Конспект открытого занятии по развитию речи на тему: «Народные игрушки».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект открытого занятии по развитию речи на тему: «Народные игрушки».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_5-6.docx | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад общеразвивающего вида «Белочка»
с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей
Конспект
открытого занятии
по развитию речи
группы общеразвивающей направленности детей
с 5 до 6 лет А «Сказка»
на тему: «Народные игрушки».
Подготовила воспитатель:
Гурджи Е.А.
Пыть-Ях
2019 г.
Тема: Народные игрушки.
Цель: знакомить детей с народными игрушками, воспитывая эстетическое отношение к предметам.
Задачи:
1.Познакомить детей с историей возникновения русской народной игрушки;
2.Обучать навыкам словообразования, развивать связную речь.
3.Воспитывать интерес к культуре своего народа.
учить детей давать полные ответы на вопросы;
отрабатывать интонационную выразительность речи
развивать внимание, мышление через дидактические игры
развивать память, составляя рассказы об игрушках;
- Организационный момент.
Оглянитесь вокруг, ребята. К нам сегодня пришли гости. Они рады видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Это утро мы проведем вместе. Пусть оно принесет всем нам радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга! Давайте возьмёмся за руки и пожелаем друг другу доброго утра
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера!
- Актуализация.
Когда вы сегодня шли в детский сад, какая погода была? ( холодно, снег, пасмурно) Какое сейчас время года? (зима) А что вы любите делать длинными зимними вечерами? (играть) С чем вы играете? (с игрушками) А вы знаете, ведь такие игрушки как сейчас были не всегда.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в далекие-далекие времена. В те давние времена люди жили в деревянных домах. Не было света, не было телевизоров, холодильников, компьютеров. А у детей не было таких игрушек, какие есть сейчас у вас. Они были совсем другими: их не покупали в магазине, а делали своими руками. Мамы и бабушки для своих дочек и внучек шили куколок. Папы и дедушки для своих сыночков и внуков вырезали игрушки из дерева. Дети очень любили свои игрушки, бережно к ним относились. Прославились города, где жили эти мастера; часто техника мастерства называлась по названию города или села (село Городец – городецкая игрушка, село Полхов-Майдан – полховмайданская игрушка, село Гжель – гжельская игрушка). Сюжеты у игрушек были самые разнообразные: мужики и медведи, козы, гуси, индюки, барышни, кони, карусели, дети.
- А хотите знать, как появилась игрушка? Как вы думаете, зачем взрослые их придумали? (Чтобы дети играли.) Взрослые были заняты работой, а детей нужно было чем-то забавлять, детского сада раньше не было. Игрушки делали из разного материала: что было под рукой, из того и мастерили – Игрушки, лепили из глины (глиняные);
Игрушки, выстругивали е из дерева (деревянные);
Игрушки, выпиливали из кости (костяные);
Игрушки, скрученные из соломы (соломенные);
Игрушки, вязали из тряпичных лоскутков (тряпичные)
А отправимся мы в те времена и места вместе со снежинками: закружимся с ними в волшебном хороводе, и представим, что мы попали в Городец.
- Усвоение нового материала.
Городец. В большом селе Городец люди зарабатывали себе на жизнь резьбой по дереву, и изготовлением разной бытовой утвари. Крестьяне делали мебель, кадки и ушаты, сани, прялки и резные доски для печатных пряников. А самый ходовой товар — ложки.
Посмотрите на эту ложку, какая она? (длинная, узкая, расписная, яркая, красивая)
Для чего предназначена? (ею кушают)
Их городецкие ложкари резали топорами, но результат этой грубой работы выходил очень изящным. От ложек у мастера оставался целый ворох щепок. Поначалу их пускали на растопку. Но крестьяне народ трудолюбивый. Во все времена ценили людей умелых и трудолюбивых, недаром говорили на Руси: «Человек трудом красен». А дети помогали родителям Про таких говорили:
«Маленький, да удаленький!»
- Ребята, а вы любите трудиться? А какие пословицы и поговорки вы знаете?
Скучен день до вечера, когда делать нечего.
Судят не по словам, а по делам.
Сделал дело – гуляй смело!
Делу – время, а потехе час.
Без труда не вытащить рыбку из пруда.
Терпение и труд все перетрут.
Почет и труд рядом идут.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
(детям предлагается объяснить, как они понимают ту или иную пословицу.)
Смотрели крестьяне на такие красивые щепки, потом на своих любимых деток и захотелось им сделать из неё игрушки. Да такие замечательные игрушки у них получились, что целые семьи ложкарей бросали свой промысел и полностью переключались на изготовление игрушек.
Конь-качалка — самая знаменитая городецкая игрушка. Расписных скакунов на полозьях здесь делают до сих пор. Ни гвоздей, ни клея не использовали: детали подгоняли друг к другу с ювелирной точностью.
Посмотрите на эту игрушку, это кто? (конь)
-Как называется детеныш коня? (жеребёнок)
-Ребята, какие бывают кони? (Большие, маленькие, злые, добрые, черные, рыжие
Городецкая роспись — это яркие краски, тонконогие вороные кони, огненно-жаркие петухи с павлинами и множество сценок из русской жизни.
Полюбуйтесь какова.
Роспись сказочная.
Здесь купавки и розаны,
Кони, птицы, листья – сами
Оживляют всё вокруг.
Прикоснись, и оживёт,
И цветок, и лепесток.
Понравились здешние игрушки? Сможете в следующем месте рассказать какая она, городецкая игрушка? Что сначала делали мастера? (мебель, ушаты, ложки) Из чего всё это делали? (из дерева) Чем работали мастера? (топором) Какая самая знаменитая городецкие игрушка? (конь-качалка)
Поблагодарим, ребята, село Городец за такие игрушки, и отправимся путешествовать дальше. Ветер, унеси нас вместе со снежинками в село Плохов-Майдан
В Нижегородской области расположено село Полхов-Майдан. Началось всё с того, что на токарных станках делали некрашеную посуду, потом её стали украшать. Майдан, как называют его сами жители, вскоре становится известен своими яркими, пестро раскрашенными деревянными игрушками. Форма полховмайданских игрушек не проста, потому, что они сделаны на токарных станках. Мужчины делали игрушку, а женщины разукрашивали её.
- Физминутка. Давайте поиграем немного в матрёшек:
«Матрешки»
Хлопают в ладошки
(хлопать в ладоши перед собой)
Дружные матрешки.
(повторить хлопки еще раз)
На ногах сапожки,
(правую ногу вперед на пятку, левую ногу вперед на пятку, руки на пояс, затем в И.П.)
Топают матрешки.
Влево, вправо наклонись,
(наклоны вправо – влево)
Всем знакомым поклонись.
(наклон головы вперед с поворотом туловища)
Девчонки озорные,
(наклоны головы вправо-влево)
Матрешки расписные.
(наклон назад, руки в стороны, откинуться на спинку стула)
В сарафанах наших пестрых
(повороты туловища направо-налево, руки к плечам, повторить повороты туловища еще раз)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
(хлопок в ладоши перед собой)
Веселые матрешки.
(хлопок по парте, повторить еще раз)
Основных красок всего четыре - синяя и зеленая, красная и желтая. Этими красками рисовали цветы, узоры, ветвь из яблок и клубники с чередующимися зелеными и синими.
В селе Полхово-Майдан делали матрешки, или копилки-грибки, деревянную посуду, коней-троек, также шкатулки, пасхальные яйца, вазочки, солонки, кубки, толкушки для кухни. Все эти предметы украшают росписью.
А вот у нас выстроились игрушки в ряд:
1-матрёшка
2-матрёшки
5-матрёшек
1-конь
2-коня
5-коней
1-грибок
2-грибка
5-грибков
У матрёшки
1-цветок
2-цветна
5-цветков
1-листок
2-листка
5- листков
1-ягодка
2-ягодки
5-ягодок
Понравились здешние игрушки? Сможете в следующем месте рассказать какая она, полховмайданская игрушка? Что сначала делали мастера? (посуду) Из чего всё это делали? (из дерева) Как делали посуду? (на токарных станках) Какие игрушки появились в Плохов-Майдане? (матрешки, копилки-грибки)
Поблагодарим, ребята, жителей села Плохов-Майдан за такие игрушки, и отправимся путешествовать дальше. Ветер, унеси нас вместе со снежинками в село Гжель.
И вот мы с вами под Москвой, в селе Гжель, где еще в 14 веке изготавливались из знаменитой гжельской квасники, кружки, тарелки, кувшины. Гжельские мастера делали обычную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, а также детские игрушки. Игрушки придумывали самые разнообразные: кони, петухи, собаки, кошки.
КА – КА – КА - куры нашли червяка
ОВ – ОВ – ОВ - много кур и петухов
УХ – УХ – УХ - кукарекает петух
ЛЯТА – ЛЯТА – ЛЯТА - желтые цыплята
ТЫ – ТЫ – ТЫ - разноцветные коты
АКИ – АКИ – АКИ - дворовые собаки
АЮТ – АЮТ – АЮТ - собаки охраняют
НЯТА – НЯТА – НЯТА - бегают щенята
ТЯТА – ТЯТА – ТЯТА - пушистые котята
Гжельские игрушки всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато-синими широкими мазками.
Гжель
Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками,
На белом фарфоре,
Как на заснеженном поле,
Из-под белого снежочка
Растут синие цветочки.
Неужели, неужели,
Вы не слышали о Гжели?
Понравились здешние игрушки? Какая она, игрушка гжель? Что сначала делали мастера? (посуду) Из чего всё это делали? (из глины) В какие цвета разукрашивали гжель? (синий, голубой) Какие игрушки появились в Гжель? (кони, петухи, собаки, кошки)
Игрушки так и остались бы каждая в своем селении, но мастера вместе со всеми товарами брали их на ярмарки продавали там. И стали дети в Городце играть игрушками, сделанными в Плохов-Майдане, а в Гжели городецкими игрушками.
Дети всегда помогали взрослым, были им хорошими помощниками. Взрослые люди говорили про них : «Маленький, да удаленький!». Сами дети придумывать игрушки не могли, но помогали украшать и пытаться слепить или вырезать уже увиденную игрушку.
- Практическая работа
Давайте мы тоже приготовим игрушки на ярмарку. Посмотрите, у нас на столах приготовлены материалы для работы как в маленьких мастерских. За одним столом можно слепить игрушку, за вторым украсить разными фигурками, а за третьим разукрасить карандашами. Посмотрите внимательно и выберите себе работу по душе.
1-лепка
2-аппликация
3-разукраска
Все выбрали?
- Пальчиковая гимнастика.
Кто игрушки разбросал?
Кто с игрушками играл? (грозят одним пальцем.)
Кто игрушки разбросал?
Куклу бросил под кровать (сжимают и разжимают пальцы.)
И не хочет поднимать.
Мячик закатил под стол - (соединяют кончики пальцев, имитируя мяч.)
Сам ко мне он не пришёл. («шагают» пальцами по столу.)
Я игрушки собираю, (сжимают и разжимают пальцы.)
Больше их не разбросаю! (хлопают в ладоши.)
А теперь представьте, что мы на ярмарке. Давайте каждый расскажет о своей работе.
- Рефлексия. Понравилось вам сегодня наше путешествие? А что больше всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое занятие по развитию речина тему "Найди и назови"
Итоговое занятие по развитию речи в первой младшей группе...
Конспект организации образовательной деятельности по приобщению детей средней группы к истокам русской народной культуры. Тема: «Народная игрушка» (интеграция ОО «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»).
Конспект организацииобразовательной деятельности по приобщению детей средней группы к истокам русской народной культуры.Тема: «Народная игрушка» (интеграция ОО «Художестве...
Развитие речина тему: «Где прячется здоровье? »
Развитие речи на тему: «Где прячется здоровье? »...
Конспект непрерывной образовательной деятельности. Развитие речи. Тема : «Народная игрушка – Матрешка»
Конспект непрерывной образовательной деятельности. Развитие речи.Тема : «Народная игрушка – Матрешка»Цель: Познакомить детей с русской народной игрушкой - МатрешкойЗадачи:• закр...
Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе по художественно - эстетическому развитию на тему: «Народная игрушка. Тряпичная кукла»
Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе по художественно - эстетическому развитию на тему: «Народная игрушка. Тряпичная кукла»Цель: приобщать детей...
Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе по художественно - эстетическому развитию на тему: «Народная игрушка. Тряпичная кукла»
Цель: приобщать детей к русской народной культуре через образ традиционной тряпичной куклы....
Конспект занятия по развитию речина тему: «Фрукты»
Конспект занятия по развитию речина тему: «Фрукты»...