Презентация "Карты Проппа"
презентация к уроку по развитию речи (подготовительная группа)

Зиязова Лилия Флидовна

Использование технологии карт Проппа в обучении детей творческому расказыванию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raspechatat_prez.pptx988.45 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование технологии Карты Проппа в обучении детей творческому рассказыванию

Слайд 2

Владимир Яковлевич Пропп 28 апреля 1895г -22 августа 1970г Владимир Пропп – российский и советский ученый филолог – фольклорист. Он получил мировое признание, являлся основоположником сравнительно – технологического метода в фольклористике, одним из основоположников современной теории текста.

Слайд 3

Овладение родным языком, речевое развитие является одним из самых важных преобразований ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. В соответствии с принятием ФГОС раздел «Речевое развитие» выделен в отдельную образовательную область, которая включает в себя развитие связной речи, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества. На сегодняшний день существует много методик, с помощью которых, можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является наглядное моделирование.

Слайд 4

Развитие связной речи у дошкольников через моделирование с использованием карт Проппа решает следующие задачи:  Расширяется и активизируется словарный запас детей, совершенствуется диалогическая и монологическая речь.  Развивается наглядно - образное и формируется словесно - логическое мышление.  Развивается интерес к художественной литературе, как образцу речи  Способствует повышению поисковой активности.  Воспитывается человечность: способность переживать судьбу сказочных героев

Слайд 5

Основные мотивы, выделенные исследователем Проппом . 1. Жили – были. Создаем сказочное пространство. (Каждая сказка начинается с вводных слов) 2. Особое обстоятельство (кто-то умер, солнце исчезло и т.д.) 3. Запрет (не открывай оконце, не пей водицы и т.д.) 4. Нарушение запрета (выглянул в оконце, выпил водицы) 5. Герой покидает дом (отправляется в путь, превращается в козлика) 6. Появление друга – помощника (старичок- лесовичек , кот в сапогах)

Слайд 6

Что такое карты ПРОППА? Известный исследователь сказок В.Я. Пропп проанализировал структуру русских народных сказок и выделил в них набор постоянных структурных элементов, или функций. При помощи карт Проппа можно легко проанализировать структуру сказки, разбив ее на функции. Это поможет ребенку лучше усвоить содержание сказки и облегчит пересказ. Каждая из представленных в сказке функций помогает ребенку разобраться в самом себе, и в окружающем его мире людей. Целесообразность карт Проппа состоит в том, что ребенок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центом творческой деятельности, создателям оригинальных литературных произведений. Так как Пропп был фольклорист, то он рекомендовал работать с волшебными сказками.

Слайд 7

7. Способ достижения цели (ковер- самолет,меч - кладенец) 8. Враг начинает действовать (змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко) 9.Одержание победы (разрушение злых чар, уничтожение врага, победа в состязании.) 10. Преследование (гуси-лебеди, Змей Горыныч) 11. Герой спасается от преследования (прячется от преследования, превращается в кого-либо) 12. Даритель испытывает героя ( дает задание: старушке нужна помощь)

Слайд 8

13. Герой выдерживает испытание дарителя 14 .Получение волшебного средства 15.Отлучка дарителя (баба-яга отпускает с миром, волшебник исчезает) 16. Герой вступает в битву с врагом 17. Враг оказывается поверженным (побеждает в бою, в состязании, изгоняет при помощи хитрости) 18. Героя метят ( дают особый предмет: кольцо, наносится метка на тело)

Слайд 9

19. Герою дают очень сложное задание (достать перстень со дна моря, принести то не знаю что) 20. Герой исполняет задание 21. Герою дается новый облик (погружение в кипящее молоко) 22. Герой возвращается домой 23. Героя не узнают дома (внешние изменения наведенного заклятия) 24. Появляется ложный герой( то есть тот, кто выдает себя за героя)

Слайд 10

25. Разоблачение ложного героя 26. Узнавание героя (обнаруживается подмена) 27. Счастливый конец ( пир на весь мир, свадьба да пол царства в придачу) 28. Мораль. (какой вывод можно сделать из случившийся истории)

Слайд 11

Целесообразность карт Проппа Наглядность позволяет ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации. Представленные в картах функции являются обобщенными действиями, что позволяет ребенку абстрагироваться от конкретного поступка героя, а, следовательно, у ребенка развивается абстрактное, логическое мышление. Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств; обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь; способствуют повышению поисковой активности.

Слайд 12

Этапы работы с картами Проппа 1 ЭТАП : познакомить детей со сказкой как жанром литературного произведения. Объяснить общую структуру сказки:  Присказка, зачин (приглашение в сказку);  Повествование;  Концовка сказки ( возвращение слушателя в реальную действительность) 2 ЭТАП: подготовительные игры 3 ЭТАП : чтение сказки и сопровождение чтения выкладыванием карт Проппа ; 4 ЭТАП : пересказ сказки, опираясь на карты Проппа ; 5 ЭТАП : на этом этапе можно попробовать самим сочинять сказки, используя карты Проппа .

Слайд 13

На третьем этапе - непосредственное ознакомление с функциями волшебной сказки. Читаем сказку и «выкладываем» ее по функциям или сопровождаем картами Проппа (схематическими изображениями). « Кот, петух и лиса» В лесу в маленькой избушке жили-были кот да петух. Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя-петушок оставался дом стеречь. Cобирается кот на охоту и говорит петушку: — Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису, а то она тебя унесёт, съест и косточек не оставит. Ушёл кот, а Петя-петушок в избушке всё прибрал, пол чисто подмёл, вскочил на жёрдочку — сидит, песни поёт, кота ждёт. А лиса уж тут как тут. Опять уселась под окошком и запела: Петушок, петушок, Золотой гребешок Выгляни в окошко — Дам тебе горошку.

Слайд 14

Петя выглянул, а лиса его — цап-царап — схватила и понесла. Петушок испугался, закричал: — Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы. Котик- братик, выручи меня. Кот хоть далеко был, а услыхал петушка. Погнался за лисой что было духу, догнал её, отнял петушка и принёс его домой. С тех пор опять кот да петух живут вместе, а лиса уж больше к ним не показывается.

Слайд 15

На четвертом этапе предлагается пересказать сказку, опираясь на карты Проппа . Для этого нужно выделить узловые моменты сказки, выстраиваются схемы по сюжету сказки и пробуем рассказать по картам Проппа .

Слайд 16

На пятом этапе происходит сочинение собственных сказок - предлагается набор из 5-6 карт, заранее оговаривается кто будет главным героем, кто или что будет мешать герою, какие волшебные средства будут у героя, какой будет зачин и концовка ,какие сказочные слова будут в сказке и т.д. Можно также использовать такие игры, как: «Салат из сказок», «Опорные слова», «Добавление», «Сказочный треугольник (разделение на три группы, где у каждой свое задание), «Сказочная путаница». Затем вводятся новые характеристики антигероев и рассмотрение их с другой стороны (Баба Яга как даритель) и т. д. В конце - концов, дети приходят к сочинению своей неповторимой волшебной сказки.

Слайд 17

Последовательность знакомства с картами Изготовление карт. Карты, используемые в начале работы, должны быть выполнены в сюжетной манере и красочно. В дальнейшем, пользуются картами с довольно схематичным изображением каждой функции смысл, которой был бы понятен детям, или вместе с ними оговорите каждое изображение. Воспроизведение знакомой сказки, дифференциация: посмысловые части и соотношения с определенной функцией. Совместный поиск и нахождение обозначенных функций в новых сказках (на протяжении одного занятия используется 3-5 карт). Самостоятельный поиск функций детьми на материале знакомых, затем новых сказок. Целостное освоение сказочных функций (используется весь комплект карт). Сочинение сказок (сначала коллективно и используя ограниченный набор карт, постепенно добавляя по 3 - 4 карты). Работа с индивидуальным набором карт (вначале детям можно предлагать готовое название сказки, оговорить только место действия, количество персонажей). А вот, как вы это обозначите ту или иную функцию, и каким символом, совсем не важно, главное, чтобы ребенок понимал, что если "запрет" обозначается перечеркнутый круг или замок на двери или как в знаках дорожного движения - въезд запрещен, то это надо запомнить. Или знак "даритель, волшебный дар"- можно волшебной палочкой обозначить, можно, как коробка с подарком, это, как решит воспитатель.

Слайд 18

Результат: – умение определять жанр произведения; – запоминать последовательность событий; – выделять основное содержание сказки; – выстраивать схему содержания, опираясь, на карты Проппа ; – уверенно манипулировать картами; – чувствовать красоту и образность родного языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перессказ сказок с помощью карт Проппа Т.Н.Дерягина (с примерами занятий)

Среди задач коррекционной работы одной из самых сложных является формирование связной речи. С этой целью мною была  подготовлена и внедрена методика обучения детей пересказу русских народных сказ...

Знакомство с карточками Проппа. Пересказ сказки \'\' Гуси-лебеди \'\'

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе...

Знакомство с карточками Проппа. Пересказ сказки \'\' Гуси-лебеди \'\'

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе...

"Играем с картами Проппа"

В работе воспитателя ДОУ важное место отводится связной речи.В современном мире тяжело удивить ребенка,а тем более привлечь его фантазировать.Сейчас,родителям легче посадить ребенка у компьютера или т...

Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию (из опыта работы).

Для ребенка-дошкольника наиболее значимыми являются игра, а также продуктивные виды деятельности: рисование, конструирование, литературно-художественная деятельность и др.Логичным и закономерным предс...

Составление рассказа с помощью карточек Проппа

Воспитателем представлен конспект организованной образовательной деятельности в области коммуникации для детей старшего дошкольного возраста. На занятии дети знакомятся с глобусом, представителями мал...

Карты Проппа как средство развития речи детей

Введение наглядных моделей в образовательный процесс позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать ...