Звуковая культура речи в младшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)
Жил – был Язычок, очень грустный Язычок. Да и откуда взяться веселью, если не было у него своего домика? Язычку ничего не оставалось, как жить на улице, а там: осенью – дождь, зимой – снег. Плохо было Язычку. Он часто простужался и болел. Но вот однажды нашел Язычок себе домик – (какой?) – рот и очень обрадовался. Дом должен быть крепостью, поэтому Язычок установил две двери – (какие?) - первая дверь – губы, вторая – зубы. В доме Язычка не было окон, но зато были построенные стены: они могли раздуваться, как шарики. Как они называются? Правильно, это щеки. А потолок был твердым и назывался небо. В домике у Язычка было тепло и не было сквозняков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_r.rechi_.docx | 18.52 КБ |
Предварительный просмотр:
II.Основная часть
Воспитатель. Ребята, сегодня у нас с вами развитие речи, мы с вами вспомним произношение звука С, и будем учиться произносить новый звук, но прежде, надо подготовить наш язычок и надо проверить вашу готовность.
«Готовы ваши ушки - да, да, да. ( трут ушки 3 раза)
Готовы ваши глазки - да, да, да (гладят глазки 3 раза)
Готовы ваши руки - да, да, да. (хлопают 3 раза)
Готовы ваши ножки - да, да, да.(топают 3 раза)
Жил – был Язычок, очень грустный Язычок. Да и откуда взяться веселью, если не было у него своего домика? Язычку ничего не оставалось, как жить на улице, а там: осенью – дождь, зимой – снег. Плохо было Язычку. Он часто простужался и болел. Но вот однажды нашел Язычок себе домик – (какой?) – рот и очень обрадовался. Дом должен быть крепостью, поэтому Язычок установил две двери – (какие?) - первая дверь – губы, вторая – зубы. В доме Язычка не было окон, но зато были построенные стены: они могли раздуваться, как шарики. Как они называются? Правильно, это щеки. А потолок был твердым и назывался небо. В домике у Язычка было тепло и не было сквозняков
1.Артикуляционная гимнастика
• Улыбка и удержание губ в улыбке. При этом передние зубы обнажены и хорошо видны.
• Трубочка. Вытягивание губ вперед трубочкой. При этом движении двигаются только губы!
• Чередование: улыбка – трубочка.
• Подъем языка за верхние зубы, за нижние зубы.
• Чередование движений языка вверх – вниз.
Мы любим есть варенье.
Чистим зубы
2.Закрепление пройденного материала Звук С
-Как поёт водичка (С-С-С…) Давайте споём песенку водички.
1. -Давайте вспомним чистоговорку лиса.
Са-са-са
В лесу живет лисаа,
Су-су-су -Мы видели лису,
Сы-сы-сы – хвост пушистый у лисы
Со-со- со -Она крутит колесо.
Сы-сы-сы -Убежали от лисы,
Основной этап .
Ой, смотрите кто же это?
Вдруг откуда – то летит,
Наш дружок комарик,
Что-то он совсем молчит
Маленький товарищ.
Воспитатель достает игрушку: комар маленький.
Воспитатель. Ребята, сейчас какое время года? (Осень) стало холодно и комарик простудил горлышко. Все насекомые попрятались, а комарик не может найти свою маму, не может её позвать.
А как же ему помочь, мы сейчас придумаем, давайте пройдем на свои места.
Как вы думаете, мы сможем помочь комарику?
-Послушайте какую звонкую песенку поет большой комар «з-з-з-з», его песня громкая, твердая.
-А маленький комарик поет мягко, тихо «зь-зь-зь-зь».
У нас в Башкирии летом и осенью очень много комаров, больших и маленьких, Давайте с вами споем песенку большого комара, а теперь маленького. Похожи их песни? А чем отличаются?
-Правильно звуки «з» и «зь» похожи, но и отличаются, звук «з» твердый как в песенке большого комара, а звук «зь» мягкий, как в песенке маленького комарика.
Прежде чем позвать маму комарика нам надо сделать гимнастику для губ и языка.
- Когда мы произносим звук «з», губы улыбаются, а язык прячется за нижними зубами, упираясь в них.
Если звук С – «песенка водички» — звучит тихо, то звук З песенка комара звучит громко – зззз, и слышен голос. Горлышко – это домик голоса. И когда голос звонко поет песенку комара, даже стенки домика дрожат. И это можно ощутить (положите руку на горло и пропойте песенку комара)
-Протяжно сами произнесите звук З – «песенку комара». Повторите.Тихо и громко.
-Давайте еще раз споем песенки комариков и покажем маленькому комарику дорогу к маме. (Гимнастика для глаз)
Восп. – Ребята, нашу песенку услышала мама комарика и они встретились.
Воспитатель показывает большого комара- поют звук «з», показывает маленького комара-поют звук «зь»
Подвижная игра »Комары и комаришки»
Мы будем комарами.
Мы поделимся на 2 группы. Девочки и мальчики. Девочки сейчас будут маленькими комаришками, произносить тихо Звук Зь, а мальчики будут отмахиваться, а теперь мальчики будут большим комарами и произносить громко Звук З. а теперь наоборот. Девочки будут большими комарами и произносить громко звук. На листочки сели.
1.Дыхательная гимнастика «Подуем на листочки»
Сильный ветер вдруг подул,
Листики с деревьев сдул.
1 – сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки;
2 – задержать дыхание на 3-4 сек;
3 – сделать губы трубочкой, выпустить воздух.
-Ребята, комарики предлагают с ними поиграть.
Дидактическая игра «Прятки со звуком» СТОЯ
Звуки «З» и «зь» спрятались в словах, я вам буду их называть, а вы если услышите звук «зь», должны хлопнуть в ладоши; а если услышите звук «з»- топните ногой.
Слова: зонт, зуб, зима, завод, зелень, земля, зяблик, зернышко, вокзал.
-Молодцы, какие вы внимательные. Посмотрите, а что это у нас лежит на столах. Давайте пройдем за стол и посмотрим.
На столах у детей разложены карточки с изображением предметов, в названии которых присутствует звук «з» или «зь».
Массаж пальцев.
В руку правую возьмем
В кулачок его сожмем
Раз сжимаем, два сжимаем
Шарик мы не выпускаем
В ручку левую возьмем
В кулачок его сожмем
Раз сжимаем,два сжимаем
Шарик мы не выпускаем
Мы положим шар на стол
И посмотрим на ладошки
И похлопаем немножко
Потрясем свои ладошки
Мы немного отдохнем Заниматься мы начнем.
С пружинкой
1,2,3,4,5
Вышли пальцы погулять
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой
Этот пальчик для того, чтоб показывать его
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
Дидактическая игра «Домик для звуков».
- Передо мной лежат карточки с изображением разных предметов. Комарики перепутали эти предметы и не знают в каком домике живут. Поможем им? У нас есть два домика (нарисованы на доске, те предметы в названии которых есть звук «з» живут в домике большого комара, а в названии которых есть звук «зь», в домике маленького комара. Вам надо будет взять карточку, громко, четко произнести название предмета, так чтобы мы слышали какой же звук в слове «з» или «зь» и отнести его в нужный домик.
Слова: «з» -зонт, замок, ваза, таз, кукуруза .
«зь»- корзина, зеркало, зебра, зефир, газета.
Назовите слова в которых звука З нет? (собака, дерево, лиса)
-Молодцы, вы отлично справились и все предметы оказались на своих местах.
Пальчиковая игра «Замок».
На дверях висит замок. - пальцы в «замочек».
Кто его открыть не смог?
Мы замочком постучали, - стучим «замочком по коленям»
Мы замочек повертели, - затем круговые движения «замочком»
Мы замочек покрутили
И открыли! - и показали ладошки
Воспитатель. Сегодня мы с вами разучим скорговорку.
У маленькой Зины зайка спит в корзине.
Скажите, а в слове коза есть звук З? ( Да) какую песенку этот звук поёт, песенку большого или маленького комара? (Песенку большого комара)
За-за-за-за-за
Прибежала к нам коза,
Зы-зы-зы-зы-зы
Ой беда у той козы,
Зо-зо-зо-зо-зо
И поют козлята зо,
Зу-зу-зу-зу
Надо выручить козу.
Рефлексия.
Воспитатель:
Ребята, с кем мы повстречались на полянке?
- Ребята, скажите какой звук мы сегодня учились произносить? (З-зь)
- Кому мы помогли?
С каким звуком дружит звук З? (Со звуком С..)
Чем они отличаются? (Звук С-тихий, звук З-громкий)
-Мы с вами позанимались, пойдемте, погуляем по осенним дорожкам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД по воспитанию звуковой культуры речи в младшей группе.
Данный конспект содержит материал для знакомства детей младшей группы со звуком "У"...
Материал для педсовета "Дидактическая игра как средство воспитания звуковой культуры речи детей младшей группы"
Материал для педсовета "Дидактическая игра как средство воспитания звуковой культуры речи детей младшей группы"...
Звуковая культура речи в младшей группе
Программное содержание: продолжать развивать умение слушать и понимать речь воспитателя, обращённую ко всем детям. Формировать правильное и отчётливое произношение звука м в словах и фразах. Закреплят...
Звуковая культура речи для младшей группы звук Ф
Целью данного занятия является создание условий для формирования умения у детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук «Ф» и звукоподражательные слова с этим звуком....
Конспект занятия по звуковой культуре речи в младшей группе детского сада
В этом конспекте Вы сможете увидеть, как можно развивать подвижность артикуляционного аппарата, закреплять правильное произношение звуков Т и Д в слоге, в слове, формировать навыки чёткой дикции в про...
Развитие звуковой культуры речи в младшей группе
Звуковая культура речи с детьми младшей группы...
Конспект НОД по развитию речи(звуковая культура речи в младшей группе) Тема: «Ёжик в гостях у ребят»
Звуковая культура речи неотъемлемая часть нашей работы....