Методическая разработка "Календарно-тематическое планирование по развитию речи старшего дошкольного возраста".
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

  Пустобрикова   Светлана  Владимировна

Развитие всех сторон речи детей с общим недоразвитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno-tem._planirovanie_po_rr.docx21.58 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

В СТАРШЕЙ  И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ.

Месяц

п/п

Тема

Расширение словаря. Лексико-грамматический строй речи.

Обучение связной

речи.

Сентябрь

1.

Игрушки.

День знаний.

Слова – предметы.

Образование имен существительных при помощи уменьшительно-ласкательного суффикса – ик-

Пересказ  Т. Ткаченко

 «Дети играют»/ Описание «Игрушка, которую я люблю».

2.

Человек. Части тела.  ОБЖ.

Слова  - действия.

Образование имен существительных при помощи уменьшительно-ласкательного суффикса – чик-

Рассказ с использованием схемы.

3.

Ягоды.  Грибы.

Дифференциация категориальных значений слов – предметов и слов – действий (имен существительных и глаголов.  Образование имен существительных при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов -ц-, -иц-

Описание по схеме «Моя любимая ягода (гриб)».

4.

Хлеб –

всему голова.

Слова  - признаки.

Образование имен существительных при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов  - очк-, -ечк-

Рассказ по серии картин  «Как выращивают хлеб». Творческое рассказывание.

Октябрь

1.

Мой город –

Владикавказ.

Дифференциация категориальных значений слов – предметов, слов – признаков и слов - действий (имен существительных, имен прилагательных и глаголов). Образование имен существительных при помощи суффикса – ниц- со значением вместилища.

Творческое рассказывание «Мой город».

2.

«День Коста».

 К Хетагуров –поэт и художник.

Закрепление грамматического значения мужского рода у имен существительных. Образование

имен существительных при помощи суффикса - инк- без чередования звуков.

Описание картин К. Хетагурова «Дети –каменщики» / «За водой».

3.

Овощи и фрукты.

Закрепление грамматического значения женского рода у имен существительных. Закрепление падежных конструкций имени существительного во множественном числе.

Описание по схеме «Мой любимый овощ (фрукт).

4.

Осень. Деревья. Листопад.

Закрепление грамматического значения женского рода у имен существительных. Образование имен существительных при помощи суффикса -инк- с чередования звуков в основе производного слова.

Рассказ по сюжетной картине.

Ноябрь

1.

Домашние животные и их детеныши.

Дифференциация мужского и женского рода у имен существительных.  Дифференциация глаголов настоящего времени по лицам. 1-е, 2-е лицо единственного  числа.

Пересказ Е. Чарушина «Собака». / Рассказ с использованием схемы.

2.

Одежда. Обувь. Головные уборы. Осетинский национальный костюм. Осет. орнамент.

Закрепление грамматического значения среднего рода у имен существительных. Согласование в числе глаголов настоящего времени и имен существительных.

Рассказ по сюжетной картинке.

3.

Семья. Традиции. Национальный праздник

«Джиуаргуыба» («Уастыржи»).

Дифференциация мужского и среднего рода у имен существительных. Дифференциация глаголов настоящего времени по лицам. 3-е лицо единственного и множественного числа.

Пересказ Т. Ткаченко  «Семья». / Рассказ по серию картин.

4.

Дикие звери  и их детеныши.

Животный мир Сев. Осетии.  Красная книга.  Конец осени.

Дифференциация падежных значений имен существительных. Согласование глаголов прошедшего времени и имен существительных в роде и числе.

Описание с использованием схемы / Рассказ по сюжетной картине.

Декабрь

1.

Зима

Дифференциация имен существительных именительного падежа единственного и множественного числа с окончанием.

Пересказ Т. Ткаченко «Снежная баба»/ Рассказ по серию картин.

2.

Зимующие птицы.

Согласование имени прилагательного с именем существительным в именительном падеже ед. и мн. числа. Дифференциация муж.,  жен. и сред. рода имен прилагательных.

Описание с использованием схемы.

3.

Посуда.

 Быт осетин.

Образование притяжательных прилагательных с суффиксом

–й-, с чередованием звуков в основе производного слова.

Рассказ по сюжетной картине.

4.

Продукты питания. Национальная кухня.

Согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах множественного числа в беспредложных конструкциях.

Рассказ по сюжетной картине / Описание с использованием схемы.

Январь

1-2

Зимние  развлечения. Национальные зимние праздники. Традиции и обычаи.

Образование притяжательных прилагательных с суффиксом

–й-, без чередованием звуков в основе производного слова.

Рассказ по серию картин.

3.

Дом и его части.

Дифференциация имен существительных именительного падежа единственного и множественного числа с окончанием.

Пересказ  Т. Ткаченко «Наш дом» / Рассказ по сюжетной картине.

4.

Театр. Инструменты/ осетинские музыкальные инструменты.

Образование качественных прилагательных с продуктивным суффиксом – н-.

Рассказ по сюжетной картине.

Февраль

1.

Спорт. Чемпионы, известные спортсмены Осетии.

Дифференциация имен существительных именительного падежа единственного и множественного числа с окончанием.

Рассказ по сюжетной картине.

2.

Транспорт. Виды транспорта. ППД.

Согласование имени прилагательного с именем существительным в косвенных падежах множественного числа в предложных конструкциях.

Описание с использованием схемы /

Пересказ К. Нефедова «Транспорт».

3.

«День защитников Отечества». Герои Осетии.

Образование качественных имен прилагательных с продуктивным суффиксом –лив-.

Рассказ по серии картин.

4.

Конец Зимы.

Согласование имени прилагательного с именем существительным в именительном падеже единственного и множественного числа.

Рассказ по серии картин.

Март

1.

Весна.

Труд весной.

Образование относительных прилагательных с продуктивным суффиксом  -ов/ев- (без чередования звуков в основе производного слова; с чередованием звуков в основе производного слова).

Рассказ по сюжетной картине.

2.

Мебель.

Дифференциация единственного и множественного числа у имен существительных именительного падежа.

Описание с использованием схемы.

3.

Домашние птицы.

Образование относительных прилагательных с менее продуктивным суффиксом  -н- (без чередования звуков в основе производного слова; с чередованием звуков в основе производного слова).

Пересказ Е. Чарушина «Пушок» / Описание с использованием схемы.

4.

Перелетные птицы.

Категория одушевленности - неодушевленности. Кто? Что? Образование относительных прилагательных с суффиксами  -енн-, -ек-, -ян-, -ан-

Пересказ К. Ушинский «Ласточка» / Описание с использованием схемы.

Апрель

1.

Профессии.

Образование и дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида  с помощью приставок.  

Описание. Рассказ по сюжетной картине.

2.

День

космонавтики.

Образование и дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида  с помощью суффиксов.

Рассказ по серии картин.

3.

Электроприборы. ОБЖ.

Образование и дифференциация приставочных глаголов с приставкой – в, - вы-

Описание с использованием схемы.

4.

Цветы.

Образование и дифференциация приставочных глаголов с приставкой – при-, -от-.

Творческое рассказывание. Рассказ по сюжетной картине.

Май

1.

Насекомые.

Образование и дифференциация приставочных глаголов с приставкой – у-, -пере-.

Описание. Творческое рассказывание. / Пересказ К. Ушинский «Интересный жук».

2.

9 мая – день

Победы.

Закрепление правильного употребления приставочных глаголов в самостоятельной речи.

Рассказ по серии картин. Творческое рассказывание.

3.

Осетия - моя край родной.

День осет. языка.

Дифференциация имен существительных именительного падежа единственного и множественного числа с окончанием.

Творческое рассказывание. Рассказ по сюжетной картине.

4.

Времена года.

Слова - предметы, действия, признаки.

Закрепление грамматического значения среднего рода у имен существительных. Согласование в числе глаголов настоящего времени и имен существительных.

Рассказ по серии картин. Творческое рассказывание.

__________________  Учитель-логопед: Пустобрикова   С.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Дидактические игры по развитию речи детей дошкольного возраста"

В Учебно -методическом пособии можно ознакомиться с различными играми, помогающими решать задачи по развитию всех компонентов устной речи у старших дошкольников. Эти игры интересны и занимательны для ...

Учебно-методическое пособие "Дидактические игры по развитию речи детей дошкольного возраста".

Игра «Измени слово» или придумай похожие слова.Цель: Упражнять детей  в образовании однокоренных слов с помощью приставок и суффиксов.Материал: Предметная или сюжетная картинка по теме, фишки.Ход...

Учебно-методическое пособие «Дидактические игры по развитию речи воспитанников дошкольного возраста».

    Развитие речи детей  – одна из основных задач познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста. Она включает в себя не только развитие свободного общения со взрослы...

Методическая разработка "Лэпбук - как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Одним из принципов  ФГОС  дошкольного образования  является  формирование речи  у  дошкольников.   Своевременное  и  полноценное  формирование...

методическая разработка:Дистанционное обучение дошкольников. Развитие речи.(старший дошкольный возраст)

В условиях эпидемиологической ситуации и режима повышенной готовности изменилось многое: жить и работать на самоизоляции приходится по-новому. Но наши педагоги всегда найдут интересный выход. Так...

Методическая разработка для учителей-логопедов по теме: "Планирование работы по формированию звуко-слоговой структуры слова у детей с диагнозом: ОНP II - III уровней развития речи старшего дошкольного возраста".

Методическая разработка содержит годовой учебный план по коррекции речи у детей старшего дошкольного возраста с диагнозом II - III уровней развития речи. Предназначена для молодых специалистов в созда...