Методические рекомендации "Экспериментальная экология в развитии детей старшего дошкольного возраста"
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
методические рекомендации
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
«Экспериментальная экология в развитии детей старшего дошкольного возраста»
Экспериментальная экология в развитии детей старшего дошкольного возраста играет важную роль. Постигая знания о природе через практическую деятельность дети достигают больших успехов в понимании сложных закономерностей, лежащих в основе природных явлений.
Детям старшего дошкольного возраста присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, является важным методом изучения экологии. Через экспериментирование ребенок самостоятельно может вывести причинно - следственные связи рассматриваемого явления.
Эксперименты бывают:
- индивидуальные или групповые;
- однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т.д.);
По характеру мыслительных операций эксперименты могут быть различными:
- констатирующие (позволяющие увидеть какое - то одно состояние объекта или одно явление),
- сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса);
- обобщающие (позволяющие прослеживать общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
По способу применения эксперименты могут быть различными. Они делятся на демонстрационные и фронтальные.
Демонстрационные проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи). В остальных случаях лучше проводить фронтальные эксперименты, так как они боле соответствуют возрастным особенностям детей.
Со старшими дошкольниками можно решать экспериментальные задачи. Решение задач осуществляется в двух вариантах:
а) дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания;
б) дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.
В рамках экологического воспитания рекомендую проводить следующую экспериментальную деятельность, расширяющую представления о факторах природной среды и её значимости в жизни человека:
- Солнце (как влияет освещенность на рост растений и т.д.);
- Воздух (чем мы дышим, понятие - атмосфера, свойства – теплый, холодный и т.д.);
- Вода (вода – источник жизни, свойства: тонет - не тонет, испарение, лёд и т.д.);
- земля (почва, песок, глина – свойства);
- растения (условия для роста растений – свет, тепло, почва, влага);
- животные, птицы, рыбы, насекомые (дать представление о понятии «живое», сравнение с неживыми предметами, живое – дышит, питается, размножается и т.д.).
Для реализации на практике опытно-экспериментальной деятельности, необходимо организовать мини-лабораторию оборудованную материалами, необходимыми для проведения опытов: специальная посуда, природный материал, лупы, термометры и прочее.
Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. Выводы можно делать в словесной форме, или графически, т.е. в рисунках и схемах.
Литература:
1.Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2004. С. 29-30. - http://doshkolniki.org/ekologicheskoe-vospitanie/79-reshenie-eksperimentalnyx-zadach-so-starshimi-doshkolnikami.html.
2.Зенина Т., Туркина А. Неживая природа: конспекты занятий для подготовительной к школе группы // Дошкольное воспитание. 2005. № 7. С. 27–35. Вода - источник жизни. С. 30-32 - http://doshkolniki.org/ .
3.Рыжова Н.А. Экологическое воспитание в детском саду - http://dob.1september.ru/2001/08/3.htm.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/16/picture-315746-1381907003.jpg)
Методическая разработка «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА .
Человек — часть природы: он не может жить вне ее , не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы с...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/07/picture-477670-1410099981.jpg)
Методическая разработка «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФОРМ ПАРТНЕРСКОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИССЛЕДОВАНИИ ВЕЩЕЙ И ЯВЛЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
В «Рекомендации парламентских слушаний «Проблемы экологического воспитания и образования в России» (22.09.98 г.) признано «…считать экологическое воспитание детей дошкольного возраста приоритетным зве...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/19/picture-533237-1416409800.jpg)
Методические разработки по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста на базе освоения нордической ходьбы
Основные задачи использования нордической ходьбы для дошкольников:Укрепление здоровья, коррекция недостатков телосложения, повышение функциональных возможностей организма.Развитие двигательных качест...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/16/picture-439196-1429201909.jpg)
Методическая разработка по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста через организацию экспериментальной деятельности
Содержанием разработки является тематический план , разработанный в логике интегративного подхода, решения образовательных задач через организацию разных видов деятельности, с учетом времени год...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/23/picture-694280-1569261954.jpg)
Методическая разработка по математической развитию детей старшего дошкольного возраста
Игровая ситуация. ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/05/picture-1153140-1628154209.jpg)
Авторские методические материалы по коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста
Материал для развитие навыков общения...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/14/picture-1106562-1552548288.jpg)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
СТАТЬЯ: "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"...