"Играем с картами Проппа"
методическая разработка (развитие речи, подготовительная группа) по теме
В работе воспитателя ДОУ важное место отводится связной речи.В современном мире тяжело удивить ребенка,а тем более привлечь его фантазировать.Сейчас,родителям легче посадить ребенка у компьютера или телевизора,чем прочитать сказку или придумать ее.Поэтому в своей работе я использую карты Проппа,которые учат и развивают творческую активность детей,приобщают ребенка к изменению мира, к его творчеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karty_proppa_.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
«Пусть герои сказок дарят нам тепло.
Пусть добро навеки побеждает зло!»
Сказка-это средство приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к миру истории, это «золотой ключик»к изменению мира, к его творчеству, к созидательному преобразованию.
К.И.Чуковский считал, что цель сказки «заключается в том, чтобы воспитать в ребенке человечность-эту дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою. Ведь сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику,т.к слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с тем персонажем, кто борется за справедливость, добро и свободу.
Но вместе с тем ребенок-существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но и действовать, творить, опираясь на них.
В то же время карты Проппа позволяют стимулировать и развивать связную речь, обогащают речь детей, позволяют изучить огромное количество сказок, что способствует успешному обучению в школе.
В связи с этим я использую в своей работе карты Проппа. Они позволяют стимулировать развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, активизируют связную речь. Карты Проппа оказывают неоценимую помощь в сенсорном развитии детей.
Карты Проппа или сказочные ситуации,как называл их известный ученый-фольклорист В.Я.Пропп. тщательно изучив и проанализировав сказки народов мира,он выделил 31 постоянную функцию. В своей работе «Грамматика Фантазии» Д.Родари сократил их количество до 20.Последовательность их может варьироваться и не в каждой сказке они могут содержаться в полном объеме.Д.Родари отмечал, что преимущество карт очевидно, т.к каждая карта- целый срез сказочного мира; каждая карта находит отклик во внутреннем мире ребенка. Карты Проппа, как конструктор,из деталей которого можно сложить сказку.Сказочных ситуаций или функций 20:
- Запрет
- Нарушение запрета
- Вредительство
- Отъезд героя
- Задача
- Встреча с дарителем
- Волшебные дары или волшебное средство
- Появление героя
- Вредитель или антигерой
- Борьба
- Победа
- Возвращение домой
- Прибытие домой
- Ложный герой
- Трудные испытания
- Ликвидация беды
- Узнавание героя
- Изобличение ложного героя
- Наказание ложного героя
- Свадьба или счастливый конец.
Рассмотрим карты Проппа на примере сказки «Гуси-лебеди».(запрет, нарушение запрета, вредительство, отъезд героя, задача, волшебные дары,сверхъестественные свойства антигероя, борьба, победа, возвращение домой, наказание ложного героя, счастливый конец.)
Свою работу с картами Проппа построила следующим образом.
На первом этапе знакомлю детей с жанром литературного произведения-сказкой;выявляем ее отличие от других жанров и вычленяем структуру сказки-ее композицию.
- Присказка.Зачин(приглашение в сказку) настраивает слушателей на особый лад,переносит в сказочный мир.Ее цель-подготовить аудиторию к слушанию сказки,заинтересовать.(За далекими полями,за глубокими морями;В некотором царстве,в небесном государстве жили-были…)
- Повествование –насыщена событиями и так называемыми сказочными формулами:речевыми клише,ритмическими присловьями,которые характеризуют разные действия и описания персонажей( Сделался такой молодец-ни вздумать,ни взгадать,ни пером описать; Избушка,избушка встань к лесу задом,а ко мне-передом и.т.д).
- Концовка как и присказка ограничивает сказку от реальной жизни и возвращает к реальной действительности.(Устроили пир на весь мир,я там был мед-пиво пил,по усам текло,а врот не попало; Вот вам сказка,а мне бубликов связка …).
На втором этапе проводятся «подготовительные игры».
- «Чудеса в решете»-выявление различных чудес: как и с помощью чего осуществляется превращение,волшебство.
- «Волшебные слова» или сказочные приговоры,несущие основную смысловую нагрузку.
- « Что в дороге пригодится»-основные волшебные средства сказки(скатерть-самобранка,аленький цветочек)
- «Узнай героя»-выявление позитивных и негативных черт характера героев.
- «Что общего»-сравнительный анализ сказок с точки зрения сходства и различий между ними
- « Четвертый лишний» -определение лишнего предмета.
- «Решение сказочных задач»
- «Бюро находок»-найден золотой инкубатор для золотых яиц;утеряна трехворотниковая кольчуга и.т.д
- «Сказочный словарь»-придумайте новое небывалое слово и по возможности объясните его или нарисуйте:сапоги-скороходы,ковер-самолет,шапка-невидимка.
На третьем этапе- непосредственное ознакомление с функциями волшебной сказки. Читаем сказку и «выкладываем» ее по функциям или сопровождаем картами Проппа(схематическими изображениями).По мере накопления опыта можно предложить задания или игры:
- выставить карты по ходу сюжета
-найти «знакомые» карты в только что прочитанной сказке
-найти ошибку в расположении карт по сюжету сказки
-определить отсутствие знакомой карты
-отделить лишнюю карту
На четвертом этапе предлагается пересказать сказку, опираясь на карты Проппа.Для этого нужно выделить узловые моменты сказки,выстраиваются схемы по сюжету сказки и пробуем рассказать по картам Проппа.
На пятом этапе происходит сочинение собственных сказок- предлагается набор из 5-6 карт, заранее оговаривается кто будет главным героем, кто или что будет мешать герою, какие волшебные средства будут у героя, какой будет зачин и концовка ,какие сказочные слова будут в сказке и.т.д.Можно также использовать такие игры, как: « Салат из сказок», « Опорные слова»,» «Добавление», « Сказочный треугольник(разделение на три группы, где у каждой свое задание), « Сказочная путаница». Затем вводится новые характеристики антигероев и рассмотрение их с другой стороны(Баба Яга как даритель) и.т.д. В конце концов дети приходят к сочинению своей неповторимой волшебной сказки.
Таким образом можно прийти к тому, что ребенок полюбит язык, поймет глубинный смысл звуков, слов и фраз, научится играть со словами ,станет сочинять.
В мире много сказок,
грустных и смешных,
И прожить на свете нам нельзя без них.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры по картам Проппа с фотографиями
При помощи карт ребенок легко усваивает содержание сказки, что облегчит ее пересказ, а в дальнейшем будет способствовать созданию собственной сказки....
«Играем в сказку» карты Проппа.
Корнилова Ирина Игоревна воспитатель ГБДОУ № 34 Центральнограйона г. Санкт-Петербург«Играем в сказку» карты Проппа.Мы с вами знаем, что сказка, как и любая система образования, состоит из ...
Дидактическая игра "Угадай символ" (карты Проппа)
Дидактическая игра "Угадай символ" предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Цель: закреплять знания детей о значении карт Проппа, учить подбирать карту к заданному отрывку сказ...
Конспект квест-игры по развитию связной речи детей с помощью карт Проппа " Загадочное письмо"
С помощью карт Проппа дети легко анализируют структуру сказки, разбив её на функци, что помогает лучше усвоить содержание сказки и облегчает пересказ. Карты развивают в...
Буклет "Подготовительные игры при работе с картами Проппа".
В буклете представлены подготовительные игры, в процессе которых дети познакомятся и освоят все сказочные функции....
Практикум для педагогов "Дидактические игры с картами ПРоппа как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста"
1 СЛАЙД Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня,мы хотим познакомить вас с технологическим приемом развития речевого творчества детей дошкольного возраста, которую можно гармонично включать...
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ для работы по теме «Карты Проппа - как средство развития связной речи дошкольников».
laquo;Карты Проппа» - это игровое пособие из карточек, которое состоит из символов и иллюстраций, по которым дети узнают события и эпизоды из сказки. С их помощью можно играть в различные игры....