ребята, в какое время года мы с вами попали? (Осень) Какие признаки осени вы знаете? (Желтеют и опадают листья, улетают птицы в тёплые края, часто идут дожди, становится холодно, люди одевают тёплую одежду, собирают овощи и фрукты с огородов и полей…)

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

Воспитатель. Ребята, вот мы с вами очутились на чудесной полянке. Как много разных звуков живет здесь: «ш-ш-ш»- шумит ветер, «ж-ж-ж»- жужжат жучки, «р-р-р» рычат разные животные.

Дыхательная гимнастика:  «Подуем на листочки» (повторить 2-3 раза)

Сильный ветер вдруг подул,
Листики с деревьев сдул.

И.п. – о.с. сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку.
1 – сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки;
2 – задержать дыхание на 3-4 сек;
3 – сделать губы трубочкой, выпустить воздуз.

Воспитатель. Как здесь холодно, пойдёмте  быстрее в группу.

II.Основная часть

Воспитатель. Ребята, сегодня у нас с вами развитие речи,  мы с вами вспомним произношение звука С, и будем учиться произносить звук З-Зь, но прежде чем начать закреплять и изучать новое,  надо подготовить  наш артикуляционный аппарат.

  1. Артикуляционная гимнастика

Улыбка и удержание губ в улыбке. При этом передние зубы обнажены и хорошо видны.
Трубочка. Вытягивание губ вперед трубочкой. При этом движении двигаются только губы!
Чередование: улыбка – трубочка.
Подъем языка за верхние зубы, за нижние зубы.
• Чередование движений языка вверх – вниз.

  1. Закрепление пройденного материала Звук С

Воспитатель. Как поёт песочек? (С-С-С…) Давайте споём песенку песочка.

  • Логопедическая распевка  «Песок» (Звук С)

Воспитатель. Давайте вспомним чистоговорку лиса.

  • Логопедическая распевка  «Лиса» (проговаривание чистоговорки)

Са-са-са

Эта хитрая лиса,                                                                                                                                                

Су-су-су

И живёт она в лесу,

Сы-сы-сы

Много дела у лисы,

Со-со-со

Она крутит колесо.

  1. Знакомство с новым материалом

  • Знакомство со звуком З-зь

Воспитатель. Ребята я загадаю вам загадку, а вы подумайте и скажите  о каком насекомом  в ней идёт речь:

Не зверь, не птица —
Нос, как спица.
Летит — пищит,
Сядет — молчит.

Разрешенья не спросит,

Подлетит- и укусит! (Комар)

Воспитатель. Как поёт комар? ( З-з-з…)

Если звук С – «песенка насоса, песенка песочка» — звучит тихо,  то звук З песенка комара звучит громко – зззз, и слышен голос. Рот – это домик голоса. И когда голос звонко поет песенку комара, даже стенки домика дрожат. И это можно ощутить.

  • Покажите, какое положение при этом имеют губы (улыбка), язык (широкий с желобком посередине).
  • Протяжно сами произнесите звук З – «песенку комара».
  • Попросите малыша повторить ее.

У нас на Севере летом и осенью очень много комаров,  больших и маленьких, большие комары произносят звук з-з-з-, а маленькие звук зь-зь-зь.

Давайте с вами споем песенку большого комара, а теперь маленького. Похожи их песни? А чем отличаются?

Правильно звуки «з» и «зь» похожи, но и отличаются, звук «з» твердый как в песенке большого комара, а звук «зь» мягкий, как в песенке маленького комарика.

Давайте еще раз споем песенки комариков.

Воспитатель. Какие ещё насекомые произносят звук З?                                                                                                    

Если пил ты чай с медком,
С ней ты хорошо знаком.
Много меду собрала
Работящая… (пчёла)

  • Дидактическая игра «Пчелы»

Программное содержание. Развивать речевое внимание, фонематический слух детей.

Материал. Картинка с изображением улья и цветов.

Воспитатель.  Пчелы живут в ульях — домиках, которые для них сделали люди (показ картинки). Когда пчел много, они гудят: «Зззз-зззз-зззз» (дети повторяют). Одна пчела поет ласково: «Зь-зь-зь».

Вы будете пчелами. Встаньте сюда (с одной стороны комнаты). А там (показ на противоположную сторону комнаты) — поляна с цветами. Утром проснулись пчелы и загудели: «Ззз-ззз» (дети произносят звуки). Вот одна пчела (дотрагивается до какого-нибудь ребенка) полетела за медом, крылышками машет и поет: «Зь-зь-зь» (ребенок имитирует полет пчелы, произносит звуки, присаживается на другой стороне комнаты).

Вот еще пчела полетела (дотрагивается до следующего ребенка; игровые действия выполняют все дети).

Набрали они много меда и полетели в улей: «Зь-зь-зь»; прилетели домой и громко загудели: «Зззз-ззз-ззз» (дети имитируют полет и произносят звуки).

  • Дидактическая игра «Прятки со звуком»

Воспитатель. Звуки «З» и «Зь» спрятались в словах, я вам буду их называть, а вы если услышите звук «Зь», должны хлопнуть в ладоши; а если услышите звук «З» - топните ногой.

Слова: зонт, зуб, зима, завод, зелень, земля, зяблик, зернышко, вокзал.

  • Работа по картинкам

Воспитатель. Ребята, назовите предметы, которые здесь изображены?

Назовите предметы в которых слышна песенка большого комара З…?

(«з» -зонт, замок, ваза, таз, кукуруза)

Назовите предметы в которых слышна песенка маленького комара Зь…?

(«зь»- корзина, зеркало, зебра, зефир, газета)

Назовите слова в которых звука З нет? (собака, дерево, лиса)

Давайте ещё раз проговорим эти слова?

  • Логопедическая распевка «Коза» (проговаривание чистоговорки)

Воспитатель. Сегодня мы с вами разучим чистоговорку «Коза».

Скажите, а в слове коза есть звук З? (Да) Где его слышно в начале или в середине? (В середине) какую песенку этот звук поёт, песенку большого или маленького комара? (Песенку большого комара)

 За-за-за-за-за

Прибежала к нам коза,

Зы-зы-зы-зы-зы

Ой беда у той козы,

Зо-зо-зо-зо-зо

И поют козлята зо,

Зу-зу-зу-зу

Надо выручить козу.

IV.Подведение итога

Воспитатель. Ребята скажите, какой звук мы сегодня учились произносить?  

                 С каким звуком дружет звук З? (Со звуком С..)

                           Чем они отличаются? (Звук С-тихий, звук З-громкий)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе" Звуковая культура речи звук З"

Конспект занятия по развитию речи в средней группе" Звуковая культура речи звук З"...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи. Звук [ц]».

Цель:Объяснить детям артикуляцию звука /ц/, упражнять в произношении изолированного звука в слоге, в разных словах.Учить произносить звук /ц/ громко и тихо.Задачи Воспитывать интерес к ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи: звуки [с]-[с’]»

Звуковая культура речи: звуки С и СЬОсновной целью этого занятия Обьяснить детям артикуляцию звука С, упражнять в правильном и четком произношении звука....

Занятие по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук [ш]»

Задачи:-Упражнять в правильном произношении звука ш-Способствовать формированию умения четко произносить звук (изолированно, в слогах, в словах);-Формирование умения различать слова со звуком ш....

Методическая разработка конспекта открытого занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи. Звук [Ч]»

Часто возникает вопрос как у воспитателя,так и уродителей:"Как привлечь ребёнка к занятию?". Так вот, в  занятии  должен быть сюрпризый момент-это появление какого-либо персонажа. ...