статья "Использование мнемотаблиц в формировании связной речи у старших дошкольников"
статья по развитию речи (старшая группа)

Тлеушева Ольга Владимировна

В данной статье рассматривается вопрос развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники, выявлена актуальность проблемы развития связной монологической речи дошкольников и определено место мнемотехники в решении данной проблемы.  

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование мнемотаблиц в формировании связной речи у старших дошкольников

Тлеушева Ольга Владимировна

  Речевое развитие ребенка – одно из основных условий становления личности в дошкольные годы. Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной.

 Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами. Наблюдения за детьми показывает, что детские рассказы не многословны, в них  много повторов, длительных пауз, а главным является то, что ребенок сам не строит рассказ, а копирует предыдущий с незначительными изменениями, словарный запас ограничен.

  Поэтому главной  целью работы по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: подбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) (приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155, с изменением, внесенным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21 января 2019 г. № 31), ФОП (приказ министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Из психолого-педагогической литературы  позволили нам  среди множества разнозобразных технологий выбрать технологию использования  мнемотаблиц.

Мнемотехника - (греч. mnemonіka – искусство запоминания)  совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).

 Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

Педагогическая целесообразность применения мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. При этом мнемотехника   помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность.

 Изучением  использования наглядности при обучении дошкольников связной речи, проводилось многими учеными.

   К.Д. Ушинский в своих работах обращал внимание на то, что главная цель в развитии речи – научить ребенка приобретать знания об окружающих предметах, формировать у них способность к наблюдению. В связи с этим он рекомендовал использовать различные методы развития речи и мышления, среди них  особо отмечать важность наглядных: наблюдение, рассматривание картинок, рассказы по картинкам. К.Д. Ушинский показал связь наглядности и обучения с развитием речи и памяти: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Этого мнения придерживались С.Л. Рубейштейн, А.М. Леушина, Л.В. Эльконин. Они считали, что «одним из факторов, облегчающих процесс становления связной речи, является наглядность».

На наш взгляд использование технологии мнемотехники наиболее полно отвечают  вышеперечисленным требованиям к процессу формирования связной речи у дошкольников.

Педагоги и психологи выделили два основных фактора развития связной речи: наличие наглядности и плана высказывания.

  Именно эти факторы легли в основу современной методики, получившей название «мнемотехника».

   Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: В.К. Воробьева называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т.А. Ткаченко – предметно-схематическими моделями, В.П. Глухов – блоками-квадратами, Т.В. Большева – коллажем, Л.Н. Ефименкова – схемой составления рассказа. Особенности данного метода – применение не изображения предметов, а символов. Прием символизации значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу.

    На каждое слово или словосочетание придумывается картинка, и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.

Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи:

1. Развитие речи и пополнение словарного запаса.

2. Преобразование образов в символы.

3. Развитие памяти, внимания и образного мышления.

4. Развитие мелкой моторики.

5. Развитие творческих способностей, фантазии.

     Мнемотаблицы:

• являются дидактическим материалом по развитию речи;

• их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи;

• использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, при загадывании загадок, при заучивании пословиц, поговорок, стихотворений.

    Работа с такими таблицами строится по принципу «от простого к сложному»:Что такое мнемотаблицы?

1. Рассматривание таблиц и разбор, изображённых на ней символов.

2. Преобразование символов в образы.

3. Рассказ при помощи символов.

   Сначала детям предлагаются простые мнемотаблицы. Затем мнемотаблицы усложняют.

    Очень удобно пользоваться методом мнемотаблиц при составлении описательных рассказов. Описательный рассказ - это наиболее трудный вид в монологической речи. Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.

1. Цвет.

2. Форма.

3. Величина.

4. Из чего состоит?

5. Из какого материала сделана игрушка?

6. Как с этой игрушкой можно играть?

    Этапы работы по формирования навыка составления рассказа-описания у старших дошкольников средствами  мнемотехники включают: подготовительный, основной и заключительный.  Подготовительный этап включает следующие направления работы:

 1 направление – Работа по обогащению словаря признаков у дошкольников. На этом этапе направлении предлагаются дидактические игры, которые способствуют расширению словаря прилагательных у старших дошкольников. Обогащение словаря прилагательных необходимо для дальнейшей работы по составлению рассказов-описаний, так как описание является изложением характерных признаков предмета или явления. 

 2 направление – Работа над структурой описательного рассказа. Детей учат умению осознанно и самостоятельно обследовать объект, с тем, чтобы получить разную информацию. Формируют умения использовать сенсорные эталоны, оценивая степень выраженности различных качеств и свойств (величины, цвета, формы). Описательный рассказ включает в себя название объекта, описание его особенностей, поведения, обращение с объектом.

  Детей необходимо познакомить с планом составления рассказа-описания, с помощью которого будет понятен принцип структуры таких тестов. Например, плана составления рассказа-описания о животном.

1. Сообщение о том, где живет животное. Например: Лев живет в Африке.

 2. Описание внешности: а) общая характеристика (размер или особенности поведения).

 б) описание частей тела: голова (уши, нос, глаза, усы); шерсть; лапы, ноги; хвост.

 3. Чем питается. Например: Слон ест траву и ветки. Лев ест мясо.

 Расширять рассказ можно за счет дополнительных сведений о животном. Слушая ребенка, можно напоминать ему о необходимости заменять название животного местоимениями (он, она, у него, у нее и т. д.). Объяснить, что так рассказ лучше звучит.

  На основном этапе дошкольникам предлагаются схемы, опираясь на которые они составляют рассказы-описания.

  На заключительном этапе дошкольникам предлагаются небольшие тексты-описания по предложенным темам. Старшие дошкольники, опираясь на услышанный рассказ, самостоятельно составляют схемы, на основе уже имеющихся умений, которые они приобрели на основном этапе.

  Таким образом, в результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире. У детей появляется желание составлять рассказы-описания — ребенок понимает, что это совсем не  трудно. Мнемотаблицы учат детей планировать рассказ и воспроизводить его в логичном порядке. Их использование заметно улучшает образовательный процесс, дети учатся быстрее. С использованием мнемотехники у детей развивается память, мышление, внимание, воображение, а значит и речь. Использование мнемотаблиц позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными учебными задачами.

  Использование данной технологии имеет положительные перспективы для применения в работе с дошкольниками, развития  умственных способностей ребенка и готовности   к школьному обучению. Что в целом  и решает задачи ФГОС ДО.

Используемые источники:

  1. file:///C:/Users/User/Downloads/Tkachenko_Formirovanie_17%20(1).pdf 
  2. https://academy.yandex.ru/journal/mnemotechniki 
  3. https://smirnitsky.slovaronline.com/20524-MNEMOTEHNIKA 
  4. https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-chto-takoe-mnemotehnika-2628925.html
  5. http://elib.gnpbu.ru/text/usova_obuchenie-v-detskom-sadu_ 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы методики формирования связной речи у старших дошкольников с ОНР.

Теоретические основы этой методики формирования связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи составляют положения из общей возрастной и педагогической  психологии...

Теоретические основы методики формирования связной речи у старших дошкольников с ОНР.

Теоретические основы этой методики формирования связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи составляют положения из общей возрастной и педагогической  психологии...

Консультация для воспитателей "Формирование связной речи у старших дошкольников"

Связная речь - высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Ф.А.Сохин и др.)....

Направления коррекционной работы по формированию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития)

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является главной целью всего коррекционно-развивающего процесса....

Аттестационная работа на тему «Формирование связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня посредством дидактической игры»

Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка....

Картотека. " Дидактические игры по формированию связной речи у старших дошкольников"

Эти игры  позволят расширить словарный запас ребёнка, научат правильно сочетать слова в устной речи,активизируют словарь и коммуникативные навыки дошкольников. В игре процесс расширения словарног...

Статья "Специфика работы по формированию связной речи у старших дошкольников с нарушением речи средствами пересказа с использованием сюжетных картин"

Статья "Специфика работы по формированию связной речи у старших дошкольников с нарушением речи средствами пересказа с использованием сюжетных картин"...