Роль художественной литературы в развитии связной речи детей
статья по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Роль художественной литературы в развитии связной речи детей
(выступление из опыта работы)
Без книги в мире ночь, и ум
людской убог,
Без книги, как стада,
бессмысленны народы.
В ней добродетель, долг, в ней
мощь и соль природы,
В ней будущность твоя
и верных благ залог.
В.Гюго
Подготовила: воспитатель I кв.кат. МБДОУ № 6 "Улыбка"
Бердинова И.Н.
В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер, - поэтому наша роль, как воспитателя состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение к книге. Книга дает возможность домыслить, «пофантазировать». Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.
«Важнее книг в нашей цивилизации ничего нет»
считает Татьяна Владимировна Черниговская. Татьяна Черниговская занимается исследованиями в областях нейронауки, психолингвистики и теории сознания. Является Заслуженным деятелем наук РФ, Членом-корреспондентом РАО, на данный момент работает на базе Санкт-Петербургского государственного университета.
Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка, без чего невозможно успешное обучение в школе.
В дошкольный период происходит становление речи и ее формирование. В эти годы ребенок усваивает звуки родного языка, учится отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас. С развитием речи у дошкольников усиливается потребность в общении. Постепенно уточняются правила общения, дети осваивают новые формулы речевого этикета. Но в некоторых ситуациях дети отказываются использовать общепринятые речевые формы. Причин для этого может быть несколько. Самая главная - это недостаток общения, чтения и слушания художественной литературы и, как следствие, бедный словарь дошкольника. Важнейший путь решения данной проблемы - обучение речевому этикету детей, в особенности старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы, так как именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.
Функции, которые выполняет художественная литература
в развитии коммуникативных способностей детей:
обогащает, уточняет и активизирует словарный запас ребенка на основе формирования конкретных представлений и понятий; развивает навыки связной речи;
дает образцы правильной литературной речи, богатой эпитетами, сравнениями, метафорами, эмоционально-оценочной и сказочной лексикой;
влияет на эмоциональное развитие детей, на понимание эмоционального состояния других людей, на умение выразить свое эмоциональное состояние словами, развивает культуру речи;
развивает творческие способности (побуждает к придумыванию новых слов, рифм, сочинению собственных сказок, рассказов, историй)
В детском саду развитие коммуникативных способностей детей средствами художественной литературы ведется по следующим направлениям:
Совместная деятельность воспитателя и детей
Самостоятельная деятельность
Работа с родителями
Создания развивающей пространственной среды в группе
Совместная деятельность воспитателя и детей осуществляется при:
Чтение и обсуждение художественных произведений.
Рассказывание сказок.
Заучивание стихотворений.
Пересказ литературных произведений.
Сочинение стихов, небылиц, рассказов.
Литературные викторины, конкурсы.
В процессе образовательной деятельности в режимных моментах наиболее эффективными являются следующие формы работы:
1.Знакомство с новыми книгами в уголке «Читаем сами»
2.Рассматривание иллюстраций к сказкам и книгам познавательного содержания
3.Беседа по прочитанным произведениям
4.Загадывание загадок.
5.Разыгрывание диалогов из произведений
6.Показ сказок
7.Час скороговорок, считалок, потешек и др.
Крайне важным звеном в деле приобщения ребёнка к книге мы считаем сотрудничество его с родителями. Чтение способствует духовной связи ребёнка со взрослым, преодолению дефицита общения детей и родителей, потому что процесс осознания художественной литературы не может быть механическим: это совместная работа души и ума. К сожалению, очень многие родители относятся к детскому чтению не так, как этого хотелось бы.
Поэтому нами были подобраны и проведены консультации по организации домашнего чтения: «Какие сказки читать ребенку на ночь?», «Учим детей рифмовать», «Роль книги в развитии ребенка», «Читаем книги каждый день», выставка рисунков «Мои любимые сказочные герои».
Важными в своей работе мы считаем раннюю социализацию детей. Детская библиотека выступает как основной социальный институт, способный оказать помощь педагогам, семье в формировании дошкольников как читателей.
Наш детский сад расположен в шаговой доступности с детской библиотекой ДК "Алые паруса" и мы конечно широко используем эту возможность для плодотворного сотрудничества.
Наши дети - постоянные гости библиотеки, где библиотекари проводят с ними циклы занятий. Сотрудники библиотеки частые гости в дошкольном учреждении. Также наши дети постоянные участники различных проектов и выставок, проводимых совместно с библиотекой.
Дети проводят много времени в детском саду и для их развития создана развивающая предметно-пространственная среда:
Детская художественная литература по разным темам.
Энциклопедии, книги о природе, о технике в познавательном уголке
Дидактические игры по развитию речи, по ознакомлению с окружающим миром, с миром природы.
Кукольные и настольные театры по литературным произведениям.
Иллюстрации, альбомы по сказкам.
Достаточно часто в детском саду проводятся тематические дни по творчеству писателя или поэта. В книжном уголке выставляется портрет, художественные произведения, дети рисуют и создают поделки, оформляются выставки, читают стихи. Например, 15 сентября мы отмечали день рождения А.Алиша, в ноябре нас ждут дни рождения С. Маршака и Д. Мамина-Сибиряка.
Главный результат проведенной работы в том, что дети любят книги, рассматривают их, просят прочитать, обмениваются своими впечатлениями, активно используют в речи выразительные средства языка, сочиняют, фантазируют, с удовольствием участвуют в инсценировке сказок.
Нужно помнить, что ознакомление с художественной литературой – это не просто чтение, это целостный анализ произведения, обязательно включающий выполнение игровых и творческих заданий.
Лишь в этом случае можно ожидать, что знакомство с произведением окажет благоприятное влияние на развитие речи и интеллекта ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Влияние художественной литературы на развитие связной речи детей раннего возраста»
План по-самообразованию....
«Влияние художественной литературы на развитие связной речи детей раннего возраста»
план по самообразованию...
Роль художественной литературы в развитии связной речи детей
Презентация на тему "Роль художественной литературы в развитии связной речи детей"...
Роль художественной литературы в развитии связной речи детей дошкольного возраста.
Роль художественной литературы в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Хорошо развитая речь детей является одним из главных показателей готовности...
Роль художественной литературы в развитии связной речи детей
Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью - это способ познания действительности. Богатство, точность, содержательность речи зависят от обогащения ...
Доклад «Влияние фольклора и художественной литературы на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста»
Доклад «Влияние фольклора и художественной литературы на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста» (из опыта работы)...