Методическая разработка для учителей-логопедов по теме: "Планирование работы по формированию звуко-слоговой структуры слова у детей с диагнозом: ОНP II - III уровней развития речи старшего дошкольного возраста".
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Методическая разработка содержит годовой учебный план по коррекции речи у детей старшего дошкольного возраста с диагнозом II - III уровней развития речи. Предназначена для молодых специалистов в создании плана работы и постановке педагогических и коррекционных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка для учителей-логопедов. | 20.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 75
компенсирующего вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка для учителей-логопедов
по теме:
«Планирование работы по формированию звуко-слоговой структуры слова у детей с диагнозом: ОНР II – III ур.р.р.
старшего дошкольного возраста»
Учитель-логопед ГБДОУ д/с № 75
Мельникова Е.П.
Санкт-Петербург
2021
Коррекция слоговой структуры слова одна из приоритетных задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими тяжёлые нарушения речи. Планирование предлагается для использования в практической коррекционной деятельности логопедов-практиков. Рекомендуемые разделы работы включают задания на развитие слухового восприятия, проговаривание детьми ритмико-динамической мелодики с постепенным усложнением звуко-слоговой структуры слова.
Задание систематизированы с учётом периода обучения, тяжести речевого диагноза и возрастных особенностей детей. При подборе вербального материала учитывались следующие параметры: частотность употребления, доступность в произношении (на сохранных звуках) звуко-слогового состава слова, уровень восприятия ритмических и структурных характеристик слова.
Содержание работы по формированию звуко-слоговой структуры слова разработано с учётом постепенного усложнения материала: от звукосочетаний до воспроизведения ритмического рисунка многосложных слов. Усложнение учитывает отражённое повторение с опорой на эталон и многократное повторение слова без опоры на образец.
В содержание работы включён раздел: «Формирование фонематического восприятия. Обучение основам грамоты: первичным навыкам звукового анализа и синтеза». На заключительном этапе работы в конце учебного года отработанные слоговые структуры многосложных слов включаются в состав словосочетаний и предложений.
Важнейшее значение в коррекционной работе имеет индивидуальный подход к детям, который предполагает учёт психо-речевых особенностей, характер нарушения слоговой структуры слова, работоспособность ребёнка. Поэтому работу по формированию слоговой структуры слова рекомендуется проводить индивидуально или как часть логопедического занятия.
Примерное планирование по формированию звуко-слоговой структуры слова у детей с диагнозом ОНР II - III уровня
Периоды обучения | Задачи обучения | Содержание работы | Используемые материалы, приёмы |
I-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь). | 1. Развитие слухового восприятия. | 1. Различение на слух гласных и согласных звуков, анализ звуковых сочетаний (типа: ау, ан, на). Выделение первого ударного звука в слове (Аня). Умение различать на слух короткое и длинное слово. | 1. Звуковые комплексы и звукосочетания: ту-ту, му-му, ку-ку, мяу, би-би. |
2. Формирование правильного произношения звуков, слогов (из сохранных звуков). | 2. Коррекция произношения гласных и простых согласных звуков (п, т, м, н, б, д, в, ф), постановка отсутствующих звуков. Отработка произношения одно-, двух-, трёхсложных слов (СГС, СГСГ, СГСГСГ) с открытой слоговой структурой. | 2. Названия близких людей: мама, дядя, папа и т. д. | |
3. Подготовка к звуковому анализу и синтезу слогов. | 3. Слоговой анализ и синтез слогов. Слоговые ряды из АП, ПА. | 3. Простые имена: Таня, Вова, Тома, Ника. | |
4. Воспроизведение ритмического рисунка слова (прохлопать, прошагать, отстучать слово). | 4. Слоговые ряды из двух одинаково звучащих слогов: па-па, ма-ма. Из разных слогов с ударением на первом слоге в двухсложном слове: Во-ва, Ни-на. В односложных словах: мак, кот. | 4. Подражание музыкальным инструментам, неречевым шумам: боб-бом, ду-ду-ду, кап-кап-кап. | |
5. Запоминание и воспроизведение слоговых рядов. Развитие слухового восприятия. | 5. Слоговые ряды из одинаковых гласных и согласных звуков (па-па-па). Интонационное выделение одного из слогов (па-ПА-па). Разных гласных и одинаковых согласных звуков (па-по-пу). Из разных согласных и одинаковых гласных звуков (ка-па-на). Удержание в памяти 2-3 слогов (па-па-та, па-та-па). | 5. Выражение просьб, приказаний, желаний: на, дай, тут, вот. | |
II-й период (декабрь, январь, февраль). | 1. Формирование фонетического восприятия на основе чёткого различения звуков. | 1. Различение согласных по глухости, звонкости, мягкости, твёрдости. | Отработанные в произношении звуки: п, т, в, ф, м, н, х, к, г используются в качестве опоры для воспитания навыка произношения усложнённых слоговых структур. |
2. Автоматизация поставленных звуков и постановка новых звуков, проговаривание слов со стечением согласных. | 2. Проговаривание стечений согласных: мна-мно-мну, два-дво-дву, нка-нко-нку. | ||
3. Обучение первичным навыка звукового анализа и синтеза. | 3. Выделение последнего согласного звука в словах: дом, кот. Выделение слогообразующего гласного в односложных словах: суп, лом. Звуковой и слоговой анализ и синтез слога: ГС,СГ. | ||
4. Воспроизведение и восприятие ритмического рисунка слов. | 4. В двухсложных словах с ударением на первом слоге (каша, рама) Хх, Хх; с ударением на втором слоге (пила, нога) хХ, хХ. | Использование мнемодорожек: «Имена детей» (Анна - Хх, Иван - хХ).
| |
5. Развитие слухового восприятия, памяти. | 5. Удержание в памяти 3-4 слогов, а к концу периода со стечением согласных: то-кто, на-пта-нто, мно-мны-мну-мне. | ||
III-й период (март, апрель, май, июнь).
| 1. Совершенствование навыков фонематического восприятия: формирование систем чётко различаемых, противопоставленных друг другу фонем. | 1. Умение определять заданный звук или несколько звуков на фоне слогового ряда, слов разной слоговой структуры. Усвоение терминов: звук, слог, слово. Дифференциация звуков по месту образования, участию голоса, твёрдости-мягкости. | Использование логопедических чистоговорок, рифмовок. |
2. Обучение грамоте. | 2. Развитие навыков деления на слоги и составления многосложных слов; звуковой анализ и синтез двух-, трёхсложных слов (СГСГ, СГСГС, СГСГСГ). | Игры: «Добавь слог», «Продолжи слово». | |
3. Совершенствование артикуляционных навыков произношения двух-, трёхсложных слов со стечением согласных. | 3. Многократное повторение усвоенных слов: односложных со стечением согласных в начале, конце слов (стол, вкус, куст); двухсложных со стечением согласных звуков (школа, фрукты, книги); трёх- , четырёхсложных с обратным и закрытым слогом (отметка, помощница); сложного слогового состава (портфель, учительница, принадлежности); фразы, включающие отработанные многосложные слова. | ||
4. Восприятие и воспроизведение ритмического рисунка слов. | 4. В двух-, трёх-, четырёхсложных словах: с ударением на первом слоге (Ягода, кУбики); с ударением на последнем слоге (молокО, воробЕй, велосипЕд). Определение и выделение ударного гласного (слога) в составе слов. | Игры: «Домино-ударение». Работа над различением слов-омографов: Ирис-ирИс, зАмок-замОк. | |
5.Развитие слухового восприятия, памяти. | 5. Запоминание слогового ряда со стечением согласных, 4-5 слов со стечением согласных, многосложных слов (до 4). | Пример многосложных слов: гимнаст, лыжник, хоккеист, футболист, спортсмен. | |
6. Совершенствование навыков произношения слов разной слоговой структуры. Включение отработанных многосложных слов во фразы. Активное проговаривание фраз, включение их в небольшие рассказы, в собственную речь (диалог, монолог). | 6. Сложные слова: снегопад, звездолёт, листопад, ветродуй, сухостой. Предложения: Регулировщик регулирует движение транспорта на перекрёстке. Ткач и ткачихи ткут разные ткани. Дрессировщик дрессирует животных. | 6. Использование отработанных структур в свободной фразовой речи, при составлении рассказов из опыта, по воображаемой ситуации. | |
7. Совершенствование навыков звуко-слогового разбора слов, предложений. | 7. Анализ слов различной слоговой структуры без опоры на утрированное проговаривание логопеда. | Слова различной слоговой структуры с разным типом ударения. | |
8. Воспроизведение ритмического рисунка многосложных слов. |
Буду рада, если предложенный мной план работы по формированию звуко-слоговой структуры слова поможет в планировании коррекционной работы и начинающим молодым специалистам и опытным педагогам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры для развития речи (старший дошкольный возраст)
Рекомендации родителям....
КАРТОТЕКА дидактических игр и упражнений по развитию речи. Старший дошкольный возраст
Дидактические игры и упражнения для развития всех сторон речи: фонетико-фонематической, лексической, грамматического строя, связной речи....
Занятия по развитию речи (старший дошкольный возраст)
Представлены занятия, которые рекомендую для использования экспресс-диагностики рарушений слоговой структуры , проведения индивидуальных и групповых занятий с детьми. Речевой материал, дидактич...
дидактические игры по развитию речи старший дошкольный возраст
Игры представлены по трем направлениям 1. На различение предлогов в и из. 2. На составление и использование словосочетаний. 3. На составление и использование предложений...
методическая разработка:Дистанционное обучение дошкольников. Развитие речи.(старший дошкольный возраст)
В условиях эпидемиологической ситуации и режима повышенной готовности изменилось многое: жить и работать на самоизоляции приходится по-новому. Но наши педагоги всегда найдут интересный выход. Так...
Методическая разработка "Календарно-тематическое планирование по развитию речи старшего дошкольного возраста".
Развитие всех сторон речи детей с общим недоразвитием речи....
Система работа по развитию речи старшего дошкольного возраста
Содержание1. Методические особенности организации по развитию речи детей старшего дошкольного возраста1.1. Особенности развития речи старших дошкольников1.2. Система работы по развитию речи2. Ли...