«Развитие речемыслительных способностей дошкольников»
консультация по развитию речи (старшая группа)
Речь возникает вместе с возникновением сознания – высшей формы отражения действительности. В единстве с речью возникает и мышление. Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, то есть мыслить. Речь и мышление не являются тождественными процессами, они составляют сложное единство друг с другом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechemyslitelnyh_sposobnostey_doshkolnikov.docx | 17.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования Администрации городского отдела город Сибай Республики Башкортостан Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «Алёнушка»
Консультация для воспитателей логопедических групп
«Развитие речемыслительных способностей дошкольников» »
Провела: учитель-логопед Уразбаева Гузель Закировна.
Речь возникает вместе с возникновением сознания – высшей формы отражения действительности. В единстве с речью возникает и мышление. Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, то есть мыслить. Речь и мышление не являются тождественными процессами, они составляют сложное единство друг с другом.
Критерием качества речи ребенка любой возрастной группы является умение правильно, полно и точно выразить свою мысль, логично и связно построить высказывание и сделать его понятным и доступным для собеседника.
Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих способностей – это период с3 до 9 лет.Именно в этот период надо приложить максимум усилий для развития речи, восприятия, памяти, внимания и мышления.
Для успешного развития ребенка необходимы не столько определенные знания, сколько умение последовательно и логически мыслить, догадываться, умственно напрягаться. Для развития и речи и логики обязательно нужна тренировка.
На занятиях ребятам предлагаются игры: «Узнай по описанию», «Что лишнее?», «Звериная семья», «Чей домик?», «Кто кем будет?», «Разложи по порядку», «Классификации», «Нелепицы», «Повтори группу слов во множественном числе», «Восстановим сказку», «Скажи наоборот», «Хорошо-плохо», «Про что так говорят?» и др.
Логические игры, как и развивающие, имеют следующие характерные признаки:
- Необходимость действовать в воображаемом плане, что ведет к развитию всех типов мышления, способности выстраивать воображаемые ситуации;
- Умение фантазировать, что делает ребенка независимым от разных обстоятельств, позволяет модулировать ответы;
- Логические игры способствуют развитию воображения, интеллекта, памяти, совершенствуют личность.
Дети учатся соблюдать последовательность в передаче событий, вести диалог, расширяется словарный запас, развивается сосредоточенность, наблюдательность, усидчивость. Они учатся отгадывать, планировать, сочинять, рассказывать, правильно задавать вопросы, отыскивать интересные и необычные решения. Развитие речи, словесно-логического мышления, памяти и фантазии позволяет воспитывать самостоятельно-мыслящую, творческую личность.
Как активизировать речемыслительную деятельность ребенка?
- Развивать категориальность восприятия - (соотнесение признаков с предметами и явлениями, классификация, сравнение, аналогии);
- Формировать способность выделять существенные признаки предметов и явлений;
- Побуждать к переходу от использования готовых связей между объектами к самостоятельному их открытию;
- Стимулировать стремление объяснять происходящее и рассуждать;
- Формирование умения задавать вопросы (произвольная постановка вопроса, переход от вопросов устанавливающего типа к вопросам – гипотезам);
- Развивать планирующую и регулирующую функции речи (действие по словесной инструкции, составление рассказов с использованием опоры на отдельные слова, вопросы, модели, картинки, упражнение в речевом формулировании алгоритма действий).
Для активизации словаря можно использовать такие виды работ:
- Отгадывание предметов по описанию;
- Сравнительное описание двух предметов: по противоположности, по сходству;
- Подбор синонимов и антонимов к определенным словам;
- Подбор названий частей к названию целого понятия и наоборот (машина: кузов, кабина, колеса и т.д.)
- Подбор частных понятий к общему понятию и наоборот (имена: Петя, Оля, Миша; роза, одуванчик, василек – цветы);
- Толкование многозначных слов (дно у чашки, кастрюли, реки, моря);
- Объяснение смысла устойчивых выражений, пословиц и поговорок;
- Пересказ рассказа.
Для активации речевого общения детей необходимо учитывать целый ряд задач, выполнение которых будет решающим условием для успешной работы:
- Развивать подражательную деятельность в игровых и бытовых ситуациях;
- Проводить дидактические и подвижные игры;
- Разыгрывать сценки с ситуативным общением, проводить ролевые игры;
- Активизировать речь в разных видах деятельности, значимых для ребенка;
- Расширять эмоциональный опыт детей, учить понимать определенные эмоциональные состояния и выражать их мимикой, жестами, речью;
- Насыщать опыт ребенка сенсорными впечатлениями с помощью слуховой, зрительной, тактильной стимуляции;
- Создавать проблемные ситуации, анализировать их вместе с ребенком, формировать у него умение рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы.
Как показывает практика речи нужно учить путем примера. Слышит ребенок речь правильную, обогащенную образами, ясную – невольно воспринимает ее и мало – помалу добрый навык приобретает могущественную силу привычки.
Для успешного осуществления активизации речемыслительной деятельности детей необходимо соблюдение следующих условий;
- Создание благоприятного психологического климата при проведении ООД;
- Организация различных форм работы: индивидуальной, парной, групповой;
- Коррекционная работа с учетом индивидуального образовательного маршрута ребенка;
- Ясное знание конкретных целей при условии их посильности, возможность выполнить требования педагога, активизируют познавательные способности детей;
- Создание условий для проявления самостоятельности.
В дошкольном образовании не случайно уделяется особое внимание интеграции образовательных областей, так как дошкольник целостно воспринимает окружающий мир, и для него не должно быть границ между образовательными областями.
(по материалам Демченко И.Г.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для старших дошкольников "Дошкольникам о дорожных знаках"
Обучающая презентация для детей старшего дошкольного возраста по реализации и освоению области "Безопасность"...
Социально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с младшими дошкольниками, воспитатель Тихонова Людмила Аркадьевна
В данной методической разработке исследуется педагогический аспект проведения профориентационной работы в период начального детства. Профориентация рассматр...
Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.
Практический материал по воспитанию культуры поведения дошкольников. Представлен в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо
Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1. «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...
Перспективное планирование по теме «Что может герб нам рассказать» /Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию дошкольников.
В документе представлено перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников для старшей и подготовительной группы....
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи
материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...