Кружок по развитию речи и обучению грамоте "АБВГДейка" (6-7 лет)
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа)

Баруткина Евгения Алексеевна

Цель программы подготовка  к обучению к школе-  комплексная подготовка детей к школе, речевое развитие детей,
    -  комплексная подготовка детей к школе, речевое развитие детей,
    ознакомление детей со звуковым анализом и подготовки их к усвоению грамоты,
    развитие интереса и способностей к чтению.ознакомление детей со звуковым анализом и подготовки их к усвоению грамоты,
    развитие интереса и способностей к чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_na_att_podg_gruppa_abvgdeyka.docx35.49 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. Пояснительная записка

Стр.2-5

  1. Цель и задачи по реализации программы  совместной деятельности

Стр.5

1.1.2 Принципы и подходы реализации Программы

Стр. 5-6

1.1.3 Значимые характеристики возрастных особенностей детей для разработки Программы

Стр.6-7

1.2 Планируемые результаты освоения Программы

Стр.7

1.3 Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе

Стр.7-8

II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Содержание, формы, способы, методы и средства образовательной деятельности по освоению Программы

Стр.8-9

2.2 Система работы по взаимодействию с семьями воспитанников

Стр.9-10

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Материально-техническое обеспечение Программы

Стр.9-10

3.2 Программно-методическое обеспечение образовательного процесса

Стр. 10

Приложение 1. Мониторинг

Стр.11

Приложение 2. Перспективное планирование

Стр.12-16

 

I  Целевой раздел

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования кружка «АБВГдейка»

   (далее Программа) составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития  воспитания; разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, а также:

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155);

 

Письмом Минобрнауки  РФ от 11.12.06 г. №06-1844  о «Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» - СанПиН 24.3648 20(утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г.№28);

Уставом  МБДОУ,  д/с №11 «Березка» г. Гусиноозерска

«Конвенцией о правах ребёнка». Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.

Образовательной  программой ДОУ.

Развитие речи и преодоление недостатков в развитии речи у детей среднего дошкольного возраста осуществляется путем использования поэтапной системы формирования речи. Она предусматривает:

- Развитие речи с опорой на онтогенез (учет закономерностей развития детской речи в норме).

- Взаимосвязное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка (единство названных направлений и их взаимоподготовка).

- Связь речевой деятельности с другими сторонами психического развития.

Данная программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности детей по речевому развитию, и направлена на формирование общей культуры, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок непосредственной образовательной деятельности,  сохранение и укрепление здоровья детей.

Новизна программы.

В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей с последующим обучением. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка и не дублируют школу.
Содержание программы включает развитие звуко-буквенного анализа, интереса и способностей к чтению. На этом этапе обучения не ставится задача обучить детей читать и писать.
Основная задача этого этапа - приобщить детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Вот почему программа делает обучение весёлым и интересным и помогает детям незаметно для себя овладевать задачами дошкольного обучения.
Кроме того, решается задача подготовки руки ребёнка к письму. В учебно-методическом комплекте  предусматривается развитие звуко – буквенного анализа с учетом принципа интеграции, который предполагает взаимодействие областей, представленных в ФГОС (социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое).

Актуальность программы.

Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Данная программа педагогически целесообразна, так как при её реализации дети получают достаточный запас знаний, умений и навыков, необходимый для подготовки к школе.

Цель программы -  комплексная подготовка детей к школе, речевое развитие детей,
   ознакомление детей со звуковым анализом и подготовки их к усвоению грамоты,
   развитие интереса и способностей к чтению.

Задачи программы

Основные задачи

  • Развитие интереса и способностей к чтению.
  • Подготовка руки ребёнка к письму.

Образовательные : 

  • Совершенствовать речь, как средство общения;
  • Упражнять детей в согласовании слов в предложении;
  • Дать представление о предложении;
  • Учить делить слова с открытыми слогами на части;
  • Учить составлять слова из слогов;
  • Учить выделять последовательность звуков в простых словах;
  • Учить различать на слух и при произношении гласные и согласные звуки;
  • Учить определять твердость и мягкость, звонкость и глухость
    согласных; количество звуков в слове; выделять ударный слог;
  • Учить соотносить слышимое и произносимое слово со схемой — моделью;
  • Расширять словарный запас;

Развивающие: 

  • Развивать связанную речь;
  • Развивать фонематическое восприятие звука;
  • Развивать умение использовать в своей речи разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания;
  • Развивать умения составлять рассказы   по сюжетным картинкам и из личного опыта;
  • Развивать самостоятельность при выполнении поставленной задачи;
  • Развивать мелкую моторику, глазомер;
  • Приобщать детей к чтению художественной литературы; Воспитательные: 
  • Воспитывать культуру речевого общения;
  • Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность и корректное отношение к собеседнику;
  • Воспитывать внимание;
  • Воспитывать организованность и самостоятельность;
  • Воспитывать интерес к чтению;

  1.  Цели и задачи по реализации программы
    Цель: предоставление дополнительных образовательных услуг для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения   по направлению – речевое развитие детей в возрасте от 6 до 7 лет в форме совместной деятельности. Формирование и совершенствование общих речевых навыков, как основа успешной социализации и дальнейшего речевого развития.
    Задачи:
    Создание условий, способствующих всестороннему развитию детей и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
  1. Оснащение предметно – развивающей среды, пополнение методическими материалами, дидактическими пособиями оборудованием в соответствии с  реализуемой программой, с учётом возрастных особенностей детей.
  2. Практическое овладение детьми нормами речи, развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности.
  3. Создание условий для реализации индивидуальных возможностей развития детей данного возраста. Формировать у детей опыт  социальных навыков поведения, создавать условия для   развития творческой активности детей.

1.1.2  Принципы и подходы к формированию программы.

Программа построена на следующих принципах:

Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.  

Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.

Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.  

Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.  

Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Создание программы совместной деятельности обосновано отсутствием методического обеспечения занятий по развитию речи и актуальностью проблемы по развитию», направленных на развитие всей связной речи у дошкольников. Так – же данная образовательная программа  обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка в дошкольном  возрасте с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.

1.1.3 Значимая характеристика возрастных особенностей детей для разработки Программы. 

Возрастные особенности речевого развития детей 6-7 лет

 К моменту поступления ребенка в школу он овладевает правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно их произносит, имеет определенный словарный запас, в основном грамматически правильную речь: строит различные по конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе, падеже, точно спрягает часто употребляемые глаголы; свободно пользуется монологической речью: способен рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, рассказов, описывать окружающие предметы, раскрыть содержание картины, некоторые явления окружающей действительности. Все это дает возможность ребенку при поступлении в школу успешно овладевать программным материалом.

1.2.Планируемые результаты освоения Программ

Ребёнок знает и умеет: 

  • проявляет интерес к звучащему слову, чтению, письму;
  • ориентируется в звуко-буквенной системе родного языка;
  • понимает смыслоразличительную функцию звуков, букв;
  • записывает слова, предложения печатными буквами;
  • разгадывает ребусы, кроссворды;
  • читать слова, предложения, ориентируется в тетради в линейку (широкая и узкая строка);
  • рисует символические изображения предметов в тетради в линейку;
  • проводить фонетический разбор слова;
  • составлять схему предложения;
  • употреблять синонимы, антонимы;
  • различать жанры литературных произведений;
  • понимать прочитанный текст, отвечать на вопросы по содержанию произведению;
  • выразительно читать стихотворение, пересказывать отрывок из сказки, рассказа.
  • Овладевает предпосылками учебной деятельности.

 

В результате обучения у детей формируются такие качества, как организованность, дисциплинированность, умение общаться со сверстниками, доброжелательность, коллективизм, уважение к старшим и бережное отношение к младшим. Прививается интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.

1.3.Развивающее оценивание качества образовательной  деятельности по Программе 

Оценивание качества образовательной деятельности, осуществляемой по Программе, представляет собой важную составную часть данной образовательной деятельности. Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений. Периодичность  педагогической диагностики – два раза в год (октябре и мае). В октябре проводится с целью выявления стартовых условий (исходный уровень развития ребенка). В апреле-мае проводится с целью оценки степени решения поставленных задач; определения перспектив дальнейшего проектирования по дополнительному образованию.

1 балл     – показатель почти не проявляется (не сформирован).

2 балла  –  показатель проявляется нестабильно, неустойчиво (частично сформирован);

3 балла  –  показатель проявляется ярко (сформирован);

Не сформирован: Ребенок затрудняется в установлении связей, поэтому допускает содержательные и смысловые ошибки в пересказах, в самостоятельных рассказах, при рассказывании требует помощи взрослого. Словарный запас беден. Ребенок затрудняется в аргументировании суждений, не пользуется речью-доказательством. Допускает отдельные грамматические ошибки в звукопроизношении. Речь его недостаточна выразительна.
Частично сформирован: В рассказе ребенок допускает пропуски, логические ошибки, но сам их исправляет при помощи взрослых и сверстников. Проявляет интерес  к речевому общению, но недостаточно активен в нем. В построении предложений не затрудняется, грамматические ошибки редки. Речь чистая, правильная, ребенок может испытывать затруднения в произношении отдельных звуков. Регулирует силу голоса, но выразительность речи недостаточна.
Сформирован: Ребенок владеет речевыми  умениями. Инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, рассказов, не повторяет рассказов других, пользуется разнообразными средствами выразительности. Проявляет инициативу в общении: делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению детей. Замечает речевые ошибки сверстников, исправляет их. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная.

II. Содержательный раздел.

1.Особенности осуществления образовательного процесса        

Форма проведения занятий:

        Занятия проводятся в интегрированной форме, совместная  деятельность, индивидуальная работа. В течение года совместная деятельность с воспитанниками проводится 1 раз в неделю   в среду 30 минут во второй половине дня по скользящему графику, вне  основного времени работы.

       Методы и приёмы:

Наглядный, практический, словесный, метод сенсорного насыщения и эстетического выбора, метод сотворчества, поисковых, игровых и творческих ситуаций.
   Выбор тем занятий в программе зависит от принципов построения и реали зации программы.

2.2.Система работы по взаимодействию с семьями  воспитанников.

Одним из важнейших условий реализации Программы является сотрудничество педагога  с семьями воспитанников. Дети, педагоги и родители – основные участники образовательных отношений. Семья – жизненно необходимая среда дошкольника, определяющая путь развития его личности.
-Познакомить родителей с целью и задачами.
-Выработать у родителей педагогические умения по воспитанию детей, расширению возникающих педагогических ситуаций.
-Познакомить родителей с содержанием, организационными формами и методами речевого развития детей.
-Создать условия, способствующие преодолению трудностей во взаимодействии педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей в условиях семьи.
-Проведение тематических консультаций для родителей по разным направлениям речевого воспитания ребенка (круглый сто на тему «Проблемы речевого развития детей и пути их решения», «Развитие связной речи детей» «Играя, развиваем речь ребенка», «Речевые игры по дороге домой»,  

III. Организационный раздел.

3. 1.Материально-техническое обеспечение Программы.

В работе совместной деятельности  широко используются технические средства обучения: телевизор, музыкальный центр,  ноутбук, фотоаппарат, видеокамера, DVD.
Иллюстрации по обобщающим понятиям (одежда, фрукты, животные, птицы.)
Альбомы или подборки иллюстраций по темам: времена года, семья, и т.д.
Сюжетные картинки разнообразной тематики.
Пособия для развития воздушной струи и формирования правильного речевого дыхания.
Настольно-печатные игры

3.2.Программно-методическое обеспечение образовательного процесса.

  • Программа «От звука к букве. Формирование аналитико – синтетической активности как предпосылки обучение грамоте». Е. В. Колесникова. Москва. «Ювента» 2016г.
  • Учебно – методическое пособие «Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6 - 7 лет». Е. В. Колесникова. Москва. «Ювента» 2016
  • Демонстрационный материал «Звуки и буквы» 5 – 7 лет Е. В. Колесникова. Москва. «Ювента» 2016 г.
  • Учебно – методическое пособие к демонстрационному материалу «Звуки и буквы» 5 – 7 лет Е. В. Колесникова. Москва. «Ювента» 2016
  • Е.В.Колесникова «Я начинаю читать». Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. Москва. «Ювента» 2016 г.
  • Рабочая тетрадь «Ну – ка, буква, отзовись!». Е. В. Колесникова. Москва.
  • «Ювента» 2016 г.
  • Рабочая тетрадь «Весёлая грамматика» для детей 5-7 лет. Е. В. Колесникова. Москва. «Ювента» 2016 г.
  • Рабочая тетрадь «Предмет, слово, схема» для детей 5-7 лет. Е. В. Колесникова. Москва. «Ювента» 2016 г.
  • Рабочая тетрадь «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7лет». Е. В. Колесникова. Москва. «Ювента» 2016 г.

6.     Васильева Н. Н. Развивающие игры для дошкольников. Академия развития. 2002г

7.     Вихарева Г.Ф. Песенка Звени! СПб 200г.

8.     Гербова В.В. Учись говорить  Москва «Просвещение» 2002г

9.     Гризик Т. И.,Учимся говорить.  Москва 2003г.

Приложение 1

 

Мониторинг освоения программы «АБВГДейка»

Ф.И ребенка

Ребенок самостоятельно проводит звуковой анализ слова, если допускает ошибки,  то исправляет их самостоятельно

 Различает звук, слог, слово

 Определяет последовательность звуков в слове

Правильно составляет предложение

Использует в речи  сложные предложения

Читает слоги, слова, предложения

Общее количество баллов

Приложение 2

Перспективный план работы совместной деятельности с детьми «АБВГДЕйка»

 Месяц

Тема занятий

Программное содержание

Октябрь

«Звуки и буквы» – повторение.

«Звуки и буквы» – закрепление:

«Слова и слоги» - закрепление.

«Предложение, графические навыки» - закрепление.

Игровые упражнения «Прочитай и допиши правильно», игры «Буквы рассыпались», «Буквы потерялись», «Буквы поменялись местами».

Соотнесение звука и буквы, чтение и отгадывание загадки, игровые упр. – «Прочитай и допиши правильно».

Чтение пословиц. Игровое упр. «Соедини правильно», «Кто в каком домике живёт?».

Игр. упр. «Прочитай и допиши правильно», составление предложений по картинкам, рисование по образцу в тетради в клетку. (

.

 Ноябрь

«Игрушки».

«Овощи».

«Фрукты».

«Осень».

   

 Игр. упр. «Напиши правильно», «Допиши предложение», чтение загадки, рисование шариков в тетради в линейку

Игр. упр. «Напиши правильно», «Соедини правильно», чтение загадки, рисование огурцов в тетради в линейку

Игр. упр. «Напиши правильно», «Что где растёт», «Учимся разгадывать кроссворд», рисование вишен, яблок в тетради в линейку.

Чтение загадки, рассказа, пословиц об осени. Рисование осенних листочков в тетради в линейку.

 Декабрь

«Домашние животные».

«Дикие животные».

   

Страничка для чтения

«Сказки».

 Чтение загадок, игр. упр. «Напиши правильно», чтение рассказа Ушинского К. «Васька», рисование кошки в тетради в линейку.  

Разгадывание кроссворда, игровое упр. «Допиши предложение», чтение загадки, рисование зайца в тетради в линейку.  

Чтение пословиц о сказках, игр. упр. «Напиши правильно», рисование Курочки Рябы в тетради в линейку.  

Рабочая тетрадь для детей 6 - 7 лет «Я начинаю читать» Е. В. Колесникова. Стр.30,31)

 Январь

«Зима».

«Новый год».

«Транспорт».

– 2 занятия

Чтение загадок, рассказа о Зиме, составление предложения по картинке, рисование снежинок в тетради в линейку.

Чтение рассказа про Новый год, игр. упр. «Напиши правильно», составление рассказа по серии сюжетных картинок, рисование ёлочных шариков в тетради в линейку.

Игр. упр. «Напиши правильно», чтение загадки, рисование вагончиков в тетради в линейку.

 Февраль

«Профессии».

«Природные явления».

«Лес».

«Насекомые».

  

 Игр. упр. «Читай, пиши, соединяй

Чтение пословиц, стих-я о природных явлениях, игр. упр. «Соедини правильно». Соотнесение звука и буквы.

Чтение рассказа, загадок о лесе, игр. упр. «Что перепутал художник», рисование желудей, грибов в тетради в линейку.

Разгадывание кроссворда, игр. упр. «Раскрась и соедини правильно», рисование божьих коровок в тетради в линейку.

 Март

«Птицы».

«Цветы».

«8 Марта».

«Весна».

Игр. упр. «Напиши правильно», чтение загадок, рассказа К. Ушинского «Дятел», рисование птичек в тетради в линейку.

Разгадывание кроссворда, игр. упр. «Раскрась правильно», рисование тюльпанов в тетради в линейку

Чтение стих-я Шорыгиной Т., написание поздравлений женщинам своей семьи и рисование для них букетов цветов, чтение пословиц о маме.

Чтение загадки, рассказа Л. Толстого «Пришла весна,…..», игр. упр. «Соедини правильно», рисование подснежников в тетради в линейку.

 Апрель

«Ребусы».

«Кроссворды».

«Скоро в школу».

Повторение – закрепление.

Разгадывание ребусов.

Разгадывание кроссвордов

Чтение стих-й и пословиц о школе, игр. упр. «Соедини правильно», чтение вопросов и написание ответов на них.

Май

«Лето».

Мониторинг – диагностика.

Мониторинг – диагностика.

Мониторинг – диагностика.

Чтение загадки и рассказа о лете, игр. упр. «Раскрась правильно», «Звуки и буквы», чтение пословиц о лете, рисование грибов в тетради в линейку.

 (Рабочая тетрадь «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7лет».  Е. В. Колесникова.  Стр.4-7)

Развитие фонематического слуха.

(Рабочая тетрадь «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7лет».  Е. В. Колесникова.  Стр.8-15)

Развитие графических навыков и моторики.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок по развитию речи и творчества дошкольника

Кружок проводится с целью, повышения качества речевого развития, в средней группе два раза в неделю. На занятиях дети узнают много нового, интересного, самостоятельно учатся составлять рассказы,...

Кружок по развитию речи и логики для детей с ТМНР в школе

В начальных классах у детей с ограниченными возможностями здоровья возникает основная база для развития интеллектуальных способностей. Этот процесс заключается не только в формировании речи, но также ...

Кружок по развитию речи «Будем говорить правильно» во 2 младшей группе

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений па...

кружок по развитию речи

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у не...

Кружок по развитию речи «Речецветик» развитию мелкой моторики рук. во второй младшей группе

Развивать речь 2 младшей группы посредством формирования и развития мелкой моторики рук...

Кружок по развитию речи и мелкой моторики "Тренируем пальчики-развиваем речь"

План кружковой работы по развитию речи и мелкой моторики во второй младшей группе "Тренируем пальчики - развиваем речь". Цель данного кружка -развитие речи и мелкой моторики рук детей младше...