«Использование художественной литературы в развитии связной речи детей раннего дошкольного возраста»
статья по развитию речи

Ширшова Марина Евгеньевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл isp_hud_lit_v_razvitii_rechi.docx18.45 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование художественной литературы в развитии связной речи детей раннего дошкольного возраста»

Основными особенностями развития речи в раннем возрасте является то, что:

– развитие речи ребёнка связано не только непосредственно с общением со взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов;

– формируется активная речь, которая становится средством общения со взрослыми и сверстниками;

– формируется обобщающая  и регулирующая функция речи;

– появляется ситуативная речь и   описательная речь;

– речь отражает опыт взаимодействия ребенка с окружающим, называя не только предметы и лица, но и действия, переживания, требования, предложения, желания;

– формируется слушание и понимание художественных произведений, рассказов взрослого, что обогащает собственный опыт ребенка и помогает усвоить опыт социальный, а также способствует развитию речи ребёнка.

Эффективное формирование речи детей раннего возраста требует оптимальных психолого-педагогических условий. Важным условием является богатство впечатлений, получаемых ребенком. В этом аспекте огромным потенциалом обладает художественная литература.

Художественная литература - могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Произведения литературы дают образцы русской литературной речи.

В раннем возрасте уделяется большое внимание знакомству детей с художественной литературой. Воспитатель должен всегда помнить, что дети раннего возраста – не читатели, а слушатели. И от того, какое у них будет отношение к книге, зависит от взрослых, которые отбирают книги для чтения и читают их малышу.

Одними из первых художественных произведений,  с которыми знакомятся дети, - сказки, произведения устного народного творчества. Эти произведения имеют большое значение для общего развития ребенка. Они помогают ему познать окружающий мир, формируют эстетические чувства, способствуют развитию эмоциональной сферы, активизируют деятельность, учат тонкостям родного языка, развивают речь.

        Третий год жизни характеризуется чрезвычайно возрастающей речевой активностью ребенка. Расширяется круг его общения: он много говорит не только с близкими ему людьми, но и с другими взрослыми и детьми. Резко повышается речевая активность во время игр и самостоятельных занятий.  Возрастает интерес детей к речи взрослых. Дети в этом возрасте легко запоминают небольшие стихотворения и сказки, воспроизводя их с большой точностью. Запоминание стихов и сказок является важным источником развития речи.

Ознакомление детей  раннего возраста  с художественной литературой  мы проводим как на специальных занятиях по развитию речи, так и вне занятий.

Известно, что речевое умение или навык не может быть сформирован за одно занятие, поэтому программный материал, который изучался на предыдущем занятии, повторяется на последующем, причем интервал между ними  не более 1-3 дней.

При ознакомлении с художественной литературой мы используем книги с иллюстрациями, стараемся привлечь  внимание детей к картинкам, при этом сам воспитатель читает текст или ведёт рассказ своими словами. Маленькому ребенку легче воспринимать рассказ, чем чтение, поэтому рассказывание  в первой младшей группе предпочтительнее. Когда воспитатель смотрит на детей, он как бы разговаривает с каждым ребенком и этим воспитывает очень важное умение слушать и понимать монологическую речь.

Художественное произведение на занятии рассказывают дважды, иногда повторяют и в третий раз.

   На  занятия распространяются общие дидактические принципы.

Во-первых, это принцип активности и посильной самостоятельности. Его суть - активное соучастие и сотворчество педагога и ребенка. Например, читая сказку, мы просим ребят изобразить персонаж. «Как закричал петушок, подойдя к теремку?» и просим ребят прокричать с необходимой выразительностью, «Как лисичка разговаривает с колобком: тихо, спокойно, ласково. Давайте вместе скажем: «Колобок, колобок…» и т.д. После прочтения произведения задаём вопросы ребятам, улавливаем смысл ответа ребёнка, состоящего зачастую из одного-двух слов,  и своими вопросами и образцом ответа побуждаем малыша к более полному высказыванию. «От кого ушёл Колобок?» «Колобок и от дедушки ушёл, и от бабушки ушёл», «А ещё от кого ушёл Колобок?» и т.д.

Другой важнейший принцип ознакомления детей с русскими народными сказками - принцип познавательной выразительности. Мы стараемся поддерживать интерес детей при помощи эмоционального изложения. Каждый герой, персонаж должен говорить своим особенным голосом. Воспитателю при помощи интонации необходимо передать характер героя, только тогда дети будут заинтересованно слушать произведение до конца. Во время прочтения художественных произведений мы используем музыкальные произведения, которые подчёркивают его характер.

Не менее важен в ходе ознакомления с художественной литературой с детьми раннего дошкольного возраста принцип наглядности, (т.е. используемые наглядные средства: игрушки, картинки, пособия и т.п.), с помощью которых создается развернутая картина действий и результата.

Индивидуальная работа с детьми по развитию речи посредством произведений художественной литературы возможна в процессе проведения различных режимных моментов: приёма детей, самостоятельной деятельности, гигиенических процедур, на прогулке, при подготовке к приёму пищи, ко сну мы используем прибаутки, пестушки. После нескольких повторений дети уже самостоятельно могут рассказать прибаутку. В режимных моментах мы используем такие произведения:

— на прогулке «Здравствуй осень», «Дождик», «Как на тоненький ледок», «Валенки», «Наша Маша», «Уж ты зимушка-зима», «Солнышко»;

— при умывании («Водичка, водичка»);

— кормление («Травка – муравка»);

— одевание на прогулку («Варежки Вареньки» и др.),

— укладывание на дневной сон («Вот и люди спят», «Баю, бай»).

В процессе ознакомления с окружающим:

— части тела («Ладушки», «Что за шум, что за рев);

— дом, семья («Баю, бай», «Пальчик, мальчик»);

— игрушки («Чики-чикалочки»);

— фрукты, овощи («Здравствуй осень», «В лес зайчишка поскакал», «Зайчишка-трусишка», «Огурчик», «Зайка репку посадил»).

Для организации работы по развитию связной речи воспитанников посредством художественной литературы нами была организована развивающая предметно-пространственная  среда, включающая:

— наличие книг в соответствии с ОП ДО, игрушек, игровых материалов;

— иллюстрации к художественным произведениям;

— картотека потешек, пестушек с картинками;

— картотека пальчиковых игр;

— настольный театр;

— кукольный театр;

- маски;

- сюжетные картинки для воспроизведения последовательности действий в произведении;

-фонотека.

Подводя итог, хочу отметить, что среди многих важных задач воспитания и обучения детей раннего дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных. Одним из важнейших условий развития речи ребенка дошкольного возраста является использование в данном процессе художественных произведений.

Становление речевого общения ребенка в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы начинается с эмоционального общения. Оно является стержнем, основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка в подготовительный период развития речи. Он как бы заражается эмоциональным состоянием произведения. Проживает жизнь героев, учится новым словарным оборотам, пополняет содержание своего активного словаря. Это именно эмоциональное общение, а не речевое, но в нем закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация: "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста"

Мнемотехника - это система методов и приемов обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, помогающих  эффективно запоминать стуктуру расска...

«Использование Тико-технологии в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста».

Обучение связной речи – одна из наиболее сложных методических задач дошкольного воспитания и развития. К концу дошкольного возраста устные высказывания ребенка должны приобрести развернутость, логично...

Доклад «Влияние фольклора и художественной литературы на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста»

Доклад «Влияние фольклора и художественной литературы на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста» (из опыта работы)...

Логопедический проект "Говорящие картинки" (Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи)

Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....

Индивидуальный план по самообразованию "Влияние художественной литературы на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста"

Речевое развитие детей выступает одной из важнейших задач дошкольного образования. Речь является основой для освоения ребенком культурно-исторического опыта, выступает как средство коммуникации, спосо...