Конспект открытого занятия в подготовительной группе «В мире творчества А.Е.Екимцева»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Скорых Елена Михайловна

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «В мире творчества А.Е.Екимцева»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_po_ekimtsevu.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в подготовительной группе
«В мире творчества А.Е.Екимцева»

Цель: познакомить детей с  удивительным  миром  стихотворений и загадок  А.Е.Екимцева, показать  их сказочность и красоту;

Задачи:

- сформировать интерес к творчеству поэта А.Е.Екимцева;

- научить высказывать суждения к поступкам героев произведений;

- развивать интонационные способности детей;

- развивать воображение, память;

 - закрепить уважение и любовь к стихотворениям и загадкам; учить детей подбирать точные слова: глаголы и прилагательные для характеристики героев, их действий;

Ход образовательной деятельности.

Воспитатель:

Ребята, я хотела бы поговорить и вспомнить интересного человека, который написал для детей очень много книг. А вы хотите узнать, о ком идет речь?

Дети: конечно.

Дети проходят к выставке, где расположены книги и  иллюстрации к произведениям А.Е.Екимцева.

Взгляните на портрет, как вы думаете, кто на нем изображен? (ответы детей).

Правильно, это известный ставропольский поэт А.Е.Екимцев

Посмотрите ребята, какой ласковый и добрый взгляд у А.Е.Екимцева.

Он родился в августе 1929 года в селе Акуличи Брянской области. Стихи начал писать рано.  Говорят, он был похож на сказочника. Хотя вокруг его героев текла обыкновенная жизнь, не было никаких волшебных палочек, просто было удивительно тонкое понимание сказочности всего окружающего…

«Костер пылает в огороде,

Бросая на тропинку тень.

Пришел туман и сел поодаль,

Сел осторожно на плетень.

Наверно, и туман не прочь бы

Картошку вместе с нами печь,

Да только он боится очень
Седую бороду обжечь».

Екимцев легко сходился с людьми, был общителен и независтлив. А сам ушел из жизни как бы непризнанным, хотя существует много хороших отзывов о его творчестве, в том числе из уст С.Михалкова, А.Барто…

В августе 2017  года ставропольскому поэту А.Е.Екимцеву, имя которого носит краевая детская библиотека, исполнилось бы 88 лет. Он написал 29 поэтических сборников, из них 25 детских.

 А сейчас поиграем.

Дидактическая игра « Сядет тот, кто отгадает загадку А.Е.Екимцева».

Чтоб ко мне, друзья, порою

Не нагрянула беда, для себя  всегда я строю

Не одно, а три гнезда   (сорока).

Звонко, звонко распеваю,

Возвратившись с юга в срок.

А вот песни занимаю у дроздов, синиц, сорок   (скворец).

Только я из птиц, признаться,

В зной, морозы и в пургу

По стволу передвигаться

Головою вниз могу   (Поползень).

Я, проснувшись ранней ранью,

Дело сразу нахожу: громко клювом барабаню,

Всех зверей и птиц бужу   (дятел).

Ото всех всю жизнь скрываюсь,

А как с юга прилечу,

Клюва я не раскрывая,

Громче всех в лесу кричу   (кукушка).

Чтоб здоровье было лучше,

Пух роняя в сосняке,

Кувыркаюсь я на сучьях,

Как гимнаст на турнике   (тетерев).

Очень многих удивляю

Тем, что я в родном краю,

Лишь одна из птиц меняю

Шубу на зиму свою   (куропатка)

Лишь апрель прогонит вьюгу,

По ночам в свой край тайком

Полпути лечу я с юга,

Полпути иду пешком   (коростель)

В темной чаще мерзнут звери –

Я ж в морозы не тужу:

Зиму всю из теплых перьев чудо – валенки ношу   (рябчик).

Ставят школьникам отметки,

А вот мне не ставят зря:

Говорить учусь я в клетке, не имея словаря   (попугай).

 Вымыв перья на рассвете,

Под озерным бережком

Рыбу я ловлю не сетью,

А большим -  большим мешком  (пеликан).

Этой птичке – невеличке

Больше жизни мил полет.
И летает преотлично

Даже хвостиком вперед  (колибри).

В рань над полем, над болотом

Начинаю звонко петь.

И люблю я вертолетом

  В синем воздухе висеть   (Жаворонок)

Ведущий: Поэты вообще особый народ. Они видят и слышат больше других. Они часто понимают то, что ускользает от обычного человека. Знаете ли вы, чего хочется сороке,  рыбке, грибам, зайцу? А вот поэт знает.

Дети  читают стихотворения:

Дедушка Туман

 Лес – в карман, Поля – в карман

 Спрятал Дедушка Туман.

 Спрятал копны И стога.

И лужайки, И луга.

 Даже солнышко В карман

Спрятал Дедушка Туман.

 Только он Совсем забыл,

Что карман Дырявым был.

 За рекою В гору лез –

Потерял Поля и лес.

 Потерял потом Луга,

Копны сена И стога.

 У высокого кургана, Где дремал

Костра дымок, Из дырявого кармана

Солнце Вылезло само!

Cмелая  сорока.

Осторожно, боком, боком

Подбирается сорока

К сладко дремлющему псу

Поутру, в шестом часу.

Приутихла, не стрекочет,

Шерсти клок ей нужен очень.

Шерсть нужна ей, как всегда, для уютного гнезда.

НО, однако, страшно все же:

Рыжий пес проснуться может.

Можно запросто,  спроста

 Оказаться без хвоста.

Осмелела постепенно,

Подобралась и мгновенно,

Пролетев наискосок,

Шерсти выдернула клок.

Пробудился пес невольно,

Оглянулся недовольно:

«Кто покоя не дает?-

Кто одежку мою рвет?..»

И смежил обратно очи.

Как  никак не спал полночи.

А сорока – вновь с куста.

Раз! И снова клок с хвоста.

Вновь проснулся пес до срока,

И заметил он сороку.

«Ну, сорока, - Зарычал, -

Птиц храбрее не встречал».

Воспитатель

Поэт  очень любил детей и сочинял для них стихи. Он сам был как большой и немного нескладный ребенок. Творческие силы поэт черпал в природе, многое знал о ней, обожал лесные прогулки.

Пугливые звери
Жарким днём лесной тропой
Звери шли на водопой.
За мамой-слонихой  топал слонёнок. 
За мамой-лисицей крался лисёнок.
За мамой-ежихой  катился ежонок.
За мамой-медведицей шёл медвежонок.
И вдруг из-под ног их вспорхнули тетери! –
Тут бросились в разные стороны звери.
В испуге слониха схватила лисёнка. 
В испуге лисица схватила слонёнка.
Медведица-мама прижала ежонка. 
Ежиха с собой увела медвежонка.
Копает слонёнок в овраге нору.
Таскает лисёнок  бревна в бору.
Сосёт свою лапу в берлоге ежонок.
С ежихою ловит мышей медвежонок.
А где-то в испуге  летают тетери.
Им всюду мерещатся страшные звери.

Комары.

На лужайке у горы, под зеленой липкой

Потеряли комары маленькую скрипку.

На лужайке у горы, у тропы – петлички,

Ищут, ищут комары скрипку – невеличку.

«Светлячок, иди сюда, посвети под липкой,

Без тебя нам не найти маленькую скрипку!»

Светлячок то там, то тут светится, как спичка.

Ищут, ищут – не найдут скрипку – невеличку.

Распищались комары зло и недовольно.

И, наверно, с той поры всех кусают больно.

Ведущий: Вы, ребята, заметили, что Александр Ефимович любил стихи-шутки? У него много забавных, озорных, лукавых, часто похожих на фокус стихов. А сколько в них выдумки! И, что самое главное, в стихах Екимцева всегда побеждает добро. Он всегда переживает за слабого, учит любить даже малую травинку, тропку, родничок, родную землю. И кого только не встретишь в стихах Екимцева – в них комары,  ежи, лоси, кроты, грачи, лягушки, муравьи и другие жители полей, рек, лесов. И пишет поэт о них весело, с шуткой. А знаете ли вы, как купался лягушонок?

Ребенок читает стихотворение «Как купался лягушонок».

Видел только кукушонок

 Да барсук, привстав над пнем,

Как купался лягушонок

 В сыроежке жарким днем.

Было томно, было душно,

 Изнывал от зноя лес.
Лягушонку было нужно

Искупаться позарез.

Вот забравшись на валежник

 У багульника гряды,

В разноцветных сыроежках

Он заметил блеск воды.

Это нынче ночью ливень,

Хлынув наземь с высоты,

Сыроежки осчастливил:  

В чащи их налил воды.

И под жарким небосводом

 С одного из ближних пней

Лягушонок прыгнул в воду

И плескаться начал в ней.

Так и сяк себе плескался,

 Словно он попал в реку.

И нырял, и кувыркался,

И резвился на боку.

То, что он пловец умелый

 Всем хотел он показать

Вдруг водичка помутнела,

Стала быстро исчезать.

Ни минуты не промешкав,

  Бросив взгляд на небосклон,

На другую сыроежку

Перепрыгнул смело он

Перепрыгнул разудало.

Стал купаться. Но и тут

Вся водица запропала

Через несколько минут.

…Ах,  как долго дождик не был!

Не наведалась гроза!

Лягушонок смотрит в небо,

Горько выпучив глаза.

Шмель

Вновь вокруг весна бушует,

Звонко льется птичья трель.

Но своей мохнатой шубы

Не снимает что-то шмель

Меж ветвей тепло струится,

И тепла в реке вода.

Может, рыжий шмель боится,

Что вернутся холода?

А быть может, он простужен,

Хоть и трудится, но хвор?

Или после зимней стужи

Не согрелся до сих пор?

Неосторожный гром

Из-за бугра с большим ведром

Бежал к реке веселый гром.

Бежал с пустым ведром в руке

Весенний гром гремучий.

Хотел он зачерпнуть в реке

Воды для черной тучи.

Да поскользнулся под бугром

И загремел пустым ведром.

Физминутка «Лесная полянка».

Ромашки

По кручам и овражкам,

Вдоль речки голубой

Веселые ромашки

Куда-то шли гурьбой.

Боясь переглянуться,

Шагали по траве:

Ведь каждая по блюдцу

Несла на голове.

Хвостики да ушки.

Жили у старушки хвостики да ушки.

Усики да лапки, коготки-царапки.

Ушки чутки были - писк  мышей ловили.

Хвостики виляли - хатку подметали

В срок, по распорядку, подметали хатку.

Подметали быстро, подметали чисто.

Тапочки для бабки находили лапки.

Тапки подавали да на кухню звали.

А играли в прятки – аж сверкали пятки.

Аж мелькали ушки там и тут в избушке.

Вечерком на лавке появлялись лапки.

Уползали в лапки коготки – царапки

Усики зевали, хвостики дремали,

Лишь не спали ушки в доме у старушки.

Ушки чутки были – писк мышей ловили.

Ведущий: Детство поэта было освещено не только солнечным светом, но и заревом пожарищ Великой Отечественной войны. Он собирал сведения для партизан, носил им еду, ухаживал за ранеными, и через много лет он написал поэму «Брянский лес».В 1972 году эта поэма была отмечена 3 премией на Всесоюзном конкурсе на лучшее художественное произведение для детей.

Ребенок читает отрывок  из поэмы «Брянский лес».

Ой  ты, ночь, тумань, тумань,
Спи, берёзка белая...
Заселили глухомань
Партизаны смелые.
Сосен ряд, да елей ряд,
Кружит ворон, каркая. 
У костров сидит отряд 
После боя жаркого.
А дымки больших костров,
Постояв под ёлками, 
Отгоняют комаров 
Синими метёлками.
Вот, заштопав свой мундир,
Много раз залатанный, 
Вновь склонился командир 
Над походной картою.
И над картой Брянский лес
Низко наклоняется. 
А за комарьём окрест 
Синий дым гоняется.

Ведущий: Вот какие интересные стихи оставил для вас ставропольский поэт А.Е. Екимцев. (Появляются дети. У каждого в руке соответствующий овощ, нарисованный на бумаге. Рисунок надо держать оборотной стороной.)

Стихотворение  «Кто же я?»

Воспитатель: Разные загадки выросли на грядке.

Ребенок. Илья

Из-под крыши утепленной  Я весною ухожу.

Я пиджак светло-зеленый  До жары всегда ношу.

А в жару ужасную —

 Только майку красную.

В ней хожу я до сих пор...

Ну, так кто же я? (Помидор. )

Ребенок. Кира

 Дед да бабка спины гнули,

 Из земли меня тянули,

Ничего у них не вышло,

 И они, примяв пырей,

Стали внучку, стали мышку

Звать на помощь поскорей.

Я ж держалась крепко-крепко...

 Кто же я, ответьте? (Репка. )

 Ребенок. Паша

 Много-много стрел имею

 При себе, зеленых стрел.

Но стрелять я нe умею,

 И стрелять я не умел.

В цель, признаться должен сразу,

 Я не целился ни разу.

Не пускал я стрел вокруг

Кто же я, скажите». (Лук. )

Ребенок Полина

 Я не брюква, и не репа,

 Я характером свирепа.

Завсегда чего-то злюсь я,

И на кончик языка

 Хоть кого не побоюсь я

Укусить исподтишка.

Поскорее мне ответь-ка...

Кто же я такая? (Редька.)

 Ребенок. Кирилл

 Вот порядки так порядки:

 Я на шест хотел залезть,

Но, на собственной я грядке

Сам в свою попался сеть.

 И теперь, вот без подмоги

 Я не выпутаю ноги.

За день выпутать не смог

Кто же я такой? (Горох )

 Ребенок. Даша К.

 Мне в сырой земле не тесно,

Хоть по горло в землю влезла.

Жарким летом, знойным летом

 Я на бабочек ворчу.

Затянулась я до хруста...

Ну, а кто же я? (Капуста.)

Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной группе. Художественное творчество (аппликация). Тема: Новогодняя елочка.

Интеграция образовательных областей:«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».Виды детской деятельности:Игровая, коммуникативная, восп...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе №3 «Совместная деятельность по развитию речи детей средствами устного народного творчества»

Задачи:- воспитывать положительное отношение к труду взрослых-мастерам-умельцам («труд», «социализация»);- воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству («Социализация»);-  пр...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по окружающему миру на тему "Лес в жизни человека".

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по окружающему миру на тему "Лес в жизни человека"....

19.03.2020. Конспект открытого занятия в подготовительной группе "В мире музыки"

Цель: Познакомить детей с творчеством Д.Б. Кабалевского, и закрепить знания о творчестве П.И.Чайковского, приобщая к русской классике и способствуя формированию основ музыкальной культуры дошкольников...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром «Бумага и её свойства»

Цель: формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге, её свойствах.Программное содержание:1. Познакомить детей с появлением бумаги, с ее производством, видами, использованием в быту и наро...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Народное творчество в наше время»

Воспитывать положительное отношение к труду взрослых- мастерам-умельцам.Воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству. (социализация)Развивать моторику рук, детское творчество.Разв...