конспект НОД
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД)
по образовательной области «Речевое развитие»
Тема: «В художественной галерее»
Цель: создание условий для развития связной речи дошкольников через составления описательного рассказа по репродукции картины В. Васнецова – «Аленушка».
Задачи:
- Способствовать формированию умения составлять по образцу простые и сложные предложения через игровые упражнения – «Игра с подзорной трубой», «Игра отставай и забегай вперёд!», «К нам пришел волшебник. Я только слышу».
- Развивать стремление детей выражать свое отношение при описании репродукции картины В. Васнецова «Аленушка».
- Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников при выполнении игровых упражнений и описании репродукции картины.
Группа: старшая группа (5-6 лет).
Оборудование и материалы: картины для галерее (Васнецов В. «Аленушка», Саврасов А. «Грачи прилетели», Шишкин И. «Утро в сосновом бору», Юон К. «Мартовское солнце», Кончаловский П. «Сирень у окна»), глобус, листы формата А4 для подзорной трубы, лента времени.
Словарная работа: достопримечательности, малая Родина, Россия, галерея.
Ход работы:
Приветствие:
Психологический настрой:
Воспитатель с детьми встает в круг.
Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Возьмите друг друга за руки, посмотрите в глазки своему соседу сначала слева, теперь справа и на всех. А теперь, представим, что мы солнышки. А солнышко, у нас какое?
Дети: Хорошее, доброе, ласковое, тёплое…
Воспитатель: Давайте улыбнёмся и порадуем всех своей улыбкой. Теперь расправим лучики и обогреем всех своим теплом (дети поднимают руки и тихонько качают ими, то влево, то вправо).
Мотивация:
Воспитатель: Ребята, я вам принесла сегодня свою шкатулку секретов, давайте посмотрим и узнаем, что же там находится.
Воспитатель открывает шкатулку, там находятся глобус.
Воспитатель: Ребята, что это?
Дети: Глобус.
Воспитатель: Это наша планета Земля. Посмотрите, как много разных стран на нашей планете. Какие страны знаете вы?
Дети: Россия, Япония, Германия и т.д.
Воспитатель: Молодцы. На планете много разных стран, но самая большая наша страна. Как она называется?
Дети: Россия.
Воспитатель: У нашей страны удивительно красивое имя - Россия. Много чудесных стран на земле, везде живут люди, но Россия - единственная, необыкновенная страна - потому что она - наша Родина! Россия, ребята, самая большая страна в мире.
Актуализация:
Воспитатель: Ребята, вы наверняка слышали такие слова «малая Родина». Что они означают?
Дети: Там где мы живем.
Воспитатель: В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок, его маленькая Родина – город, улица, дом, где он родился. А вы любите свой город?
Дети: Да.
Воспитатель: А как называется наш город?
Дети: Енисейск.
Воспитатель: А кто скажет, как называется прекрасный край, в котором мы с вами живем?
Дети: Красноярский.
Воспитатель: Красноярский край. Давайте сейчас подойдем к карте нашего прекрасного края. Вот это, ребята и есть наш Красноярский край, в которой мы с вами живем. И здесь же, в Красноярском крае находится - наша малая Родина (показ), тот уголок земли, где мы родились, где находится наш родной дом – Енисейск.
Основная часть:
Воспитатель: Ребята, а что есть в каждом городе?
Дети: Улицы, дома.
Воспитатель: А улицы, какие бывают?
Дети: Широкие, узкие, длинные, красивые, шумные, многолюдные.
Воспитатель: А дома какие?
Дети: Высокие, низкие, деревянные, многоэтажные.
Воспитатель: Ребята, а какие у нас в городе, есть здания?
Дети: Музеи, школы, больница и т.д.
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам посетить художественную галерею. В нашем городе она есть. Скажите, а что у нас есть в художественной галерее?
Дети: Картины.
Воспитатель: Все верно ребята, а отправимся мы с вами в путешествие на машинах.
Упражнение «Машина»
Нужно сначала нашей машине накачать колеса. Итак, представили, что у нас в руках насос, мы подсоединяем конец насоса к шинам и начинаем качать.
Движение сопровождается звуком с-с-с-с.
Накачали колеса, проверти.
А теперь заведем наши моторы.
Дети выполняют вращение кистями рук с одновременным произнесением звука [р] на выдохе.
Воспитатель: Ну, вот ребята, мы с вами и оказались в художественной галерее. Посмотрите, какие здесь красивые картины. Я вам предлагаю сегодня рассмотреть картину художника - Виктора Васнецова, он написал картину «Аленушка». Посмотрите внимательно на картину. Какие чувства у вас возникают при просмотре картины?
Дети: Грустные, печальные.
Воспитатель: А почему вам грустно?
Дети: Жалко девочку, она плачет и т.д.
Воспитатель: Кто изображен на картине?
Дети: Девочка.
Воспитатель: Почему же мы сразу увидели Аленушку? Где она сидит?
Дети: На камни.
Воспитатель: Васнецов нарисовал Аленушку в центре. Девушка, сидящая на камне, на берегу заросшей речки, привлекает взгляды своей простой красотой.
Воспитатель: А какое настроение у Алёнушки?
Дети: Грустное.
Воспитатель: Как вы догадались, что у нее грустное настроение?
Дети: Колени обхватила руками, голову склонила, глаза печальные.
Воспитатель: А покажите, как сидит Аленушка, сядьте так же, как на картине.
Выполнение действий детей.
Воспитатель: А почему у Аленушки такое настроение?
Дети: Она чем – то расстроенная, кото – то потеряла и т.д.
Воспитатель: А когда вам бывает грустно и печально? Покажите, как вам бывает грустно.
Дети: Когда мама не размещает играть, когда обижает брат и т.д.
Выполнение действий детей.
Воспитатель: Посмотрите на Аленушку, как она выглядит?
Дети: Платье порвала, ноги грязные, волосы растрепаны.
Воспитатель: А где же остановилась Аленушка, пригорюнилась?
Дети: У озера, речки.
Воспитатель: А есть ли кто-то рядом с ней?
Дети: Нет.
Воспитатель: Как помочь Алёнушке? А как можно развеселить Аленушку?
Дети: Можно рассказать стихотворение, станцевать и т.д.
Воспитатель: А какое настроение в лесу?
Дети: Грустное, все желтое, тихо.
Воспитатель: А какая природа вокруг, давайте поговорим о ней.
Дети: Деревья стоят зеленые, речка зеленая, камни серые и мокрые и т.д.
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам немного размяться:
Утром рано мы встаём, (поднять руки вверх и опустить через стороны)
Город видим за окном, (показать руками на окно)
Он проснулся, он живёт, (руки на поясе, пружинка в обе стороны)
Нас на улицу зовёт. (ходьба на месте)
Мы живём, мы растём в нашем городе родном (постепенно подняться на носки с поднятыми руками, принять исходное положение).
Игра с подзорной трубой.
Воспитатель: А сейчас возьмите свои листы бумаги, сверните трубочкой и посмотрите внимательно в подзорную трубу. Выберите один объект и внимательно его рассмотрите.
(Каждый ребенок рассматривает и называет только один объект, изображенный на картине).
Игра отставай и забегай вперёд!
Воспитатель: Ребята, у нас появляется лента времени, мы перемещаемся в недалёкое прошлое. Представьте, с чего начиналась изображенная на картине ситуация? Что было потом?
Описание детей (2 - 3 ребенка).
Мы оказались в настоящем, кто может полностью описать происходящее, что вы видите?
Описание детей (2 - 3 ребенка).
Мы отправляемся в ближайшее будущее, что же мы видим, слышим, чувствуем?
Описание детей (2 - 3 ребенка).
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам сыграть еще в одну игру, которая называется «К нам пришел волшебник. Я только слышу». Каждому необходимо, представить звуки, издаваемые объектами на картине. Что вы слышите?
Дети: Птицы поют, речка журчит, Аленушка плачет и т.д.
Воспитатель: А сейчас внимательно послушайте рассказ по картине: Сестрица Аленушка, уставшая от поисков потерявшегося братца Иванушки, сидит на большом камне, грустно облокотившись, наклонивши голову на колено у мрачного пруда, в дремучем хвойном лесу, она одета в русский темно-серый сарафан, босая, в ее глазах отражается грусть и печаль. Где же ты мой братец Иванушка? Может злая Баба - Яга превратила братца в козленочка? - все время не покидают Аленушку эти тревожные мысли, что не уследила за единственным братцем, даже сама природа грустит вместе с ней.
Воспитатель: Ребята, кто хочет рассказать про Аленушку?
Опрос нескольких детей (3-4 ребенка).
Завершение работы:
Воспитатель: Молодцы, все рассказали! Да, так художник написал картину к сказке. Это была его любимая картина. А в роли его героини была обычная девушка крестьянка, которую художник увидел в одной деревне, в которой отдыхал. Уж такая девушка грустная была, что захотелось ее нарисовать. Так и получилась эта картина, которую мы сейчас с вами рассматривали. Вам понравилась эта картина? Но нам с вами пора возвращается обратно, а на чем мы с вами приехали?
Дети: На машине.
Упражнение «Машина».
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили?
Дети: О Родине, о нашем городе, что в нем есть.
Воспитатель: А куда мы с вами ездили?
Дети: В галерею.
Воспитатель: И что мы с вами рассматривали в галереи?
Дети: Картины разные и смотрели картину «Аленушка».
Воспитатель: Кто написал эту картину?
Дети: Виктор Васнецов.
Воспитатель: Ребята, расскажите про Аленушку?
Опрос нескольких детей (3 - 4 ребенка).
Воспитатель: Ребята, вы хотели бы сами нарисовать картину.
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте вернемся за столы и нарисуем, что вы хотели бы изобразить. Все необходимые материалы вы можете найти в нашем уголке.
Литература:
1. Веракса, Н. Е. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. – Москва : МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2019. - 336 c.
2. Кравцова, Ю. А. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе составления рассказа по картине [Электронный ресурс] / Ю.А. Кравцова // Вестник науки и образования. - 2018. - № 3. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-rechi-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-protsesse-sostavleniya-rasskaza-po-kartine/viewer.
3. Мамонова, Е. А. Конспект занятия: Васнецов В.М. Картина «Аленушка» [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://mamonova-nfdou12.edumsko.ru/folders/post/2681255
4. Составление рассказа по картине В. М. Васнецова «Аленушка» [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://studopedia.net/13_174_tema-sostavlenie-rasskaza-po-kartine-v-m-vasnetsova-alenushka.html
5. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ О.С. Ушакова. – Москва : ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....