Развитие пассивной речи у детей с расстройствами аутистического спектра (картотека дидактических игр)
картотека по развитию речи

Каманова Светлана Владимировна

Развитие пассивной речи у детей с расстройствами аутистического спектра

(картотека дидактических игр)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formir._impressivnoy_rechi.docx37.18 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие пассивной речи у детей с расстройствами аутистического спектра 

(картотека дидактических игр)

Развитие у ребенка понимания речи происходит как в бытовых ситуациях, так и в ходе специально организованных игр и упражнений. Развитие понимания речи включает в себя создание речевой среды, а также целенаправленную работу по накоплению пассивного словаря.

Для этого следует соблюдать следующие моменты:

– постоянный разговор с ребенком;

 – определенные требования к речи окружающих взрослых;

– постепенное усложнение речевого общения;

 – организация специальных игр и упражнений.

Мы рекомендуем использовать следующие упражнения для развития понимания речи. Каждое упражнение следует повторять многократно, пока ребенок не усвоит полностью, и только после этого переходить к следующему упражнению.

Реагировать на свое имя 

Учебная цель: узнавать собственное имя

Задание: смотреть на то лицо, которое зовет ребенка по имени

Материал: отсутствует

Несколько раз в день называйте имя ребенка громким, но спокойным голосом. Если он посмотрит на вас, похвалите его.

Прийти по речевому вызову

Учебная цель: понимать речевой вызов

Задание: прийти по речевому вызову

Материал: отсутствует

Для этого упражнения используются два лица («учитель» и «помощник»). Оба должны держать наготове какое-то небольшое вознаграждение. «Учитель» и его «помощник» должны сидеть напротив друг друга (на расстоянии приблизительно 1,5 — 2 м). Ребенок должен стоять рядом с «помощником». «Учитель» говорит: «Иди сюда!» — и протягивает ему вознаграждение. Очевидно, «помощник» ребенка, сначала должен сделать маленький толчок, чтобы привести его в движение. Если он пойдет к «учителю», то получит награду. Затем «учитель» повернет его так, чтобы он увидел «помощника». Затем «помощник» протягивает ему награду и процесс повторяется. Каждый раз делайте 4–5 переходов. Постепенно отказывайтесь от маленького толчка и следите, двинется ли он сам по речевому вызову. Если он уходит еще до вызова, то удерживайте его, пока он не услышит вызов. Если он во время этого упражнения приходит на вызов, то начинайте постепенно следующим образом переносить понимание слова на другие ситуации:

а) несколько раз в течение дня попросите его подойти. Привлеките его внимание, прежде чем дать ему поручение;

 б) позовите его, если он на вас не смотрит.

Всегда продвигайтесь не спеша. Следите, чтобы ребенок действительно усвоил предыдущее упражнение, прежде чем вы перейдете к следующему заданию.

Садиться по речевому требованию 

Учебная цель: понимать речевые требования

Задание: садиться по речевому требованию

Материал: 3 стула (1 из них детский стульчик)

Поставьте 3 стула так, чтобы 2 из них стояли напротив друг друга на расстоянии нескольких метров. В этом упражнении используются два человека. Один человек садится на отдельный стул напротив ребенка и помощника. Ребенок и помощник становятся перед своими стульями. Глаза ребенка должны находиться на уровне рта сидящего учителя. Учитель говорит чистым сильным голосом: «Садись!» Помощник садится и помогает ребенку сесть. Учитель хвалит его за это. Многократно повторяйте упражнение, пока ребенок не поймет речевого требования и больше не будет нуждаться в поддержке помощника.

Принести предмет

Учебная цель: улучшать визуальное внимание и способность отличать предметы друг от друга

Задание: обыскать помещение в поисках определенного предмета и принести этот предмет, не задерживаясь благодаря другим стимулам

Материал: коробки средней величины, три пары предметов обихода (например, ботинки, чашки, яблоки)

Положите три различных предмета в комнате так, чтобы их было хорошо видно. Встаньте с ребенком на место, откуда он сможет хорошо видеть предметы. Покажите ему один из предметов, например ботинок, поднимите его и скажите: «Принеси ботинок!» Если он затрудняется обнаружить в комнате нужный предмет, то привлеките его внимание к соответствующему месту, показывая в направлении ботинка. Если он его еще не замечает, то покажите ему прямо на ботинок. Если этого недостаточно, возьмите его за руку, покажите еще раз предмет и скажите: «Принеси ботинок!» — и подойдите с ним к ботинку. Принесите его вместе к исходной точке и положите в коробку. Хвалите ребенка каждый раз, когда один из предметов возвращается в коробку, даже если вы ему помогаете. Повторяйте этот процесс, пока все предметы не окажутся в коробке. Когда у ребенка появляется необходимое понимание речи, используйте только чисто языковую команду «Принеси ботинок!», не показывая ему предмет.

Читать отдельные слова

Учебная цель: распознавать от пяти до десяти написанных слов

Задание: соотносить с предметом и читать написанное слово

Материал: карточки со словами (дверь, стол, свет, шкаф)

Напишите на карточках печатными буквами слова. Изготовьте для каждого слова пять карточек. Научите ребенка сначала рассортировывать карточки, чтобы убедиться, что oн может отличать их друг от друга. Наклейте затем клейкой лентой карточки на соответствующие предметы в вашей квартире, называя при этом данный предмет. Сядьте рядом с ребенком, поднимите одну карточку и спросите: «Что это?» Если он не знает, то скажите ему и попросите его поднести карточку к соответствующему предмету. Подтвердите: «Да, это стол!» Пусть он повторит это слово. Проводите эту игру каждый день и помогайте ему, если он затрудняется. Когда убедитесь, что соотношение его больше не затрудняет, уберите карточки, наклеенные на предметах, и понаблюдайте, справляется ли он далее с соотношением и чтением. Если он в течение недели без помощи распознает карточки, то попытайтесь обучить его чтению следующих слов. Используйте при этом слова, которые будут полезны, когда вы будете давать ему письменные указания, как, например, «Выключи свет!», «Грязную одежду сюда» и т.д.

Стой /иди дальше 

Учебная цель: понимать речевые указания

Задание: останавливаться и двигаться по речевому требованию

Материал: отсутствует

Возьмите ребенка за руку и пройдите с ним несколько раз по комнате. При случае скажите ему: «Стой!» — и удержите его. Похвалите его за остановку и оставайтесь с ним несколько секунд без движения. Затем скажите: «Пойдем!» — и идите с ним дальше. Повторите это действие несколько раз. Следите, не останавливается ли ребенок, когда слышит слово, или ждет, пока вы сами остановитесь и удержите его. Если ребенок начинает останавливаться, лишь только услышав указание, то ослабляйте удерживание его руки, пока наконец вы пойдете рядом, не держась за руки.

Узнать себя в зеркале

 Учебная цель: узнать свое отражение в зеркале и понимать собственное имя

Задание: на вопрос «Где...?» указать на собственное отражение в зеркале

Материал: большое зеркало размером в рост человека

Если ребенок научится реагировать на свое имя, то поставьте его перед зеркалом, в котором он может увидеть себя в полный рост, и покажите ему его отражение. Предложите ему дотронуться до зеркала, чтобы он мог убедиться, что там не стоит другой ребенок. Пусть он также помашет руками или попрыгает, чтобы он увидел, что его отражение в зеркале делает то же самое. Спросите: «Где Ваня?» — и помогите ему показать сначала на самого себя, а затем на свое отражение в зеркале. Покажите также на отражение в зеркале со словами: «Смотри, там Ваня!» Повторяйте это упражнение несколько раз в день, пока ребенок не узнает себя в каждом зеркале. Если он пугается перед зеркалом или не может больше расслабиться от взгляда своего отражения в зеркале, то проходите с ним ежедневно несколько раз мимо зеркала. Направляйте его взгляд на его отражение в зеркале, в то время как вы с ним проходите мимо, но не останавливайтесь, пока его отражение в зеркале не будет чрезмерно волновать его. Если ребенок не реагирует, то переместитесь в его поле зрения и повторите его имя. Начинайте с того, что подходите близко к нему и пару минут повторяйте его имя. Всегда хвалите его, если он повернет к вам голову, хотя и не встретится с вами взглядом. Если он начинает реагировать, то постепенно увеличивайте расстояние между ним и собой, когда вы называете его имя. Эту реакцию можете тренировать, используя любую возможность, например выполняя с ребенком другое упражнение или просто играя с ним.

Соотносить одинаковые предметы — 1

Учебная цель: соотносить одинаковое друг с другом; тренировка визуального внимания

Задание: найти среди 4 предметов тот, который взрослый показывает ребенку

Материал: 4 пары одинаковых предметов (например, носки, прищепки, кубики, ложки, карандаши и т.д.), маленькие коробки

 Положите 4 различных предмета и коробку на стол. Тот же состав предметов держите у себя на коленях, где их не может увидеть ребенок. Поднимите один из них вверх и попросите его найти такой предмет. Поднимите, например, носок со словами: «Ваня, дай мне носок!» Покажите на его предметы. Если он поднимает предмет или показывает на него, то похвалите его и положите оба предмета в коробку. Повторите этот процесс, пока все предметы не окажутся в коробке.

 

Соотносить одинаковые предметы — 2 

Учебная цель: соотносить одинаковые предметы; тренировка визуального внимания

Задание: выбрать из многих предметов эквивалент указанного предмета

Материал: 4 пары одинаковых предметов, большая коробка

Положите все предметы в коробку и сядьте с ребенком на пол. Поставьте коробку между собой и ребенком. Возьмите один из предметов, поднимите его, чтобы он мог его видеть. Скажите: «Смотри, Ваня, найди носок!» Покажите потом на коробку и помогите ему найти в ней носок. Затем положите пару носков рядом и похвалите его. Продолжайте таким же образом, пока он не найдет все предметы. Не начинайте это упражнение, прежде чем ребенок не научится выбирать нужный предмет.

Соотносить предметы с их изображением 

Учебная цель: соотносить предмет с его изображением

Задание: соотносить 5 предметов с их изображением

Материал: 5 предметов повседневного обихода и 5 соотвествующих картинок (картинки можно нарисовать или вырезать из журнала или каталога) Разложите картинки на столе, а соответствующие предметы оставьте у себя, чтобы ребенок не отвлекался. Дайте ему один из предметов, и пусть он поставит его на соответствующее изображение. Сначала можно начать с одного предмета. Положите, например, изображение ложки и назовите ее. Попросите ребенка положить ложку на ее изображение и поощрите его за это. Если таким образом он начнет соотносить предметы и их изображение, то положите 2 картинки, чтобы он выбрал нужный эквивалент. Положите, например, картинку ложки и ботинка на стол и дайте ему ложку. Если он положит ложку на нужное изображение, то скажите: «Да, ложка!» — и поощрите его. Если он попытается положить ложку не на нужное изображение, то повторите: «Ложка!» — и подведите его руку к нужному изображению. Повторите это действие, постепенно добавляя больше рисунков, пока он не сможет за один прием соотносить 5 рисунков.

Рассортируй 

Учебная цель: сортировать предметы по речевому требованию, тренировка визуального внимания

Задание: рассортировать предметы двух различных видов без помощи

Материал: два блюда, 4 карандаша, 4 камешка

Поставьте перед ребенком оба блюда и положите в одно камешек, а в другое карандаш. Со словами: «Положи его сюда!» — дайте ему карандаш и укажите на соответствующее блюдо. Помогите ему рукой лишь в том случае, если он попытается положить предмет в несоответствующее блюдо. Когда он положит все карандаши на одно блюдо, повторите это же действие с камешками и другим блюдом. Попытайтесь указать лишь на первый камешек и ограничьтесь только речевыми указаниями. Если этого недостаточно, то покажите еще раз на соответствующие предметы. Постепенно заканчивайте показывать жестами. Повторяйте это упражнение много раз, пока он не сможет брать предметы из вашей руки и без помощи класть их на нужное блюдо. Когда он достаточно потренируется, давайте ему попеременно камешек и карандаши. Однако точно установите, правильно ли он понял, что делать.

Покажи

 Учебная цель: понимать обозначения предметов повседневного обихода, искать предметы

Задание: осмотреть комнату сидя за столом и указать без помощи на предмет после вопроса «Где...?»

 Материал: рабочий стол, 2 стула, 4 предмета домашнего обихода

Подберите 4 предмета, обозначение которых ребенок хорошо знает. В первый раз сядьте с ним за стол и положите на стол 4 предмета. Покажите ему один из них и назовите его. Разместите предметы в комнате так, чтобы ребенок мог их видеть. Возьмите его за руки и скажите: «Ваня, где мяч?» Пусть он не встает и приносит мяч, а осмотрит комнату и укажет на мяч. Важно, чтобы ребенок научился показывать с помощью жестов. Повторите это со всеми 4 предметами. Если ребенок не ищет спрашиваемый предмет, то повторите вопрос и привлеките его внимание к различным предметам, спрашивая: «Мяч там?» Если он наконец посмотрит на мяч, то отпустите одну руку и помогите ему указать. Пусть повторит название предмета, если может говорить. Когда он правильно укажет на все предметы, скажите: «Ваня, принеси мяч!» — попросите его подняться и принести мяч. Не забудьте подчеркнуть разницу между «Где мяч?» и «Принеси мяч!». Когда Ваня научится находить предметы, сделайте следующее — разместите предметы, когда его нет в комнате. Смотрите, чтобы все предметы были размещены в его поле зрения.

Имена 

Учебная цель: запомнить имена членов семьи

Задание: дать предмет названному члену семьи

Материал: любые предметы домашнего обихода

Сначала научите ребенка лишь одному имени. Сядьте на стул напротив него (или на пол). Дайте ему предмет, который он хорошо знает (например, мяч) и скажите: «Дай маме мяч!» Протяните к нему руки, чтобы он знал, что мяч он должен дать вам. Повторите это многократно. Если он может дать вам мяч без затруднений, то пригласите третье лицо. Пусть оно займет место рядом с вами, т.е. напротив ребенка. Скажите: «Дай мяч маме!» — и протяните руки. Верните мяч и скажите: «Дай мяч папе!» Пусть он протянет руки. Если ребенок попытается дать мяч вам, привлеките его внимание к папе и повторите задание, повторив также его имя. Повторите это действие многократно, пока он не начнет обращать внимание на разные имена. Если он начнет лучше понимать задание, то не протягивайте больше к нему руки, а следите за тем, может ли он без этого сигнала правильно разобраться, кому дать мяч. Когда он научится различать два имени, добавьте еще одно. Повторяйте весь процесс упражнения.

Игры с мячиком 

Учебная цель: понимать речевые указания

Задание: выучить значение слов, обозначающих действия

Материал: мяч

Когда ребенок может по указанию дать мяч, начинайте обучать его словам, обозначающим действия, которые он может провести с мячом. Повторите сначала еще раз указание «Дай мне мяч!». При этом очень четко подчеркните слово-действие, протяните к нему руки и возьмите мяч. Затем скажите: «Смотри, Ваня!» Смотрите внимательно, видит ли он, как катится мяч к стене. Дайте ему мяч и помогите толкнуть мяч рукой, повторяя слова «Кати мяч!». Делайте это указание много раз, прежде чем давать оба указания в разной последовательности. Повторяйте эти указания до тех пор, пока ребенок не научится их различать. Затем придумайте следующее указание: «Брось...», «Подбрось...» или «Ударь!», но за один раз изучайте лишь одно новое слово. Когда ребенок овладеет новым указанием, сочетайте его с уже изученными и каждый раз подчеркивайте слово, чтобы он понимал разницу.

Найди мяч 

Учебная цель: соотносить похожие предметы, распознавать, что одно понятие может представлять много предметов, которые не совсем идентичны

Задание: подать соответствующую игрушку по просьбе «Дай мне (собачку)!»

Материал: рисунки похожих, но неидентичных предметов (например, разные мячики)

Разложите на столе несколько рисунков (картинок) похожих предметов, смешав их с другими. Покажите ребенку картинку мяча со словами: «Посмотри, Ваня, мяч!» Затем скажите: «Поищи мяч!» — и покажите на другие картинки. Пусть он даст вам все картинки, на которых изображены мячи. Если он даст вам лишь один рисунок, то привлеките его внимание к другим и скажите: «Поищи еще один мячик!» Попытайтесь сопоставить разные картинки. Для ребенка важно понять, что обозначение «мяч» подходит к предметам разных размеров и цветов.

«Есть» и «пить»

 Учебная цель: уметь отличать продукты для еды и питья; разграничивать предметы по категориям

Задание: рассортировать рисунки продуктов питания: еда и питье

Материал: картинки с различными продуктами питания и напитками

Сядьте с ребенком за стол и скажите: «Ваня, сейчас мы рассмотрим картинки!» Держите стопку картинок у себя, чтобы он не отвлекался. Покажите ему картинку чего-то съедобного со словами: «Смотри, Ваня! Это можно есть». Следите, чтобы он смотрел на картинку, а затем положите ее перед ним на стол. Возьмите картинку с тем, что можно пить, и скажите: «Смотри, Ваня! Это можно пить». Подчеркните слова «есть» и «пить». Положите вторую картинку рядом с первой. Выполняя это упражнение, не называйте предметы, так как сейчас речь идет не о конкретных обозначениях. Перейдите подобным же образом к следующим картинкам. Говорите каждый раз, что можно есть или пить, и кладите картинки на соответствующие стопки. Когда все картинки будут рассортированы, заканчивайте упражнение и пусть ребенок поиграет. Повторите это упражнение в следующие дни еще 2–3 раза, сами сортируя картинки. Когда ему задание станет знакомым, попросите ребенка показать, к какой стопке относится картинка. Делайте это, сначала работая с одной или двумя картинками. Привлекайте его все больше, пока он не сможет самостоятельно сортировать все картинки.

Принеси и сядь 

Учебная цель: понимать сложные предложения

Задание: следовать указаниям, состоящим из нескольких слов

Материал: 4 обычных предмета: ложка, чашка, банка, игрушечный автомобиль

Посадите ребенка на место, куда он должен возвращаться после выполнения каждого задания. Держите наготове вознаграждение, которое он получит, возвратившись на место. Сначала дайте ему лишь одно указание, как, например, «Принеси мяч!». Когда он его выполнит, давайте ему второе указание: «Сядь сюда!» Если он отвлекается, то подведите его к стулу и повторите просьбу. Два указания он должен выполнить отдельно. Когда он их поймет, объедините оба предложения и пусть он выполнит их вместе. Если он ошибается при выполнении первой части задания, то спросите: «Что следующее?», — чтобы привлечь его к заданию. В случае необходимости дайте ему визуальный или акустический сигнал для второй части задания. Если ребенок следует указанию, вторая часть которого звучит «Потом сядь!», то усложните просьбу. Скажите ему, например: «Принеси чашку и поставь ее на стол!» Следите за тем, чтобы он понимал наименования предметов.

Съедобное-несъедобное

Учебная цель: понимать наименования и обозначения функций предметов повседневного обихода

Задание: указать на все предметы указанной категории

Материал: что-то съедобное (например, яблоко), что-то из одежды (например, ботинок), игрушка (любимая)

Разместите предметы в комнате, чтобы их хорошо было видно, и сядьте с ребенком за стол. Держите его руки на столе и спросите: «Ваня, что можно есть?» Пусть он осмотрит комнату, пока не найдет яблоко, покажет на него и скажет «яблоко», если он может говорить. Пусть он не встает и не берет яблоко. Он должен научиться сидеть на своем месте и использовать жесты или речь. Поступите так же с другими предметами и подчеркивайте каждый раз их функции (для одевания, для игры), если просите ребенка найти их. Берите время от времени новые предметы и меняйте их местами так, чтобы ребенок снова осмотрелся в комнате, чтобы найти нужный предмет. Следите за тем, чтобы он хорошо знал и видел предметы со своего места. Если он делает успехи, то пусть найдет второй предмет, выполняющий эту же функцию. Если он путается, то укажите ему последовательно на различные предметы в комнате и каждый раз спрашивайте: «Это едят?» Научите его покачать головой или сказать «нет», если предмет не выполняет ту функцию, о которой вы спрашиваете.

Животные

Учебная цель: понимать названия животных

Задание: подать соответствующую игрушку по просьбе «Дай мне (собачку)!»

Материал: картинки с изображением животных или игрушки.

Покажите ребенку последовательно несколько игрушечных животных. Называйте каждое из них много раз, давая их ему и позволяя играть с ними несколько минут. Затем скажите: «Ваня, дай мне собачку!» Если он дает вам игрушку, то проделайте то же самое с другими. После того как ребенок несколько раз услышит названия животных, положите все игрушки на стол и скажите: «Ваня, дай мне собачку!» Если он даст вам не ту игрушку, подведите его руку к нужной, повторяя несколько раз слово «Собака!». Повторяйте это действие, пока он без помощи не подаст нужную игрушку. Постепенно добавляйте новые наименования, которые вводите уже известным способом. Каждый раз добавляйте лишь одну игрушку и кладите за один раз не более одной.

Сделай башню

Учебная цель: понимать речевые инструкции, развивать подражание и взаимодействие

Задание: по образцу, предложенному взрослым, построить из кубиков башню

Материал: разноцветные кубики

Дайте ребенку и возьмите себе ряд одинаковых по форме и цвету кубиков. Скажите: «Давай построим башню!» Положите 1 кубик на середину стола и попросите ребенка положить такой же. Положите, например, на стол красный кубик со словами: «Сделай тоже! Поставь красный кубик!» Если он положит красный кубик, то похвалите его. Если он возьмет кубик другого цвета, то мягко отведите его руку, покажите на нужный кубик и скажите: «Положи красный кубик!» Подчеркните при этом обозначение цвета. Повторите это действие с другими цветами, пока не составите все кубики. Называйте цвет каждого кубика. Сначала ребенок не будет реагировать на обозначение цвета, но он должен привыкать к его звучанию.

Что подходит?

Учебная цель: сочетать предметы по их функциональной принадлежности

Задание: составить пары предметов, выполняющих одинаковую функцию

Материал: средняя по величине коробка, пара предметов (например, ложка и вилка, носок и ботинок, зубная щетка и паста)

Сядьте с ребенком за стол. На стол положите 3 предмета. Два из них должны совпадать по принадлежности. Следите за тем, чтобы ребенок их хорошо знал. Попросите, например, носок, ботинок и мягкую игрушку. Укажите на них и спросите ребенка: «Что подходит?» Пусть он соответствующую пару либо покажет, либо даст вам. Если он найдет пару, то положите все 3 предмета в коробку. Если он затрудняется, то облегчите задание, задавая легкие вопросы о функции обоих предметов, например: «Что надевают на ногу?». Записывайте, какие предметы он совмещает, а с какими имеет трудности. Продолжая упражнение, учитывайте, чтобы пары были такими, которые он хорошо знает, и такими, при сопоставлении которых он испытывает затруднения.

 Для чего нужен предмет? 

Учебная цель: сортировать по категориям

Задание: сортировать картинки простых предметов по их функциям

Материал: картинки предметов быта, которые группируются по функциям

Положите на стол несколько картинок и скажите ребенку, какие картинки он должен дать вам. Положите, например, картинку мяча, яблока, игрушечного автомобиля, мыльницы, полотенца, ложки, вилки, ванной. Скажите: «Ваня, дай мне то, что нужно при купании!».

Если он дает Вам рисунок ванны, а другие предметы, принадлежащие к этому, упустил, то привлеките его внимание к рисункам и спросите: «Что еще нужно для купания?». Если он не найдет нужный предмет, то подскажите ему: «Для купания нужно полотенце». Если он все еще не дает нужную картинку, привлеките его внимание прямо к рисунку со словами: «Полотенце, для купания тебе нужно полотенце!» Выбирайте объемные, но четко различаемые категории. Можете взять игрушки, продукты, животных. Ребенок должен быть знаком с этими категориями. Когда он поймет задание, используйте такие рисунки, с которыми он менее знаком, но которые попадают под уже знакомые понятия. Таким образом он может пополнять свой словарный запас.

 Разложи по коробкам 

Учебная цель: сочетать предметы с одинаковыми функциями

Задание: сортировать предметы по их предназначению

Материал: две или три коробки средней величины, две или три группы предметов одинакового предназначения (например, группа 1: ложка, вилка, тарелка; группа 2: носок, рубашка, штаны). Положите из каждой группы по предмету в особую коробку и смотрите, чтобы ребенок это видел. Называйте каждый предмет, когда вы кладете его в коробку, и кратко описывайте его предназначение. Затем дайте ему остальные предметы один за другим, чтобы он опускал их в соответствующую коробку. Поднимите, например, носок и скажите: «Смотри, носок — надеть!» — и положите его в коробку. Затем поднимите ложку и скажите: Ваня, смотри, ложка — есть!» — и положите ее в другую коробку. Затем покажите тарелку и скажите: «Смотри, тарелка, клади ее в коробку!» Если он пытается положить тарелку не в ту коробку, то задержите его руку со словами: «Тарелка — чтобы есть!» — и подведите руку к нужной коробке. Если он без помощи находит нужную коробку, то подтвердите это словами: «Правильно, тарелка — чтобы есть!» — и поощрите его. Постепенно увеличивайте количество предметов. Если он лучше понимает задание, то добавьте третью группу предметов.

Кубики

Учебная цель: различать цвета, познакомить с названиями основных цветов

Задание: подать кубик названного цвета

Материал: цветные кубики, бусы, бумага

Если ребенок может сочетать кубики по цвету, то начинайте обращать его внимание на названия цветов. Во время выполнения упражнений на сочетание он уже попутно слышал названия цветов. Для следующего упражнения выберите красный, желтый, голубой кубики. Дайте ему голубой и повторите слова «Голубой кубик». Подчеркивайте обозначение цвета. Затем скажите: «Дай мне голубой кубик». Таким же образом поступайте с желтым и красным кубиками. После того как ребенок многократно услышит наименование цвета, положите одновременно все три кубика на стол. Скажите, например: «Ваня, дай мне красный кубик!» Если он берет не тот кубик, то подведите его руку к нужному со словами: «Это красный кубик». Продолжайте упражнение, пока он не подаст правильно все три кубика. Чтобы он правильно переносил название цвета на другие предметы, повторите это упражнение с цветными бусинками или полосками бумаги. Постепенно по одному добавляйте другой цвет таким же образом, как вы ввели первые три. Сначала тренируйтесь только с тремя цветами. Если добавляете один последующий цвет, то возьмите к нему два из уже из ученных, которыми вы должны варьировать. Таким образом вы закрепите уже приобретенные знания.

Найди

Учебная цель: понимать основные и соотносительные слова, следовать речевым указаниям

Задание: следовать речевым указаниям, которые содержат основные (наименования знакомых предметов) и соотносительные слова (например, в, под, за)

Материал: несколько обычных предметов

Прежде чем начать упражнение, спрячьте два или три предмета, которые хорошо знакомы ребенку. Сначала предметы нужно спрятать в одной комнате. Дайте ему простые указания, которые касаются предмета, который он должен искать, и укажите место, где он должен искать. «Ваня, возьми чашку под столом!» Подчеркните три ключевых слова: предмет, который он должен искать, его положение относительно другого предмета, который он знает, а также этот предмет. Поощряйте его за каждый предмет, который он принесет. Постарайтесь использовать лишь слова, которые он хорошо знает. Когда он станет увереннее, возьмите больше предметов и спрячьте их в более отдаленных местах. Указания тоже можете усложнить, например: «Возьми мяч за дверью, под коробкой».

Что не подходит?

 Учебная цель: распознавать общие понятия

Задание: найти предмет, который не подходит к остальным трем, которые со своей стороны создают четко различимую группу

Материал: 2 коробки средней величины, 4 малых предмета, из которых 3 имеют одинаковую функцию или свойства (например, яблоко, банан, лимон и игрушечный автомобиль)

Положите подборку из 4 предметов на стол и сядьте за стол с ребенком: покажите ему, как найти предмет, который не подходит к другим. Возьмите, например, яблоко, банан, лимон и игрушечный автомобиль. Спросите: «Что не подходит?» Смотрите, чтобы он наблюдал, как вы указываете поочередно на каждый предмет. Объясните ему: «Яблоко — чтобы есть, банан — чтобы есть, лимон — чтобы есть. Автомобиль не для еды». Если необходимо, то сделайте вид, что вы едите фрукты, чтобы он видел, что автомобиль не относится к продуктам. Положите фрукты в одну коробку, а автомобиль в другую, повторяя: «Автомобиль не для еды. Oн не подходит». Продемонстрировав задание таким образом, возьмите следующие 4 предмета. Положите, например, кекс, булочку, конфету и книгу на стол. Спросите: «Ваня, что не подходит?». Если он не указывает на книгу, то укажите на каждый предмет, говоря: «Булочка — для еды, книга — не для еды, кекс — для еды, конфета — для еды». Еще раз спросите: «Что не подходит?» Пусть подаст все перечисленные предметы и положит в другую коробку. Сначала работайте с одной категорией и используйте различные комбинации предметов. Другими подборками могут быть: предметы одежды, игрушки или различные предметы для рисования. Используйте предметы, знакомые ребенку.

Сладкий и кислый

Учебная цель: понимать слова, обозначающие свойства (качества), распознавать противоположности

Задание: сортировать различные продукты питания на «сладкие» и «кислые»

Материал: различные сладкие (конфеты, лимонад) и кислые (лимон, сок грейпфрута, кислые огурцы) продукты, бумага, фломастер. Изготовьте две таблички с надписями «сладкий» и «кислый» и укрепите их на столе. Покажите эти таблички ребенку и прочитайте надписи несколько раз. Держите продукты питания на своих коленях или в коробке, чтобы они не отвлекали его внимания. Соответственно дайте ему что-нибудь из них, пусть он попробует его или полижет, спросите его, сладкий он или кислый, и положите идентичный кусочек за соответствующей надписью. Обратите снова его внимание на пищу и надпись, повторите: «Это сладкое». То же самое проделайте с другими продуктами питания, но чтобы ребенок положил их в нужную коробку. Когда все продукты питания будут лежать на нужном месте, спросите его, хотел бы он иметь что-то сладкое или кислое. Не разрешайте ему его брать, пока он не укажет на одну из стопок или не назовет соответствующее слово. Постепенно снижайте свою помощь. Каждый раз давайте ему что-нибудь попробовать и затем показывайте ему второй кусочек. Пусть он вам покажет, за какую табличку вы должны его положить.

Кто? Что? Где?

Учебная цель: реагировать на ряд вопросов

Задание: показывать соответствующие картинки, отвечая на вопросы «Кто? Что? Где?»

 Материал: рисунки предметов (мяч, автомобиль, стул, кровать), животных (собака, лошадь, корова, кошка) и людей (мать, отец, ребенок, пожарник)

Выберите из каждой группы рисунков один и положите его перед ребенком. Привлеките его внимание к рисунку и убедитесь, что он вас слушает, когда вы спрашиваете. Изучайте с ним лишь одно слово за один раз в такой последовательности: кто, что, где. Для примера положите перед ним рисунки взрослого, коровы, мяча и спросите: «Кто едет на автомобиле?» Помогите ему выбрать правильный рисунок. Если он на вопрос «Кто?» отвечает правильно, то переходите к вопросу «Что?». Используйте рисунки автомобиля, ребенка и собаки и спросите: «Что делает мама?» Если ребенок на все три вопроса правильно выбирает соответствующие рисунки, то перемешайте их и спрашивайте в любой последовательности. Покажите ему, например, рисунок мяча, пожарника, собаки и кровати. Спросите его: «Что ты можешь бросить?», «Кто ездит на пожарном автомобиле?», «Где ты можешь спать?» Если он выберет не тот рисунок, то повторите вопрос, особенно подчеркивая ключевые слова. Помогайте ему лишь тогда, когда это необходимо.

Ку-ку

Учебная цель: совершенствовать способность взаимодействия и зрительного контакта

Задание: сохранять зрительный контакт минимум в течение 3 секунд и получать радость во время простой контактной игры

Материал: большой платок

Сядьте напротив ребенка так, чтобы ваши колени касались его. Поднимите перед собой платок так, чтобы ребенок не мог вас видеть. Позовите: «Где Ваня?» — и медленно опустите платок, пока не увидите его глаз. Скажите: «Ку-ку!» — и пощекочите его, не пугая. Повторите этот процесс много раз. Следите, начинает ли он ожидать появления ваших глаз за платком и ожидает ли он, чтобы его пощекотали. Покройте платком свою голову и медленно стяните его, открывая лицо. Покройте платком голову ребенка и стяните его. Не забывайте щекотать его каждый раз, когда он на вас смотрит. Следите за тем, ожидает ли он, чтобы его пощекотали. Постепенно удлиняйте период, во время которого он на вас смотрит. Прежде чем его пощекотать, выдержите минимум 3 секунды.

Поцелуй

Учебная цель: улучшать способности социального взаимодействия

Задание: коснуться губами щеки взрослого

Материал: отсутствует

Хотя до этих пор ребенок не находит удовольствия в том, чтобы его гладили, обнимали или целовали, он может научиться поцеловать вас, если вы будете его этому обучать и хвалить за это. Если он научится целовать вас и не бояться физического контакта, то можете попросить его поцеловать папу, бабушку или брата. Когда закончите другое упражнение, скажите ему, что все закончено, и сделайте соответствующий жест. Немножко притяните его к себе и скажите: «Поцелуй меня!» — и коснитесь кончиком пальца своей щеки. Наклоните свое лицо, пока оно не коснется губ ребенка. Похвалите его и отпустите играть. Повторяйте это ежедневно, пока не нужно будет его притягивать к себе и пока ребенок сам не будет подходить к вам, когда вы скажете: «Поцелуй меня!» — и сделаете соответствующий жест. Когда это станет привычкой, наклоняйте лицо лишь немного, чтобы ребенок тянулся к вашей щеке. Пусть также отец и брат попросят ребенка поцеловать их и подадут соответствующий знак. Если необходимо, то помогите ему правильно отреагировать на это. Не забывайте благодарить его и хвалить, не настаивайте больше на поцелуе, если он начнет волноваться.

Помоги

Учебная цель: понять, что хочет сделать другой человек

Задание: бросить в мусорное ведро клочок бумаги по просьбе другого человека

Материал: салфетки, мусорная корзина

Попросите кого-нибудь из членов семьи помогать вам при выполнении этого упражнения после каждого приема пищи. Когда обед закончится, дайте ребенку салфетку и вместе отнесите ее к мусорному ведру. Установите, может ли он дойти и открыть мусорное ведро без проблем. Пусть он бросит в него салфетку и вернется за стол. Повторите это действие с салфетками вы и остальные члены семьи. Попросите каждого поднять вверх салфетку, чтобы ребенок ее видел, затем скажите: «Ваня, выброси ее, пожалуйста!», — улыбнитесь, скажите «спасибо», если он ее возьмет. Пусть все сделают вид, что им очень нравится то, что сделал ребенок для них. Сделайте так, чтобы ребенок смотрел на того, чью салфетку он берет. Каждый держит салфетку, пока ребенок на него не взглянет. Обязательно скажите «спасибо» или погладьте его по голове. Когда этот процесс станет для него привычкой, сделайте так, чтобы он в течение дня выбрасывал ненужные вам вещи. Ваши указания должны быть ясными, и ребенок должен знать, где находится емкость для мусора.

Спрячься

Учебная цель: осознавать, когда тебя не видно; развивать желание кого-то искать и вступить с ним в контакт

Задание: спрятаться от кого-нибудь и искать кого-то

Материал: отсутствует

Начните упражнение с того, что научите ребенка прятаться. Пусть отец или другой ребенок сядет в комнате. Возьмите ребенка за руку и скажите: «Спрячься от папы!» Отведите его за дверь, кресло или под стол. Показывайте ему только три места, где можно спрятаться. Повторяйте слово «прятаться» во время всего упражнения. Проведите его к одному из указанных мест. Пусть кто-нибудь крикнет: «Где Ваня?» Помогите ему встать или поднять руку, чтобы показать, где он. Тот, кто звал, должен подойти к нему и обнять его. Когда ребенок научится прятаться и показываться, когда его зовут, попросите кого-нибудь спрятаться в одном из трех мест. Когда воскликнете: «Где папа?» — помогите ребенку найти его, подбежать и обнять. Когда ребенок начнет понимать эту игру, пусть прячется сам без помощи.

Кукла 

Учебная цель: развивать подражание и социальную способность взаимодействия

Задание: выполнить 3–4 последовательных действия с куклой

Материал: кукла, щетка для волос, мочалка, расческа

Попытайтесь побудить ребенка проделать те действия с куклой, которые вы проводите с ним ежедневно. Если Вы готовите, например, его ко сну, то пусть он сделает с куклой то же самое. Если Вы умываете ребенка, помогите ему также мочалкой умыть куклу. Причешите затем волосы ребенка и дайте ему щетку, чтобы он причесал куклу. Потом пусть ребенок уложит куклу спать в коробку и накроет ее платком, прежде чем идти в кровать. Используйте всю свою фантазию, чтобы найти действие, которое ребенок испытывает на себе и может перенести на куклу. Попытайтесь научить его также чувствовать ответственность за куклу, как вы за него.

 

Предлоги

Учебная цель: научить ориентироваться на листе бумаги

Задание: рисовать на листе бумаги по просьбам, которые содержат указание места

Материал: карандаши, бумага

Прежде чем начать упражнение, подготовьте ряд листов с простыми рисунками. Например, рисунок дома, девочки, дерева. Следующий рисунок четырехугольника, круга, треугольника. Сядьте с ребенком за стол и дайте ему листок. Давайте ему простые указания, которые содержат предлоги «в», «под», «вокруг», «за» и «рядом». Скажите: «Ваня, нарисуй круг вокруг девочки!» Возьмите его палец и обведите им девочку. Подчеркивайте слово «вокруг» и повторяйте его, обводя фигуру его пальцем. Затем дайте ему карандаш и велите обвести круг вокруг девочки. Пусть таким же образом он проведет линию под домом и поставит точку рядом с деревом. Давайте ваши указания просто. Следите, чтобы обозначения нарисованных предметов были ему знакомы и чтобы он мог нарисовать нужную фигуру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации работы по развитию речевых навыков у детей с расстройством аутистического спектра в условиях детского сада.

Педагоги-дефектологи,учителя логопеды в ходе своей работы нередко встречаются с детьми, которые не используют активную речь как средством общения....

Дополнительная общеразвивающая программа «Развитие речи у детей с расстройствами аутистического спектра» Для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Программа предназначена для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра. Целью программы является исправление или ослабление имеющихся проявлений аутизма и вызванных им нарушений, стимуляц...

Особенности формирования речи у детей с расстройствами аутистического спектра

Одним из основных признаков расстройства аутистического спектраявляются речевые нарушения. Проявления речевых нарушений чрезвычайномногообразны по характеру и динамике и проявляются по-разному: отполн...

Сандрикова В.С. Логопедические игры и упражнения для развития речи у детей с расстройствами аутистического спектра

Пособие предназначено для учителей-логопедов, осуществляющих сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра, может быть рекомендовано педагогам-дефектологам, осуществляющим свою деятельно...

Игры на развитие речи у детей с расстройством аутистического спектра

Нарушение речи у детей с РАС одно из основных симптомов данного расстройства. Оно стоит наряду с нарушениями социального взаимодействия и поведенческих действий. Именно поэтому родителям детей, у кото...

Тема: «Игры для развитие высших психических функций и речи у детей с расстройством аутистического спектра»

Представленные игры предназначены для работы с детьми с расстройством аутистического спектра. Основная цель данных игр – преодоление негативного отношения при обучении ребенка с РАС....

Формирование активной речи у детей с расстройствами аутистического спектра (картотека дидактических игр)

Формирование активной речи у детей с расстройствами аутистического спектра(картотека дидактических игр)...