Актуальные вопросы обучения чтению в ДОУ
статья по развитию речи (подготовительная группа)
Раннее обучение детей чтению. Что это, дань моде или необходимость, диктуемая современным темпом жизни? Попробуем разобраться. К современному дошкольнику, стоящему на пороге школьного обучения, предъявляется масса требований. Эта система требований охватывает развитие речи, внимания, памяти, мышления, эмоциональную готовность и многое другое. Поэтому, я считаю, что одна из основных задач дошкольного педагога – создавать условия, способствующие не только всестороннему развитию ребенка, но и помогающие реализовать его творческий потенциал, позволяющие раскрывать и выражать различные эмоциональные состояния ребенка. Для решения этих задач педагоги используют разнообразные средства. И одним из средств педагогического взаимодействия является книга. Развитие интереса к чтению, использование развивающих возможностей литературы следует трактовать как педагогически направленный процесс, целью которого является воспитание любви к книге, умение правильно и глубоко понимать прочитанное, что, в конечном итоге, приводит к развитию эстетического чувства, формированию нравственности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_obuchenie_chteniyu.docx | 35.34 КБ |
Предварительный просмотр:
сформулированы согласованные тема (направления), цели и задачи профессиональной деятельности (или проблемы профессионального проекта), обоснованы актуальность, тема (направления), цели и задачи, обоснование актуальности включает в себя ссылки на нормативные документы и анализ особенностей образовательной организации и обучающихся;
Актуальные вопросы обучения чтению в ДОУ
Раннее обучение детей чтению. Что это, дань моде или необходимость, диктуемая современным темпом жизни? Попробуем разобраться. К современному дошкольнику, стоящему на пороге школьного обучения, предъявляется масса требований. Эта система требований охватывает развитие речи, внимания, памяти, мышления, эмоциональную готовность и многое другое. Поэтому, я считаю, что одна из основных задач дошкольного педагога – создавать условия, способствующие не только всестороннему развитию ребенка, но и помогающие реализовать его творческий потенциал, позволяющие раскрывать и выражать различные эмоциональные состояния ребенка. Для решения этих задач педагоги используют разнообразные средства. И одним из средств педагогического взаимодействия является книга. Развитие интереса к чтению, использование развивающих возможностей литературы следует трактовать как педагогически направленный процесс, целью которого является воспитание любви к книге, умение правильно и глубоко понимать прочитанное, что, в конечном итоге, приводит к развитию эстетического чувства, формированию нравственности. Наличие или отсутствие интереса к чтению – основной фактор отношения ребенка к чтению, к книге. Не будет интереса – не будет и чтения, не смотря на все усилия, которые воспитатели и родители прикладывают к приобщению ребенка к чтению. Проблема развития интереса к чтению включает в себя особенности социально психологического развития детей, воспитания в семье и ДОУ, возрастного развития, связана с воспитанием родителей и педагогов в формировании личностного интереса ребенка к чтению.
Я считаю, что педагогу, работающему с детьми старшего дошкольного возраста необходимо планировать и осуществлять свою работу так, чтобы природное любопытство ребенка-дошкольника трансформировалось в устойчивый познавательный интерес ребенка-школьника. Таким образом, актуальность проблемы предшкольной подготовки послужила поводом для организации мною работы по обучению чтению старших дошкольников как важнейшему условию успешного перехода их к школьному обучению.
Для реализации данного направления в работе с детьми были поставлены следующие цели и задачи:
Цель: обучение чтению старших дошкольников в процессе комплексного развития их познавательно-речевой деятельности.
Задачи:
- сформировать у детей первоначальные представления о слове, предложении;
– познакомить со звучанием слова, способами выделения звука в слове, со слоговой структурой слова, учить различать гласные и согласные звуки, знать все гласные и согласные буквы, понимать и различать понятия «звук» и буква»,
– обучать звуковому анализу слов, дифференцировке звуков по их характеристикам;
- научить определять ударение в словах;
- учить чтению простых по звукобуквенному составу слов на материале всего алфавита;
- развивать мелкую моторику, точные координированные движения кисти руки и пальцев, графомоторные умения;
- развивать фонематические представления для готовности к овладению звуковым анализом и синтезом.
- воспитывать навыки самоконтроля и самооценки, целенаправленность деятельности, работоспособность, познавательную и творческую активность, самостоятельность;
- воспитывать интерес и внимание к слову, к собственной речи, к речи окружающих, интерес к чтению и художественной литературе.
Новизна педагогического опыта по теме заключается в использовании определенной системы обучения грамоте для активизации познавательно-речевого развития ребёнка в предшкольный период и обучение чтению в ДОУ.
Обучение детей чтению в ДОУ – это планомерный, проводимый в системе процесс по подготовке дошкольников к овладению элементами чтения.
Если дошкольник плохо владеет звуковым анализом, не слышит, с трудом выделяет и различает звуки, то это приведет к трудностям школьного обучения: ребенок будет ошибаться на письме, пропускать буквы, переставлять или заменять буквы, не дописывать слова до конца.
Возраст 5-7 лет считается временем внимательного отношения, особенного восприятия звуковой стороны речи детьми. У детей появляется интерес к буквам и стремление научиться читать. Многие физиологи, психологи, педагоги считают этот возраст сензитивным для начала обучения чтению.
Обучение чтению старших дошкольников – сложный процесс, требующий от воспитателя понимания природы читательской деятельности ребенка, нахождения путей эффективного развития читателя. Старший дошкольный возраст – период активного интеллектуального развития ребенка, продуктивный период, в котором основными компонентами литературного образования выступают: читательский интерес, восприятие и интерпретация художественного произведения, способность к отражению литературного опыта в самостоятельной творческой деятельности.
Воспитание читателя – дошкольника с учетом перечисленных компонентов позволит педагогу ДОУ организовать личностно ориентированный, развивающий процесс литературного образования, результатом которого станет грамотный – настоящий, талантливый, компетентный – читатель, глубоко постигающий смысл литературного произведения, понимающий внутренний замысел автора, способный оценить ее художественные достоинства.
Важнейшая задача воспитателя и родителей правильно выбирать художественные произведения, так чтобы они способствовали формированию литературного вкуса у ребенка. Иногда бывает очень сложно подобрать подходящее произведение в изобилии книг, предназначенных для детей. Необходимо научиться руководствоваться критериями художественности.
Рассмотрим существующие методы, способствующие формированию литературного вкуса в дошкольном возрасте.
- Выразительное чтение вслух способствует созданию у ребенка образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребенка, вызывает у него желание вновь слушать знакомое произведение. Чтение вслух приучает к внимательному слушанию текста. Выбирая эту форму важно соблюдать определенные правила: четко выговаривать слова, читать не громко, но и не тихо, соблюдать паузы. Чтение должно быть эмоционально окрашено дикцией, тембром голоса. Необходимо подбирать короткие и легкие по объему произведения, с динамичным сюжетом, повторами, способствующие более внимательному слушанию и быстрому запоминанию текста.
- Показ иллюстраций при чтении вслух. Взрослый читая вслух, показывает детям иллюстрации к произведениям. Чтение с опорой на иллюстрации позволяет лучше воспринимать текст, повышает интерес к прочитанному произведению в частности и к чтению в общем.
- Рисование воспитанниками художественных произведений детской литературы. Предложить дошкольникам нарисовать персонажа, которого они запомнили или понравившийся сюжет. Подобная деятельность развивает не только литературный вкус, любовь к чтению, но и фантазию, воображение, творческие способности.
- Литературные викторины. Этот метод требует тщательной подготовки, которая включает в себя чтение нескольких произведений, организацию книжных выставок, знакомство с писателями и поэтами, иллюстрациями. Тем не менее, данный вид деятельности любим старшими дошкольниками, так как проводится в игровой форме и присутствует элемент соревновательности.
- Драматизации по сказкам. В старшем дошкольном возрасте детям под силу театрализация разных видов. Это и различные виды кукольного театра, театр Би-ба-бо, театрализованные игры и спектакли. Воспитанники под руководством взрослых занимаются изготовлением кукол, могут быть зрителями и участниками спектакля. Кукольный театр помогает воспитанникам более осознанно слушать литературный текст, ярче представлять героев, активно следить за развитием действия.
- Книгоиздательство. Создание книжек-малышек. На завершающем этапе дошкольного обучения этот метод широко используется. Дети при участии педагога или родителей создают свои книжки. Это может быть, как краткий пересказ и иллюстрирование готового произведения, так и личное творчество ребенка.
Как отмечалось ранее, обучение детей чтению – сложный и трудоемкий процесс. Результат этого процесса будет положительным только при системном подходе. Система занятий организуется с учётом принципов
последовательности, доступности, наглядности, индивидуализации, результативности, межпредметности.
Работа по обучению чтению дошкольников проводится в несколько этапов:
1 этап. Знакомство детей с неречевыми звуками.
Вводится понятие “звук”.
В работе со своими воспитанниками используем на данном этапе следующие дидактические игры:
- «Хлопни, если услышишь»;
- «Угадай, что прозвучало?»;
- «В каком месте прозвенел колокольчик?»;
- «Покажи нужную картинку»;
- «Громко – тихо»;
- «Узнай, кто сказал слово?».
2 этап. Основной. Начинается и далее регулярно проводится знакомство детей со звуками речи, с буквами алфавита.
Знакомство детей со звуками.
В ознакомлении воспитанников с гласными звуками целесообразна такая последовательность в работе:
-выделение звука из речи (например, как мы кричим, гуляя по лесу? АУ! Выделяем в речи звук У);
-рассматривание положение артикуляционного аппарата при произнесении звука: губы вытягиваются в трубочку (я использую в работе специальный символ, воздух при произнесении звука не встречает никаких препятствий, поэтому мы этот звук называем гласным- он тянется, поется (для обозначения гласного звука тоже использую символ- это круг красного цвета); знакомство с остальными гласными проводится по этой же схеме;
-проведение игр с обозначающими символами гласных звуков.
После знакомства с гласным звуком мы проводим упражнения на дифференциацию звука (с целью уточнения правильности произнесения и выработки умения слышать конкретный звук).
Пример: упражнение “Отыщи звук [а]». Дети находят данный звук:
- в ряду других звуков: а, у, ы, а, о
- в ряду слогов: ом, ас, ам, ан, от.
- в ряду слов: аист, умы, артист, осы
- в тексте: Аня с Аликом гуляли, в саду астры собирали.
С согласными звуками русского алфавита мы знакомим детей следующим образом:
-при произнесении выделенного из речи звука выясняем, что воздух встречает препятствие при произнесении звука– губы, звук не тянется, не поется, значит, этот звук - согласный.
Продолжая знакомить ребят с каждым из согласных звуков, каждый раз необходимо давать его полную характеристику: звонкий- глухой (если горлышко “звенит”- этот согласный звонкий, если не звенит – глухой; при этом тоже используем символы: колокольчик- звонкий согласный, барабан – глухой согласный).
Очень важно для ребенка запомнить образ буквы, умение различать ее в ряду других букв, не путать с другими. В работе я опираюсь на свойственное ребенку наглядно – образное мышление.
Например, я прошу ребят внимательно рассмотреть букву, попробовать понять, на что или кого она похожа. От детей принимаются все варианты ответов.
Мы с ребятами внимательно рассматриваем элементы букв, их количество, при необходимости используем веселые стихи для более легкого запоминания образа буквы:
-Буква О- луна и солнце, в доме круглое оконце;
-Е похожа на расческу, сделать может всем прическу.
Запоминание образа буквы детьми можно организовать любым способом, задействуя зрительный, слуховой, тактильный, двигательный анализаторы. Основываясь на исследования педагогов, психологов я пришла к выводу, что при обучении грамоте необходимо включать все анализаторы – в этом случае процесс обучения будет наиболее эффективным.
Мы используем упражнения следующих видов:
- Пропишите букву в воздухе (на столе, на руке, у товарища на спине, на доске мокрой кистью);
- Выложите печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков; из крупных и мелких пуговиц, горошин и других мелких предметов; согните ее из проволочного конструктора;
- Вылепите букву из пластилина;
- Выберите (подчеркните, обведите) заданную букву в тексте. Изготовление Азбуки
Заключительный этап работы по обучению чтению – звуко-буквенный анализ, который предполагает соблюдение следующего порядка:
- определение последовательности звуков в слове;
- выделение в данном слове отдельных звуков;
- различение выделенных звуков по основным характеристикам (согласные, гласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие).
Этот ряд занятий предупреждает будущие трудности, которые могут возникнуть в процессе обучения в школе.
На проводимых занятиях по обучению грамоте я активно использую моторно-графические задания, которые способствуют совершенствованию мелкой моторики, а, следовательно, активизируют речевую деятельность. Задания, стараюсь подбирать разнообразные для сохранения и развития познавательного интереса. Некоторые задания выполняем в тетрадях в клетку, развивая важное умение – ориентироваться на листе бумаги. Среди наиболее любимых детьми игровых заданий – раскраски, где необходимо раскрасить участки с изучаемой буквой, получая в результате картинку. Разнообразные штриховки и обводилки, лабиринты и графические диктанты и многое другое.
Работа со словом
В развитии связной речи и активизации словаря воспитанников я использую как традиционные методы, так и нетрадиционные упражнения, и игровые здания.
Для усвоения сложных грамматических конструкций мной используются речевые образцы, образцы согласования, упражнения в правильном употреблении отдельных грамматических форм и в правильном построении фраз.
Работа над предложением
Этот вид работы на начальном этапе я строю с опорой на картинки – работа проводится в форме ответов на заданные вопросы. Позднее детям даются задания на восстановление деформированного текста предложения, а затем – задания, в которых необходимо составить предложения из ряда слов, объединенных ситуативной цепочкой.
Выстраивая познавательную деятельность ребёнка с помощью игры, я стараюсь превратить систему разнообразных методов обучения грамоте и чтению в доставляющее детям радость занятие.
Обучение чтению будет проходить успешно при выполнении следующих условий:
-поддерживается интерес воспитанника к занятиям с помощью доброжелательной обстановки, использования разнообразных вариативных игр и пособий;
-более важной, чем длительность занятий, является их частота, последовательность и системность;
-обучение грамоте требует от ребенка сосредоточенности и внимания, поэтому необходимо чередовать игровые задания и двигательную деятельность;
-если наблюдаются признаки усталости, переутомления ребенка, отказа работать, необходимо вернуться на предыдущий этап;
-важно помнить, что темп обучения каждого воспитанника индивидуален, поэтому нет необходимости сравнивать результаты воспитанников.
Стоит отметить, что работа педагога с детьми не может проходить без тесного сотрудничества с их родителями. Поэтому в процессе реализации данного педагогического опыта нами проводилась и просветительская деятельность взрослых. Проводятся разнообразные мероприятия для родителей: индивидуальные консультации и родительские собрания, 2 раза в месяц обновляется информация в родительском уголке «Как развить у ребенка интерес к чтению», «Советы родителям по подготовке дошкольников к обучению грамоте», «Что почитать с детьми» и другие. В течение года при помощи родителей в группе организуются выставки книг, чтение сказок «Бабушкины вечера», семейная игра-викторина, конкурс чтецов, экскурсия в детскую библиотеку. В конце года проводится открытое занятие «В гостях у королевы Азбуки».
Проводимая система работы по обучению старших дошкольников чтению позволила прийти к следующим результатам:
- у детей в достаточной степени развит фонематический слух и слуховое восприятие;
- они четко и ясно произносят слова и звуки;
- практически все дети умеют выделять из слов звуки, слова и предложения из речи;
- дети умеют различать гласные, согласны звуки, давать им характеристику;
- воспитанники владеют понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение»;
- дети правильно ставят ударение в знакомых словах;
- воспитанники научились складывать буквы в слоги, слова, а слова в предложения;
- большая часть детей плавно читают словами, небольшими по размеру предложениями, осмысливают прочитанное;
- они стараются контролировать произнесение слов с соблюдением орфоэпических норм;
- улучшены навыки связной речи воспитанников, сформированы навыки звукового анализа и синтеза;
- дети понимают и умеют разъяснить смысл несложных слов;
- воспитанники усвоили основной материал по лексико-грамматическим темам, предложенным в рамках работы по обучению грамоте;
По моему мнению, сформированные умения и навыки должны помочь успешному обучению в школе, облегчению процесса адаптации детей к школьному обучению. Система графомоторных упражнений, проводимых в рамках работы с воспитанниками, поможет ребятам в освоении письменной речи – письма.
Результаты, ставшие итогом проведенной работы, позволяют сделать вывод о необходимости продолжения работы по данной теме.
Библиографический список
1. Александрова Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников: Пособие для логопедов и воспитателей. – СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2003.-48с.
2.Алексеева, А.А. Формирование готовности к овладению чтением и письмом проблемы и пути решения/ А.А. Алексеева // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 2. - С. 72-78.
3. Болотская, С. Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе/ С. Болотская, Т.Сквирер // Детский сад от А до Я. - 2008. - № 4. - С. 150-153.
4. Бондаренко, Т.М. Диагностика педагогического процесса в ДОУ: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Т.М. Бондаренко. - Воронеж, 2010. - 176 с.
5.Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 112 с.
6.Гончарова, Е.Н. Ранние этапы приобщения детей к чтению/ Е.Н. Гончарова // Воспитание школьников. - 2005. - № 12. - С. 45-56.
7.Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 64 с.
8.Гербова В.В. Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада. Планы занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 112 с.
9. Гриценко, З.А. Ты детям сказку расскажи:методика приобщения детей к чтению /З.А. Гриценко. - М.: Линка-Пресс,2003. - 176 с.
10. Кирьянова, Р.А. Учимся, играя: система игр и упражнений по обучению детей чтению/ Р.А. Кирьянова // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 3. - С 7-12.
11.Нищева Н.В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 256 с.
12.Ушакова О.С. Программа развития речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 56 с.
13.Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — М.: ДРОФА, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальные вопросы интегрирования обучения детей с речевыми нарушениями
Проблема интеграции в общество детей с отклонениями в развитии является одной из наиболее актуальных, особенно вопрос об интегрированном обучении детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательног...
Актуальные вопросы социализации детей в ДОУ. Вопросы и ответы.
Рефлексия по итогам повышения квалификации Технологии эффективной социализации. 1. Выявление и анализ актуальных условий дошкольной образовательной организации, обеспечивающих социализацию воспит...
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВЕБИНАРА/СЕМИНАРА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) ПО АКТУАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ВОПРОСАМ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Матириал в помощь воспитателям в организации работы с родителями по семьеведению....
Педагогические чтения "Актуальные вопросы воспитания"
Тема выступления: "Современные тренды воспитания"....
Благодарность за участие в педагогических чтениях " Актуальные вопросы в работе воспитателя с родителями"
Благодарность за участие в педагогических чтениях " Актуальные вопросы в работе воспитателя с родителями"...
Всероссийского виртуального «круглого стола» для воспитателей общеразвивающих и коррекционных групп «Актуальные вопросы обучения и воспитания детей дошкольного возраста»
Выступление по теме: «Адаптивный спорт (из опыта работы с детьми с ОВЗ)»...