Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук «З» и «Зь» (октябрь)
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук «З» и «Зь»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи в средней группе.
Тема: «Звуковая культура речи: звук «З» и «Зь»
Цель: Упражнять детей в произношении изолированного звука «З» (в слогах, словах); учить произносить звук з твердо и мягко; различать слова со звуками «З», «зь»
Задачи:
обучающие: Познакомить со звуком з-зь, научить его произносить, находить слова в которых есть звук З-зь. Формировать у детей интерес к устному народному творчеству, чистоговоркам, загадкам.
Развивающие: Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе этот звук, развивать речевое внимание. Совершенствовать интонационную выразительность.
Воспитательные: Воспитывать звуковую культуру речи, чувство товарищества.
Материал, оборудование:
1.Демонстрационный материал: Обруч с листочками, экран, обручи, цветы.
Словарная работа: улей (домик для пчёл), нектар (сладкий сок выделяемый цветком).
Методические приёмы: использование ТСО, дидактическая игра малой подвижности «Пчёлы, беседа.
План занятия:
1. Вводная часть (длительность 3мин)
Создание интереса, эмоционального настроя к НОД, сюрпризный момент.
1. Упражнения на развитие речевого выдоха.
2. Основная часть (длительность 15мин)
Методические приёмы
- Артикуляционная гимнастика
- Логопедическая распева «Песок», «Лиса» (Звук С)
- Знакомство со звуком З-Зь
- Дидактическая игра «Пчёлы»
- Работа по картинкам
- Логопедическая распевка «Коза»
3. Заключительная часть. Подведение итога НОД (длительность 2мин)
Ход занятия:
I.Вводная часть
Воспитатель. Ребята, в какое время года мы с вами попали? (Осень) Какие признаки осени вы знаете? (Желтеют и опадают листья, улетают птицы в тёплые края, часто идут дожди, становится холодно, люди одевают тёплую одежду, собирают овощи и фрукты с огородов и полей…)
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель. Ребята, вот мы с вами очутились на чудесной полянке. Как много разных звуков живет здесь: «ш-ш-ш»- шумит ветер, «ж-ж-ж»- жужжат жучки, «р-р-р» рычат разные животные.
Дыхательная гимнастика: «Подуем на листочки» (повторить 2-3 раза)
Сильный ветер вдруг подул,
Листики с деревьев сдул.
И.п. – о.с. сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку.
1 – сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки;
2 – задержать дыхание на 3-4 сек;
3 – сделать губы трубочкой, выпустить воздуз.
Воспитатель. Как здесь холодно, пойдёмте быстрее в группу.
II.Основная часть
Воспитатель. Ребята, сегодня у нас с вами развитие речи, мы с вами вспомним произношение звука С, и будем учиться произносить звук З-Зь, но прежде чем начать закреплять и изучать новое, надо подготовить наш артикуляционный аппарат.
- Артикуляционная гимнастика
• Улыбка и удержание губ в улыбке. При этом передние зубы обнажены и хорошо видны.
• Трубочка. Вытягивание губ вперед трубочкой. При этом движении двигаются только губы!
• Чередование: улыбка – трубочка.
• Подъем языка за верхние зубы, за нижние зубы.
• Чередование движений языка вверх – вниз.
- Закрепление пройденного материала Звук С
Воспитатель. Как поёт песочек? (С-С-С…) Давайте споём песенку песочка.
- Логопедическая распевка «Песок» (Звук С)
Воспитатель. Давайте вспомним чистоговорку лиса.
- Логопедическая распевка «Лиса» (проговаривание чистоговорки)
Са-са-са
Эта хитрая лиса,
Су-су-су
И живёт она в лесу,
Сы-сы-сы
Много дела у лисы,
Со-со-со
Она крутит колесо.
- Знакомство с новым материалом
- Знакомство со звуком З-зь
Воспитатель. Ребята я загадаю вам загадку, а вы подумайте и скажите о каком насекомом в ней идёт речь:
Не зверь, не птица —
Нос, как спица.
Летит — пищит,
Сядет — молчит.
Разрешенья не спросит,
Подлетит- и укусит! (Комар)
Воспитатель. Как поёт комар? ( З-з-з…)
Если звук С – «песенка насоса, песенка песочка» — звучит тихо, то звук З песенка комара звучит громко – зззз, и слышен голос. Рот – это домик голоса. И когда голос звонко поет песенку комара, даже стенки домика дрожат. И это можно ощутить.
- Покажите, какое положение при этом имеют губы (улыбка), язык (широкий с желобком посередине).
- Протяжно сами произнесите звук З – «песенку комара».
- Попросите малыша повторить ее.
У нас на Севере летом и осенью очень много комаров, больших и маленьких, большие комары произносят звук з-з-з-, а маленькие звук зь-зь-зь.
Давайте с вами споем песенку большого комара, а теперь маленького. Похожи их песни? А чем отличаются?
Правильно звуки «з» и «зь» похожи, но и отличаются, звук «з» твердый как в песенке большого комара, а звук «зь» мягкий, как в песенке маленького комарика.
Давайте еще раз споем песенки комариков.
Воспитатель. Какие ещё насекомые произносят звук З?
Если пил ты чай с медком,
С ней ты хорошо знаком.
Много меду собрала
Работящая… (пчёла)
- Дидактическая игра «Пчелы»
Программное содержание. Развивать речевое внимание, фонематический слух детей.
Материал. Картинка с изображением улья и цветов.
Воспитатель. Пчелы живут в ульях — домиках, которые для них сделали люди (показ картинки). Когда пчел много, они гудят: «Зззз-зззз-зззз» (дети повторяют). Одна пчела поет ласково: «Зь-зь-зь».
Вы будете пчелами. Встаньте сюда (с одной стороны комнаты). А там (показ на противоположную сторону комнаты) — поляна с цветами. Утром проснулись пчелы и загудели: «Ззз-ззз» (дети произносят звуки). Вот одна пчела (дотрагивается до какого-нибудь ребенка) полетела за медом, крылышками машет и поет: «Зь-зь-зь» (ребенок имитирует полет пчелы, произносит звуки, присаживается на другой стороне комнаты).
Вот еще пчела полетела (дотрагивается до следующего ребенка; игровые действия выполняют все дети).
Набрали они много меда и полетели в улей: «Зь-зь-зь»; прилетели домой и громко загудели: «Зззз-ззз-ззз» (дети имитируют полет и произносят звуки).
- Дидактическая игра «Прятки со звуком»
Воспитатель. Звуки «З» и «Зь» спрятались в словах, я вам буду их называть, а вы если услышите звук «Зь», должны хлопнуть в ладоши; а если услышите звук «З» - топните ногой.
Слова: зонт, зуб, зима, завод, зелень, земля, зяблик, зернышко, вокзал.
- Работа по картинкам
Воспитатель. Ребята, назовите предметы, которые здесь изображены?
Назовите предметы в которых слышна песенка большого комара З…?
(«з» -зонт, замок, ваза, таз, кукуруза)
Назовите предметы в которых слышна песенка маленького комара Зь…?
(«зь»- корзина, зеркало, зебра, зефир, газета)
Назовите слова в которых звука З нет? (собака, дерево, лиса)
Давайте ещё раз проговорим эти слова?
- Логопедическая распевка «Коза» (проговаривание чистоговорки)
Воспитатель. Сегодня мы с вами разучим чистоговорку «Коза».
Скажите, а в слове коза есть звук З? (Да) Где его слышно в начале или в середине? (В середине) какую песенку этот звук поёт, песенку большого или маленького комара? (Песенку большого комара)
За-за-за-за-за
Прибежала к нам коза,
Зы-зы-зы-зы-зы
Ой беда у той козы,
Зо-зо-зо-зо-зо
И поют козлята зо,
Зу-зу-зу-зу
Надо выручить козу.
IV.Подведение итога
Воспитатель. Ребята скажите, какой звук мы сегодня учились произносить?
С каким звуком дружет звук З? (Со звуком С..)
Чем они отличаются? (Звук С-тихий, звук З-громкий)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в средней группе" Звуковая культура речи звук З"
Конспект занятия по развитию речи в средней группе" Звуковая культура речи звук З"...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Звуковая культура речи: звук Ж."
Конспект занятия по развитию речи в средней группе...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Звуковая культура речи: звуки З и ЗЬ."
Конспект занятия по развитию речи в средней группе...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи. Звук [ц]».
Цель:Объяснить детям артикуляцию звука /ц/, упражнять в произношении изолированного звука в слоге, в разных словах.Учить произносить звук /ц/ громко и тихо.Задачи Воспитывать интерес к ...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи: звуки [с]-[с’]»
Звуковая культура речи: звуки С и СЬОсновной целью этого занятия Обьяснить детям артикуляцию звука С, упражнять в правильном и четком произношении звука....
Занятие по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук [ш]»
Задачи:-Упражнять в правильном произношении звука ш-Способствовать формированию умения четко произносить звук (изолированно, в слогах, в словах);-Формирование умения различать слова со звуком ш....
Методическая разработка конспекта открытого занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи. Звук [Ч]»
Часто возникает вопрос как у воспитателя,так и уродителей:"Как привлечь ребёнка к занятию?". Так вот, в занятии должен быть сюрпризый момент-это появление какого-либо персонажа. ...