Актуальные вопросы интегрирования обучения детей с речевыми нарушениями
статья по теме
Проблема интеграции в общество детей с отклонениями в развитии является одной из наиболее актуальных, особенно вопрос об интегрированном обучении детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekstovyy_dokument_opendocument_2.odt | 24.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальные вопросы интегрирования обучения детей с речевыми нарушениями
Проблема интеграции в общество детей с отклонениями в развитии является одной из наиболее актуальных, особенно вопрос об интегрированном обучении детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.
Однако проблемы интегрированного обучения детей с речевыми нарушениями освещаются недостаточно. Дети, обучавшиеся в логопедических детских садах, интегрированные в среднюю школу, испытывают значительные трудности в овладении процессами чтения и письма. Нормальному обучению препятствуют также затруднения при концентрации памяти и внимания, низкая работоспособность, быстрая утомляемость. Проблема подготовки к интегрированному обучению детей с речевыми нарушениями на этапе логопедического детского сада занимает одно из важнейших мест в современной логопедии, понятие “готовность к школьному обучению” актуально и многопланово.
Уровень развития речевой готовности является одним из важных составляющих общей готовности к школе [3]. В настоящее время уже созданы многочисленные методики и разнообразные тесты для оценки степени готовности ребенка к школе [5]. Необходимо специально разработать критерии оценки готовности к интегрированному обучению применительно к детям с речевыми нарушениями.
Говоря о подготовке к интегрированному обучению детей с нарушениями речи, встает вопрос преемственности в работе двух очень важных звеньев – дошкольной и школьной логопедических служб [4], [7].
Тесная взаимосвязь в работе логопедов дошкольных учреждений и школ будет способствовать в решении проблемы подготовки к интегрированному обучению детей с речевыми нарушениями.
Учителя начальных классов общеобразовательных школ часто не знают особенности развития речи и познавательной деятельности детей с речевыми нарушениями, а процент обучения данной категории детей в массовом учреждении достаточно велик. Поэтому, необходимо решить вопрос начальной дефектологической подготовки педагогических кадров, что поможет учителю начальных классов, с одной стороны, увидеть особенности развития детей с речевыми нарушениями, а, с другой стороны – потенциальные возможности и уровень обучаемости этих детей. Знание специфических методов и приемов в работе с данной категорией детей позволит учителям начальной школы улучшить результаты учебной деятельности учеников и повысить эффективность своей работы.
Подготовка к школьному обучению детей с речевыми нарушениями является одной из основных задач в работе специалистов логопедических дошкольных учреждений. Основываясь на работы таких авторов, как М.Е.Хватцев, Р.Е.Левина, Г.В.Чиркина, Л.Ф.Спирова, А.В.Ястребова, можно говорить о том, что процесс овладения письменной речью (чтением и письмом) вызывает наибольшие трудности у детей с речевой патологией. Следовательно, это необходимо учитывать при подготовке детей к школе. Однако практика показывает, что многие логопеды ограниченно понимают свою задачу и концентрируются на преодолении внешних, явных проявлениях дефекта, таких как нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия.
Выделяют 3 подгруппы детей по степени готовности речевой деятельности к обучению в общеобразовательной школе [1], [2]. В первую подгруппу вошли дети, речевое развитие которых практически соответствовало возрастной норме. Вторую подгруппу составили дети, которым было свойственно нарушение фонематического слуха, был затруднен звуко-слоговой анализ и синтез слов, возникали затруднения при овладении элементами чтения и письма. Третья подгруппа включала детей с низким уровнем развития фонематического слуха, аграмматизмами в речи, искажением слоговой структуры слов. У детей данной подгруппы большие трудности при звуко-слоговом анализе и синтезе слов, а также проблемы в овладении элементарными навыками чтения и письма, затруднения при составлении рассказов по картинке или серии сюжетных картин.
Дети, вошедшие в 1 и 2 подгруппы, могут быть успешно интегрированы в общеобразовательные учреждения при условии систематической коррекционно–педагогической и психологической поддержки.
Уровень развития речи детей 3 подгруппы значительно отстает от возрастной нормы, поэтому им обоснованно даны рекомендации обучаться в специальной школе.
Интеграция детей с речевыми нарушениями не может быть тотальной. Выявленная зависимость между степенью готовности ребенка к обучению в массовой школе и уровнем нормализации его речевой деятельности в процессе дошкольной логопедической подготовки требует глубокого обследования детей выпускных групп, разработки критериев оценки готовности к интегрированному обучению и динамического наблюдения за процессом обучения в начальных классах, с целью своевременного предупреждения дислексии и дисграфии.
Возможность интеграции выпускников логопедических детских садов в массовые учреждения при условии организации для них специальных условий рассматривается, как один из путей дальнейшего их коррекционного развития. Преемственность в работе дошкольных учреждений и массовых школ является залогом успеха в осуществлении процесса интеграции.
Однако, несмотря на отсутствие условий в образовательных учреждениях муниципального образования, в последние годы все большее число родителей отказывается отправлять своего ребенка в отдаленные школы. Полноценному образованию они противопоставляют семейный уют, комфортные отношения с ребенком и выбирают школу, расположенную в своем микрорайоне.
Отсюда вытекает одна из первоочередных задач: формирование в обществе толерантного отношения к детям (к людям) с недостатками в физическом и (или) психическом развитии, позволяющего не только сосуществовать, но и жить всем независимо от состояния здоровья.
1.ПОвышение степени доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов.
2. Обеспечение успешной адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в социум, его социализацию и интеграцию.
3.Повышение нравственного эффекта образования.
4.Повышение качества образовательного процесса путем использования технологий индивидуально – дифференцированного обучения.
Литература
1. Кольцова М.М. “Ребенок учится говорить”, Санкт-Петербург, Издательский дом “М и М”, 1998
2. Маркова А. К., Лидерс А. Г., Яковлева Е. Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 1992.
3. Екжанова Е.А, Диагностико-прогностический скрининг в первых классах общеобразовательной школы. М., 1997.
4. Йирасек Я. Диагностика школьной зрелости / Шванцара И. и кол. Диагностика психического развития. Прага, 1978.
5. Смирнова Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. М.; Воронеж, 1998.
6. Шаграева О. А. Образ жизни семьи и психическое развитие ребенка раннего возраста: Автореф. канд. дис….психол. наук. М., 1995.
7. Лубовский В.И. “Развитие словесной регуляции действий у детей”. М.,1978.
8. Филиппова С.О. “Подготовка дошкольников к обучению письму”, Санкт-Петербург : “Детство-Пресс”, 1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Диагностика психологической готовности к школьному обучению детей с речевыми нарушениями».
Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, граммат...
Консультация для воспитателей: Использование нетрадиционных техник рисования в коррекционно-развивающем обучении детей с речевыми нарушениями
Дети с различными нарушениями развития, в том числе и речевыми нарушениями, являются особой категорией. Психофизические особенности данных детей неизбежно оказывают влияние на формирование всех видов ...
Использование нетрадиционных техник рисования в корекционно-развивающем обучении детей с речевыми нарушениями.
Выступление на сименаре для воспитателей и учителей начальных классов. Презинтация детских работ дошкольной группы по использованию на занятиях изо деятельности нетрадиционных техник изображения....
Консультация для родителей о различных формах и моделях воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями.
В работе отражен материал, позволяющий дать предствление о важном этапе в развитиии ребенка - формирование речи, а также формах и методах работы, направленных на коррекцию речевых нарушений....
Психологическая готовность к школьному обучению детей с речевыми нарушениями
Психологическая готовность к школьному обучению — это сложное образование, в основе которого лежит коммуникативная готовность....
Психологическая готовность к школьному обучению детей с речевыми нарушениями
Психологическая готовность к школьному обучению детей с речевыми нарушениями...
Особенности коррекционно-развивающей работы при подготовке к школьному обучению детей с речевыми нарушениями в условиях реализации ФГОС
Данный проект по подготовке 5-7 летних детей к школе направлен на формирование фонематического восприятия и правильного звукопроизношения; развитие графомоторных навы...