Консультация для воспитателей "Формирование связной речи у старших дошкольников"
консультация (старшая группа)

Богатырева Анастасия Владимировна

Связная речь - высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Ф.А.Сохин и др.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_svyaznoy_rechi_u_starshih_doshkolnikov.docx15.23 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей старших групп

Тема: Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольное образовательное учреждение развивает все детские наклонности и способности, а между ними нет более существенной и важной по значению, чем способность владеть речью. Поэтому систематическое обучение речи, методическое развитие речи и языка лежат в основе всей системы воспитания в детском саду.

В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь.

Важно помнить, что раньше всего дети переходят к связному предложению в рассказах спокойного, повествовательного характера. В передаче событий, вызвавших яркие эмоциональные переживания, ребенок дольше задерживается на ситуативно-экспрессивном изложении.

 Связная речь - высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Ф.А.Сохин и др.).

Среди умений и навыков, которые необходимо сформировать у дошкольников, особого внимания заслуживают умения и навыки связной речи, поскольку от степени их сформированности зависит  дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения. Это объясняется тем, что речь является способом формирования и формулирования мысли, средством общения и воздействия на окружающих.

Понятие «связная речь» относится как к диалогической (т.е. разговорной), так и монологической (рассказывание) формам речи.

К основным методам обучения детей связной монологической  речи относят обучение:

 - пересказу

 - рассказыванию (о реальных событиях, предметах, по картинам и др.)

 -устному сочинению по воображению.

В зависимости от психологической основы содержания детских рассказов выделяют:

- рассказывание по восприятию (рассказы-описания предметов, рассказы по картинам и пересказ);

- рассказывание по памяти (из коллективного или индивидуального опыта детей);

- рассказывание по воображению (творческое рассказывание).

Кроме того,  детские рассказы классифицируются

      по форме на:                                                 по содержанию на:

- описательные                                                     - фактические

- сюжетные                                                            - творческие

Система обучения рассказыванию включает ряд разделов, предусматривающих овладение детьми навыками монологической речи в следующих формах:

*составление высказываний по наглядному восприятию (составление предложений по демонстрируемому действию, составление предложений по предметных, ситуационным картинкам);

*воспроизведение прослушанного текста (пересказ);

*составление рассказов-описаний;

*рассказывание с элементами творчества (по аналогии, на заданную тему и т.п.)

 В целях формирования у детей с ОНР навыков составления самостоятельного рассказа с элементами творчества проводятся следующие виды занятий:

- составление рассказа по аналогии;

- придумывание продолжения (окончания) незавершенного рассказа;

- составление сюжетного рассказа по набору игрушек;

- сочинение на заданную тему по нескольким опорным словам и предметным картинкам.

  Обучение детей составлению рассказов на тему по опорным словам целесообразно вначале проводить в сочетании с демонстрацией педагогом наглядных опор – соответствующих предметных картинок. Составлению рассказа предшествует называние предметов, изображенных на картинках, их краткая характеристика. Затем детям предлагается тема рассказа, определяющая его возможную событийную основу. Для облегчения выполнения задания применяется краткий план из трех-четырех вопросов, к составлению которого привлекаются дети. При затруднениях педагог дает образец начала рассказа.

Обучение творческому рассказыванию играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, представляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем, но необходимо помнить о том,  что составление творческого рассказа предполагает прежде всего  наличие у детей представлений о некоторых правилах построения рассказа-сообщения. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Развитие связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи"

Основной целью методических рекомендаций по развитию связной речи  детей старшего дошкольного возраста является привлечение родителей к развитию связной речи у детей старшего дошкольного во...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "Мнемотехника как средство развития связной речи у старших дошкольников"

laquo;Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам –он будет долго и напрасно мучиться,но свяжите двадцать таких слов с картинками,и он их усвоит на лету». К.Д. УшинскийМНЕМОТЕХ...

Направления коррекционной работы по формированию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития)

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является главной целью всего коррекционно-развивающего процесса....

Развитие связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Первостепенной задачей в логопедической работе представляет собой развитие связной речи. Связное высказывание является развёрнутым изложением определённого содержания, которое осуществляется логично, ...

Консультация для педагогов "Развитие связной речи у старших дошкольников с зпр"

Информация для педагогов о развитии связной речи у детей с зпр...

Программа по коррекции и развитию связной речи у старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи "Театральный логочас"

Программа составлена с целью коррекции и развития связной речи детей с тяжёлыми нарушениями речи средствами театральной деятельности...

Консультация для родителей «Развитие связной речи у старших дошкольников».

Родителям очень важно следить за выразительностью речи своих детей, расширять запас слов, вырабатывать способность чётко излагать свои просьбы ,впечатления. Всего этого можно добиться в свободном обще...