Методическая разработка "Календарно-тематическое планирование по развитию речи старшего дошкольного возраста".
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Развитие всех сторон речи детей с общим недоразвитием речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-tem._planirovanie_po_rr.docx | 21.58 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ.
Месяц | № п/п | Тема | Расширение словаря. Лексико-грамматический строй речи. | Обучение связной речи. |
Сентябрь | 1. | Игрушки. День знаний. | Слова – предметы. Образование имен существительных при помощи уменьшительно-ласкательного суффикса – ик- | Пересказ Т. Ткаченко «Дети играют»/ Описание «Игрушка, которую я люблю». |
2. | Человек. Части тела. ОБЖ. | Слова - действия. Образование имен существительных при помощи уменьшительно-ласкательного суффикса – чик- | Рассказ с использованием схемы. | |
3. | Ягоды. Грибы. | Дифференциация категориальных значений слов – предметов и слов – действий (имен существительных и глаголов. Образование имен существительных при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов -ц-, -иц- | Описание по схеме «Моя любимая ягода (гриб)». | |
4. | Хлеб – всему голова. | Слова - признаки. Образование имен существительных при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов - очк-, -ечк- | Рассказ по серии картин «Как выращивают хлеб». Творческое рассказывание. | |
Октябрь | 1. | Мой город – Владикавказ. | Дифференциация категориальных значений слов – предметов, слов – признаков и слов - действий (имен существительных, имен прилагательных и глаголов). Образование имен существительных при помощи суффикса – ниц- со значением вместилища. | Творческое рассказывание «Мой город». |
2. | «День Коста». К Хетагуров –поэт и художник. | Закрепление грамматического значения мужского рода у имен существительных. Образование имен существительных при помощи суффикса - инк- без чередования звуков. | Описание картин К. Хетагурова «Дети –каменщики» / «За водой». | |
3. | Овощи и фрукты. | Закрепление грамматического значения женского рода у имен существительных. Закрепление падежных конструкций имени существительного во множественном числе. | Описание по схеме «Мой любимый овощ (фрукт). | |
4. | Осень. Деревья. Листопад. | Закрепление грамматического значения женского рода у имен существительных. Образование имен существительных при помощи суффикса -инк- с чередования звуков в основе производного слова. | Рассказ по сюжетной картине. | |
Ноябрь | 1. | Домашние животные и их детеныши. | Дифференциация мужского и женского рода у имен существительных. Дифференциация глаголов настоящего времени по лицам. 1-е, 2-е лицо единственного числа. | Пересказ Е. Чарушина «Собака». / Рассказ с использованием схемы. |
2. | Одежда. Обувь. Головные уборы. Осетинский национальный костюм. Осет. орнамент. | Закрепление грамматического значения среднего рода у имен существительных. Согласование в числе глаголов настоящего времени и имен существительных. | Рассказ по сюжетной картинке. | |
3. | Семья. Традиции. Национальный праздник «Джиуаргуыба» («Уастыржи»). | Дифференциация мужского и среднего рода у имен существительных. Дифференциация глаголов настоящего времени по лицам. 3-е лицо единственного и множественного числа. | Пересказ Т. Ткаченко «Семья». / Рассказ по серию картин. | |
4. | Дикие звери и их детеныши. Животный мир Сев. Осетии. Красная книга. Конец осени. | Дифференциация падежных значений имен существительных. Согласование глаголов прошедшего времени и имен существительных в роде и числе. | Описание с использованием схемы / Рассказ по сюжетной картине. | |
Декабрь | 1. | Зима | Дифференциация имен существительных именительного падежа единственного и множественного числа с окончанием. | Пересказ Т. Ткаченко «Снежная баба»/ Рассказ по серию картин. |
2. | Зимующие птицы. | Согласование имени прилагательного с именем существительным в именительном падеже ед. и мн. числа. Дифференциация муж., жен. и сред. рода имен прилагательных. | Описание с использованием схемы. | |
3. | Посуда. Быт осетин. | Образование притяжательных прилагательных с суффиксом –й-, с чередованием звуков в основе производного слова. | Рассказ по сюжетной картине. | |
4. | Продукты питания. Национальная кухня. | Согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах множественного числа в беспредложных конструкциях. | Рассказ по сюжетной картине / Описание с использованием схемы. | |
Январь | 1-2 | Зимние развлечения. Национальные зимние праздники. Традиции и обычаи. | Образование притяжательных прилагательных с суффиксом –й-, без чередованием звуков в основе производного слова. | Рассказ по серию картин. |
3. | Дом и его части. | Дифференциация имен существительных именительного падежа единственного и множественного числа с окончанием. | Пересказ Т. Ткаченко «Наш дом» / Рассказ по сюжетной картине. | |
4. | Театр. Инструменты/ осетинские музыкальные инструменты. | Образование качественных прилагательных с продуктивным суффиксом – н-. | Рассказ по сюжетной картине. | |
Февраль | 1. | Спорт. Чемпионы, известные спортсмены Осетии. | Дифференциация имен существительных именительного падежа единственного и множественного числа с окончанием. | Рассказ по сюжетной картине. |
2. | Транспорт. Виды транспорта. ППД. | Согласование имени прилагательного с именем существительным в косвенных падежах множественного числа в предложных конструкциях. | Описание с использованием схемы / Пересказ К. Нефедова «Транспорт». | |
3. | «День защитников Отечества». Герои Осетии. | Образование качественных имен прилагательных с продуктивным суффиксом –лив-. | Рассказ по серии картин. | |
4. | Конец Зимы. | Согласование имени прилагательного с именем существительным в именительном падеже единственного и множественного числа. | Рассказ по серии картин. | |
Март | 1. | Весна. Труд весной. | Образование относительных прилагательных с продуктивным суффиксом -ов/ев- (без чередования звуков в основе производного слова; с чередованием звуков в основе производного слова). | Рассказ по сюжетной картине. |
2. | Мебель. | Дифференциация единственного и множественного числа у имен существительных именительного падежа. | Описание с использованием схемы. | |
3. | Домашние птицы. | Образование относительных прилагательных с менее продуктивным суффиксом -н- (без чередования звуков в основе производного слова; с чередованием звуков в основе производного слова). | Пересказ Е. Чарушина «Пушок» / Описание с использованием схемы. | |
4. | Перелетные птицы. | Категория одушевленности - неодушевленности. Кто? Что? Образование относительных прилагательных с суффиксами -енн-, -ек-, -ян-, -ан- | Пересказ К. Ушинский «Ласточка» / Описание с использованием схемы. | |
Апрель | 1. | Профессии. | Образование и дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида с помощью приставок. | Описание. Рассказ по сюжетной картине. |
2. | День космонавтики. | Образование и дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида с помощью суффиксов. | Рассказ по серии картин. | |
3. | Электроприборы. ОБЖ. | Образование и дифференциация приставочных глаголов с приставкой – в, - вы- | Описание с использованием схемы. | |
4. | Цветы. | Образование и дифференциация приставочных глаголов с приставкой – при-, -от-. | Творческое рассказывание. Рассказ по сюжетной картине. | |
Май | 1. | Насекомые. | Образование и дифференциация приставочных глаголов с приставкой – у-, -пере-. | Описание. Творческое рассказывание. / Пересказ К. Ушинский «Интересный жук». |
2. | 9 мая – день Победы. | Закрепление правильного употребления приставочных глаголов в самостоятельной речи. | Рассказ по серии картин. Творческое рассказывание. | |
3. | Осетия - моя край родной. День осет. языка. | Дифференциация имен существительных именительного падежа единственного и множественного числа с окончанием. | Творческое рассказывание. Рассказ по сюжетной картине. | |
4. | Времена года. | Слова - предметы, действия, признаки. Закрепление грамматического значения среднего рода у имен существительных. Согласование в числе глаголов настоящего времени и имен существительных. | Рассказ по серии картин. Творческое рассказывание. |
__________________ Учитель-логопед: Пустобрикова С.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие "Дидактические игры по развитию речи детей дошкольного возраста"
В Учебно -методическом пособии можно ознакомиться с различными играми, помогающими решать задачи по развитию всех компонентов устной речи у старших дошкольников. Эти игры интересны и занимательны для ...
Методические рекомендации "Экспериментальная экология в развитии детей старшего дошкольного возраста"
методические рекомендации...
Учебно-методическое пособие "Дидактические игры по развитию речи детей дошкольного возраста".
Игра «Измени слово» или придумай похожие слова.Цель: Упражнять детей в образовании однокоренных слов с помощью приставок и суффиксов.Материал: Предметная или сюжетная картинка по теме, фишки.Ход...
Учебно-методическое пособие «Дидактические игры по развитию речи воспитанников дошкольного возраста».
Развитие речи детей – одна из основных задач познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста. Она включает в себя не только развитие свободного общения со взрослы...
Методическая разработка "Лэпбук - как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Одним из принципов ФГОС дошкольного образования является формирование речи у дошкольников. Своевременное и полноценное формирование...
методическая разработка:Дистанционное обучение дошкольников. Развитие речи.(старший дошкольный возраст)
В условиях эпидемиологической ситуации и режима повышенной готовности изменилось многое: жить и работать на самоизоляции приходится по-новому. Но наши педагоги всегда найдут интересный выход. Так...
Методическая разработка для учителей-логопедов по теме: "Планирование работы по формированию звуко-слоговой структуры слова у детей с диагнозом: ОНP II - III уровней развития речи старшего дошкольного возраста".
Методическая разработка содержит годовой учебный план по коррекции речи у детей старшего дошкольного возраста с диагнозом II - III уровней развития речи. Предназначена для молодых специалистов в созда...