Грамматический строй речи
картотека по развитию речи
Дидактические игры на формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grammaticheskiy_stroy_rechi.docx | 20.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Младшая группа
Д/И «Наши игрушки»
Задачи: упражнять детей в согласовании существительного и местоимения в роде и числе.
Оборудование: любимые домашние игрушки детей.
Ход: Накануне воспитатель просит родителей принести любимые игрушки детей.
Дети играют с воспитателем. В группу входит помощник воспитателя и вносит игрушки, которые она «встретила» в коридоре. Дети подбегают к ним. Каждый из детей узнаёт свою любимую игрушку.
Воспитатель: «Дети, чья это кукла?» («Это моя кукла» - отвечает Аня). «Дима, чья это кукла?» («Это Анина кукла»).
Аналогично дети рассматривают и разбирают остальные игрушки. Во время беседы необходимо следить, чтобы в своих ответах дети использовали местоимения.
Д/У «Что делают?»
Цели: Формирование грамматического строя речи, образование и различие глаголов 3-го лица единственного и множественного числа изъявительного наклонения, а также вопросов к этим глаголам: что делает? Что делают?
Задачи:
- Развитие внимания.
- Актуализация словаря по теме «Дикие птицы».
- Воспитывать эмоционально-положительное отношение к диким птицам.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением диких птиц.
Ход: Дети вместе с воспитателем рассматривают сюжетные картинки, используя глаголы изъявительного наклонения.
Средняя группа
Д/И «Спорщики»
Цель: учить составлять предложения с союзом " А ", активизировать в речи слова -определения.
Ход: Выкладываем картинки овощей и фруктов. Педагог показывает картинку яблока и предлагает послушать как спорят два друга:"Я сладкое яблоко "подкладывает картинку лимона:" А я кислый лимон " и предлагает детям по очереди выбирать спорщиков.
Я оранжевый апельсин, а я красное яблоко,
Я помидор-овощ, а я груша - фрукт,
Я морковь овальная, а я помидор круглый.
Педагог: "Долго спорили овощи и фрукты. Дети, давайте их помирим и скажем, что все они нам нужны, важны и полезны».
Д/У «Заготовки на зиму»
Цель: Закрепить тему «Овощи-фрукты», формирование способности образования множественного числа существительных в родительном падеже.
Наглядный материал: работа с предметными картинками.
Ход: рассказывается детям, что осенью подготавливаются на зиму заготовки из фруктов и овощей. В том числе соки, варенье, повидло, джемы, компоты, салаты. Далее раздаются картинки, на которых изображены фрукты и овощи. Предлагается составление предложений, какие заготовки они бы сделали из овощей и фруктов на изображениях.
Старшая группа
Д/И «Посчитай»
Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.
Ход игры: воспитатель называет один предмет, дети отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов.
Один мяч, два мяча, пять мячей.
Одна кукла, две куклы, пять кукол.
Одно облако, два облака, пять облаков.
Д/У «Лесник»
Цель: формировать умение детей образовывать однокоренных слов, подбор антонимов.
Игровой материал: Сюжетная картинка.
Ход: Воспитатель говорит: «Дети, посмотрите на картинку. Что вы на ней видите? (Лес.) Кто следит за порядком в лесу, охраняет его? Это лесник. Дом его стоит в лесу. Это какой дом? (Лесной.) К дому лесника ведет тропинка. Это какая тропинка? (Лесная.) Лесная тропинка узкая, а дорога... (широкая). Деревья в лесу высокие, а кусты... (низкие). Вот речка глубокая, а ручеек... (мелкий). Это тропинка. В лесу много… тропинок.
Подготовительная группа
Д/И «Зверюшки»
Цель игры: образовать новые слова с помощью суффиксов.
Ход игры: Зайчик – зайчонок – зайка – заюшка – заюшкина – зайчий. Волк – волчонок – волчица – волчишка – волчий.
Д/У «Размытое письмо»
Цель: Упражнять в составлении распространенных упражнений.
Материал: Игрушечный мишка.
Ход: Медвежонок получил письмо от брата. Но дождём размыло некоторые слова. Надо ему помочь прочитать письмо. Вот это письмо:
«Здравствуй, Мишутка. Я пишу тебе из зоопарка. Как-то раз я не послушался маму и забрался так далеко, что… . Я долго блуждал по лесу и… . Выйдя на поляну, я попал в… . Я попал в яму, потому что… . Там было так глубоко, что… . Пришли охотники и… .Теперь я живу в… . У нас есть площадка для … . На площадке для молодняка есть много … . Мы играем с … . За ними ухаживают… . Они нас любят, потому что… . Скоро к нам приедет дрессировщик из… . Надеюсь попасть в… . Как здорово уметь… . Жди следующего письма из… . До свидания. Топтыгин».
Читая письмо, воспитатель интонацией побуждает детей дополнять предложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")
КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамма...
Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.
Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...
Конспект комплексной НОД по формированию лексико-грамматических категорий «Дидактические игры и упражнения на развитие грамматического строя речи с применением обучающих приемов в старшем возрасте» (старшая группа компенсирующей направленности с ЗПР)
Предлагаемый материал покажет основные приемы по формированию лексико - грамматических категорий....
Психолого-педагогическая основа методики грамматического строя речи в работе с детьми. Особенности усвоения дошкольниками грамматического строя речи
консультация для педагогов...
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи. Лексическая тема: «Строим дом, дом большой!».
Цель занятия: Развитие лексико-грамматических средств языкана материале лексической темы «Строим дом, дом большой! ».ЗадачиКоррекционно - образовательные:1. Пополнять и активиз...
Блок "Развиваем грамматический строй" Игры на формирование грамматического строя речи.
У детей дошкольного возраста грамматическое оформление речи еще недостаточно сформировано, часто встречаются ошибки и неточности. Задача родителей помочь ребенку в игровой форме усвоить правильн...
Презентация "Особенности усвоения детьми грамматических категорий. Приемы и методы работы по формированию грамматического строя речи".
В презентации представлен материал о направлениях в изучении грамматического строя речи, развитии грамматического строя речи у детей в онтогенезе, возможные нарушения в речи детей при его становлении....