Методические рекомендации "Экспериментальная экология в развитии детей старшего дошкольного возраста"
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
методические рекомендации
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
«Экспериментальная экология в развитии детей старшего дошкольного возраста»
Экспериментальная экология в развитии детей старшего дошкольного возраста играет важную роль. Постигая знания о природе через практическую деятельность дети достигают больших успехов в понимании сложных закономерностей, лежащих в основе природных явлений.
Детям старшего дошкольного возраста присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, является важным методом изучения экологии. Через экспериментирование ребенок самостоятельно может вывести причинно - следственные связи рассматриваемого явления.
Эксперименты бывают:
- индивидуальные или групповые;
- однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т.д.);
По характеру мыслительных операций эксперименты могут быть различными:
- констатирующие (позволяющие увидеть какое - то одно состояние объекта или одно явление),
- сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса);
- обобщающие (позволяющие прослеживать общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
По способу применения эксперименты могут быть различными. Они делятся на демонстрационные и фронтальные.
Демонстрационные проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи). В остальных случаях лучше проводить фронтальные эксперименты, так как они боле соответствуют возрастным особенностям детей.
Со старшими дошкольниками можно решать экспериментальные задачи. Решение задач осуществляется в двух вариантах:
а) дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания;
б) дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.
В рамках экологического воспитания рекомендую проводить следующую экспериментальную деятельность, расширяющую представления о факторах природной среды и её значимости в жизни человека:
- Солнце (как влияет освещенность на рост растений и т.д.);
- Воздух (чем мы дышим, понятие - атмосфера, свойства – теплый, холодный и т.д.);
- Вода (вода – источник жизни, свойства: тонет - не тонет, испарение, лёд и т.д.);
- земля (почва, песок, глина – свойства);
- растения (условия для роста растений – свет, тепло, почва, влага);
- животные, птицы, рыбы, насекомые (дать представление о понятии «живое», сравнение с неживыми предметами, живое – дышит, питается, размножается и т.д.).
Для реализации на практике опытно-экспериментальной деятельности, необходимо организовать мини-лабораторию оборудованную материалами, необходимыми для проведения опытов: специальная посуда, природный материал, лупы, термометры и прочее.
Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. Выводы можно делать в словесной форме, или графически, т.е. в рисунках и схемах.
Литература:
1.Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2004. С. 29-30. - http://doshkolniki.org/ekologicheskoe-vospitanie/79-reshenie-eksperimentalnyx-zadach-so-starshimi-doshkolnikami.html.
2.Зенина Т., Туркина А. Неживая природа: конспекты занятий для подготовительной к школе группы // Дошкольное воспитание. 2005. № 7. С. 27–35. Вода - источник жизни. С. 30-32 - http://doshkolniki.org/ .
3.Рыжова Н.А. Экологическое воспитание в детском саду - http://dob.1september.ru/2001/08/3.htm.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА .
Человек — часть природы: он не может жить вне ее , не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы с...
Методическая разработка «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФОРМ ПАРТНЕРСКОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИССЛЕДОВАНИИ ВЕЩЕЙ И ЯВЛЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
В «Рекомендации парламентских слушаний «Проблемы экологического воспитания и образования в России» (22.09.98 г.) признано «…считать экологическое воспитание детей дошкольного возраста приоритетным зве...
Методические разработки по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста на базе освоения нордической ходьбы
Основные задачи использования нордической ходьбы для дошкольников:Укрепление здоровья, коррекция недостатков телосложения, повышение функциональных возможностей организма.Развитие двигательных качест...
Методическая разработка по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста через организацию экспериментальной деятельности
Содержанием разработки является тематический план , разработанный в логике интегративного подхода, решения образовательных задач через организацию разных видов деятельности, с учетом времени год...
Методическая разработка по математической развитию детей старшего дошкольного возраста
Игровая ситуация. ...
Авторские методические материалы по коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста
Материал для развитие навыков общения...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
СТАТЬЯ: "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"...