Методическая разработка "Лэпбук - как средство развития речи детей дошкольного возраста"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
Одним из принципов ФГОС дошкольного образования является формирование речи у дошкольников. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Проблема развития речи детей дошкольного возраста была и остается одной из актуальных . В чем причина? Что негативно влияет на развитие речи детей? Экология? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Недостаток общения с родителями? Или педагогическая запущенность? А может быть и первое , второе и третье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 38
города Воткинска Удмуртской Республики
Методическая разработка
Лэпбук как средство развития речи детей
дошкольного возраста.
Воспитатель: Малых Олеся Александровна
2020 г.
г. Воткинск
Одним из принципов ФГОС дошкольного образования является формирование речи у дошкольников. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Проблема развития речи детей дошкольного возраста была и остается одной из актуальных . В чем причина? Что негативно влияет на развитие речи детей? Экология? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Недостаток общения с родителями? Или педагогическая запущенность? А может быть и первое , второе и третье.
Типичные проблемы развития речи дошкольника односложная , состоящая лишь из простых предложений ( «ситуативная речь»). Неспособность грамматически правильно потроить распространенное предложение. Недостаточный словарный запас. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно. Неспособность построить монолог , описательный рассказ , пересказ текста своими словами. Отсуствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темпа речи. Речь ребенка не являеться врожденной способностью , а формируется под влиянием речи взрослых и зависит от достаточной речевой практики.
Л.С. Выготский писал. Первоначальная функция речи коммуникативная. Речь есть, прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания.
Определив для себя проблему , я изучила методическую , психологическую литературу, акцентируя свое внимание на формах , подходах организации совместной деятельности . Т.И. Гризик говорит, что чем больше в «багаже» педагога будет разнообразных современных форм работы с детьми , тем ярче , богаче и насыщеннее становится жизнь дошкалят.
Объектом исследования становиться: формирование речи у детей второй младшей группы, через технологию « лэпбук».
Предметом исследования является: влияние новой технологии на детей второй младшей группы.
Цель нашего исследоввания: разработка системы педагогических действий , обеспечивающих развитие речи детей младшего возраста через технологию « лэпбук».
Почему для своей работы я взяла лэпбук? Данная технология меня заинтересовала своей насыщенностью материала в одной простой папке.
Лэпбук , или как его еще называют, тематическая или интерактивная папка- это самодельная бумажная книжечка с кармашками , дверками, окошками, подвижными деталями.
Лэпбук – это современное доступное средство обучения , способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса, отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно – развивающей среде:
- трансформируемость – позволяет менять пространство в зависимости от образовательной ситуации и возможности детей; - полифунуциональность – можно использовать в работе с группой так и индивидуально; - вариативность – переодическая сменяемость игрового материала; - доступность – обеспечивает все виды детской активности , в том числе и на прогулочном участке ДОУ; - насыщенность – соответствует основным особенностям детей.
Приступая к работе, по данной теме перед нами возникла первоочередная необходимость создания соответствующей предметно – пространственной развивающей среды. Именно она формирует у ребенка определенные знания, умения и навыки. Я считаю, что использовать « лэпбук» целесообразно при реализации блочно-тематического плана , на основе которого построен образовательный процесс в нашем детском саду.
Мы постарались внести для нас и наших детей новую технологию во все центры нашей группы. С помощью лэпбука детки могут закреплять новый материал и повторять пройденный при этом обращая внимание на развитие речи.
Для того, чтобы ребята могли обобщить и закрепить свои знания о времени года, в уголке природы мы поместили серию лэпбуков « Лето», « Осень», « Зима», « Весна». Это первые наши тематические папки. Первую папку « Осень» я предложила ребятам в день рефлексии над пройденной темой. Мы ее рассмотрели , открыли все кармашки , покрутили стрелочки. Дети с удовольствием приняли в этом участие. Лэпбуки из серии « Времена года» красочны и интересные. Материал подобран в соответствии с возрастом. Данная серия построена по одному принципу. В каждой папке обязательно есть закрепление примет данного времени года. Каждая папка велючает в себя разные игры по данной тематике. Например: « Приготовим винегрет» ( дети с помощью стрелки выбирают необходимые овощи для этого блюда), « Отгадай загадку» ( дети определяют ответ с помощью картинок- подсказок),
« Зимние забавы»( тут ребята находят какие забавы относятся к зимним), « Овощи и фрукты»( здесь необходимо правильно разложить картинки в разные корзины), « Таня идет на прогулку»( в этой игре кукле Тане нужно помочь правильно подобрать весеннюю одежду). Таким образом, построенна данная серия, которая помогает ребенку больше рассуждать и говорить, прменять свои знания на практике.
Несомненно особое место в группе отведено уголку « Книги», где их ждал всегда новый лэпбук . Подбирая материал мы основывались на возрастные особенности наших детей и тематическую задачу. Этот лэпбук был менее красочен и красив, так как я его делала вместе с детьми в вечернее время. Затем мы его рассматривали , раскрашивали, вели сказочного героя по дорожке к себе в домик. Так например : колобок убежал от лисы. Да, именно убежал! Такой необычный для детей конец заставлял придумывать новый ход сказки. С помощью данного приема часть детей училась пересказывать сказку « Колобок», а самые смелые брали на себя роль сказочника. Таким образом, сказка обретала новый конец , а дети развивали фантазию и речь. Еще с помощью картинок в лэпбуке дети могут воспроизводить знакомые им потешки , стихи и загадки. Так например потешка « Кисонька - Мурысонька» тоже преобретала другую историю. Дети много рассуждали , что было бы если кисонька - Мурысонька съела все одна. Опять идет закрепление выученной потешки с работой над правильной интонацией и произношением с помощью новой для нас технологии.
В спортивном уголке тоже имеется лэпбук в другом формате. Там лэпбук представляет из себя чемоданчик. В него входят разные игры и закадки , связанные со спортом. Там есть игра « Спортивное лото», « Подбери мяч», « Спортивные загадки» . С помощью этих игр тоже ребята развивают речь , получают новые знания о видах спорта. Учаться рассуждать со взрослым и между собой.
Театральный уголок пополнился лэпбуком « Сказки на лесной тропинке» Все это непосредственно связано с нашей деятельностью по теме. Данный лэпбук включает в себя коробочку, где живут разные сказки с разными героями. Тут спектр действий очень широк. Дидактическая игра « Расскажи сказку» помогает детям перессказать сказку с помощью картинок из кармашка. Герой сказки « Теремок» принес детям загадки, которые они очень любят. Игра « Кто за кем тянул репку» помогает детям вспомнить сказку и расставить правильно героев сказки по порядку.
Дидактическая игра « Кто лишний» предлагает детям узнать, что это за сказка и доказать кто в ней лишний.
Есть и этой коробочке пальчиковый театр, который очень нравиться детям, и они сами рассказывают и показывают сказку. Создание такого лэпбука, способствует не только развитию речи детей, но и поддержанию позновательного интереса у малышей к художественной литературе. Обогащение словарного запаса.
Ну и конечно, мы не могли оставить без лэпбука центр речевого развития в группе. В этом центре современное пособие имеет несколько разновидностей, от маленьких папок до разнообразных коробочек. С помощью них можно проводить групповую работу и индивидуальную. Данный подход позволяет заинтересовать детей, сделать работу воспитателя более продуктивной. Какие игры в речевом центре помещены в наших новых лэпбуках ?
В первую очередь мы отвели место речевым гимнастикам. Ведь для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, небо. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков. Игра « Веселый язычок» включает в себя зеркакло и альбом с гимнастикой. Имеются альбомы с чистоговорками. Дети с помощью взрослого их проговаривают, работая над чистым произношением.
Есть пособия для дыхательной гимнастики. Правильное речевое дыхание обеспечивает четкую дикцию , произношение звуков , за счет нормального звукообразования , достаточной громкости , соблюдение пауз , сохранение плавности речи и ее выразительности.
Имеются карточки с пальчиковыми гимнастиками. Развитие мелкой моторики рук напрямую связано с правильной и чистой речью.
Дидактическая игра « Назови одним словом» учит детей классифицировать предметы и называть одним словом . Обогощает словарный запас.
Дидактическая игра « Мамы и их детеныши» учит детей образовывать уменьшительно – ласкательные слова называть ими детенышей, соотносить названия детенышей животных в единственном и множественном числе.
Дидактическая игра « Овощи – фрукты» учит детей составлять описание предметов ( цвет, форма, размер), продолжать закреплять знания о классивикации. Закреплять правильное произношение звуков.
Игра « Противоположности» учит подбирать антонимы к словам , развивать воображение, креативное мышление. Все эти игры для развития связной речи , для расширения и обогащения словарного запаса детей.
Одной из основных форм работы с детьми является непосредственная образовательная деятельность , которая помогает углублению систематизации и обобщению знаний. В такой деятельности закрепляются полученные знания с помощью речевой активности ребенка. Такая деятельность продуктивно развивает речевой аппарат и расширяет словарный запас. Одним из вариантов использования лэпбука в моей работе было внесение готового материала, где я подобрала материал, по теме « Осень», который в течении недели прходил у меня в разных режимных моментах. Знакомство с ним я начала с простого рассматривания содержания нашей « книги», познакомила с правилами пользования лэпбуком. Также мы рассмотрели игры, уточнили их правила , когда и где можно в них играть. В течении недели, включала работу с лэпбуком в разные виды деятельности: в совместную образовательную деятельность, в режимные моменты включала загадки , в организационную образовательную деятельность - строение растений, насекомых. В самостоятельной деятельности дети брали лэпбук и играли. Таким образом , у нас прошло знакомство с первым лэпбуком, как вариант игры с детьми, когда вносят готовый материал.
Следующий вариант, это совместное создание лэпбука с детьми в уголок книги , как итог одной из тематических недель. В течении недели мы с детьми читали сказки, рассказывали их друг другу , собирали информацию, подбирали материал , а в конце недели мы оформили его в « умную книгу», где дети стали непосредственными участниками при оформлении данного пособия.
В удобном светлом месте находиться «Уголок природы» , с расположенными в нем лэпбуки по временам года. Здесь при работе с лэпбуками дети тоже сначало рассматривали и только потом пременяли на практике.
Следующий вид совместной деятельности взрослого и ребенка - работа в уголке театра . Ее можно организовать многообразно и интересно. Дети как на занятиях , так и в самостоятельной деятельности применяли данный вид новой для всех технологии.
Еще один вариант - это проведение « Мастер класса» , где родители и дети в группе в тесном взаимодействии с педагогом, все вместе создают лэпбук. Такая практика очень интересна, она сближает между собой родителей и детей и снова происходит общение, то над чем построенна наша совместная работа.
Таким образом, разработана система педагогических действий, обеспечивающих развитие речи детей в младшей группе детского сада. Ипользование игровой технологии « лэпбук» является успешным шагом на пути внедрения ФГОС ДО. Ведь она позволяет нам использовать инновационные методы и формы работы, и реализовать основные задачи.
Литература
- Н.А. Рыжова « Развивающая среда дошколных учреждений» М. « Линка Пресс» 2004г.
- А.К. Бондаренко « Дидактические игры в детском саду» ( пособие для воспитателей детского сада). М. « Просвещение» 1985 г.
- Д.А. Гатовская « Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС» ( текст)//
Проблемы и перспективы развития образования: материалы международной научной конференции г. Пермь, апрел 2015г.
- Е.Н. Силкина « Современные подходы к речевому развитию детей в ДОУ/ ( электронный ресурс) / Режим доступа: http://silkina.teacher38.ru
г. Воткинск
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему:- «Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Мы с вами знаем, что игра является ведущей деятельностью ребёнка дошкольного возраста, в которой развиваются все психические процессы. Сегодня мы рассмотрим как это происходит...

"Фольклор, как средство развития речи детей дошкольного возраста", этой темой я занималась с 1010 по 2013г.г. итог: методическая разработка
мой опыт работы по данной теме...
Методическая разработка: мастер-класс для педагогов "Подвижные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Материал для проведения мастер-класса для педагогов ДОУ по теме "Подвижные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста"...

Методическая разработка "ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Для нормального формирования и развития речи ребенка необходимы следующие условия: нормальный слух, нормальный артикуля...

Методическая разработка Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста
laquo;Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет ...

Консультация для родителей-законных представителей детей группы раннего возраста ДОУ "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста "
Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум н...

«ИГРАЕМ В МЯЧ – РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ИЛИ ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЯЧА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
В игре дети преодолевают серьезные трудности, тренируя свои силы, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и навыки. Именно в игре ребенок переживает удовольствие победы, он ...