технологическая карта по развитию речи "Перелетные птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

речевое развитие в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teh_karta_-_rechevoe_razvitie._pereletnye_ptitsy.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Образовательная(ые) область(и): речевое развитие

Тема занятия: Перелётные птицы

Возрастная группа: подготовительная к школе

Цель занятия: называние и определение местоположения звуков «с» и «сь» в начале, в середине, в конце слова способом интонационного выделения голосом звуков «с» и «сь» в звуковых моделях: Сеня, Соня; распределение фишек по звуковой дорожке в зависимости расположения звука «с» и «сь» в начале, в середине, в конце слова.

Задачи занятия:

- обучающие: определить местоположение звуков «с» и «сь» в словах: Сеня, Соня; правильно выделить голосом способом протяжности звуки «с» и «сь» в словах: Сеня, Соня; распределить фишки по звуковой дорожке при помощи индивидуального набора для проведения анализа и синтеза слов и интонационного выделения голосом звуков в словах.

- воспитательные: внимательно слушать воспитателя, задавать вопросы, отвечать на вопросы, не перебивать других и не отвлекаться самому.

- развивающие: совершенствование развития мыслительных познавательных действий: общение с педагогом; анализировать звуковой состав слов «Сеня», «Соня» с качественной характеристикой каждого слова; синхронное движение руки и называние каждого звука данных слов.

Словарная работа: Сеня, Соня, буква, звук.

Планируемые результаты занятия: ребёнок демонстрирует способы интонационного выделения звука в слове: протяжность, удар силой голоса; определяет местоположение звуков «с» и «сь» в словах «Сеня», «Соня».

Материалы и оборудование: демонстрационный набор для проведения звукового анализа и синтеза четырёх звуковых слов (Сеня, Соня); индивидуальный набор для проведения анализа и синтеза слов (фишки синего, красного, зелёного цвета по количеству детей), картинки с изображением двух синичек.

Этапы, продол-

жительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, приемы, формы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно-мотивационный этап

Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия

1. Вызывает интерес к предстоящей деятельности.

2. Загадывает загадку.

В небесах они летают,

На деревьях восседают,

И живут и там, и тут,

А еще они поют.

Как одежду перья носят,

Радость в нашу жизнь привносят.

(Ответ: Птицы)

3. Проводится ситуативный разговор: каких перелётных птиц вы знаете?

Форма организации: фронтальная

Методы

Словесные:

Ситуативный разговор, вопросы, художественное слово

Игровые: загадывание загадок

Будут участвовать в ситуативном разговоре, будут отгадывать загадку, будут отвечать на вопросы

Проявят готовность к предстоящей деятельности

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме

1. Предлагает занять свои места.

2. Напоминает о правильной осанке при сидении на стуле.

3. В группу пришло письмо:

«Здравствуйте, ребята! Вам пишет Красная Шапочка! Сегодня утром я очень сильно торопилась в школу и по дороге у меня выпало из сумки моё домашнее задание! Весь мой материал перемешался, и я не смогу восстановить всё по памяти. Помогите пожалуйста выполнить задание заново, чтобы я смогла показать его учителю! Инструкцию для выполнения задания Вы найдёте так же в письме»

4. Задаёт детям вопрос: ну что, поможем Красной шапочке?

Форма организации: фронтальная

Методы:

Словесный: вопрос, целевая установка, напоминание

Прочитают совместно со взрослым письмо

Прочитают письмо, дадут ответы на вопросы

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Усвоение определенного объема знаний и представлений о звуках

1. Предлагает рассмотреть предложенный материал, который отправила красная шапочка

2. Объясняет, что будут анализировать имена синиц: «Соня» и «Сеня»

3. Напоминает, для чего надо использовать фишки трёх цветов: синие, зелёные и красные. Чёрный треугольник и указку.

Форма организации: фронтальная

Методы

Словесные: напоминание, объяснение

Наглядные: показ

Слушают объяснения воспитателя, рассматривают предложенный материал

Послушают объяснения воспитателя, рассмотрят предложенный материал

2.3

Динамическая пауза

Удовлетворение двигательной потребности

Стая птиц летит на юг,

Небо синее вокруг.

(Дети машут руками, словно крыльями)

Чтоб скорее прилетать,

Надо крыльями махать.

(Дети машут руками интенсивнее)

Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями»)

Вот и юг. Ура! Ура!

Приземляться нам пора.

(Дети садятся за столы)

Форма организации: фронтальная

Методы:

Словесный: художественное слово.

Наглядный: показ.

Практический: упражнение

Включены в выполнение упражнения по показу воспитателя

Удовлетворят двигательную потребность

2.4.

Этап практического решения проблемы

Овладение действиями, способами решения проблемы

1. Озвучивает правила работы с раздаточным материалом

1. Читает инструкцию для выполнения задания

2. Предлагает следовать указаниям по инструкции:

  1. Произнеси слово «Соня»/«Сеня»
  2.  Произнеси слово, выделив голосом первый звук

     А) Назови его

     Б) Охарактеризуй его: согласный или гласный, согласный твердый или мягкий

      В) Обозначь звук фишкой

  1. Произнеси слово, выделив голосом второй звук

  А) Назови его

  Б) Охарактеризуй его: согласный или гласный, согласный твердый или мягкий

    В) Обозначь звук фишкой

  1. Произнеси слово, выделив голосом третий звук

     А) Назови его

     Б) Охарактеризуй его: согласный или гласный, согласный твердый или мягкий

      В) Обозначь звук фишкой

  1. Произнеси слово, выделив голосом четвёртый звук

     А) Назови его

     Б) Охарактеризуй его: согласный или гласный, согласный твердый или мягкий

      В) Обозначь звук фишкой

  1. Произнеси слово, выделив голосом ударный гласный звук

   А) Обозначь ударный гласный звук черным треугольником

  1. Прочитай слово, слитно и плавно произнося каждый звук, используй указку для синхронизации движений глаза – руки- артикуляционного аппарата

Форма: фронтальная

Методы

Словесные:

объяснение, инструкция

Наглядные: показ

Слушают правила работы с раздаточным материалом, слушают инструкцию воспитателя, выполняют задание по инструкции

Последняя колонка:

Послушают правила работы с раздаточным материалом, послушают инструкцию воспитателя, выполнят задания по инструкции

3.

Заключительный этап

Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки

1. Задаёт рефлексивные вопросы: Удалось ли нам помочь Красной шапочке? Что мы сделали для того, чтобы помочь ей? Что для Вас было самым лёгким? А сложным?

Форма: фронтальная

Методы:

Словесные: ситуативный разговор, вопрос

Совместно с педагогом подводят итоги занятия, отвечают на вопросы педагога, дети выполнят самоанализ своей деятельности

Установят последовательность выполнения собственных действий, вследствие чего установят причинно-следственные связи между своей успешность/не успешностью в деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта логопедического занятия «Зимующие птицы».

Технологическая карта логопедического занятия "Зимующие птицы"...

Технологическая карта. Изготовление кормушки для птиц.

Технологическая карта. Изготовление кормушки для птиц....

Технологическая карта квест-игры "Поможем птицам"

Технологическая карта НОД по познавательному развитию в подготовительной группе....

Технологическая карта по изготовлению поделки "Птицы в гнездышке" из природного материала

В технологической карте даны  материалы, инструменты и полное описание изготовления поделки из природного материала....

Технологическая карта НОД "В мире птиц"

Технологическая карта НОД "Как хорошо уметь читать"...

Технологическая карта к занятию "Покормите птиц зимой" вторая группа раннего развития

Воспитание бережного отношения к птицам, применяя мультисенсорную технологию....

Технологическая карта по развитию речи на тему: "Домашние птицы" для детей старшего дошкольного возраста

Технологическая карта занятия по развитию речи на тему:" Домашние птицы"...