Программа кружковой работы по выразительному чтению "Родничок"
рабочая программа по развитию речи (средняя группа)

Программа кружковой работы в  средней группе "Родничок" по выразительному чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx38.26 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад №15» с.Кабанск

Республика Бурятия

Принято        «Утверждаю»

Советом педагогов        Заведующая

Протокол №_____        Майорова Л.П.

От «__»_____21г.        «___»____21г.

                 

Программа  кружковой работы  

по выразительному чтению

                 «Родничок» на 2021-2022 уч. г.

                Средние группы  (4-5 лет)

Воспитатель первой  категории

Демидкина Г.М.

Все, что может трогать

сердце, наполнять и возвышать

 душу, есть поэзия.

Н.А.Бестужев.

Детский сад представляет собой фундамент, на котором базируется обучение  в школе. Именно в детском саду закладываются основы нравственности, духовного развития личности, мировосприятия, развития речи.

      Главная идея обучения и развития, которая закладывается на современном этапе – это всестороннее гармоничное развитие личности ребенка.

     Знакомство с поэзией доставит малышу радость от общения со словом и убеждает нас , взрослых, в том, что поэзия для самых маленьких – это особая область детского чтения,. Которая требует внимания и уважения, и грамотного подбора стихов.

  Казалось бы, глубинные переживания детства во все времена и у всех похожи. Но поэт чувствует по – другому и насыщает стихи сущностными приметами времени. Педагогу необходимо знакомить детей с современным классическим творчеством, а также с поэзией родного края, в частности, с творчеством Дружининой Т. В., В. Лунина, Л. Липатова, Цыденжап  Жамбиева, А. Коренева, В. Петонова, Д.Хилтухина и т.д. Это поможет привить детям интерес к родному краю, расскажет, чем щедра и богата бурятская земля, как гостеприимен наш народ. Творчество этих поэтов говорит о существовании культурных отношений с миром. В стихах поэтов Бурятии такая музыка, такая гармония, чистота и классическая ясность. Стихи оказывают огромное влияние на детей, на  их детский ум и сердце непосредственно, влияют на формирование нравственного облика; умение различать, что хорошо и что плохо, делать то, что можно, и воздерживаться от того, что не дозволено, уважать старших, доброжелательно относиться к сверстникам, помогать  каждому, кто нуждается, быть правдивым и скромным.

    Чтобы донести  все это до маленького читателя, необходимо вести кружковую работу, где знакомство с поэтом, репертуар идет от желания детей, их настроения. Кружковая работа имеет свою специфику. Кроме запланированного материала, в основной части используются:

*) речевые разминки,

*) пятиминутки речевой гимнастики;

*) упражнения на технику речи (для развития силы голоса, тембра, высоты голоса);

*) синтаксические упражнения (чистоговорки, скороговорки);

*) упражнения по словарной работе.

    Эти речевые разминки проводятся легко, живо, на интересном дидактическом материале.

    Занятия по ознакомлению с поэзией требуют особого оснащения. Обязательны дидактические, методические пособия , в том числе мнемоквадраты, ( объем 1-2 строфы), мнемодорожки (2-3 строфы), мнемотаблицы,  игровые ситуации с введением  литературных персонажей.

 Важно каждое занятие организовать по – разному: в уютной групповой комнате, где дети удобно устроены на фоне классической музыки, или на фоне природы, где дети будут видеть все, что отражается в изучаемом произведении; необходимо использовать интернет- ресурсы, картины местных художников ( Д – Н. Дугаров, В.В.Инкижинов, А.В.Казанский, Г.Купцов) и познается все в  сравнении.

Кроме этого, воспитатель несет хорошую детскую книгу в семьи своих воспитанников, расширяет кругозор родителей знаниями о великих поэтах и современном поэтическом творчестве через все формы работы. Родители должны знать, что дошкольный возраст – сензитивный период  детского словотворчества. И, начиная курс « Поэзия для дошкольников» с младшего возраста, надо стремиться использовать этот благоприятный возраст, когда дети легко впитывают образцы речи; как правило, эмоциональны, любят воспроизводить стихи. В процессе заучивания развивается память, воображение.

   Таким образом, использование в работе с детьми произведений поэзии  способствует:

  • приобщению ребенка к основам искусства поэзии;
  • воспитанию культуры речи;
  • расширению поэтического репертуара за счет  изучения современного классического творчества и поэзии родного края;
  • нравственному, духовному, эмоционально – эстетическому обогащению.      

Содержание программы.

Реализация поставленной задачи возможно лишь при условии организации личностно – ориентированной  модели взаимодействия воспитателя с детьми. Материал для курса «Поэзия для дошкольников» подобран на основе  объема знаний, полученных на занятиях. Поэтому в процессе кружковой работы дети расширяют, пополняют, развивают свои способности, обретают возможность свободно войти в языковое пространство произведения искусства, личностно воспринимать  материал искусства. Развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи (тон, тембр голоса, интонация) способствуют четкой дикции. Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словесный фонд, формирующий его собственную речь.  

  Итак, в среднем возрасте педагог знакомит детей с малыми  фольклорными формами ( русские народные песенки, потешки, прибаутки). Дополнительно вводится изучение стихов  поэтов современности и поэтов  родного края.

Логоритм проведения занятий в каждом месяе:1занятие- ознакомление с произведением, 2 занятие-закрепление материала предыдущего занятия с отработкой техники речи с использованием  средств художественной выразительности,3 занятие-ознакомление с новым произведением,4-закрепление материала

В конце года проводится фольклорный праздник. В его программу  входят чтение детьми стихов, потешек, народные игры, используются атрибуты и русские народные мелодии.

                           Цель данной программы:

 

   Формировать интерес к заучиванию и воспроизведению стихов  с использованием средств художественной выразительности.

                            Задачи курса « Поэзия для дошкольников»:

*    Обогатить эмоциональную жизнь ребенка путем ознакомления с поэзией.

*    Воспитать художественный вкус детей, поэтический и  музыкальный слух.

*    Научить детей умелому использованию в чтении приемов художественной выразительности ( интонация, ударение, паузы, темп речи и др.)

                                        

Сроки изучения курса :  средний возраст в течение2021-2022уч. года

Расписание: 1 раз в неделю      

                  

Ожидаемые результаты:

  • Овладения детьми навыков художественного чтения (интонационная выразительность, поэтический слух, темп и др.)
  • Положительный эмоциональный отклик на поэтические произведения
  • Воспитание эстетически грамотной личности, умеющей ценить прекрасное.

Средний возраст

     Содержание

     Цель

Формы, средства, методы и приемы педагога.

. Сентябрь

Русская народная потешка «Стучит, бренчит по улице»

Текст см. в «Приложении»

Продолжать знакомить с устным народным творчеством, учить воспроизводить движения  по ходу потешки. Доставить детям  удовольствие от встречи с потешкой

Заучивание текста потешки, закрепление потешки в ходе хороводной игры с использованием музыкального сопровождения

Мама дома?

Мамы нет!

Познакомить детей с данным стихотворением, донести до детей ритмичность стиха, развивать интонационную выразительность речи.

Предварительная беседа о семье.

Пальчиковая игра «Семья».

Использование приема рисования содержания  на доске

Октябрь

Заучивание стихотворения «На что похожи облака?»

Познакомить детей со стихом из раздела «Мои мысли вслух», отражающее желание детей познать окружающий мир

Заучивание

         

Использование приема   «рисование стиха» в процессе заучивания

Русская народная потешка «Идёт лисичка по мосту»

Продолжать знакомство с устным народным творчеством, постараться, чтобы дети запомнили слова родной речи, их мелодику, воспитывать поэтический слух.

Использование иллюстрации по потешке.. Прохлопывание ритма потешки.

Ноябрь

«Как солнышко, ты светлая…»

Познакомить детей с новым стихотворением о маме  Учить воспроизводить текст выразительно(интонации грусти и радости), в нужном темпе, воспитывать самые нежные чувства к своей маме.

 Порадовать мам  поздравлением ребенка по видео.

Беседа о  приближении праздника «День матери», использовать прохлопывание  ритма(1 часть хлопки потише, 2 часть-громче)

Русская народная потешка «Анютины глазки купили салазки»

Познакомить с новой потешкой. Учить воспроизводить текст выразительно, в нужном темпе, воспитывать интерес к устному народному творчеству

Беседа о приближении нового времени года- зимы, с зимними забавами. Словарная работа (салазки)

Декабрь

Данри Хилтухин «Вороне что…»

Продолжать знакомить детей с поэзией родного края дать детям представление о птицах, природе. Воспитывать интерес к поэзии

Беседа о птицах Бурятии. Участие воспитателей, родителей и детей во всероссийском конкурсе «Здравствуй , маленькая птица», использование аудиозаписи «Голоса леса»

«Детство» Суриков И.

( «Вот моя деревня…----А ребятам смех!..»

Познакомить с новым, содержательным стихом о зиме, зимних развлечениях

Прорисовывание последовательности событий стихотворения на доске вместе с детьми, образец выразительности чтения

Запись видео и акция для родителей «Скоро, скоро Новый год!»

Январь

Алябьева Е.А. «Люблю бананы»

Познакомить детей с творчеством  современной поэтессы, привлечь внимание родителей к проблемам и переживаниям своего ребенка

Развивать интонационную выразительность, громкость, темп.  

Использование приема   «рисование стиха» в процессе заучивания

Разучивание стихотворения

 Э. Успенского

«Воскресенье»

Заучивание нового стиха, раскрывающего внутренний мир ребенка,  его переживания

Предварительная беседа о семье.

Пальчиковая игра «Семья».

Прием прорисовывания стиха на доске

Февраль

Воскресенская «Не хотят дружить с Сережей»

Выучить  стих, которое интересно детям, легко заучивается. Воспитывать нравственные качества , умение при чтении использовать мимику, жесты

Использование чистоговорки

Прорисовывание стиха вместе с детьми на доске

Прохлопывание ритма. Задание на  дом: закрепить знание текста

Д.Хилтухин

« Снежный пирожок».

Продолжать знакомить с творчеством  поэта Бурятии Д. Хилтухина. Донести до детей ритм, мелодику стиха, вызвать у детей желание  выучить стих. наизусть

Прослушивание аудиозаписи.

«Метель». Имитация движений по содержанию стихотворения.

Март

Мы рады весне

Познакомить детей с новым стихом, отражающем сезонные изменения в природе

Наблюдения в природе с использованием данного стиха

«Со Светкой- соседкой не буду водиться…»

«Мама»

Заучивание стихотворения для поздравления мам,воспитывать любовь и уважение к мамам

Чистоговорка .Беседа о маме, бабушке.

Прорисовывание стиха на доске

Запись видео и акция для родителей «Мы поздравим мамочку»

Апрель

Данри Хилтухин

« Как меня зовут?»

( стихотворение – загадка).

Продолжать знакомство с поэтом Бурятии Д. Хилтухиным, показать детям, как умело и доступно поэт рассказывает о первом цветке – подснежнике. Вызвать желание  разучить стихотворение – загадку.

Рассматривание альбома « Цветы Бурятии». Рассматривание подснежника.

Русская народная потешка

    « Солнышко –

колоколнышко».

Познакомить детей с новой потешкой, отражающей языковое богатство русского народа. Вызвать желание выучить потешку наизусть. Воспитывать  интерес к устному народному творчеству.

Беседа о весне родного края, ее характерных особенностях.

Слайды о весне

Май

Фаст Юлия.

«Есть такое озеро,

Озеро- Байкал…»

Продолжать знакомить с природой родного края через поэтическое слово. Дать представление об озере Байкал.

Выучить стих по желанию.

Предварительная работа:

Рассматривание слайдов о Байкале, природе Бурятии. Прохлопывание ритма ладошками. Слушание музыки бурятских композиторов

Праздник книги

Литература:

  1. Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред. Ф. А. Сохина, М., «Просвещение», 1979г.
  2. Компанцева Л. З. Поэтический образ природы в детском рисунке.
  3. Боголюбская М. К. Художественное чтение и рассказывание в детском саду.
  4.  Панков В. И. Ваши помощники книги.
  5. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей.
  6. Гриценко З., Жукова И. Пришли мне чтения доброго. Ж-л

       « Дошкольное воспитание», № 5 – 2002г., с. 97.

  1. Муравьева О., Михайлова М. О пользе «материнской поэзии», ж-л «Дошкольное воспитание»,№ 3 – 1998г.,с.99.
  2. Алябьева Е. А. «Читаем  детям»,Творческий центр, Москва 2009

Интернет- ресурсы уровень   техники речи детей

 Список детей поэтического кружка «Родничок»:

1. Черепанова Полина- ср. «А»

2. Черепанова Ульяна- ср. «А»

3. Бабинцев Максим- ср. «А»

4. Щепин Арсений- ср. «А»

5. Коркина Олеся- «ср «А»
6. Перевозников Тимоша- ср.«Б»

7. Кузьменко Дарья ср. «А»

8. Кузнецова Даша- ср. «Б»

9. Дугарова Лена- ср. «А»

10. Зыков Евсей- ср. «А»

11.Кузнецова Рита- ср. «А»

 12.Балагуров Алеша- ср. «А»

Расписание:

4 занятия в месяц (по четвергам)

 

                                Уровень развития   техники речи детей:

                             

Ф и о

Речев

дыха-ние

Работа

над

голо-сом

Дик-ция

Темп

Мело-дия

Ритм

Инто-нация

Ударе-ние

Тембр

Жела-ние  заучи-вать

Чет-кос-ть

Па-мять

Внятно-сть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа кружковой работы по обучению чтению "Почитай-ка"

Данная  программа является модифицированной, она  составлена с учетом основной общеобразовательной программы МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №28» разработанной на основе приме...

Рабочая программа кружковой работы по обучению чтению "АБВГДЕйка" в подготовительной группе.

Материал содержит перспективный план кружковой работы по обучению чтению....

План-программа кружковой работы по нравственно-патриотическому воспитанию «Люби и знай родной край»

Цель: Приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностямЗадачи: Развивать интерес и уважение к истории, традициям и обычаям малой РодиныЗнакомить детей с культур...

Программа кружковой работы по выразительному чтению в младшей группе "Родничок"

Программа кружковой работы по выразительному чтению в младшей группе "Родничок"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО МЕТОДИКЕ ЗАЙЦЕВА Н. А.» на 2023-2024 учебный год

В данном материале содержится программа кружковой работы по "Обучению чтению детей старшего дошкольного возраста по методике Н. Зайцева"...

Программа кружковой работы социально-педагогической направленности "Родничок"

Программа кружковой работы социально-педагогической направленности "Родничок" для младшего дошкольного возраста (2-4 года), среднего дошкольного возраста (4-5 лет), старшего дошкольного возр...