"Играем с картами Проппа"
методическая разработка (развитие речи, подготовительная группа) по теме

В работе воспитателя ДОУ важное место отводится связной речи.В современном мире тяжело удивить ребенка,а тем более привлечь его фантазировать.Сейчас,родителям легче посадить ребенка у компьютера или телевизора,чем прочитать сказку или придумать ее.Поэтому в своей работе я использую карты Проппа,которые учат и развивают творческую активность детей,приобщают ребенка к изменению мира, к его творчеству.

7217
fotografii_075.jpg

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon karty_proppa_.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             «Пусть герои сказок дарят нам тепло.

                                                        Пусть добро навеки побеждает зло!»

  Сказка-это средство приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к миру истории, это «золотой ключик»к изменению мира, к его творчеству, к созидательному преобразованию.

К.И.Чуковский считал, что цель сказки «заключается в том, чтобы воспитать в ребенке человечность-эту дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою. Ведь сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику,т.к слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с тем персонажем, кто борется за справедливость, добро и свободу.

 Но вместе с тем ребенок-существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но и действовать, творить, опираясь на них.

  В то же время карты Проппа позволяют стимулировать и развивать связную речь, обогащают речь детей, позволяют изучить огромное количество сказок, что способствует успешному обучению в школе.

 В связи с этим я использую в своей работе карты Проппа.  Они позволяют стимулировать развитие внимания, восприятия, фантазии,  творческого воображения, активизируют связную речь. Карты Проппа оказывают неоценимую помощь в сенсорном развитии детей.

Карты Проппа или сказочные ситуации,как называл их известный ученый-фольклорист В.Я.Пропп. тщательно изучив и проанализировав сказки народов мира,он выделил 31 постоянную функцию. В своей работе «Грамматика Фантазии» Д.Родари  сократил их количество до 20.Последовательность их может варьироваться и не в каждой сказке они могут содержаться в полном объеме.Д.Родари отмечал, что преимущество карт очевидно, т.к каждая карта- целый срез сказочного мира; каждая карта находит отклик во внутреннем мире ребенка. Карты Проппа, как конструктор,из деталей которого можно сложить сказку.Сказочных ситуаций или функций 20:

  1. Запрет
  2. Нарушение запрета
  3. Вредительство
  4. Отъезд героя
  5. Задача
  6. Встреча с дарителем
  7. Волшебные дары или волшебное средство
  8. Появление героя
  9. Вредитель или антигерой
  10. Борьба
  11. Победа
  12. Возвращение домой
  13. Прибытие домой
  14. Ложный герой
  15. Трудные испытания
  16. Ликвидация беды
  17. Узнавание героя
  18. Изобличение ложного героя
  19. Наказание ложного героя
  20. Свадьба или счастливый конец.

Рассмотрим карты Проппа на примере сказки «Гуси-лебеди».(запрет, нарушение запрета, вредительство, отъезд героя, задача, волшебные дары,сверхъестественные свойства антигероя, борьба, победа, возвращение домой, наказание ложного героя, счастливый конец.)

Свою работу с картами Проппа построила следующим образом.

    На первом этапе знакомлю детей с жанром литературного произведения-сказкой;выявляем ее отличие от других жанров и вычленяем структуру сказки-ее композицию.

  1. Присказка.Зачин(приглашение в сказку) настраивает слушателей на особый лад,переносит в сказочный мир.Ее цель-подготовить аудиторию к слушанию сказки,заинтересовать.(За далекими полями,за глубокими морями;В некотором царстве,в небесном государстве жили-были…)
  2. Повествование –насыщена событиями и так называемыми сказочными формулами:речевыми клише,ритмическими присловьями,которые характеризуют разные действия и описания персонажей( Сделался такой молодец-ни вздумать,ни взгадать,ни пером описать; Избушка,избушка встань к лесу задом,а ко мне-передом и.т.д).
  3. Концовка как и присказка ограничивает сказку от реальной жизни и возвращает к реальной действительности.(Устроили пир на весь мир,я там был мед-пиво пил,по усам текло,а врот не попало; Вот вам сказка,а мне бубликов связка …).

На втором этапе проводятся «подготовительные игры».

  1. «Чудеса в решете»-выявление  различных чудес: как и с помощью чего осуществляется превращение,волшебство.
  2. «Волшебные слова» или сказочные приговоры,несущие основную смысловую нагрузку.
  3. « Что в дороге пригодится»-основные волшебные средства сказки(скатерть-самобранка,аленький цветочек)
  4. «Узнай героя»-выявление позитивных и негативных черт характера героев.
  5.  «Что общего»-сравнительный анализ сказок с точки зрения сходства и различий между ними
  6. « Четвертый лишний» -определение лишнего предмета.
  7. «Решение сказочных задач»
  8. «Бюро находок»-найден золотой инкубатор для золотых яиц;утеряна трехворотниковая кольчуга и.т.д
  9.  «Сказочный словарь»-придумайте новое небывалое слово и по возможности объясните его или нарисуйте:сапоги-скороходы,ковер-самолет,шапка-невидимка.

На третьем этапе- непосредственное ознакомление с функциями волшебной сказки. Читаем сказку и «выкладываем» ее по функциям или сопровождаем картами Проппа(схематическими изображениями).По мере накопления опыта можно предложить задания или игры:

- выставить карты по ходу сюжета

-найти «знакомые» карты в только что прочитанной сказке

-найти ошибку в расположении карт по сюжету сказки

-определить отсутствие знакомой карты

-отделить лишнюю карту

На четвертом этапе предлагается пересказать сказку, опираясь на карты Проппа.Для этого нужно выделить узловые моменты сказки,выстраиваются схемы по сюжету сказки и пробуем рассказать по картам Проппа.

На пятом этапе происходит сочинение собственных сказок- предлагается набор из 5-6 карт, заранее оговаривается кто будет главным героем, кто или что будет мешать герою, какие волшебные средства будут у героя, какой будет зачин и концовка ,какие сказочные слова  будут в сказке и.т.д.Можно также использовать такие игры, как: « Салат из сказок», « Опорные слова»,» «Добавление», « Сказочный треугольник(разделение на три группы, где у каждой свое задание), « Сказочная путаница». Затем вводится новые характеристики антигероев и рассмотрение их с другой стороны(Баба Яга как даритель) и.т.д. В конце концов дети приходят к сочинению своей неповторимой  волшебной сказки.

 Таким образом можно прийти к тому, что ребенок полюбит язык, поймет глубинный смысл звуков, слов и фраз, научится играть со словами ,станет сочинять.

                       В мире много сказок,    

                              грустных и смешных,

                                 И прожить на свете нам нельзя без них.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры по картам Проппа с фотографиями

При помощи карт ребенок легко усваивает содержание сказки, что облегчит ее пересказ, а в дальнейшем будет способствовать созданию собственной сказки....

«Играем в сказку» карты Проппа.

Корнилова Ирина Игоревна воспитатель ГБДОУ № 34 Центральнограйона г. Санкт-Петербург«Играем в сказку» карты Проппа.Мы с вами знаем, что сказка, как и любая система образования, состоит из ...

Технологическая карта (конспект) тематического занятия по картам Проппа

laquo;Речь – удивительное сильное средство,но нужно иметь много ума,чтобы пользоваться им»Г. Гегель...

Дидактическая игра "Угадай символ" (карты Проппа)

Дидактическая игра "Угадай символ" предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Цель: закреплять знания детей о значении карт Проппа, учить подбирать карту к заданному отрывку сказ...

Конспект квест-игры по развитию связной речи детей с помощью карт Проппа " Загадочное письмо"

С помощью карт Проппа дети легко анализируют структуру сказки, разбив её на функци, что  помогает лучше усвоить содержание сказки и облегчает пересказ. Карты развивают в...

Буклет "Подготовительные игры при работе с картами Проппа".

В буклете представлены подготовительные игры, в процессе которых дети познакомятся и освоят все сказочные функции....

Практикум для педагогов "Дидактические игры с картами ПРоппа как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста"

1 СЛАЙД  Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня,мы хотим познакомить вас с технологическим приемом развития речевого творчества детей дошкольного возраста, которую можно гармонично включать...