Программа кружковой работы по развитию речевых способностей младших дошкольников «Говорушка»
рабочая программа по логопедии (младшая группа)
Программа кружковойработы на 1 год с младшими дошкольниками по развитию речевых способностей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_po_razvitiyu_revyh_sposobnostey_mladshih_doshkolnikov.docx | 37.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования
по развитию речевых способностей младших дошкольников «Говорушка»
Возраст обучающихся: 3-4 лет
Срок реализации: 1 года
Пояснительная записка
Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому. Что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями. Он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Кружок «Говорушка» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет. Для развития моторики рук на занятиях данного кружка используются следующие приемы, игры и упражнения:
• самомассаж кистей рук;
• пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
• взаимодействие с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, счетные палочки, пуговицы, бусины);
• рисование пальчиками, закрашивание.
Данная программа предназначена для правильного развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста и своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук и навыков ручной умелости.
Цель: научить детей переключать внимание, улучшать координацию мелкой моторики, воздействуя на умственное развитие ребенка. Формировать правильное звукопроизношение, развивать умение быстро и четко говорить, совершенствовать память и способность согласовывать движения и речь.
Задачи. Обучающая – познакомить детей с разнообразием стихотворных строк, одновременным движением пальцев и формировать правильное звукопроизношение. Учить детей сложным упражнениям пальчиковой гимнастики, работа с каждым пальчиком.
Развивающая – стимулировать развитие речи, игровые способности через пальчиковые игры.
Воспитывающая – воспитывать у детей желание, заинтересованность к пальчиковым играм. Формировать положительно эмоциональный настрой.
Актуальность.
Все движения организма и речевая деятельность имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук положительно сказывается на развитии речи ребенка. У детей часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики. Ребенку в этом возрасте необходимы гимнастика рук и пальчиковые игры, они в сопровождении стихов разовьют речь и умение слушать. Дошкольник научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. Развитие движений пальцев рук подготовит почву для последующего формирования познавательной сферы ребенка.
Формы реализации программы.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. В процессе работы кружка используются различные формы занятий: традиционные, игровые. Каждое занятие включает в себя теоретическую часть и практическое выполнение задания детьми.
Принципы реализации программы.
Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтение художественной литературы.
Принцип гуманности - индивидуально-ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через игровую деятельность, взаимодействие с предметами.
Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.
Принцип системности - решение поставленных задач в системе кружковой работы.
Методы реализации программы.
Наглядные – наблюдение, показ, действие по образцу.
Словесные – беседа, объяснение, художественное слово, пояснение, поощрение.
Практические – показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный).
Формы работы.
- Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры.
- Игры-экспериментирования с предметами и материалами.
- Самомассаж кистей рук.
- Упражнения для развития тактильной чувствительности пальцев и кистей рук.
- Организация работы кружка.
Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. Форма работы: по подгруппам. Длительность занятия 15 минут.
Количество занятий в неделю -1
Количество занятий в месяц - 4
Количество занятий в год - 34
Возраст детей участвующих в реализации данной программы 3-4 года.
Необходимые материалы и оборудования:
- резиновые игрушки, мячики;
- конструктор, шнуровки, мозаика, прищепки, счетные палочки, крупы, мелкие игрушки, пуговицы, бусины;
- фигурки пальчикового театра;
- картотека пальчиковых игр;
- картотека художественного слова (стихи, загадки).
Работа с родителями:
изготовление игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей;
консультации: «Как правильно играть с детьми?»; «Какие игры для развития мелкой моторики можно использовать в семейной практике»; «Самостоятельность в игре»;
мастер-класс для родителей «Полезные игры».
Диагностика по пальчиковым играм.
ИНСТРУКЦИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ. Воспитатель предлагает детям представить, что они в лесу: поднялся сильный ветер, сорвал листья с деревьев, закружил их, и они медленно падают на землю. Дети вместе читают знакомый стишок и изображают обеими руками плавные движения падающих листьев.
Падают, падают, листья,
В нашем саду листопад,
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Листья многие облетели, и все увидели зайчика – дети руками изображают его (подняты два пальца: указательный и средний, остальные соединены). Воспитатель: “Зайчик скачет по дорожке – прыг-скок, прыг-скок, ушками – хлоп-хлоп. Прислушался (пальцы напряжены), где-то лиса рядом, испугался и спрятался, ушки опали (пальцы вяло сложились)”. Затем дети вспоминают всю свою “Храбрую семейку”. У детей пальцы сжаты в кулачки перед собой и они постепенно разжимают их, начиная с большого, приговаривая: пошел в лес дедушка (большой палец), пошла в лес бабушка (указательный), пошел папа (средний), мама (безымянный) и я (мизинец). Потом семейка собирается дома: пришел я, мама, папа … пальчики поочередно складываются в кулачки.
ОЦЕНКА
1-й показатель — управление руками (плавность движений).
Низкий уровень – ребенок на неоднократные предъявления взрослого отказывается участвовать в игровой ситуации.
Средний уровень – ребенок выполняет задание с помощью взрослого, который рассказывает стихотворение и показывает движения, а ребенок выполняет вслед за ним, включаясь в движения.
Высокий уровень – ребенок по первому предъявлению взрослого включается в игровую ситуацию и самостоятельно читает стишок и выполняет руками соответствующие плавные движения.
2-й показатель — управление пальцами рук “Зайчик”.
Низкий уровень – ребенок не включается в ситуацию и не может сложить пальцы рук (хотя бы на одной руке), чтобы изобразить зайчика.
Средний уровень – ребенок выполняет с помощью взрослого: после показа или на одной руке, помогая себе другой.
Высокий уровень – ребенок сразу включается в игровую ситуацию и самостоятельно на обеих ручках изображает зайчика сначала с напряженными ушками (пальчиками), потом вялыми.
3-й показатель — управление пальцами рук – «Семейка».
Низкий уровень – ребенок выполняет движения несинхронно или только на одной руке, или открывает сразу по два пальчика и проговаривает стишок вместе с взрослыми.
Высокий уровень – ребенок синхронно и самостоятельно разжимает поочередно все пальчики на обеих, проговаривая стишок. Результаты заносятся в таблицу.
Перспективный план работы на 2022-2023 учебный год
Октябрь
1 неделя «Осень»
1. Массаж ладошек «Орех».
Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.
2. Игра «Чудесный мешочек» - овощи определить на ощупь.
3. Пальчиковая игра «Деревья осенью».
Листопад, листопад!
Листья по ветру летят:
Руки поднять вверх. Покачивая кистями из стороны в сторону, медленно опускать руки (листья опадают).
С клёна – кленовый, (Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны.)
С дуба – дубовый, (Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу.)
С осины – осиновый, (Указательный и большой соединить в виде колечка.)
С рябины - рябиновый. (Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны.)
Полны листьев лес и сад.
То-то радость для ребят
4.«Разноцветные листья» - раскраски.
2 неделя «Овощи»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук с использованием нетрадиционного оборудования (сосновой шишки).
Сосновую шишку возьму я в ладошку,
В ладошке ее покатаю немножко.
Кручу и катаю, катаю-кручу,
Ладошки и пальчики ей щекочу.
Я шишкой своей проведу по ладошке,
И сразу на ней остаются дорожки.
Я шишку в ладошке сжимаю, сжимаю,
Здоровье себе сохранить помогаю.
2. Игра «Чудесный мешочек» - овощи определить на ощупь.
3. Пальчиковая игра «Капуста»
Что за скрип?
Что за хруст?
В огороде вырос куст.
Как же быть без хруста?
Если я капуста!
Мы капусту рубим — рубим,
Мы морковку трем, трем.
Мы капусту солим — солим,
Мы капусту жмем — жмем. (Имитация движений.)
4.«Собираем урожай» - раскраски
3 неделя «Человечки»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук «Покатай, покатай» - катание гладкого и ребристого карандаша между ладошками.
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непрерывно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
2. Пальчиковая игра «Смешные человечки»
Бежали мимо речки
Смешные человечки.
Прыгали, скакали,
Солнышко встречали.
Залезли на мостик,
Забили там гвоздик.
А потом бултых в речку.
Где же наши человечки?
3. Игра «Человечки»
Выкладывание ручек, ножек из счетных палочек нарисованному
человечку.
4 неделя «Семья»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук «Колечко» надеваем и снимаем колечко.
2. Упражнение «Очки»
Бабушка очки надела,
И внучонка разглядела.
3. Пальчиковая игра «Дружная семья»
Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это – мама, (Загибать пальцы начиная с безымянного,)
Это – я, (Затем мизинец,)
Это - Бабушка моя, (Указательный палец)
Это – папа (Средний палец)
Это – дед (Большой палец)
И у нас разлада нет.
4. Упражнение «Клубочки для бабушки» - смотать нитки в клубочки.
Ноябрь
1 неделя «Дом»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук катушкой «Дровишки» - катание катушки между ладошками по всей длине пальчиков.
2. Пальчиковая игра «Дом»
Молоточком я стучу, (Постукивать кулачками друг о друга)
Дом построить я хочу. (Соединить кончики пальцев обеих рук)
Строю я высокий дом, (Поднять выпрямленные ладони вверх)
Буду жить я в доме том. (Похлопать в ладоши)
3. «Домик для мишутки» - строим из конструктора.
2 неделя «Посуда»
1. Самомассаж карандашами (катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями).
2. Пальчиковая гимнастика «Посуда».
Посуду моет наш Антошка,
Моет вилку, чашку, ложку,
Потирать ладошки друг об друга («мыть посуду»).
Вымыл блюдце и стакан
И закрыл покрепче кран.
Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Выполнять имитирующие движения.
3. Упражнение «Конфеты к чаю» - из бумаги сминаем комочки и складываем в вазочку.
3 неделя «Домашние животные»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашами (катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями).
2. Упражнение «Котенок»
У нашего котенка мягкие лапки, (Делаем поглаживающие движения ладонями)
Но на каждой лапке коготки-царапки! (Сгибаем пальчики и показываем, как котенок выпускает коготки, то немного сжимая, то разжимая кулачок).
3. Пальчиковая игра «Котята»
Все котята мыли лапки: (Трем ладошкой о ладошку, показываем, как моют руки).
Вот так! Вот так!
Мыли ушки, мыли брюшки: (Трем ушки и животик).
Вот так! Вот так!
А потом они устали:
Вот так! Вот так!
Сладко-сладко засыпали: (Сложить ладошки, поднести к уху и наклонить голову).
Вот так! Вот так!
4. Упражнение «Прятки» - найди всех животных в сухом бассейне.
4 неделя «Дикие животные»
1. Самомассаж мячиками («ежиками»)
2. Пальчиковая гимнастика «На лужок».
На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата, (Сгибание пальцев в кулачок)
Лягушата и енот.
На зеленый, на лужок,
Приходи и ты, дружок! (Сгибать пальцы поочередно на обеих руках.)
3. Упражнение «Нарви травки». Мелко нарвать зеленую бумагу.
4. Упражнение «Животные хотят пить». Наливаем воду ложкой из стакана в тарелочку.
Декабрь
1 неделя «Зима»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук теннисным шариком.
2. Упражнение «Снежинки»
(по тексту делать легкий массаж: касаться пальчиками разных частей тела)
Падают снежинки, белые пушинки.
Падают на плечи, падают на ножки,
Падают на щечки, даже на ладошки.
Падают на грудку, падают на нос.
С Северного полюса ветер их принес.
3. Пальчиковая игра «Снежок»
Раз, два, три, четыре, (Загибать пальцы, начиная с большого пальца.)
Мы с тобой снежок слепили (Лепить, меняя положение ладоней.)
Круглый, крепкий, очень гладкий (Показать круг, сжать ладони вместе.)
И совсем-совсем не сладкий. (Грозить пальчиком.)
Раз – подбросим. Два – поймаем. (Подбрасывать и ловить «снежок».)
Три – уроним (Ронять воображаемый снежок.)
И… сломаем. (Хлопнуть в ладоши.)
4. «Снежинки». Выложить из счетных палочек.
2 неделя «Звери зимой»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук. Игра «Колючий ежик».
2. Пальчиковая игра «Зимой в лесу»
Медведь в берлоге крепко спит, (Руки сложены лодочкой под щечкой)
Всю зиму до весны сопит.
Спит зимою бурундук, (Загибаем поочередно пальцы)
Колючий ежик и барсук
Только заиньке не спится, (Приставить кисти рук к голове)
Убегает от лисицы. (Кисть руки переворачиваем вниз и «убегаем»)
Мелькает он среди кустов,
Запетлял — и был таков (Разводим руки в стороны)
3.«Заячьи следы» - рисуем на манке пальчиками.
3 неделя «Птичья столовая»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук теннисным шариком.
2. Пальчиковая игра «Птичья столовая»
Сколько птиц к кормушке нашей.
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек.
Ритмично сжимают и разжимают кулачки. Загибание пальчиков, начиная с большего.
Прилетайте, птички! Сала дам синичке.
Приготовлю крошки Хлебушка немножко.
Эти крошки – голубям,
Эти крошки – воробьям.
Галки да вороны, Ешьте макароны
3.«Птичьи следы на снегу» - рисуем на манке пальчиками.
4 неделя «Маленькой елочке холодно зимой»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
2. Пальчиковая игра «Ёлочка»
Праздник приближается,
Елка наряжается.
(поднимаем руки, опускаем их вниз)
Мы повесили игрушки:
Бусы, шарики, хлопушки.
(имитируем вешанье игрушек)
А здесь фонарики висят
(крутим «фонарики»)
Блеском радуют ребят.
3. Игра «Чудесный мешочек» - определить на ощупь игрушки.
4. «Наряжаем ёлку»- развесим елочные игрушки.
Январь
1 неделя «Мои любимые игрушки»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук. Игра с резинкой для волос.
2. Пальчиковая игра «Игрушки».
На большом диване в ряд, (попеременно хлопают в ладоши и стучат кулаками)
Куклы Танины сидят:
Два медведя, Буратино, (Загибают поочередно все пальцы)
И веселый Чиполино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять. Разгибают поочередно все пальцы.
Помогаем нашей Тане (Попеременно хлопают в ладоши и
Мы игрушки сосчитать стучат кулаками)
3. Упражнение «Что спряталось в комочке» разглаживание трафаретов игрушек из бумаги, смятой в комочки.
4. «Рисуем мячи»- на манке большие и маленькие предметы (Мяч, шар, кирпич, кубик).
2 неделя «Зима»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук «Покатай, покатай» теннисные шарики по столу.
2. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять
Мы во двор пришли гулять
Бабу снежную лепили
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались
А ещё в снегу валялись
И снежками мы кидались
Все в снегу домой пришли
Съели суп, и спать легли.
3.«Лыжник» - рисуем на манке пальчиками.
3 неделя «Зимние забавы»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом «Скольжение», «Горка».
2. Пальчиковая игра «Зимние забавы»
Что зимой мы любим делать? (Хлопки в ладоши)
В снежки играть, на лыжах бегать, (Поочередно соединяют большой палец с остальными)
На коньках по льду кататься,
Вниз с горы на санках мчаться.
3.«Лыжник» - рисуем на манке пальчиками.
Февраль
1 неделя «Жили у бабуси два весёлых гуся»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук «Сухой бассейн».
2. Пальчиковая игра «Гуси»
Гуси песню распевали — га-га-га, га-га-га.
(Смыкаем большой с остальными пальцами на руке — изображаем клюв гуся)
Посидели (Кулачки сжали и положили на коленки)
Поклевали (Пальцы собираем в щепотку и стучим (тыкаем) ими по коленкам)
Маму с Димой пощипали — га-га-га, га-га-га (Щипаем ножки)
Но от них мы убежали. (Пальчики бегут по ножкам)
3. Упражнение «Накорми гусей». Отрывать кусочки бумаги, скомкать бумагу в маленькие крошки.
4. Обыгрывание песни «Жили у бабуси два весёлых гуся»
2 неделя «Одежда»
1. Самомассаж. Упражнение «Пуговицы».
2. Пальчиковая гимнастика «Мы платочки постираем»
Мы платочки постираем (Пальцы сжать в кулачки, тереть кулачком по кулачку.)
Крепко, крепко их потрём,
А потом мы выжимаем, (Выполнять движение «выжимаем бельё».)
Мы платочки отожмём.
А теперь мы все платочки (Пальцы свободные, выполнять лёгкие движения кистями вверх-вниз)
Так встряхнём, так встряхнём.
А теперь платки погладим, (Выполнять движение «гладим бельё» кулачком одной руки по ладони другой.)
Мы погладим утюгом.
А теперь платочки сложим (Хлопки одной ладошкой по другой.)
И все дружно в шкаф положим. (Положить руки на колени.)
3. Упражнение «Помогаем маме». Развесить белье на веревку и закрепить его прищепками.
4. «Укрась платье Машеньки». Раскрасить платье карандашами, вырисовывание узора.
3 неделя
«Пилим и строгаем — папе помогаем»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук «Сильные пальчики».
Нажимаем на резиновый мяч с силой.
2. Пальчиковая игра «Гвозди»
Бом, бом, бом, бом,
По гвоздям бьём молотком.
Гвозди не вбиваются,
Только загибаются.
Пальцы - гвозди - согнуты. Пальцы другой руки - клещи. Смыкаются в кольцо и "вырывают гвозди" - поочерёдно тянем пальцы другой руки, выпрямляя их.
Значит, клещи надо взять,
Будем гвозди вырывать.
Я тянул, тянул, тянул,
Все я гвозди разогнул.
3. «Салют» - рисуем пальчиками.
4 неделя «Конец зимы»
1. Самомассаж «Покатай, покатай». (Катание крупных бусин по столу).
2. Пальчиковая гимнастика «Снеговик».
Давай, дружок!
Смелей, дружок! (Лепят снежок)
Кати по снегу свой снежок (Катят).
Он превратится в толстый ком, (Показывают шар руками)
И станет ком снеговиком (Рисуют руками снеговика).
Его улыбка так светла! (Показывают улыбку.)
Два глаза, шляпа, нос, метла (Показывают).
На солнце припечет слегка – (Рука у лба, смотрят солнце)
Увы – и нет снеговика. (Пожимают плечами, руки в сторону.)
3.«Веселый снеговик». Рисуем мелками круги разного размера.
Март
1 неделя «Цветок для мамы»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук «Колечко».
2 Пальчиковая игра «Цветочек для мамочки»
Ой, в нашем цветнике
Большой цветок на стебельке.
Раскрывать и закрывать кулачок, пальчики, будто лепестки.
От ветерка качается,
Движения руками вправо-влево.
И мне улыбается!
Я мамочку поцелую
И цветочек подарю ей!
Мимика, жесты.
3. «Платочек для мамы» - украшаем платочек, рисуем пальчиками.
2 неделя «Мамины помощники»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук крупными бусинами.
2. Пальчиковая игра «Мамина помощница»
Дружно маме помогаем –
Пыль повсюду вытираем. Движения по тексту
Мы белье теперь стираем
Полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом –
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем
3. Упражнение «Бусы для мамы»- нанизывание бусин на ленту.
3 неделя «Солнышко»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук игра с резинкой для волос.
2. Пальчиковая игра «Солнышко»
Утром солнышко встаёт выше, выше, (Руки высоко вверх).
Ночью солнышко зайдет ниже, ниже. (Руки вниз).
Хорошо-хорошо солнышку живётся,
(Делаем ручками фонарики)
И нам вместе с солнышком весело живётся
(Хлопаем в ладоши)
3. Упражнение «Солнышко лучистое» - выложить из счетных палочек солнечные лучи вокруг желтого круга.
4 неделя «Транспорт»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашами.
2. Пальчиковая игра «Транспорт»
Один-два-три-четыре-пять,
Буду транспорт я считать:
Автобус, лодка и мопед,
Мотоцикл, велосипед,
Автомобиль и самолёт,
Корабль, поезд, вертолёт (Загибают пальчики)
3. Упражнение «Железная дорога» - выложить из счетных палочек.
Апрель
1 неделя «Капель»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом «Сосульки».
2. Пальчиковая игра «Капельки»
Руки вытянуты вверх, ладонями вперед.
Капля – раз, капля – два,
Капли капают едва –
Кап, кап, кап, кап.
Стали капельки бежать,
Капля каплю догонять –
Кап, кап, кап, кап.
3.«Следы от капели» - на манке пальчиками ставим точки.
2 неделя «Пришла весна»
1. Самомассаж ладоней и пальцев. Катание карандаша между ладошками
2. Упражнение «Пришла весна»
Птичка, птичка, прилетай!
Весну красную зазывай!
Птичка крылышками машет,
Веселит детишек наших!
Дети показывают движениями кистей рук, как летит птичка.
3. Пальчиковая игра «Весенний дождик»,
Дождик песенку поет, (Сжимаем кулачки)
Только кто ее поймет? (Пожимаем плечами)
Не поймем ни я, ни ты, (На обеих руках разгибаем указательные пальцы)
Но зато поймут цветы, (Разгибаем средние пальцы)
И зеленая трава, (Разгибаем безымянные пальцы)
И весенняя листва. (Разгибаем мизинцы)
Лучше всех поймет зерно —
Прорастать начнет оно. (Разгибаем большие пальцы)
4. Игра с мозаикой «Весенняя полянка»- выкладываем солнышко, цветы.
3 неделя «Рыбки»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук. Катание карандаша между ладошками
2. Пальчиковая игра «Рыбка»
Рыбка плавает в водице.
Рыбке весело играть. (Плавные движения кистями рук)
Рыбка, рыбка, озорница, (Погрозить пальчиком)
Мы хотим тебя поймать. (Хлопок "круглыми" ладошками)
Рыбка спинку изогнула, (Выгнуть кисти, пальчики вниз)
Крошку хлебную взяла, (Имитировать движение пальчиками)
Рыбка хвостиком махнула, (Сложить ладошки вместе, поворачивать их вправо, влево)
Рыбка быстро уплыла. (Спрятать ручки)
3.«Рыбки» - раскраски.
4 неделя «Травка зеленеет»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом.
2. Упражнение «Птенчики в гнезде»
Улетела птица-мать
Малышам жучков искать.
Ждут малютки-птицы
Мамины гостинцы.
Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью. Получается «гнездо». Шевеление пальцами правой руки создает впечатление живых птенцов в гнезде.
3. Лепка «Червячки для птенцов»
Май
1 неделя «Дружба»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук. Катание карандаша между ладошками
2. Пальчиковая игра «Дружба»
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
(Соединять пальцы в «замок»)
С вами мы подружим маленькие пальчики.
(Касание кончиков пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять - начинай считать опять.
(Парное касание пальцев от мизинцев)
Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать.
(Руки вниз, встряхнуть кистями)
3. Упражнение «Прятки» - найди игрушки в сухом бассейне.
2 неделя «Цветочек радуется солнышку»
1. Самомассаж ладоней и пальцев. Катание карандаша между ладошками.
2. Пальчиковая игра «Бутончики»
Каждый бутончик (Пальцы рук собраны в щепоть)
Склониться бы рад,
Влево и вправо, (Раскачивать «бутончики»)
Вперед и назад.
От ветра и зноя (Соединить вместе локти и ладони рук)
Бутончики эти (Показать один большой «букет»)
Спрятались быстро,
В цветочном букете.
3. Упражнение «Цветочный лужок». С помощью мозаики сделать цветы. Развивать мелкую моторику рук.
3 неделя «Насекомые»
1. Самомассаж. Катание карандаша между ладошками.
2. Пальчиковая игра «Насекомые»
Дружно пальчики считаем-
Насекомых называем: (Сжимать и разжимать кулачки)
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зелёным брюхом. (Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого пальца.)
Это кто же тут звенит?
Ой, сюда комар летит! (Вращать мизинцем.)
Прячьтесь! (Спрятать руки за спину.)
3. Пальчиковая игра «Паучок»
Паучок, паучок,
Паучок всё вверх ползёт,
Паутинку он плетёт.
Паутинка хоть тонка –
Крепко держит мотылька.
Образовать пальцами рамку. Затем соединить пальцы обеих рук в замок. Не разжимая замка, поднять пальцы и помахать ими как крылышками
3. «Вот такие ножки у сороконожки» - рисуем на манке.
4 неделя «Вот и лето наступило»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук «Покатай, покатай» теннисные шарики.
2. Пальчиковая игра «Лето»
Вот и лето наступает
(Последовательно соединять пальцы обеих рук, начиная с мизинцев.)
Всех на отдых приглашает
(Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших)
Будем плавать, загорать
(Круговые движения кистями, «солнце»)
И на даче отдыхать
3. Пальчиковая игра «Радуга»
Гляньте: радуга над нами, (Нарисовать рукой над головой полукруг маховым движением)
Над деревьями (Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты)
Домами (Руки сложены над головой крышей)
И над морем, над волной (Нарисовать волну рукой)
И немножко надо мной. (Дотронуться до головы)
4.«Украсим бабочке крылышки» - аппликация.
Литература:
1.«Играем пальчиками и развиваем речь» В. В. Цвынтарный Санкт – Петербург 1997г.
2. «Игры с пальчиками» Т. Н. Щербакова журнал «Карапуз» 02.1998г.
3. «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики» Н. В. Нищева Санкт – Петербург 2008г.
4. «Игры и стихи для развития эмоциональной сферы младших дошкольников» Т. Б. Полянская Санкт – Петербург ДЕТСТВО – ПРЕСС 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - программа кружковой работы по развитию двигательной активности дошкольников
Программа кружковой работы по гимнастике составлена с целью помочь решать проблемы, связанные с развитием эмоционального уровня, оздоровления детей, развития двигательных навыков и умений, а также вос...
Программа Кружковой работы по развитию мелкой моторики «Веселые ладошки» для детей 2 младшей группы.
Кружок «Веселые ладошки» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет. Данную работу следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно...
Система работы по развитию речевой активности младших дошкольников.
Разработка системы игр и упражнений для развития речевой активности младших дошкольников в виде таблицы. В основу системы положены артикуляционные и логоритмические упражнения Е. Железновой, игры...
Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы по развитию эмоциональной и познавательной сферы дошкольников с задержкой психического развития средствами песочной терапии для детей от 4-5 лет «Умные ручки »
Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы по развитию эмоциональной и познавательной сферы дошкольников с задержкой психического развития средствами песочной терапиидля детей от 4-5 ле...
Лего-конструирование в кружковой работе как развитие познавательных способностей у дошкольников
Среди преимуществ лего-конструкторов, можно выделить:1. многофункциональность;2. внешний вид;3. возможность совмещать образовательную и игровую деятельности при конструировании...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Кружковое объединение по развитию технических способностей дошкольников от 6 до 8 лет «Увлекательные путешествия с Робби»
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Кружковое объединение по развитию технических способностей дошкольников от 6 до 8 лет «Увлекательные путешествия с Робби»....
Программа кружковой работы по развитию речи в средней группе «Теремок» 2020-2021гг. «Речевая мозайка»
Цель: развитие речевых способностей и умений, культуры речевого общения, разработка способов овладения дошкольниками навыков практического общения в различных жизненных ситуациях. Создание благо...