Волкова Н. А. Фрукты. Речевые игры для детей 5-7 лет
картотека по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Лексическая тема «Фрукты». Картотека речевых игр
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volkova_n._a._frukty._rechevye_igry_dlya_detey_5-7_let.docx | 1005.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».
Тема недели «Урожай».
Лексическая тема «Фрукты и овощи».
Направление «Речевое развитие».
“Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий
и поистине волшебный русский язык”.
Константин Георгиевич Паустовский
Содержание.
Раздел | Деятельность | Задачи. |
Звуковая культура речи | Занимательная игра «В краю Скороговория». «Арбуз». | Поддерживать интерес детей к скороговоркам, желание их запоминать. Обогащать бытовой словарь детей. Закреплять умение детей отчётливо произносить согласный звук "р". Отрабатывать интонационную выразительность речи детей. Упражнять детей в передаче ритмического рисунка слов. Развивать память детей. |
Формирование словаря детей | Речевая ситуация «Какой фрукт?» | Обогащать речь прилагательными, характеризующими внешний вид и вкус фруктов. |
Занимательная беседа «Слова-близнецы. Сад» | Побуждать детей интересоваться смыслом слов. Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом. Формировать умение детей составлять простые предложения. Поддерживать интерес детей к загадкам. | |
Пальчиковая игра «Фрукты». | Обогащать детей существительными, обозначающими названия фруктов. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей. | |
Самомассаж пальцев рук «Яблочко». | Обогащать речь детей наречиями. Продолжать знакомить детей с массажем пальцев рук. Воспитывать желание заботиться о своём здоровье. | |
Развитие грамматического строя речи. Словоизменение. | Речевая игра «Продавать фрукты». | Упражнять детей в изменение глаголов по лицам, в согласование слов в предложение. Поддерживать интерес детей к фруктам. |
Речевая ситуация «Сладкие фрукты». | Совершенствовать умение детей согласовывать существительные с прилагательными. Обогащать речь детей существительными, обозначающими фрукты. | |
Игровая ситуация «Пекарня фруктовая». | Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении. Поддерживать интерес детей к фруктам. | |
Развитие грамматического строя речи. Словообразование. | Ситуация общения «Фруктовый сок». | Упражнять детей в умении образовывать прилагательные от словосочетаний. Расширить знания детей о фруктах. |
Речевая игра «Плодовые деревья». | Расширить знания детей о фруктах. Упражнять в умении образовывать прилагательные от существительных. Развивать внимание детей. | |
Ситуация общения «Приставки садовые». | Упражнять детей в образовании глаголов с приставками. Развивать мышление. | |
Речевая игра «Пять груш». | Совершенствовать умение детей согласовывать существительные с порядковыми числительными. | |
Речевая игра «Десятое яблоко». | Упражнять в умение согласовывать существительные с количественными числительными. |
Раздел | Деятельность | Задачи. |
Развитие грамматического строя речи. Говорим правильно. | Речевая игра «Спор фруктов». | Помочь детям правильно употреблять прилагательные сравнительной степени. Продолжать работу по обогащению словаря детей. |
Занимательная игра «Неизменяемое слово "манго"». | Формировать представление детей о неизменяемых словах. Помочь детям правильно употреблять несклоняемые существительные. Поощрять стремление детей говорить правильно. | |
Ситуация общения «Сливовый». | Помочь детям заметить неправильную постановку ударения в слове, предоставлять возможность самостоятельно её исправить. | |
Развитие грамматического строя речи. Предложения. | Ситуация общения «Маленькие слова». | Формировать умение детей составлять по образцу сложные предложения. Поддерживать интерес детей к фруктам. |
Ситуация общения «Почему я люблю фрукты». | Формировать умение детей составлять по образцу сложные предложения. Поддерживать интерес детей к фруктам. | |
Речевая игра «Какое растение лишнее?» | Поддерживать интерес детей к растениям. Закреплять умение детей строить сложноподчинённые предложения с союзом «потому что». Развивать логическое мышление детей, умение анализировать и обобщать. | |
Ситуация общения «Писатели о фруктах». | Закреплять умение детей распространять предложения с помощью определений. Обогащать словарь детей прилагательными. | |
Расширение кругозора | Словесная игра «Фруктовые загадки». | Формировать умение детей узнавать фрукты по описанию. Упражнять детей в умение подбирать слова, сходные по звучанию. Развивать слуховое внимание детей. Поддерживать интерес детей к загадкам. |
Интеллектуальная разминка «Фрукты и овощи». | Развивать слуховое внимание детей, сообразительность, логическое мышление. Закрепить знания детей овощах и фруктах. | |
Диагностическое задание «Овощи и фрукты». | Выявить знания детей об овощах и фруктах. |
Звуковая культура речи
Занимательная игра «В краю Скороговория».
«Арбуз».
Задачи. Поддерживать интерес детей к скороговоркам, желание их запоминать. Обогащать бытовой словарь детей. Закреплять умение детей отчётливо произносить согласный звук "р". Отрабатывать интонационную выразительность речи детей. Упражнять детей в передаче ритмического рисунка слов. Развивать память детей.
Игра.
Понедельник. Знакомство со скороговоркой.
— Дети, в край Скороговории приглашаю, с новой скороговоркой познакомить обещаю. Педагог произносит скороговорку медленно, чётко проговаривая все звуки.
Боря базар посетил
И арбуз большой купил.
— Дети, какие слова вам незнакомы? (ответы детей).
— Базар – место, где продают разные товары, овощи и фрукты. Дети, Боря что посетил? (ответы детей).
— Боря базар посетил. Дети, Боря базар что сделал? (ответы детей).
— Боря базар посетил. Дети, Боря базар посетил и что купил? (ответы детей).
— Боря базар посетил и арбуз большой купил. Дети, Боря базар посетил и арбуз какой купил? ((ответы детей).
— Боря базар посетил и арбуз большой купил. Дети, Боря базар посетил и арбуз большой что сделал? (ответы детей).
— Боря базар посетил и арбуз большой купил.
Боря базар посетил
И арбуз большой купил.
— Дети, произнесём скороговорку, меняя силу голоса, его громкость.
Педагог произносит скороговорку медленно, чётко проговаривая все звуки шёпотом, обычным голосом и громко. Предлагает детям произнести скороговорку с разной силой голоса. Контролирует, чтобы дети чётко произносили все слова и звуки.
— Чудесно, дети! Скороговорку запоминали, чётко повторяли.
Вторник. Школа актёрского мастерства.
Педагог читает скороговорку.
Боря базар посетил
И арбуз большой купил.
— Дети, сегодня у нас Школа актёрского мастерства. Мы с вами проговорим нашу скороговорку с разной интонацией. Дети, не забывайте, скороговорку нужно произнести чётко, проговаривая все слова и звуки.
Педагог произносит скороговорку медленно, чётко проговаривая все звуки, меняя интонацию: удивлённо (вопросительная интонация), весело (восклицательная интонация). Предлагает детям по очереди произнести скороговорку. Каждый ребёнок получает своё задание: произнести скороговорку радостно или сердито, удивлённо или грустно. Педагог следит, чтобы дети чётко выговаривали все слова и звуки.
— Замечательно, дети! Как актёры выступали, скороговорку чётко читали.
Среда. Ритмический рисунок.
Педагог читает скороговорку.
Боря базар посетил
И арбуз большой купил.
— Дети, сегодня мы познакомимся с ритмом нашей скороговорки. Мы проговариваем скороговорку и с помощью ладоней измеряем ритм скороговорки. Дети, не забывайте, скороговорку нужно произносить чётко, проговаривая все слова и звуки.
Педагог произносит скороговорку медленно по слогам, чётко проговаривая все звуки, и одновременно прохлопывает ритм скороговорки, делая паузу после каждого слова. Предлагает желающим детям прочитать скороговорку, прохлопывая ритм. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки. Затем педагог повторяет игру, ускоряя ритм.
— Здóрово, дети! Ритм измеряли, скороговорку чётко повторяли.
Четверг. Конкурс чтецов.
Педагог читает скороговорку.
Боря базар посетил
И арбуз большой купил.
— Дети, сегодня у нас конкурс чтецов. Каждый должен проговорить скороговорку три раза подряд. Мы читаем скороговорку быстро, чётко, проговаривая все звуки. Начинаю конкурс чтецов я.
Боря базар посетил
И арбуз большой купил.
Педагог произносит скороговорку три раза подряд быстро, чётко проговаривая все звуки. Все дети по очереди произносят скороговорку по три раза подряд. Педагог следит, чтобы дети чётко выговаривали все слова и звуки.
— Потрясающе, дети! Скороговорку быстро читали, чётко звуки все сказали.
Пятница. Соревнование.
Педагог читает скороговорку.
Боря базар посетил
И арбуз большой купил.
— Дети, сегодня у нас соревнование «Кто быстрее проговорит скороговорку». Соревноваться будем парами, время засекаем по секундомеру. Дети, пожалуйста, не забывайте, скороговорку нужно произнести не только быстро, но и чётко, проговаривая все слова и звуки. Дети, скороговорку запоминаем, быстро, скоро повторяем.
Боря базар посетил
И арбуз большой купил.
Желающие дети произносят скороговорку, педагог засекает время, оценивает чёткость произношения звуков. В конце соревнования подводится итог, выбирается победитель.
— Отлично, дети! Скороговорку быстро читали, чётко звуки все сказали.
Примечание. Скороговорку повторяют два раза в день с каждым ребёнком.
Формирование словаря детей
Речевая ситуация «Какой фрукт?»
Задачи. Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими внешний вид и вкус фруктов. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Расширять знания детей о фруктах.
Материал к деятельности. Картина «Фрукты».
Разговор.
Говорит нам Луша: — У меня есть груша! Вкусная, садовая, Сладкая, фруктовая, Сочная, большая, Соком наливная, | Полезная, красивая, Немножечко червивая, Сахарная, спелая, Жёлтенькая, зрелая. Вот какая груша! Даже жалко кушать. Ю. Дулепина |
Педагог обращает внимание детей на картину «Фрукты».
— Дети, сегодня мы будем подбирать красивые слова. Например, я спрошу: «Какая хурма?», а вы красивыми словами мне о ней расскажете.
Педагог показывает хурму на картине.
— На этот вопрос можно рассказать о форме хурмы. Какой формы хурма? (овальной). О величине хурмы. Какой величины хурма? (некрупная). О цвете хурмы. Какого цвета хурма? (оранжевая, жёлтая). О вкусе хурмы. Какой вкус у хурмы? (сладкий, терпкий). Можно рассказать спелая хурма, или неспелая, твёрдая или мягкая, полезная или вредная для здоровья, сочная или жёсткая. Вот сколько слов мы назвали на один вопрос: «Какая?» Игру начинаем, красивые слова подбираем.
Педагог показывает фрукты на картине.
Лексический материал.
- Яблоко, какое? – круглое, крупное, мелкое, твёрдое, спелое, красное, жёлтое, зелёное, полезное, сладкое, кислое, душистое, ароматное …
- Груша, какая? – овальная, небольшая, спелая, жёлтая, зелёная, вкусная, сладкая…
- Персик, какой? – круглый, крупный, красный, оранжевый, нежный, сладкий …
- Ананас, какой? – огромный, овальный, экзотический, колючий, твёрдый, коричневый, жёлтый, сладкий, сочный …
- Слива, какая? – маленькая, овальная, сочная, спелая, фиолетовая, сливовая, сладкая, кислая, …
- Абрикос, какой? – маленький, овальный, мягкий, сочный, жёлтый, …
- Гранат, какой? – круглый, крупный, красный, спелый, полезный, кислый …
- Мандарин, какой? – маленький, круглый, оранжевый, спелы, сочный …
- Лимон, какой? – продолговаты, овальный, крупный, жёлтый, спелый, кислый…
- Апельсин, какой? – круглый, крупный, твёрдый, оранжевый, сладкий, кислый…
- Банан, какой? – длинный, крупный, мягкий, сочный, жёлтый, полезный…
Педагог к каждому слову называет прилагательные, которые не назвали дети.
— Замечательно, дети! Красивые слова назвали, о фруктах интересно рассказали.
Занимательная беседа «Секреты русского языка».
«Слова-близнецы. Сад»
(с детьми 6 – 7 лет).
Задачи. Побуждать детей интересоваться смыслом слов. Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом. Формировать умение детей составлять простые предложения. Поддерживать интерес детей к загадкам.
Беседа.
— Дети, мы говорим на русском языке. В русском языке много секретов. Вы хотели бы узнать секреты русского языка? (ответы детей).
— Дети, отгадайте, пожалуйста, загадку.
Груш и яблок аромат, Урожаю каждый рад. Рядом здесь растёт и слива, | Плодами сочными красива. Фруктами всегда богат Наш большой фруктовый … (сад). |
— Дети, что такое сад? (ответы детей).
— Сад – это место, где растут растения, за которыми ухаживает человек – садовник. Например, фруктовый сад, ботанический сад, зимний сад. Дети, отгадайте, пожалуйста, ещё одну загадку.
Это очень странный сад,
Звери в клетках там сидят,
Там укрытия, вольеры,
За забором ходят звери.
Посмотреть зверей идём,
Как мы этот сад зовём?
(Зоосад).
— Зоосад, зоологический сад – это место, где живут животные, за которыми ухаживает человек – зоолог. Дети, отгадайте, пожалуйста, ещё одну загадку.
Каждый день сюда идём,
Здесь, друзья, второй наш дом.
Ждёт с утра он всех ребят
Наш весёлый ... (детский сад).
— Детсад, детский сад – это место, где дети играют и занимаются, за детьми ухаживает человек – воспитатель.
Дети, слово «сад» – это многозначное слово, это слова-близнецы. Слова-близнецы произносятся одинаково, но обозначают разные, но похожие друг на друга, значения. Сад – это место, где растут растения, живут дети или животные, за ними ухаживает человек. Дети, придумайте предложение со словом «сад», чтобы всем понятно было, о каком саде вы рассказываете. Дети выполняют задание.
Педагог контролирует, чтобы дети произносили полное предложение, чётко выделяли значение слова. Педагог составляет несколько своих предложений.
- Мы собираем яблоки в фруктовом саду.
- Я угостила бананом мартышек в зоологическом саду.
- На ужин для детей в детском саду фруктовый салат.
— Чудесно! Сколько интересных предложений мы с вами придумали! Дети, о словах-близнецах не забывайте, слово «сад» поясняйте.
Пальчиковая игра «Фрукты».
Задачи. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия фруктов. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей. Увеличить подвижность пальцев детей. Поддерживать интерес детей к фруктам.
Игра.
Закличка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Я зову вас поиграть.
— Дети, в пальчиковую игру играем, фрукты изучаем. Движения пальчиками, пожалуйста, за мной повторяйте, рассказ читать мне помогайте.
Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, проговаривают названия фруктов.
Как у нашей Зины фрукты в корзине: | Ладони и пальцы рук, сложенные в горсти. | |
груша, банан, гранат, яблоко, хурма. | Поочерёдно, начиная с мизинца, загибаем пальцы на правой руке. (Дети проговаривают названия фруктов). | |
Как у нашего Димы фрукты в корзине: | Ладони и пальцы рук, сложенные в горсти. | |
абрикос, мандарин, лимон, персик, апельсин. | Поочерёдно, начиная с мизинца, загибаем пальцы на левой руке. (Дети проговаривают названия фруктов). | |
Фрукты чисто моем, моем. Фрукты долго моем, моем. | Сложим ладони вместе и трём ладонь о ладонь. | |
Стол накрываем, | Ладонь правой руки положим на кулачок левой руки. | |
друзей угощаем. | Руки вперёд, покажем ладони обеих рук с разжатыми пальцами. |
— Замечательно! Молодцы, дети! Пальчиками играли, новые слова запоминали.
Самомассаж пальцев рук «Яблочко».
Задачи. Обогащать речь детей наречиями. Продолжать знакомить детей с массажем пальцев рук. Воспитывать желание заботиться о своём здоровье. Формировать умение детей управлять своими движениями. Поддерживать интерес детей к фруктам.
Игра.
— Дети, как вы думаете, для чего нужно делать самомассаж? (предположения детей).
Самомассаж здоровье укрепляет,
Жизненную силу повышает.
— Дети, мы разучим текст «Яблочко» для массажа пальцев рук колечками. Большой и указательный пальцы правой руки замыкаем в колечко и надеваем по очереди на все пальцы: от большого до мизинца. На каждый палец медленно надеваем «колечко» от ногтя к основанию пальца. Колечко надеваем, пальцы растираем, от ногтя вниз колечко опускаем. Затем — меняем руки. Педагог показывает движения.
— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, слова стихотворения повторяйте. На каждую строку стихотворения одеваем «колечко» на один палец.
Педагог читает текст, выделяя голосом наречия, и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, повторяя строчки стихотворения.
— Чудесно! Молодцы, дети! Пальчиками играли, новые слова запоминали.
Развитие грамматического строя речи
Словоизменение
Речевая игра «Продавать фрукты».
(Индивидуально или подгруппа детей до 6 человек).
Задачи. Упражнять детей в изменение глаголов по лицам, в согласование слов в предложение. Поддерживать интерес детей к фруктам.
Игровой материал: волшебный цветок (флажок).
Игра.
— Дети, продавать фрукты начинаем, слова изменяем.
Игровые правила:
- Цветок даю, слова назову.
- Задание выполняй.
- Цветок ведущему возвращай.
— Дети, предложение «Продавать фрукты». Новое слово добавляем, слово «продавать» изменяем.
Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, называя местоимения. Дети составляют предложение с местоимением. При необходимости педагог подсказывает второе слово, ребёнок повторяет предложение правильно.
Лексический материал.
- Я – … Я продаю фрукты.
- Ты – … Ты продаёшь фрукты.
- Он – … Он продаёт фрукты.
- Мы – … Мы продаём фрукты.
- Вы – … Вы продаёте фрукты.
- Они – … Они продают фрукты.
— Замечательно, дети! Слово изменяли, новое предложение сочиняли.
Речевая ситуация «Сладкие фрукты».
(Индивидуально или подгруппа детей до 10 человек).
Задачи. Совершенствовать умение детей согласовывать существительные с прилагательными. Обогащать речь детей существительными, обозначающими фрукты. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Поддерживать интерес детей к фруктам.
Игровой материал: волшебный цветок (флажок).
Разговор.
Яблоко спелое, красное, сладкое,
Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.
Яблоко я пополам разломлю,
Яблоко с другом своим разделю.
Яков Аким
— Дети, яблоко — это овощ или фрукт? (ответы детей).
— Многие фрукты сладкие. Слово «сладкие» можно сказать по-разному: сладкая, сладкое, сладкий. Дети, я фрукт называю, вы назовите его «сладким». Только не забывайте, слово «сладкий» изменяйте.
Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, задавая вопрос. Дети отвечают на вопрос и возвращают цветок педагогу. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетание, правильно согласовывали прилагательные с существительным, чётко проговаривали окончание прилагательного.
Лексический материал.
- Персик какой? – … (Сладкий персик).
- Яблоко какое? – … (Сладкое яблоко).
- Ананас какой? – … (Сладкий ананас).
- Груша какая? – … (Сладкая груша).
- Банан какой? – … (Сладкий банан).
- Апельсин какой? – … (Сладкий апельсин).
- Слива какая? – … (Сладкая слива).
- Мандарин какой? – … (Сладкий мандарин).
- Дыня какая? – … (Сладкая дыня).
- Абрикос какой? – … (Сладкий абрикос).
— Восхитительно, дети! Вкус фрукта описали, слово правильно изменяли.
Игровая ситуация «Пекарня фруктовая».
(Индивидуально или подгруппа детей до 7 человек).
Задачи. Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении. Поддерживать интерес детей к фруктам.
Игровой материал: волшебный цветок (флажок).
Игра.
— Дети, в пекарню играем, пироги да пирожки с фруктами изготовляем. Вы пекари, а я покупатель. Покупателю интересно, что внутри пирожка спрятано, какая начинка. А начинка у нас сегодня фруктовая. Например, с чем у вас круассаны? – У нас круассаны с бананом, ананасом, яблоком, персиком. Чем больше вы назовёте начинки из фруктов, тем больше выбор у покупателя.
Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, задавая вопрос. Дети отвечают на вопрос и возвращают цветок педагогу. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали полным предложением, называли не менее пяти названий фруктовых начинок, чётко и правильно произносили окончание существительных в творительном падеже.
Лексический материал.
- С чем у вас пироги? ...
- С чем у вас пирожки? …
- С чем у вас пончики? …
- С чем у вас булочки? …
- С чем у вас ватрушки? …
- С чем у вас слойки? …
- С чем у вас сдоба? …
— Спасибо, пекари! Изделия презентовали, много фруктовых начинок назвали.
Речевая игра «Пять груш».
Задачи. Упражнять детей в умение согласовывать существительные с количественными числительными, образовывать родительный падеж единственного и множественного числа существительных. Совершенствовать у детей навыки количественного счёта до 5, пользуясь правильными приёмами счёта: называть числительные по порядку. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Поддерживать интерес детей к фруктам.
Игровой материал: флажок.
Игра.
Дети, стоят по кругу. Педагог читает стихотворение, выделяя голосом нужное слово.
Говорит нам Луша:
— У меня есть груша!
Вкусная, садовая,
Сладкая, фруктовая,
Сочная, большая,
Соком наливная,
Полезная, красивая,
Немножечко червивая,
Сахарная, спелая,
Жёлтенькая, зрелая.
Вот какая груша!
Даже жалко кушать.
Ю. Дулепина
— Дети, воображение включаем, мысленно гуляем, грушевый сад посещаем. Мы с вами играем в игру «Пять груш».
Игровые правила:
- число со словом называй, флажок товарищу передай;
- счёт продолжай, следующее число называй;
- когда «Пять груш» посчитаем, прыжок, вверх взлетаем.
— Дети, игру начинаем, груши считаем.
Педагог начинает счёт: «Одна груша». Передаёт флажок ребёнку, ребёнок продолжает счёт: «Две груши», и так далее до слов «Пять груш». Всё дети вместе с педагогом прыгают вверх один раз.
Следующий ребёнок по кругу начинает счёт с начала. Игра заканчивается, когда флажок обойдёт весь круг, но не раньше, чем закончится счёт последнего задания. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали числительные с существительными, чётко проговаривали окончания слов. При необходимости педагог подсказывает правильное слово.
— Чудесно, дети! Груши правильно считали, числа не пропускали.
Речевая игра «Десятое яблоко»
(с детьми 6 – 7 лет).
Задачи. Совершенствовать умение детей согласовывать существительные с порядковыми числительными. Обогащать речь детей прилагательными. Развивать навык порядкового счёта до 10, пользуясь правильными приёмами счёта: называть числительные по порядку. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Поддерживать интерес детей к фруктам.
Игровой материал: флажок.
Игра.
Дети, стоят по кругу.
Педагог читает стихотворение, выделяя голосом прилагательные.
Яблоки печёные, Свежие, мочёные До чего ж приятные. Лучше нет еды. Розовые, красные Все по вкусу разные Очень ароматные Сочные плоды. | Всем давно известно: Кушать их полезно. От любой хворобы Будут хороши. Яблоко на ужин Съел – и врач не нужен. Быть здоровым чтобы, Ешьте от души! Евгения Урусова |
— Дети, воображение включаем, мысленно гуляем, фруктовый сад посещаем. Мы с вами играем в игру «Десятое яблоко».
Игровые правила:
- яблоко считай, какое оно называй, флажок товарищу передай;
- счёт продолжай, следующее яблоко называй;
- когда «Десятое яблоко» посчитаем, прыжок, вверх взлетаем.
— Дети, игру начинаем, яблоки по порядку считаем.
Педагог начинает счёт: «Первое яблоко спелое». Передаёт флажок ребёнку, ребёнок продолжает счёт: «Второе яблоко …» и называет определение, отвечающее на вопрос «Какое?». Педагог обращает внимание детей, что нужно называть разные слова. Дети продолжают счёт до слов «Десятое яблоко …». Всё дети вместе с педагогом прыгают вверх один раз.
Следующий ребёнок по кругу начинает счёт с начала. Игра заканчивается, когда флажок обойдёт весь круг, но не раньше, чем закончится счёт последнего задания. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали числительные с существительными, чётко проговаривали все слова. При необходимости педагог подсказывает нужное слово.
— Прекрасно, дети! Яблоки правильно считали, числа не пропускали.
Развитие грамматического строя речи
Словообразование
Ситуация общения «Фруктовый сок».
Задачи. Упражнять детей в умении образовывать прилагательные от словосочетаний. Расширить знания детей о фруктах. Напомнить детям о пользе для здоровья сока. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.
Беседа.
Обожаю сок душистый,
Сто процентный – чистый, чистый.
Сок из фруктов, овощей –
Он для взрослых и детей.
Пейте соки, наслаждайтесь,
И здоровьем наливайтесь.
Светлана Сирена
— Дети, а вы любите сок? (ответы детей).
— Как вы думаете, из чего делают соки? (ответы детей).
— Сок выжимают из овощей и фруктов. Дети, в игру играем, фруктовый сок по-разному называем. Я назову, фрукт, а вы назовёте, какой сок выжимают из этого фрукта.
Дети отвечают хором. Если ответом несколько, педагог повторяет фразу с правильным словом.
Соковыжималка сок выжимает,
Малышей соком угощает.
Название сока назови,
По-другому его скажи.
Лексический материал.
- Сок из яблок – … яблочный.
- Сок из груш – … грушевый.
- Сок из гранат – … гранатовый.
- Сок из абрикосов – … абрикосовый.
- Сок из ананасов –… ананасовый.
- Сок из апельсинов – … апельсиновый.
- Сок из бананов – … банановый.
- Сок из персиков – … персиковый
- Сок из лимонов – … лимонный.
— Чудесно, дети! Слова правильно подобрали, сок по-другому назвали. Дети, какой сок вам больше всего нравится? (ответы детей).
— Дети, пейте соки, наслаждайтесь, и здоровьем наливайтесь.
Речевая игра «Плодовые деревья».
(Индивидуально или подгруппа детей до 10 человек).
Задачи. Упражнять детей в умении образовывать прилагательные от существительных. Расширить знания детей о фруктах. Развивать внимание детей. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.
Игровой материал: волшебный цветок.
Игра.
Прекрасен наш осенний сад.
В нем слива есть и виноград.
На ветках, как игрушки,
И яблоки, и груши.
А к ночи веет холодок,
И жёлтый лист шуршит у ног.
Плоды мы утром соберём
И всех соседей созовём.
И солнышку помашем,
«Спасибо, осень!» — скажем.
Рашид У.
— Дети, по волшебному саду гуляем, плодовые деревья называем. Правила игры запоминаем, никогда не нарушаем.
Правила игры.
- Дерево назову, цветок даю.
- Предложение повтори, дерево назови.
- Цветок мне верни.
Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, задавая вопрос, дети отвечают на вопрос. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали полным предложением. При необходимости педагог подсказывает слово, ребёнок повторяет предложение правильно.
Лексический материал.
- Груши растут на каком дереве —... (грушевом).
- Персики растут на каком дереве —... (персиковом).
- Сливы —... (сли́вовом).
- Абрикосы —... (абрикосовом).
- Мандарины —... (мандариновом).
- Апельсины —... (апельсиновом).
- Лимоны —... (лимонном).
- Гранаты —... (гранатовом).
- Манго —... (манговом).
- Финики растут на какой пальме —... (финиковой).
— Чарующе, дети! О плодовых деревьях мы рассказали, где растут фрукты, узнали.
Ситуация общения «Приставки садовые».
Задачи. Упражнять детей в образовании глаголов с приставками. Развивать мышление.
Разговор.
— Дети, в некотором царстве, в речевом государстве, жили да были приставки. Приставки маленькие, незаметные! Слова у них не получаются! Вот они и пристают к другим словам. Да не просто пристают, а ещё и впереди слова встанут. Поиграем вместе с приставками, пристанем к словам. Я вам подскажу, какая приставка к слову пристаёт, а вы новое слово с приставкой придумаете. Итак, увидели приставки слово «брать», и стали к нему приставать.
Педагог называет приставку, а дети слово с приставкой.
Лексический материал.
- Приставка со- – … собрать.
- Приставка за- – … забрать.
- Приставка пере- – … перебрать.
- Приставка вы- – … выбрать.
- Приставка у- – … убрать.
— Удивительно! Вместе с приставками слово «брать» по-новому зазвучало, новым смыслом наполнилось. Фрукты нужно собрать, из сада домой забрать, дома перебрать, выбрать плохие, а хорошие убрать в холодильник.
— Дети, приставки пристали к слову «садим». Слово с приставкой назовите, новый смысл слову подарите. (Пересадим, засадим, высадим, насадим, отсадим, посадим).
Педагог называет слова, которые не назвали дети.
— Превосходно, дети! Приставки к слову правильно подобрали, слова новые сочиняли.
Развитие грамматического строя речи
Говорим правильно
Речевая игра «Спор фруктов».
(Индивидуально или подгруппа детей до 9 человек).
Задачи. Помочь детям правильно употреблять прилагательные сравнительной степени. Продолжать работу по обогащению словаря детей.
Игровой материал: волшебный цветок (флажок).
Игра.
— Дети, поспорили как-то раз яблоко и груша. Груша говорит: «Я душистая». А яблоко отвечает: «Я ещё душистее». В игру играем, спор фруктов изображаем. Я за грушу говорю, а вы за яблоко. Правила игры запоминаем, никогда не нарушаем.
Правила игры.
- Слово назову, цветок даю.
- Слово измени, ещё лучше скажи.
- Яблоко восхваляй, цветок мне возвращай.
Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, называя слово, дети изменяют слово. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили окончание слов. При необходимости педагог подсказывает слово, ребёнок повторяет словосочетание правильно.
Лексический материал.
- крупная — ... (ещё крупнее),
- сочная — ... (ещё сочнее),
- красивая — ... (ещё красивее),
- нежная — ... (ещё нежнее),
- чудесная — ... (ещё чудеснее),
- полезная — ... (ещё полезнее),
- жёлтая — ... (ещё желтее),
- вкусная — ... (ещё вкуснее),
- сладкая — ... (ещё слаще).
— Очаровательно, дети! О фруктах мы рассказали, красивые слова подобрали.
Занимательная игра с детьми 6-7 лет
«Секреты русского языка».
«Неизменяемое слово "манго"».
Задачи. Формировать представление детей о неизменяемых словах. Помочь детям правильно употреблять несклоняемые существительные. Поощрять стремление детей говорить правильно.
Игра.
— Дети, мы с вами говорим на русском языке. В русском языке много слов. Слова в нашем языке можно изменять. Дети, помогите мне, пожалуйста, изменить слово. Например, изменим слово «груша».
Дети отвечают хором одно слово или индивидуально полным предложением. Педагог контролирует, чтобы дети чётко проговаривали окончание слова «груша».
Лексический материал.
- Есть у нас что? … (груша). (Есть у нас груша).
- В магазине нет чего? … (груши). (В магазине нет груши).
- Мы рады чему? … (груше). (Мы рады груше).
- Мы видим, что? … (грушу). (Мы видим грушу).
- Мы любуемся чем? … (грушей). (Мы любуемся грушей).
- Мы думаем о чём? … (о груше). (Мы думаем о груше).
— Молодцы! Слово «груша» правильно изменяли. Дети, я расскажу вам секрет! В русском языке есть неизменяемые слова. Вот, например, слово «манго». Манго – это фрукт. Дети, слово «манго» не изменяем, всегда одинаково повторяем.
Дети отвечают хором одно слово или индивидуально полным предложением. Педагог контролирует, чтобы дети не изменяли слово.
Лексический материал.
- Есть у нас что? … (манго). (Есть у нас манго).
- В магазине нет чего? … (манго). (В магазине нет манго).
- Мы рады чему? … (манго). (Мы рады манго).
- Мы видим, что? … (манго). (Мы видим манго).
- Мы любуемся чем? … (манго). (Мы любуемся манго).
- Мы думаем о чём? … (о манго). (Мы думаем о манго).
— Дети, секрет не забывайте, слово «манго» не изменяйте.
Ситуация общения «Сливовый».
Задачи. Помочь детям заметить неправильную постановку ударения в слове, предоставлять возможность самостоятельно её исправить. Развивать слуховое внимание детей.
Разговор.
— Дети, как вы считаете, сок сли́вовый или сливóвый. Подскажите, помогите, слово правильно скажите.
Дети предлагают свои варианты, произношения слова. Если они выбирают неверный ответ, педагог предлагает обратиться к источнику правильной информации: орфографическому словарю.
— В словаре все слова собрали, правильно написали. Посмотрим! Правильно сказать «сли́вовый». Дети, слово «сли́вовый» произнесите, за речью своей следите.
Лексический материал.
- Сок из слив – … сли́вовый сок.
- Компот из слив – … сли́вовый компот.
- Варенье из слив – … сли́вовое варенье.
- Повидло из слив – … сли́вовое повидло.
— О сливе, дети, расскажите, за речью своей следите.
Дети рассказывают, педагог не сам исправляет речь ребёнка, а предлагает детям, контролировать речь друг друга.
— Потрясающе, дети! Слова хитрые запоминайте, правильно говорить не забывайте.
Развитие грамматического строя речи
Предложения
Ситуация общения «Маленькие слова».
Задачи. Формировать умение детей правильно использовать предлоги в речи согласовывать слова в словосочетании. Поддерживать интерес детей к фруктам.
Разговор.
— Дети, мы с вами говорим слова. Слова, что-то называют, или что-то объясняют. Вспомните, пожалуйста, слова – названия фруктов. (Ответы детей).
— Дети, есть в русском языке маленькие слова, которые ничего не называют, но служат помощниками другим словам. Например, маленькие слова указывают место, где что находится. Яблоко лежит внутри чего-либо. Нам поможет маленькое слово в. Где яблоки? (Яблоки … в корзине, в шкафу, в коробке, в холодильнике, в вазе и т.д.).
Педагог контролирует, чтобы дети произносили словосочетание полностью, правильно использовали предлог, согласовывали слова в словосочетании, называет несколько своих словосочетаний.
— Груши лежат на чём-то. Маленькое слово на. Где груши? (Груши … на столе, на полке, на тарелке, на дереве, на окне и т.д.).
Педагог контролирует, чтобы дети произносили словосочетание полностью, правильно использовали предлог, согласовывали слова в словосочетании, называет несколько своих словосочетаний.
— Отлично, дети! О маленьких словах узнали, правильно слова объединяли.
Ситуация общения «Почему я люблю фрукты».
Задачи. Формировать умение детей составлять по образцу сложные предложения. Поддерживать интерес детей к фруктам.
Игровой материал: флажок.
Разговор.
Дети, стоят (сидят) по кругу.
— Дети, вы любите фрукты? (ответы детей).
— Одни фрукты нравятся вам больше, другие меньше. Расскажите нам, пожалуйста, одним предложением, какой фрукт вы любите и почему. Вот у меня в руке флажок, я рассказываю одним предложением о своём любимом фрукте. Затем передаю флажок рядом сидящему ребёнку. Он рассказывает о своём любимом фрукте, и передаёт флажок дальше. Остальные дети внимательно слушают товарищей и стараются не повторять их предложения, а придумать своё.
— Итак, игра начинается! Я люблю бананы, потому что они питательные.
Педагог передаёт флажок ребёнку-соседу. Контролирует, чтобы дети полностью произносили сложное предложение, не повторяли предложения за другими детьми, а придумывали свои.
— Прелестно, дети! У нас получился удивительный рассказ о фруктах.
Речевая игра «Какое растение лишнее?»
(Индивидуально или подгруппа детей до 7 человек).
Задачи. Поддерживать интерес детей к растениям. Закреплять умение детей строить сложноподчинённые предложения с союзом «потому что». Развивать логическое мышление детей, умение анализировать и обобщать.
Игровой материал: волшебная палочка.
Игра.
— Дети, в игру играем, лишнее растение определяем. Правила игры запоминаем, никогда не нарушаем.
Правила игры.
- Внимательно слушаем, слова запоминаем.
- Лишнее слово быстро определяем.
- Потому что объясняем.
- Полным предложением отвечаем.
— Например, помидор, банан, огурец, морковь. Лишний банан, потому что он фрукт, а не овощ. Внимание! Игра начинается.
На кого волшебной палочкой покажу,
От того ответ услышать я хочу.
Педагог задаёт вопрос и поочерёдно показывает волшебной палочкой на детей.
Педагог контролирует, чтобы дети отвечали полным предложением, использовал союз «потому что», помогает строить высказывание.
Лексический материал.
- Ананас, абрикос, слива, мандарин. Какое растение лишнее?
— Лишний ананас, потому что он большой, а не маленький.
- Яблоко, персик, груша, апельсин. Какое растение лишнее?
— Лишняя груша, потому что он продолговатая, а не круглая.
- Персик, банана, лимон, груша. Какое растение лишнее?
— Лишний лимон, потому что он кислый, а не сладкий.
- Груша, яблоко, апельсин, помидор. Какое растение лишнее?
— Лишний помидор, потому что он овощ, а не фрукт.
— Лишняя груша, потому что она не круглая.
- Яблоко, гранат, груша, банан. Какое растение лишнее?
— Лишний гранат, потому что у него внутри зёрнышки.
- Лимон, мандарин, персик, апельсин. Какое растение лишнее?
— Лишний персик, потому что у него внутри косточка.
— Лишний персик, потому что у него тонкая кожура.
- Клён, липа, яблоня, берёза. Какое растение лишнее?
—Лишняя яблоня, потому что на ней растут яблоки, фрукты, а на других деревьях нет.
— Лишняя яблоня, потому что яблоня – фруктовое дерево.
— Здóрово, дети! Лишнее растение правильно назвали, полным предложением отвечали.
Ситуация общения «Писатели о фруктах».
Задачи. Закреплять умение детей распространять предложения с помощью определений. Обогащать словарь детей прилагательными.
Разговор.
— Дети, кто такие писатели? (ответы детей).
— Писатель – это человек, который рассказывает о разных событиях, делиться своими мыслями с читателями. А помогают ему в этом слова. Мы с вами сегодня писатели. Придумываем красивые слова, чтобы наш рассказ был интересным.
Предложение. Мы собрали яблоки и положили их в корзину.
- К слову «яблоки» какие красивые слова мы придумаем? (Красные, жёлтые, зелёные, крупные, круглые, спелые, сочные, сладкие, душистые, ароматные, …).
Педагог называет слова, которые не назвали дети.
- К слову «корзина» подберём красивые слова? (Большая, маленькая, небольшая, плетёная, пластмассовая, металлическая, светлая, тёмная, коричневая, жёлтая, красивая, изысканная, удобная, лёгкая, тяжёлая, …).
Педагог называет слова, которые не назвали дети.
— Предложение украшаем, красивые слова добавляем. Например. Мы собрали необычные яблоки и положили их в ивовую корзину.
— Дети, повторите, пожалуйста, предложение: Мы собрали яблоки и положили их в корзину. Но не забудьте украсить предложение красивыми словами.
Дети произносят распространённые предложения. Педагог контролирует, чтобы дети не повторяли предыдущие предложения, а использовали свои определения.
— Замечательно, дети! Вы превосходно справились с этим заданием.
Расширение кругозора
Словесная игра «Фруктовые загадки».
Задачи. Формировать умение детей узнавать фрукты по описанию. Упражнять детей в умение подбирать слова, сходные по звучанию. Развивать слуховое внимание детей. Поддерживать интерес детей к загадкам.
Игра.
— Дети, в «Фруктовые загадки» играем, правила игры не нарушаем.
Правила игры:
- внимательно слушаем загадку;
- пока загадку читают, молчим;
- хором отвечаем, фрукт называем.
Педагог после каждой загадки, просит детей, объяснить: какие слова в тексте помогли отгадать загадку.
Что за барышня такая Смотрит с ветки, не моргая. Синий сарафан на диво. Догадались? Это – ... (Слива). | Маленький шарик золотой, Сладким соком налитой. В нём полезный витамин Это спелый… (Мандарин). | Жёлтый, кислый, ароматный, В чае с сахаром, приятный. Витаминов полон он … А зовут его … (Лимон). |
С оранжевой кожей, На мячик похожий, Но в центре не пусто, А сочно и вкусно. Это важный господин Солнечный … (Апельсин). | В саду растёт Сладка, как мёд, Похожа на неваляшку, Носит тонкую рубашку. Любимая милуша, Сочная … (Груша). | Эта шишка не простая, А огромная какая! В плотной жёсткой кожуре, И растёт она в траве. Удивит собою нас Толстокожий… (Ананас). |
Круглые, румяные С кожицею гладкою. Сочные, душистые С мякотью сладкою. Сидят на ветках не зяблики, А вкусные, полезные … (Яблоки). | Плод душистый, Снаружи пушистый. Большая косточка внутри, Смотри, не проглоти! Вкуса сладкого предвестник – Золотистый, сладкий … (Персик). | Ароматен он, пригож И на солнышко похож. Сверху – шкурка золотая, В центре – косточка большая. Привлекает пчёл и ос Мой любимый ... (Абрикос). |
Шар с короной, толстокож, На шкатулочку похож – В нём рубинов спрятан клад. Этот странный плод – … (Гранат). | Солнечная, яркая, Нежная, мягкая, Терпкости полна, Круглая … (Хурма). | Знают этот фрукт детишки, Любят есть его мартышки. Родом он из жарких стран, А зовут его … (Банан). |
— Сливы, лимоны, апельсины, ананасы, яблоки, груши, персики, абрикосы, мандарины, хурма, гранаты, бананы – это… фрукты.
— Потрясающе, дети! Загадки отгадали, фрукты по описанию узнали.
Интеллектуальная разминка «Фрукты и овощи».
Задачи. Развивать слуховое внимание детей, сообразительность, логическое мышление. Закрепить знания детей овощах и фруктах.
Беседа.
— Дети, интеллект наш развиваем, предложение продолжаем.
Дети отвечают хором. Если ответы разные или ответ неверный, педагог повторяет вопрос ещё раз. Если дети не называют верный ответ, педагог читает вопрос и ответ.
Вопросы.
- Помидор, огурец, капуста, свёкла – это … (овощи).
- Яблоко, груша, апельсин, банан – это … (фрукты).
- Помидоры растут в огороде, а яблоки … (в саду).
- Земляника – ягода, капуста – … (овощ).
- Огурцы – овощи, груши – ... (фрукты).
- Персик – сладкий, лимон – ... (кислый).
- Абрикос – маленький, ананас – ... (большой).
- Помидор сладкий, а чеснок … (горький).
- Бананы – овальные, яблоки – ... (круглые).
- Апельсин – оранжевый, лимон – ... (жёлтый).
- Экзотический, колючий, большой, сочный … – это … (ананас).
- Овощерезка режет овощи, а соковыжималка … (выжимает сок).
- Помидор – вершки, свёкла – … (корешки).
- Внутри яблоко – семечки, внутри персика – ... (косточка).
- Птицы – это животные, фрукты – это ... (растения).
- Дом – строят, фрукты – ... (растут).
- Выращивает овощи овощевод, а фрукты – … (садовод).
- Чипсы вредные, а фрукты и овощи… (полезные).
— Дети, интеллектуальную разминку прекращаю, благодарность объявляю. На вопросы быстро отвечали, ответы правильно называли. Все вы, дети, молодцы! Особенно отметить хочу … Педагог отмечает наиболее активных детей.
— За игру вас, дети, благодарю!!!
Диагностическое задание
«Овощи и фрукты».
(индивидуально).
Задача. Выявить знания детей об овощах и фруктах.
Диагностический материал. Картинки овощей: баклажан, морковь, кабачок, капуста, картофель, лук, огурец, перец, помидор, редис, репа, свёкла, тыква, чеснок. Картинки фруктов: абрикос, ананас, апельсин, банан, гранат, груша, лимон, мандарин, персик, слива, хурма, яблоко. Два овала (круга).
Игра.
Карточки разложены на столе рисунком вверх.
— … (имя ребёнка), посмотри внимательно на карточки и скажи одним словом, что здесь нарисовано. Правильный ответ: растения.
Задание 1.
— … (имя ребёнка), Выбери те растения, которые ты знаешь, и назови их.
Ребёнок выполняет задание. Если ребёнок не берёт себе карточку с названым растением, педагог подаёт её.
— Молодец! Педагог убирает карточки, которые остались на столе.
Задание 2.
Если ребёнок выбрал и овощи, и фрукты, игра проводится с теми карточками, что у ребёнка. Если только овощи, или только фрукты, то педагог подаёт ему, несколько карточек, называя овощи или фрукты.
— … (имя ребёнка), ты много растений знаешь. Раздели, пожалуйста, растения на две группы. Ребёнок выполняет задание.
— … (имя ребёнка), по какому признаку ты разделил растения? (ответ ребёнка).
Если ребёнок разделил растения на «Овощи» и «Фрукты», то диагностика проводится дальше. Если по другому признаку, то педагог собирает карточки и предлагает ребёнку разделить на «Овощи» и «Фрукты».
— … (имя ребёнка), что ты знаешь об овощах?
— … (имя ребёнка), что бы ты хотел рассказать о фруктах?
— Отлично!
Оценка результатов.
Для детей 5 – 6 лет
- 3 балла — ребёнок называет обобщающее слово «растение»; знает названия всех овощей и фруктов; самостоятельно делить растения на две группы «Овощи» и «Фрукты», называет обобщающие слова «Овощи» и «Фрукты»; сообщает основные сведения об овощах и фруктах. Ребёнок знает, что овощи растут в огороде, кушать овощи полезно для здоровья. Ребёнок знает, что фрукты растут в саду, кушать фрукты полезно для здоровья.
- 2 балла — ребёнок знает названия большинство овощей и фруктов; самостоятельно делить растения на две группы «Овощи» и «Фрукты», называет обобщающие слова «Овощи» и «Фрукты»; сообщает некоторые сведения об овощах и фруктах.
- 1 балл — ребёнок знает названия некоторых овощей и фруктов, некоторые сведения о них.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Волкова Н. А. Ягоды. Речевые игры для детей 5-7 лет
Лексическая тема «Ягоды». Картотека речевых игр....
Волкова Н. А. Грибы. Речевые игры для детей 5-7 лет
Лексическая тема «Грибы». Картотека речевых игр....
Волкова Н. А. Овощи. Речевые игры для детей 5-7 лет
Лексическая тема «Овощи». Картотека речевых игр...
Волкова Н. А. Осень. Речевые игры для детей 5-7 лет
Лексическая тема «Осень. Лиственные деревья». Картотека речевых игр....
Волкова Н. А. Игрушки. Речевые игры для детей 5-7 лет
Лексическая тема «Игрушки»...
Волкова Н. А. Одежда. Речевые игры для детей 5-7 лет
Лексическая тема «Одежда»....
Волкова Н. А. Зима. Речевые игры для детей 5-7 лет
Тема недели «Зимушка-зима». Лексическая тема «Зима»....