Использование нетрадиционного игрового материала "Тряпичная кукла" в работе учителя-логопеда
статья по развитию речи
Всем известно, что в настоящее время наблюдается рост числа детей, чье речевое развитие отстает, в той или иной степени, от возрастной нормы.
Поиск новых форм и методов обучения детей с речевым нарушением – один из актуальных вопросов коррекционной педагогики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tryapichnaya_kuk._doklad_word.docx | 16.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Чистякова Наталья Александровна
учитель-логопед МБДОУ
«ДС № 335 г. Челябинска
Использование народной «тряпичной» куклы в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми групп комбинированной направленности с ТНР.
Всем известно, что в настоящее время наблюдается рост числа детей, чье речевое развитие отстает, в той или иной степени, от возрастной нормы.
Поиск новых форм и методов обучения детей с речевым нарушением – один из актуальных вопросов коррекционной педагогики.
Одной из таких форм неизменно остается игра - как ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста. Сделать игру наиболее интересной помогает кукла.
Метод работы с куклой – становится средством достижения основной цели: развить речь дошкольника, творческое воображение, мышление.
Тряпичная кукла является особым видом народного творчества. В отличие от пластмассовой она, снимает психологический барьер между ребенком и “миром больших вещей”, воспитывает ласковое, небоязливое отношение к миру. Присутствие тряпичной куклы на занятии сразу вовлекает ребенка в игру.
Главная задача куклы – обеспечить диалог, в котором ребенок будет общаться со взрослым посредством куклы. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения, с игрушкой легче разговаривать.
Взяв в руки куклу, ребенок «передает» ей с радостью свои лучшие чувства, забывая о проблемах и страхах, открывая в себе скрытые резервы. Работая с куклой, говоря за нее, ребенок по-иному относится к своей собственной речи.
Применение тряпичной куклы в коррекционной работе способствует повышению мотивации к логопедическим занятиям, сокращению периода ввода поставленных звуков в речь, развитию интереса к словообразованию, словоизменению и к различным действиям со звучащим словом.
Так, например, рассматривая кукол в национальном русском костюме, мы с детьми закрепляем в речи названия элементов русского костюма, какие цвета встречаются в этом наряде. Такие занятия помогают детям в развитии связной речи. Ребята учатся употреблению в речи народных оборотов - добрый молодец, красна девица, ласковые уменьшительные обращения (доченька, голубушка, золотце моё, сходи по водицу, травушка - муравушка, и др).
К нам на занятия приходит Бабушка-старушка, которая рассказывает сказки, загадывает загадки, приносит сюрпризы и задания на занятия. Дети с удовольствием выполняют такие бабушкины задания: выполнить артикуляционную гимнастику, разделить по признаку предметы (фрукты, овощи). Эта кукла помогает проводить игры на развитие грамматических норм: «Большой-маленький», «Один-много», «Два, пять, девять» и другие.
Изучая тряпичные куклы, мной была изготовлена кукла-хороводница. На занятиях дети охотно приняли новую куколку и с удовольствием вертят ее в ладонях и, меняя пальчики. Играют в игру Малечина - Калечина. Работа с ними способствует укреплению мышц пальцев рук, развитию мелкой моторики, помогает в развитии координации движений со словом. А также, развивая моторику рук, дети собирают бусы для кукол, одновременно проговаривая поставленные звуки.
Также эта кукла используется во время автоматизации звуков, шагая по листам бродилкам. Разговаривая за куклу, дети уверенно и чётко произносят звуки, слова, рассказывают потешки и чистоговорки.
Следующая кукла, которая меня заинтересовала – кукла – перевёртыш или кукла Девка-Баба. Игры с этой куклой позволяют добиться успехов в развитии силы, высоты и мелодики голоса. Так Баба спрашивает, девка отвечает, при этом ребенку необходимо поменять голос. Также во время игр с этой куклой развивается связная речь: баба рассказывает сказку, девка пересказывает и т.д. Управление куклами способствует выразительности и четкости речи. Куклы помогает разучивать колыбельные песенки, которые позволяют запоминать слова и словосочетания, на основе их дети учатся подбирать однокоренные слова: кот, котенька, коток, котик и др.
Кукла Кубышка – травница способствует развитию речевого дыхания. Она набита целебными травами, вдыхая и выдыхая аромат которых, ребенок учится дифференцировать носовой вдох и ротовой выдох.
Кукла – Рванка помогает детям не только в играх, но и оценить свою работу на занятии. Отсутствие лица у куклы позволяет ребятам придумывать ей настроение в игре (радостное, счастливое, тревожное, веселое и т.д.), они фантазируют.
Во время знакомства детей с куклами, я заметила, что ребята интересуются тканью, из которой они сделаны. Так возникла идея игр с лоскутками. Я думаю это интересный прием для обогащения и активизации словаря, упражнению в произношении звуков, формированию фонематического слуха. Так, предлагаю ребятам отобрать лоскуток нужной формы или цвета, выделить первый – последний звук в названии ткани или цвета, назвать слова с таким звуком в начале, середине, конце слова, соотнести с цветом звонкие и глухие согласные и т.д.
Это лишь малая часть того многообразия игр и упражнений, которые можно придумать с использованием тряпичных кукол.
Я намерена продолжать работу с использованием этих кукол. Они позволяют в непринужденной обстановке проводить занятия, развивая все стороны речи ребенка. У детей появляется мотивация вновь присутствовать на занятиях, участвовать в интересных играх с использованием тряпичных кукол. И, конечно же, буду искать новые формы по включению тряпичных кукол в коррекционно - образовательную работу с дошкольниками.
Хотелось бы закончить следующими словами: «Игра с куклой - это мир реальности, в котором живет ребенок».
Кукла дает возможность естественного и безболезненного вмешательства взрослого в развитие ребенка с целью его коррекции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых технологий в практической работе учителя – логопеда с детьми с ОНР
Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр....
Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА...
Использование нетрадиционных методов и приемов в работе учителя-логопеда
Проводя традиционные занятия с детьми, мы заметили, что очень трудно бывает удержать внимание детей, пробудить интерес к содержанию занятия, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в пам...
Педагогический опыт "Использование комплекса нетрадиционных элементов здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда как средство коррекции речевых и неречевых функций у детей с тяжёлыми нарушениями речи"
Использование нетрадиционных элементов здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с дошкольниками....
Использование нетрадиционных методов в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда.
В данной статье указаны нетрадиционные методы и их использование в работе логопеда....
Годовой план работы учителя-логопеда по самообразованию. «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»
Тема: «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»Цель: повысить свой профессиональный уровеньЗадачи:1. Изучение современных подходов по...
«Использование игровых технологий в коррекционной работе учителя-логопеда и воспитателя по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста с ФФНР и в подготовке их к обучению грамоте».
совместной работы логопеда и воспитателя в условиях реализации образовательной области «Речевое развитие»-это создание оптимальных условий, способствующих коррекции и полному раскрытию пот...