Роль художественной литературы в развитии связной речи детей
статья по развитию речи (старшая группа)

Бердинова Ирина Николаевна

выступление из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_hud_litry.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль художественной литературы в развитии связной речи детей

(выступление из опыта работы)

Без книги в мире ночь, и ум 
        людской убог, 
Без книги, как стада, 
        бессмысленны народы. 
В ней добродетель, долг, в ней 
        мощь и соль природы, 
В ней будущность твоя 
        и верных благ залог.

В.Гюго

Подготовила: воспитатель I кв.кат. МБДОУ № 6 "Улыбка"

Бердинова И.Н.

В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер, - поэтому наша роль, как воспитателя состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение к книге. Книга дает возможность домыслить, «пофантазировать». Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

«Важнее книг в нашей цивилизации ничего нет»
считает Татьяна Владимировна Черниговская. Татьяна Черниговская занимается исследованиями в областях нейронауки, психолингвистики и теории сознания. Является Заслуженным деятелем наук РФ, Членом-корреспондентом РАО, на данный момент работает на базе Санкт-Петербургского государственного университета.

Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка, без чего невозможно успешное обучение в школе.

В дошкольный период происходит становление речи и ее формирование. В эти годы ребенок усваивает звуки родного языка, учится отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас. С развитием речи у дошкольников усиливается потребность в общении. Постепенно уточняются правила общения, дети осваивают новые формулы речевого этикета. Но в некоторых ситуациях дети отказываются использовать общепринятые речевые формы. Причин для этого может быть несколько. Самая главная - это недостаток общения, чтения и слушания художественной литературы и, как следствие, бедный словарь дошкольника. Важнейший путь решения данной проблемы - обучение речевому этикету детей, в особенности старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы, так как именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.

Функции, которые выполняет художественная литература
в развитии коммуникативных способностей детей:

обогащает, уточняет  и активизирует словарный запас ребенка на основе формирования конкретных представлений и понятий; развивает навыки связной речи;

дает образцы правильной литературной речи, богатой эпитетами, сравнениями, метафорами, эмоционально-оценочной и сказочной лексикой;

влияет на эмоциональное развитие детей, на понимание эмоционального состояния  других людей, на умение выразить свое эмоциональное состояние словами, развивает культуру речи;

развивает творческие способности (побуждает к придумыванию новых слов, рифм,  сочинению собственных сказок, рассказов, историй)

В детском саду развитие коммуникативных способностей детей средствами художественной литературы ведется по следующим направлениям:

Совместная деятельность воспитателя и детей

Самостоятельная деятельность

Работа с родителями

Создания развивающей пространственной среды в группе

Совместная деятельность воспитателя и детей осуществляется при:

Чтение  и обсуждение художественных произведений.

Рассказывание сказок.

Заучивание стихотворений.

Пересказ литературных произведений.

Сочинение стихов, небылиц, рассказов.

Литературные викторины, конкурсы.

В процессе образовательной деятельности в режимных моментах наиболее эффективными являются   следующие формы работы:

1.Знакомство с новыми книгами в уголке «Читаем сами»

2.Рассматривание иллюстраций к сказкам и книгам познавательного содержания

3.Беседа по прочитанным произведениям

4.Загадывание загадок.

5.Разыгрывание диалогов из произведений

6.Показ   сказок

7.Час  скороговорок, считалок, потешек и др.

Крайне важным звеном в деле приобщения ребёнка к книге мы считаем сотрудничество его с родителями. Чтение способствует духовной связи ребёнка со взрослым, преодолению дефицита общения детей и родителей, потому что процесс осознания художественной литературы не может быть механическим: это совместная работа души и ума. К сожалению, очень многие родители относятся к детскому чтению не так, как этого хотелось бы.

Поэтому нами были подобраны и проведены консультации по организации домашнего чтения: «Какие сказки читать ребенку на ночь?», «Учим детей рифмовать», «Роль книги в развитии ребенка», «Читаем книги каждый день», выставка рисунков «Мои любимые сказочные герои».

Важными в своей работе мы считаем раннюю социализацию детей. Детская библиотека   выступает как основной социальный   институт,   способный  оказать помощь педагогам, семье в формировании дошкольников как читателей.

Наш детский сад расположен в шаговой доступности с детской библиотекой ДК "Алые паруса" и мы конечно широко используем эту возможность для плодотворного сотрудничества.

Наши дети   - постоянные гости библиотеки, где библиотекари проводят с ними циклы занятий. Сотрудники библиотеки частые гости в дошкольном учреждении. Также наши дети постоянные участники различных проектов и выставок, проводимых совместно с библиотекой.

Дети проводят много времени в детском саду и для их развития создана развивающая предметно-пространственная среда:

Детская художественная литература по разным темам.

Энциклопедии, книги о природе, о технике в познавательном уголке

Дидактические игры по развитию речи, по ознакомлению с окружающим миром, с миром природы.

Кукольные и настольные театры по литературным произведениям.

Иллюстрации, альбомы по сказкам.

Достаточно часто в детском саду проводятся тематические дни по творчеству писателя или поэта. В книжном уголке выставляется портрет, художественные произведения, дети рисуют и создают поделки, оформляются выставки, читают стихи. Например, 15 сентября мы отмечали день рождения А.Алиша, в ноябре нас ждут дни рождения С. Маршака и Д. Мамина-Сибиряка.

Главный результат проведенной работы в том, что дети любят книги, рассматривают их, просят прочитать, обмениваются своими впечатлениями, активно используют в речи выразительные средства языка, сочиняют, фантазируют, с удовольствием участвуют в инсценировке сказок.

Нужно помнить, что ознакомление с художественной литературой – это не просто чтение, это целостный анализ произведения, обязательно включающий выполнение игровых и творческих заданий.

Лишь в этом случае можно ожидать, что знакомство с произведением   окажет благоприятное влияние на развитие речи и интеллекта ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль художественной литературы в развитии связной речи детей

Презентация на тему "Роль художественной литературы в развитии связной речи детей"...

Роль художественной литературы в развитии связной речи детей дошкольного возраста.

Роль художественной литературы в развитии связной речи детей дошкольного возраста.        Хорошо развитая речь детей является одним из главных показателей готовности...

Роль художественной литературы в развитии связной речи детей

Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью - это способ познания действительности. Богатство, точность, содержательность речи зависят от обогащения ...

Доклад «Влияние фольклора и художественной литературы на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста»

Доклад «Влияние фольклора и художественной литературы на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста» (из опыта работы)...